СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Православные праздники и народные традиции"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному поколению необходимо знать не только историю Российского государства, но и традиции, и обычаи национальной культуры.

Просмотр содержимого документа
«"Православные праздники и народные традиции"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Натальинская средняя общеобразовательная школа»









Проект

по учебным дисциплинам ОДНКНР и ИЗО

«ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

И НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ»







Исполнители: Пасхина Виктория,

Юшманова Юлия,

обучающиеся 5 класса

Руководитель: Лагунова Ольга Алексеевна,

учитель ИЗО











п. Натальинск,

2019 год


Оглавление

стр.

Введение………………………………………………………………………………….3

  1. Исследовательский этап проекта……………………………………………………5

    1. Социологическое исследование…………………………………………….5

    2. Православные праздники и их традиции на Руси и в настоящее время….6

      1. Пасха — самый главный и торжественный христианский праздник...6

      2. Рождество Христово в России: история и традиции…………………..7

      3. Православные праздники в изобразительном искусстве……………10

      4. Современные идеи праздничного застолья…………………………...12

  2. Практический этап проекта………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………………...16

Используемые источники………………………………………………………………17

Приложение……………………………………………………………………………..18




























Введение

Каждый человек, даже если он не знает о Боге или отрицает его – в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы чувствовать…

Александр Мень


Современные православные праздники имеют огромное значение, как для Русской церкви, так и для всех православных христиан.  Уникальная, самобытная культура наших предков является показателем духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Православие наложило свой отпечаток на быт и культуру нашего народа. Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, т. к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего. А нужно ли нам, современному поколению, знать православные праздники, которыми жили наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции, и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении.

С детского сада мы знакомимся с традициями православных праздников, построенных на народном календаре, годичном цикле жизни русского народа.

Нам часто кажется, что мир традиций и обычаев, праздников безвозвратно ушёл в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские традиции и обычаи.

И поэтому мы выбрали тему «Православные праздники и народные традиции», чтобы доказать, что обращение к духовным ценностям русской культуры достаточно актуально в современном обществе.

Актуальность рассматриваемой темы также состоит в том, что общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что обряд, обычай, праздник направлены на сохранение вечных человеческих ценностей: мира в семье, любви к ближнему, сплочённости, нравственного добра, скромности, красоты, истины, патриотизма.

Цель проекта: определить взаимосвязь православных праздников и их традиций с современной жизнью

Задачи проекта:

1. провести социологический опрос «Православные праздники и традиции их празднования на Руси»;

2. изучить и проанализировать материал о значимости православных праздников Рождества Христово, Пасхи и их традиций на Руси и в настоящее время;

3. познакомиться с художниками, которые изображали сюжеты светлых праздников Рождества Христово и Пасхи;

4. оформить альбом «Православные праздники», выставку творческих работ обучающихся образовательной организации.

Гипотеза: приобщение человека к культурным и духовно-нравственным традициям также актуально сейчас, как и много лет назад.

Объект исследования: православные праздники.

Предмет исследования: взаимосвязь православных праздников и их традиций с современной жизнью.

Практическая направленность:

- создание презентации, оформление альбома «Православные праздники»;

-оформление выставки творческих работ обучающихся «Православные праздники»;

- презентация проекта на базе ОО.

Основополагающий вопрос: как взаимосвязаны православные праздники и их традиции с жизнью современного человека?

Проблемные вопросы:

  1. Какие существую православные праздники и их традиции?

  2. Какую роль играют православные праздники в нашей жизни?































  1. Исследовательский этап проекта

    1. Социологическое исследование

Подрастающее поколение в современной России особенно нуждается в духовно-нравственном здоровье, формировании нравственных ориентиров. Заложить основу духовного воспитания можно только на основе традиционной для Отечества православной культуры.

Чтобы доказать актуальность выбранной темы, мы провели опрос 32 обучающихся нашей образовательной организации. Православные праздники назвали 94% опрошенных, а вот их традиции знают только 32%; определить праздник по его дате смогли 75%, а количество главных праздников знают только 20% респондентов.

Анализ опроса показал следующие результаты:

Таблица 1.

Результаты анкетирования


Вопрос

Ответ

Количество опрашиваемых/

в процентном отношении

Перечислите православные праздники на Руси

Верно

29/94%

Какие православные праздники отмечают в твоей семье?

