СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Православные праздники

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный конспект занятия по ОПК  знакомит детей с понятием «праздник» и его значением в православии.

Просмотр содержимого документа
«Православные праздники»


Занятие по основам православной культуры.

Тема. События Евангелия. Православные праздники. (Обобщающее занятие)

Цель: формировать понимание связи праздников православных христиан с событиями Евангелия.

Задачи:

1. Вспомнить Евангельские события, которым соответствуют двунадесятые праздники.

2. Формировать представление о ценности для православных людей

событий из жизни Девы Марии и Иисуса Христа.

3. Развивать интерес к жизни Иисуса Христа, мотивацию к изучению православной культуры.

4. Обогащать, активизировать историкокультурный словарь.

5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Планируемые результаты:

Личностные

  • развитие этических чувств.

Метапредметные

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий;

  • умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

  • овладение логическими действиями анализа, обобщения, установления причинноследственных связей;

Предметные

  • понимание того, что праздники православных христиан связаны

с событиями Евангелия;

  • понимание значения веры и религии в жизни человека и общества;

  • первоначальные представления о роли религии в культуре, истории и современности России;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно

своей совести;

  • осознание ценности человеческой жизни.

Оборудование:

1. Рабочие листы для ребят.

2. Цветик-семицветик на доске.

3. Ребятам иметь цветные карандаши или фломастеры.

4. Презентация для электронной доски.

5. Детская Библия

6. Выставка православных календарей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

(Звучит колокольный звон)

- Ребята, я рада видеть ваши любопытные глаза и буду с удовольствием слушаю ваши интересные ответы. Сегодня, как обычно, мы будет рассуждать и делать выводы.

- У вас на партах лежат рабочие листы, которые мы будет заполнять в ходе работы.

2. Актуализация знаний.

1) – Это машина времени. Она пока не существует. Но благодаря современной технике, мы можем увидеть, что происходило год тому назад. Переведем стрелки часов назад на один год и послушаем ….

(Видеоролик «Что это такое?»)

- Помните ли вы, о чем рассказывали мне тогда? (Ответ детей)

2) - Ребята, дни нашей жизни делятся на будни и праздники.

(Отрывок из м/ф «Маша и медведь»)

3) Значение слова «праздник».

- Я думаю, все бы мы согласны с Машей, все мы хотим праздника.

- А что такое праздник? Вы уже послушали, какой ответ дали на этот вопрос год назад. А как бы вы ответили на него сейчас?

- В каком словаре можно найти значение слова «праздник»?

- Мы с Гришей уже заглянули в толковый словарь, и нашли следующие значения этого слова.

Праздник-это

1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь.

2. Выходной, нерабочий день.

3. День радости и торжества по поводу чего-нибудь.

4. День игр, развлечений.

4) Сравнение слов «праздник» и «праздность».

- Как вам кажется, слова «праздник» и «праздность» означают одно и то же?

- Что означает слово «праздный»?

Давайте проверим свои ответы и послушаем мою помощницу Мудрую Сову.

(Видеоролик «Праздник и праздность»)

- Праздный – порожний, пустой.

- Получается, что праздник – это день, не занятый делами, свободный от работы, порожний от вседневной суеты

- Хотя «праздник» и «праздность» - слова однокоренные, по духу они совершенно разные. Праздник – это когда душа переполнена радостью, праздность – это когда она пуста и ищет, чем себя заполнить, занять, и занимает совсем не тем, чем нужно.

- Но и праздники бывают совершенно разные. Есть праздники как веселье с поводом, но без смысла, пустые – пошумели, побузили, а на следующий день, кроме усталости, ничего в душе не осталось. Праздник – это не только когда телу хорошо. Праздник – это когда сердцу радостно.

5) Праздник День Победы.

Видеоролик о Дне Победы

- Что вы чувствуете, когда слышите «День победы»? (дети отвечают)

- Этот праздник заставляет задуматься, осмыслить, сердцу от этого праздника радостно.

- А вот праздник без смысла и превращается в праздность.