Пасха

22/69%

Рождество Христово

23/74%

Масленица

11/35%

Крещение

4/12%

Определи праздник по его традициям

Пасха

14/44%

Рождество Христово

12/38%

Крещение

17/53%

Троица

4/12%

Сколько существует главных православных праздников

Правильных ответов

6/20%

По дате определи праздник

07.01.2019 Рождество

26/81%

28.04.2019 Пасха

27/84%

16.06.2019 Троица

15/47%

19.01.2019 Крещение

26/81%

06.06.2019 Вознесение Господне

10/31%



Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что опрашиваемые знают, какие существую православные праздники, но недостаточно хорошо знакомы с их традициями.

    1. Православные праздники и их традиции на Руси и в настоящее время


В нашу современную жизнь вошло много иноземных праздников: День святого Валентина, День города – за всем этим многообразием теряется исконно-русская культура, наши православные праздники и обычаи.  А ведь с момента Крещения Руси, чтобы в нашей стране не случилось, вера всегда спасала русских людей. И так было потому, что наши предки чтили свои корни, знали православные праздники и соблюдали традиции.

Православные праздники — это дни торжеств в честь и память событий, связанных с жизнью Иисуса Христа, его матери Девы Марии и особо почитаемых Церковью Святых. 

С рождением Иисуса Христа два тысячелетия назад появилась христианская религия. От Рождества Христова ведется наше летосчисление (наша эра). В Древней Руси год по языческим обычаям начинался весной. С введением на Руси христианства Православная Церковь приняла юлианский календарь и начало года перенесла на 1 сентября.  


      1. Пасха — самый главный и торжественный христианский праздник

История праздника. Главным христианским праздником является Светлое Воскресение Христово, называемое Пасхою. 

Он совершается каждый год в разное время. Празднование Пасхи — самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». День Светлого Христова Воскресения для христиан — это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа, а вся Пасхальная седмица празднуется «как един день». Церковная служба всю неделю почти полностью повторяет ночное пасхальное богослужение.

От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели — воскресенье. Каждое воскресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще называют «малой Пасхой». Воскресенье называется воскресеньем в честь воскресшего в третий день после распятия Иисуса Христа. И хотя Воскресение Господне христиане вспоминают еженедельно, но особенно торжественно отмечается это событие один раз в году — на праздник Пасхи.

Окрашенное в красный цвет луковой шелухой яйцо раньше называли крашенка, расписное — писанка, а деревянные пасхальные яйца — яйчата. Яйцо красного цвета знаменует для людей возрождение кровью

Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, — это нововведение, которое не приветствуется, как и термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями. Вся эта «полиграфия» обычно широко представлена на прилавках магазинов в предпасхальные недели, однако мало кто задумывается о дальнейшей судьбе такой термонаклейки — после того, как ее счистят с пасхального яйца, она вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро.

Пасхальной традицией для христиан является, безусловно, отношение к работе во время Светлой седмицы. В канун праздника или воскресения христиане работают только до половины дня, предшествующего празднику, а во всю Пасхальную седмицу работать для староверов большой грех. Это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа.

Праздник Светлой Пасхи — самый любимый Праздник еще с детства, он всегда радостный, особенно теплый и торжественный! Особенно много радости он приносит детям, а каждый верующий старается подать пасхальное яйцо, кулич или сладости, в первую очередь именно ребенку.

Традиции. Главная традиция Светлого Воскресенья – посещение церкви. Утром всей семьей отправляются на праздничное богослужение. По традиции, все продукты в церковь люди приносят в украшенных плетеных корзинках. В некоторых регионах России придерживаются обычая: на самое видно место ставится большой кулич, который стоит там все службу, а по ее окончанию, его разделяют на кусочки и раздают всем желающим прихожанам.

Этот день символизирует не только воскрешение Господнее, но и наступление весенней поры, возрождение природы. Символы празднования, а также многие обряды сохранились и до наших дней.

Пасха сегодня и во веки веков была и есть праздник особенно торжественный и семейный, отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Положено было посещать и далёких членов семьи. Отправляясь в гости, с собой в обязательном порядке берут крашеные яйца. Приветствуют друг друга фразами «Христос воскрес» — «Воистину воскрес», трижды принято целоваться и обмениваться крашенками.