3. Постановка темы и задач занятия.

1) Православные праздники.

- Какие праздники вы знаете?

(Запись ответов на доске)

- Какие из этих праздников связаны с событиями из жизни Иисуса Христа или Пресвятой Богородицы?

(Названия остальных праздников стираются)

- Как можно назвать оставшиеся праздники?

2) События Евангелия и праздники.

- В какой книге мы можем узнать о событиях, которые легли в основу этих праздников? (Евангелие)

Чтение стихотворения Новиковыми Ксенией и Машей.

Евангелие — это Доброе Весть.

Здесь все для спасения нашего есть!

Читаем с любовью его неспроста —

В нем Слово и Жизнь Иисуса Христа. [5]

3) - Определите тему нашего занятия.

- Давайте проверим себя, выполнив первое задание на рабочем листе.

Зачеркни букву, которая повторяется. Составь предложение.


СМОМБМЫМТМИМЯМ ЕМВМАМНМГМЕМЛМИМЯ.


ПМРМАМВМОМСМЛМАМВМНМЫМЕМ ПМРМАМЗМДМНМИМКМИ.

- В течение этого учебного года мы изучали Евангельские события и праздники, которые с ними связаны. Результатом нашей работы стали книжки-самоделки, которые лежат на ваших партах. Давайте полистаем одну из них.

Демонстрация книги под музыку.

4. Первичное усвоение новых знаний.

1) Видеофильм «Православные праздники».

- Ученики 3 а класса приготовили для вас подарок - видеофильм, в котором рассказали о православных праздниках. Они старательно трудились над созданием фильма: рисовали рисунки, читали стихотворения о праздниках. Давайте посмотрим, что получилось.

(Просмотр видеофильма «Православные праздники»)

Физкультминутка

Быстро встали,

вы сидеть уже устали.

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Очень, очень тихо сели,

Головами повертели.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Рот закрыли на замок,

Продолжается урок.

2) Работа на рабочих листах.

- У каждого из вас на столе лежит лист бумаги. На нем изображена схема в виде круга. Прочитайте, что написано внутри.

(Дети читают)

3) Двунадесятые праздники.

- Что вы прочитали? (Названия праздников)

-Подсчитайте, сколько праздников на схеме? (12)

-А может кто-нибудь из вас знает, как образуется число 12?

- Послушаем Мудрую Сову.

(Видеоролик «Двунадесятые праздники»)

- Число 12 образуется от древнерусского "два на десять" – двенадцать, отсюда и название православных праздников «двунадесятые»

4) Праздник Пасхи.

- Посмотрите на схему и скажите, какого важного праздника здесь не отмечено?

-Пасха – главный христианский праздник Светлого Воскресения Христова. -Возьмите красную ручку и впишите в круг схемы слово Пасха.

5) Пасхальные традиции.

- Я знаю, что для многих из вас Пасха – любимый праздник. Расскажите, как Ваша семья отмечает этот замечательный праздник.

(Рассказы детей)

Громов Герман

В основе праздника Пасхи – история Воскресения Иисуса Христа, распятого на кресте. Моя семья – папа, мама, сестра, бабушка, дядя и я – посещали храм. В пасхальную ночь совершается торжественная служба. В конце службы все причащаются. Однако для этого необходимо подготовиться: поститься, молиться. В Великий Четверг мы вместе с мамой красим яйца, печём куличи. В Великую Субботу я посещаю храм. В этот день после службы батюшка освещает яйца, куличи, пасхи. В храме очень много людей. На душе становится радостно, находишься в ожидании воскресения Иисуса Христа. Пасху моя семья и все родственники встречаем праздничным угощением. Я раздаю всем родным по освященному яйцу, и мы поздравляем друг друга словами: «Христос Воскресе!», отвечая «Воистину Воскресе!» И все радуются. Пасха – мой самый любимый православный праздник. Это семейный праздник. Он объединяет всех родных. А самое главное – Христос Воскрес! Поэтому продолжается жизнь на земле. Пасхальное яйцо – символ надежды Воскресения Христа.