В Светлую неделю до сих пор сохранилась древняя забава для малышей, к которой с нескрываемой радостью присоединяются и взрослые — катание крашеных (неосвященных) яиц. Суть игры такова: каждый игрок катит своё яйцо по специальной деревянной дорожке — желобу, и если укатившееся яйцо попадет в чье-то другое яйцо, то игрок забирает его себе как приз. Недалеко от желоба обычно раскладывают еще и подарки-сувениры. В старину такие соревнования могли длиться по несколько часов! А «счастливчики» возвращались домой с богатым «урожаем» яиц.

Также популярная традиция, сохранившаяся и на сегодняшний день – христосование  яйцами. Оно заключается в том, что два человека устраивают своеобразную «дуэль» и проиграет тот, у кого первого треснет крашенка. Дети часто соревнуются в «покатушках» — сильно толкают писанку и смотрят, у кого она докатится дальше всех.

В России Пасха – большой праздник и всегда отмечается с пышными торжествами. Наши предки после трапезы устраивали народные гулянья – проводили соревнования, пели песни, водили хороводы.

Праздник, согласно православному канону, принято отмечать неделю. Люди ходят в гости к друзьям и родственникам, приносят пасхальные угощения. На 7 день отмечается Красная горка.

На Руси в этот период часто справляли свадьбы и всенародно веселились. Ведь дальше снова следует религиозный пост и начало работ в поле и саду.

Пасха — это Праздник праздников и Торжество торжеств, это победа добра над злом, света над тьмой, это великое торжество, ангелов и архангелов вечный праздник, жизнь бессмертная для всего мира, нетленное небесное блаженство для людей. Искупительная жертва Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, пролитая Им на Честном Кресте кровь избавила человека от страшной власти греха и смерти. Да будет «Пасха нова святая, Пасха таинственная», прославляемая в праздничных песнопениях, продолжаться в наших сердцах во все дни нашей жизни!

Подготовка к празднику

Подготовку к празднованию Пасхи принято начинать заранее. Неделя перед торжеством называется Страстной и люди традиционно в этот период занимаются уборкой жилища и очищением от лишних вещей. Следуя традиции, генеральная уборка дома происходит в Чистый четверг.

К подготовительному этапу относится выпекание куличей, окрашивание яиц (наши предки делали этот при помощи цветного воска, но сегодня используются пищевая краска и наклейки). Традиционно этому занятию просвещают целый день – субботу.

Особое внимание уделяется приготовлению блюд к праздничному столу. Но их можно будет попробовать только в воскресенье. Так как согласно традиции, в Страстную неделю этого делать нельзя.

В этот праздничный день хозяйки всегда накрывают пышные столы, готовя самые вкусные блюда. Угощаются разнообразными салатами, выпечкой, мясными и рыбными блюдами.

Праздничный стол отличается пышным убранством и разнообразными закусками. Так как многие придерживались Великого поста, в этот день было позволено выпить вина, медовухи, угоститься блюдами из мяса и рыбы. На обед по традиции подают супы, холодец, сладкие и соленые пироги, икру, сыр, кисель. Если в семье к пасхальному дню закалывают ягненка, его запекают и обязательно угощают друзей, соседей и всех желающих. Таким образом, семья зазывает в дом богатство и благополучие.

Для украшения стола обязательно готовят специальную пасхальную выпечку — «барашек».

На Пасху принято христосоваться — поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга.




1.2.2. Рождество Христово в России: история и традиции


Рождество Христово в православии является вторым по важности праздником после Светлой Пасхи. 7 января – это примерная дата рождения Христа, точный день никому не известен. Первые празднования упоминаются в I веке. Вплоть до IV века Рождество отмечалось в один день с Крещением — 6 января. Этот знаменательный день называли Богоявлением.

Первый раз отмечать отдельный праздник Рождества начали в начале IV века в Римской церкви. На востоке разделение Крещения и Рождества произошло на полвека позднее. Православные верующие долгое время не могли назначить точную дату празднования. Первые христиане вообще никак не отмечали Рождество. Дело в том, что это, как правило, были евреи, а они отождествляли рождение младенца с болью и муками. Праздник Рождества появился, когда греки примкнули к христианству.

На Руси массовые празднования начались в конце X века, после крещения князя Владимира. В начале XIII века на праздничные гуляния 7 января из Польши приезжал вертепный театр, в точности воспроизводящий историю появления младенца Иисуса на свет и преследование его царем Иродом. Такая традиция продержалась целых шесть веков, вплоть до Октябрьской революции. В конце XIX века неотъемлемым атрибутом праздника стала рождественская елка, которая ставилась не только в городских домах, но и в деревенских. В начале XX века появился Дед Мороз.

В 20-х годах XX века в стране началась антирелигиозная пропаганда, и празднования Рождества прекратились. Но, не смотря на это, вплоть до 1929 года день 7 января в календарях помечался как праздник и был выходным. В 1929 году Рождество Христово стало под запретом. Русские люди, для которых январская ель в доме стала традицией, стали украшать ей жилище на Новый год.

Возрождение праздника Рождества Христова произошло в 1991 году. Накануне Нового 1990 года правительство объявило 7 января нерабочим днем.

Как в России отмечают Рождество Христово

По православным законам Русской Церкви Рождеству предшествует рождественский пост. Накануне Рождества идет особая суббота, заканчивающая рождественским сочельником. Ночью в церкви проводятся всенощные бдения, в начале праздничного дня устраиваются торжественные богослужения и чтится память Христа и Божьей Матери. Когда наступает великий праздник, христиане по обычаю обмениваются словами: «Христос родился!». В ответ нужно сказать «Славим его!».

После посещения церкви на Руси начинались гуляния. Народ проводил время весело: устраивались колядки, рядились, пели и танцевали. Строились вертепы, и разыгрывалась сцена рождения Христа. Детям полагалось отнести своим крестным родителям вечерю. Те в ответ угощали ребят и одаривали подарками.

По старому русскому обычаю на Рождество запекается гусь, и вся семья собирается к столу. На святки устраиваются вечерние гадания.

Святки-колядки

После празднования Рождества наступает святочная неделя, заканчивающаяся накануне Крещения. Во время святок на Руси устраивались катания на санках, общественные и семейные гуляния, забавы и театрализованные представления. В народе из уст в уста переходили святочные истории, повествующие о добрых чудесах, происходящих в эти дни. На Руси среди молодежи было популярным устраивать святочные гадания. Незамужние девушки пытались таким образом узнать, когда они выйдут замуж и кто станет их суженым.

На святочную неделю в народе было принято колядовать. Эта традиция живет и сегодня. Молодые юноши и девушки, а также дети наряжались в разные костюмы, скрывающие их личность, и обходили дома. Когда хозяева открывали дверь, ряженые должны были спеть песню, называемую колядкой. За это их угощали сладостями. Колядовщиков всегда ждали и приветливо встречали. Отказать ряженым в приеме и угощении – значит накликать беду в дом.

Современные традиции празднования

Празднование Рождества в России было разрешено сравнительно недавно, поэтому, в отличие от западных стран, в нашей стране нет устоявшихся обычаев и традиций для этого праздника. Основные религиозные мероприятия проходят в православных соборах и церквях, а российский народ праздно отдыхает на новогодних каникулах. Основные гуляния еще с 1929 года перенесены на Новый год, поэтому Рождество проходит тихо и спокойно. Но все-таки приверженцы старых традиций пытаются возобновить прежние игрища и гуляния на Рождество. В некоторых городах нашей страны местные власти устраивают для горожан праздник на центральной площади.

Русская церковь торжественно отмечает праздник Рождества Христова. В сочельник православные храмы наполняются множеством христиан, многие из которых проводят там всю ночь. Общественное телевидение в прямом эфире транслирует всенощные бдения и утреннюю литургию по центральным каналам.

Почему именно ель стала символом Рождества

Существует легенда, что поклониться рождению сына Божия пришли не только люди, но и представители природы. Ель посчитала себя недостойной, потому что кроме иголок у нее ничего не было. Она стояла в стороне и не решалась подойти к младенцу.

Другие деревья решили помочь ели и стали украшать ветки плодами, цветами. Ель стала нарядной и смогла подойти к Иисусу и над макушкой ели засветилась звезда, которая добавила дереву еще большей торжественности. С тех пор ель всегда зеленая, в отличие от других деревьев, и являлась долгое время только символом Рождества.

Торжественный стол — почему и откуда

Обязательным атрибутом Рождества Христова является разнообразие стола. Праздник отмечают с вечера 6 января по григорианскому стилю и обязательно готовят к ужину 12 постных блюд. Во главе стола сочиво или кутья (постная каша с медом и фруктами) и взвар (компот из сухофруктов с медом).

Утром хозяйка должна приготовить новых 12 блюд, но с добавлением продуктов, запрещенных в пост. Чем богаче трапеза, тем больше удачи, тепла и богатства будет в семье. Стол не должен быть пустым и нужно угостить всех, кто приходит в дом. Число блюд — это символ 12 апостолов, как факт их важности в праздновании.