Новикова Ксения

Готовится к Пасхе наша семья начинает задолго до самого праздника. В Великий пост служб в храме становится больше, и мы стараемся их не пропускать. Пасха – это праздников праздник и торжеств, поэтому встретить его хочется с чистой душой. Мы стараемся почаще исповедоваться, причащаться, читаем больше духовных книг. В прошлом году мы в пост читали Детскую Библию , а в этом году – книгу «Светлое Христово Воскресение». Накануне Пасхи мы красим яйца, печём куличи и несём их в храм освящать. Обязательно всей семьёй посещаем ночную службу. Это самая красивая, радостная служба в году. Спасть совсем не хочется. Сердце ликует, когда из алтаря доносится «Христос Воскресе», а мы отвечаем: «Воистину Воскресе».

Новикова Маша

Мое любимое занятие накануне Пасхи – печь куличи и красить яйца. Затем мы идём на праздничную ночную службу. Она начинается с крестного хода, в конце которого батюшка радостно восклицает: «Христос воскресе», а мы дружного отвечаем: «Воистину Воскресе». После Пасхи наступает Светлая седмица, во время которой позволяется всем желающим звонить в колокола. Мы очень любим подниматься на колокольню и звонить в колокола.

6) Переходящие и непереходящие праздники.

- Чего еще не хватает на схеме? Как вы думаете, почему?

- Послушаем Мудрую Сову.

Просмотр видеоролика «Переходящие и непереходящие праздники»

-Те праздники, около которых стоит дата празднования, называются «непереходящими». Празднование этих праздников приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

-А те праздники, около которых на схеме не имеется даты празднования, называются «переходящими». Они, конечно, имеют даты празднования, но они перемещаются вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Дата праздника зависит от даты Пасхи.

7) Православные календари.

Показ выставки православных календарей (на доске)

- Что вы видите здесь видите?

- Олеся обратилась к толковому словарю и узнала значение слова «календарь».

Слово «календарь» обозначало название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. Современное значение этого слова – система исчисления больших промежутков времени, разделенных на годы, месяцы, недели, дни.

- Какие календари вы здесь видите?

- Это православные календари. Зачем они нужны?

- Давайте рассмотрим календарь на май. О чем он может рассказать?

- Именно здесь, в календаре, можно найти названия и даты всех православных праздников.

5. Первичное закрепление.

Игра «Цветик – семицветик»:

На лепестках цветка записаны задания. Дети, отрывая понравившийся лепесток, называют праздник, о котором идёт речь:

- Вифлеем, Мария, ясли, младенец. (Рождество Христово)

- Святая вода, прорубь, мороз, купание (Крещение)

- Выпекание куличей, крашение яиц (Пасха)

- Дева Мария, архангел Гавриил, клетка, птицы (Благовещение)

- Иисус, Иерусалим, маленький ослик, веточки вербы (Вербное Воскресение)

- Звезда, волхвы, дары, золото, смирна, ладан. (Рождество Христово)

- Гора Фавор, свет, август, яблоки (Преображение Господне)

6. Рефлексия.

1) - Есть такое высказывание Ф. Бегбедера «Самые лучшие праздники - те, что происходят внутри нас»

- Как бы вы могли объяснить его?

- Праздники играют в жизни человека важную роль. Но православные праздники – особые. В эти дни люди стремятся быть лучше, так как это время добрых дел. Православные праздники учат нас добру, уважению, любви, состраданию и смирению.

2) Самооценивание.

- Давайте оценим свою работу на занятии.

- Сначала встаньте те, кто в течение всего занятия активно работал, отвечал в основном правильно, выполнял все задания.

- Теперь встаньте те, кто работал на уроке хорошо, но допускал ошибки и мог бы работать лучше.

- А теперь встаньте те, кто работал не в полную силу.

7. Подведение итогов занятия.

- Что вам сегодня больше запомнилось? О каком празднике вы бы хотели рассказать родителям?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!