      1. Православные праздники в изобразительном искусстве

Рождество изображали художники, жившие, по крайней мере, за 1100 лет до Андрея Рублева. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского (III-IV вв.), не позднее 330-х годов по приказу императора Константина в Вифлееме была выстроена церковь Рождества, где, несомненно, была икона этого праздника. Древнейшие изображения Рождества дошли до наших дней на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло. Они относятся к V-VII векам. Более тысячелетия складывалась, развивалась эта иконография, прежде чем обрела тот вид, в каком писали ее предшественники Рублева и он сам следом за ними.

Рождество Христова является одним из любимейших сюжетов художников всего мира. В нем они находят неиссякаемый источник вдохновения, им удалось привнести в свои произведения, наряду с реалистичностью, черты исконно русского православного христианства.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825гг.) – русский художник, мастер портрета, академик Императорской академии художеств. Родился 24 июля в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского. Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В.Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца. /Приложение 1/

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942гг.) - русский и советский художник, живописец, академик живописи,  До двенадцати лет Нестеров жил в Уфе, учился в гимназии. Его воспоминания о детстве всегда были проникнуты тёплой благодарностью и сердечной любовью ко всему тому, что его тогда окружало — родному дому с традиционным русским укладом жизни, родителям, родственникам, среднерусской природе. /Приложение 1/

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926гг.) - русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Учился в Вятском духовном училище, а затем в Вятской духовной семинарии. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Санкт-Петербург для поступления в Академию художеств./Приложение 1/

Конечно, все эти художественные работы различны по степени духовного содержания, по глубине проникновения в смысл Рождества Христова, но, несмотря на это, они, несомненно, являются истинными шедеврами мировой культуры.

В который раз, мысленно возвращаясь к этому событию, невольно задумываешься о том, что сущностное, глубинное понимание Пасхи общее, одинаковое у всех — Христос воскрес, смерть побеждена, надежда вновь вернулась в этот мир, ход истории изменился.

И, тем не менее, у каждого из нас Пасха своя, ее визуальный образ индивидуален. У кого-то это деревенская церковь и родительский дом, у кого-то белая крахмальная скатерть, а на ней куличи, крашеные яйца и другая снедь, у кого-то – солнечный день, нежная зелень первой листвы и веточки вербы и т. д.

Маковский Владимир Егорович (1846-1920гг.) - русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены. Картина Александра Маковского «Пасхальный стол» написана в 1915 году и посвящена празднованию главного православного праздника Пасхи. Художник запечатлел дореволюционный праздничный стол. В центре - румяный кулич, из-за него выглядывает пирамидка творожной пасхи, украшенные бумажными розами. Рядом – блюдо с крашеными пасхальными яичками. Стол заставлен вазами с фруктами, цветами, графинами и бутылками с вином. Торжество светлого воскресения подчеркнуто нежными гиацинтами в горшках и другими комнатными растениями, расцветшими как раз к празднику. /Приложение 2/

Илья Александрович Каверзнев (1962г.) В творчестве Ильи Каверзнева присутствуют элементы современного и классического академизма. Основные жанры: религиозные сюжеты, портрет, натюрморт и пейзаж. /Приложение 2/

Праздник глазами русских художников еще раз убеждает в том, что при всей общности понимания сути праздника, Пасха у каждого своя.

      1. Современные идеи праздничного застолья


Любой праздник должен быть ярким и нарядным. /Приложение 2/

Для рождественского стола лучше выбирать нейтральные цвета. Яркие и кричащие оттенки были уместны на Новый год. Рождество же несет в себе глубокий смысл. При выборе основной цветовой гаммы декора важно это учитывать.

Отдавайте предпочтение серебру и золоту, белому, красному, серому, синему или коричневому цветам. Конечно, в сервировке могут быть и яркие элементы, но их должно быть мало. Тогда это будет уместно. 

Очень стильно и эффектно смотрится на праздничном столе елка. Вам потребуется несколько красивых веточек. Выложите их в центре стола. Можно добавить и гирлянду, если это возможно в техническом плане. Такой декор создает невероятно уютную и теплую атмосферу. Гости будут в восторге.

Стоит помнить, что есть несколько моментов, которые обязательно нужно учесть при украшении стола. Первый из них — это скатерть или другое покрывало стола, как основа. Ведь на ней тарелки, свечи, столовые приборы и прочее будут смотреться как красочная картина на холсте. Вторым моментом является поиск вдохновения, которое в преддверии праздников на самом деле найти совершенно не сложно.

Для любителей более игривой и яркой атмосферы подойдет сочетание красного, белого и золотистого. Композиция из этих цветов способна любому придать праздничного настроения. Красный цвет в рождественских украшениях может быть и не только гламурным. Например, немного деревенских деталей и очень теплое рождество гарантировано. А какое приятное ощущение подарит сочетание кедрового венка с искусственными подснежниками, кажется, что попал в сказку «Двенадцать месяцев».

Серебристые елочные игрушки в сочетании с апельсинами, гранатами, ягодами клюквы, ветками можжевельника и оригинальными свечами не просто займут центр стола, а наполнят всю столовую ароматом праздника. Свечи в стаканах совсем не сложно дополнить милыми украшениями и сделать их праздничными огоньками. Золотые акценты на рождественском столе также уместны, как и свежие яркие цветочки и зеленые живые веточки. Немного ярких цветов вроде синего и сиреневого способны существенно поднять настроение, а на елочных ветвях они просто великолепны. Элегантный металл и свечи вместе творят чудеса и привносят немного волшебства. Простую деревенскую эстетику очень просто добавить при помощи мешковины.

 Особое внимание следует уделить сервировке и в Пасху, так как пасхальный стол является главным компонентом торжества. Атмосферу душевности, любви и тепла придает совокупность всех элементов интерьера, тематическое меню и гостеприимство хозяйки.

Для того, чтобы сервировка пасхального стола грамотно подчеркивала основные акценты и была выполнена в правильном цветовом исполнении, следует сначала определить стиль оформления. Это позволит избежать скопления лишнего декора и беспорядка. Классика всегда элегантна и сдержанна.

Текстиль используется нежных, пастельных тонов. Особой любовью пользуются желтый, белый, зеленый, лиловый и красный цвета. Можно выбрать все оттенки конкретной гаммы. Игра на контраст всегда интересна, особенно, если продумать ее и в презентации блюд.

Салфетки должны поддерживать тематику. Роскошно смотрятся вышитые изделия, внося гармонию и уют в интерьер помещения.

Так как принято использовать максимальное количество природного материала, льняная ткань идеально войдет в тандем с окружающими ее предметами.

Посуда берется из одного сервиза, в крайнем случае из двух. Сочетание нескольких сочных или противоположных цветов смотрится нарядно и смело.

Как правило, на столе присутствуют символы Жизни, Света и Обновления: живые цветы, огонь, крашеные яйца, творожная пасха, кулич. Весенние первоцветы нужно ставить в центре стола, создавая сочетания по своему вкусу. Сочный зеленый цвет листьев не только возбудит чувство аппетита, но и подарит ощущение единения с природой.

























  1. Практический этап проекта



Практической задачей данной работы является оформление выставки творческих работ обучающихся, разработка и оформление альбома «Православные праздники» для представления его ученическому сообществу.

На этапе планирования работы мы пришли к мнению, что для реализации поставленной задачи наиболее эффективной станет организация совместной деятельности на учебных предметах «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Изобразительное искусство». Целесообразность совместной деятельности определена тем, что на занятиях по ОДНКНР мы изучаем теоретические аспекты проблемы, а занятия по ИЗО помогут грамотно выполнить практический компонент работы.

Для реализации задуманного, нами были распределены обязанности, которые указаны в таблице 2. Способы реализации видов деятельности, которыми мы пользовались, отражены в таблице 3.

Таблица 2

Распределение обязанностей



ФИ участника

Вид деятельности

Сроки

1.

Юшманова Юлия

Разработка анкеты для исследования

март

2.

Юшманова Юлия

Проведение анкетирования с обучающимися ОО

апрель

3.

Пасхина Виктория

Сбор теоретической информации об истории и народных традициях праздника Рождества Христова

январь-февраль

4.

Юшманова Юлия

Сбор теоретической информации об истории и народных традициях праздника Пасхи

январь-февраль

5.

Пасхина Виктория

Сбор теоретической информации о художниках и подбор иллюстративного материала их творчества («Рождество»)

март

6.

Юшманова Юлия

Сбор теоретической информации о художниках и подбор иллюстративного материала их творчества («Светлый праздник Пасхи»)

март

7.

Пасхина Виктория

Подбор информации и фотоматериала по оформлению интерьера к Рождеству

апрель

8.

Юшманова Юлия

Подбор информации и фотоматериала по оформлению интерьера к Пасхе

апрель

9.

Пасхина Виктория

Разработка презентации проекта

май

10.

Юшманова Юлия

Разработка и оформление альбома

май

11.

Пасхина Виктория,

Юшманова Юлия

Оформление выставки творческих работ обучающихся

май



Таблица 3

Способы реализации

Вид деятельности

Способы реализации

1.

Проведение исследования

Изучение и анализ теоретических аспектов проблемы, технологии и требований к проведению социологического исследования, составление анкет, проведение социологического опроса, анализ полученных результатов, представление результатов на школьной научно-практической конференции

2.

Создание презентации

Изучение и анализ теоретических аспектов проблемы, технологии и требований к созданию презентации с учетом требований компьютерного дизайна.

3.

Оформление альбома «Православные праздники»

Сбор творческих работ обучающихся по изобразительному искусству за несколько лет, распределение их по теме проекта.

4.

Оформление выставки «Православные праздники»

Сбор творческих работ обучающихся по ДПИ за несколько лет



Результаты практической деятельности представлены в Приложении.















Заключение


Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, выражающихся в экологических, демографических, нравственных переменах. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Подтверждением тому могут стать события, происходящие в мире: вспышки актов терроризма, возникновение разного рода конфликтов и т. п. Все это говорит о духовном дефиците человечества.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивностии жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Православные праздники словно озаряли мир, делали его совсем другим - ярким и праздничным, и в тоже время заставляли более пристально приглядеться к тем, кто страдает, кому необходима поддержка. Внешняя сторона праздника не заменяла внутреннюю и не выходила на первый план. Люди русские всегда помнили, что, даже когда на Руси праздник, многие нуждаются в помощи: бедняки и калеки, сидя на паперти, просят жалкие гроши, в приютах находится много сирот, которые содержатся часто в условиях строгого режима и голода, в больницах и тюрьмах, многие мучаются и умирают. Даже цари в древние времена, сбросив златые одежды, одевшись простолюдинами, посещали тюрьмы, являясь для всех образцом. В тюрьмах и сейчас, кроме преступников, сидят невинные люди: кого оклеветали, кого по ошибке забрали, кто за долги попался. И православные люди не воспринимали праздника «только для богатых», они считали, что если одни веселятся, а другие тоскуют, то это - не праздник.

На современном этапе существует взаимосвязь с православными праздниками. Важно, что наши традиции еще позволяют нам оставаться людьми, хотя бы в православные праздники.



 













Используемые источники:


1. Алмазов С., Питерский П. Праздники православной церкви. М., 1992.

3. Белов А. Когда звонят колокола. М., 1997.

4. Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н. Основы религиоведения. - М.: Высш. шк., 2006.- 368 с.

5. «Введение во храм слова». Книга для чтения с детьми в школе и дома. С.Ф.Иванова, Москва 2006г. И.: «Отчий дом».

6. «Великие православные праздники». Составитель: О.Глаголева. Москва «ОЛМА-ПРЕСС», 2012г.

7. Гордиенко Н. Православные святые: кто они? Л., 1999.

8. Емелях Л. Происхождение христианских таинств. М., 1978.

9. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. - М.: Юридический институт МИИТа, 2006. - 252 с.

10. Исаева Е.Л. Православные праздники. - М.: РИПОЛ классик, 2008 - 64 с.

11. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 384 с.

12. Комиссаржевский, Ф. Ф. История праздников.- Минск: Современный литератор, 2000г., с.58

13. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992 г., с.124

14. Лебедева, А. А. Русский семейный и общественный быт.-М., 1999г.с.204

15. Брун, В., Тиньке, М. История от древности до нового времени.- М., 2003г.с.115

16. Православные праздники, Издательство Русской Православной церкви. Минск 2012 г., с.201

17. http://ru.wikipedia.org





















Приложение 1.


Православные праздники в картинах русских художников


В.Л.Боровиковский «Рождество»














М.В.Нестеров «Рождество Христово»















В.М.Васнецов «Рождество Христово»















Приложение 2

Православные праздники в картинах русских художников


И

.А.Каверзнев «Светлая Пасха»


В
.Е.Маковский «Пасхальный стол»


Современные идеи праздничного застолья















20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!