СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Православный праздник "Рождественские встречи. Ключики добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как хочется в канун Рождества совершить какое-то чудо. Ведь именно в этот праздник все его ждут. А, может, поискать "ключики добра" и поделиться с окружающими? Об этом в данной разработке. В ней много интересного материала: ребусы, викторины, тест на доброту, рождественские интерактивные игры.

Просмотр содержимого документа
«Православный праздник "Рождественские встречи. Ключики добра"»

Тема: Рождественские встречи.Ключики добра

Ход занятия

  1. Организационно-мотивационный этап.

1.Вступительное слово учителя: 

- Здравствуйте! Сегодня необычный день. Посмотрите в окошко. Видите, яркое солнышко на синем небе будто улыбается нам своими теплыми лучиками. Дети, а вы любите получать подарки?

Учитель: 

- А теперь мы с вами попробуем определить, а приятно или дарить подарки другим. Давайте подарим солнышку и друг другу маленький подарочек − добрую улыбку.

(Дети улыбаются друг к другу)

Учитель: 

- Дети, вам приятно было дарить улыбку друг другу?

(Дети отвечают.)

- Получается, что приятно не только получать подарки, но и дарить их.

2. Добрый день!

Учитель: 

- Каждый день, когда мы встречаем друг друга, мы здороваемся. Мы говорим: "Доброе утро", "Добрый день" или "Добрый вечер". Мы всегда желаем друг другу всего наилучшего.

О чём будем говорить сегодня? Разгадайте ребус, узнаете тему сегодняшней встречи. Работа в группах. Консультанты приступайте.

Рождество

Итак, тема РОЖДЕСТВО

ТЕМА и цели

Сегодня мы поговорим о рождестве, вспомним историю праздника и поговорим о ключиках добра. Что это такое, узнаем попозже.

О празднике Рождества Ведущий: Есть праздники, которые проходят, Теряясь, как листы календаря, Но Рождество к нам каждый день приходит, Чтоб вечным светом души озарять.

Родители: 1.Рождество! - самый первый, и один из самых великих праздников христиан всей планеты. 2. Без Рождества не было бы прощения и любви. 3. Без Рождества мы никогда не узнали бы, что есть воскресение и вечность. 4. Без Рождества никто никогда не сказал бы нам, что Бог наш любящий Отец. Рождество, это старый праздник, 2000 лет назад в мир пришёл Спаситель.Рождество, это новый праздник. Каждую минуту на земле Христос рождается в десятке новых сердец, а это значит - 6000 душ в час и 14000 в сутки. 

Дорогие ребята, мы предлагаем вам отправиться в путешествие по следам Рождества. Появление мудрецов (их задача: раскрыть пророчества об Иисусе, задать вопросы) Ведущий:
Мудрецы в стране восточной 
Увидали в небе ночью 
Необычное явление:
Новой звездочки рожденье.
Мудрец1: - Ребята, мы - мудрецы, живем очень далеко отсюда, на востоке. Мы наблюдаем за небом, а если сказать точно — за звездами. Каждый мы внимательно смотрим, как изменяется звездное небо, как они появляются и исчезают. Мудрец2: Но вот однажды мы были поражены тому, что произошло: на небе появилась особая звезда! Мы сразу поняли, что ее появление означает какое-то важное событие. Мудрец 3: По нашим преданиям — это обозначало то, что в мир появился особый человек, наделенный такими качествами, которые позволят ему совершать великие дела! Мудрец1: И мы сразу решили, что родился Великий Царь. Мудрец 2: Звезда действительно была необычной. Она двигалась! Недолго думая, мы отправились в далекое путешествие за ней! Мудрец3: И вот сейчас мы — в поиске этого Младенца. И мы, проходя мимо вашего праздника, не могли не заглянуть к вам!



Просмотр видеоролика «Рождество Христово»



Мудрец 1: И, конечно же, мы знаем, что вы уже многое знаете о Библии, о Боге, и нам хотелось бы задать вам несколько вопросов.


Повторим и узнаем, кто из вас лучше знает историю Рождества.

ВИКТОРИНА «Кто лучше знает историю Рождества»

  1. Мать Святого Младенца носила имя … (Мария)

  2. Спутником Матери Иисуса Христа был праведный … (Иосиф)

  3. Первым глашатаем, возвестившим о рождении Спасителя, стал … (Ангел)

  4. Подарок, который получил Спаситель от мудрецов как Первосвященник, называется … (Ладан)

  5. Восточные мудрецы, узнавшие о рождении Мессии по небесному светилу, именовались … (Волхвы)

  6. Подарок, который получил Спаситель от мудрецов как Царь, это … (Золото)

  7. Благовонное вещество, которое мудрецы вручили Спасителю как Человеку, называлось … (Смирна)

  8. Первыми услышали радостную весть о Рождестве … (Пастухи)

  9. Зачем поспешили пастухи в Вифлеем? (Пастухи поспешили в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу.)

  10. Город, в котором родился Мессия, назывался … (Вифлеем)

  11. Почему, украшая к празднику елку, мы увенчиваем ее звездой? (В память о путеводной Вифлеемской звезде.)

  12. Каким символом являются подарки, которые кладут под елку детям? (Подарки символизируют дары волхвов, которые были принесены младенцу Христу.)

  13. Почему Рождество Христово называют "матерью всех праздников"? (Потому что с рождением на земле Спасителя наступила новая эра. И даже наше летосчисление начинается с Рождества Христова.)

Я думаю, вы готовы играть в следующую игру.

«Рождественская игра» Викторина

Выполни несколько заданий и ты узнаешь, кого можно встретить на Рождество

Давайте же по нашей традиции украсим ёлочку ангелами. Но прежде я вас попрошу записать на обратной стороне…

Мудрец 2: Ведь мы празднуем Его рождение. Подумайте пока о ваших подарках для Него. Что вы Ему можете подарите? (Мудрецы уходят)

Мудрецы поощряют детей, благодарят их за внимательность.(Бумажные ангелы) Мудрец 1.: Ребята, нам нужно идти, мы еще с вами увидимся, надеемся, что следы рождества приведут вас к Иисусу.

Игра «Включи телевизор» «Рождественские загадки» Ребята, вы видели чудо? Если вы скажете, что не видели — вы ошибаетесь! Зимние дни вызывают восторг у каждого из вас, потому что вы можете насладиться каникулами, солнечными, но морозными днями, пушистым снегом. Вы играете в снежки, катаетесь на санках, лепите забавного снеговика. И, проснувшись утром, сразу бежите к окну: проверить — не растаял ли снег? Вы ждете приближения праздников и знаете, что скоро Рождество и Новый год. Вы идете с папой и покупаете елку, наряжаете ее красивыми и яркими игрушками и ждете подарков. Все эти приготовления очень приятны, и хорошо, когда они наделены особым смыслом. Слово «рождество» для вас не ново, вы слышите его в мультфильмах, по телевизору, вы видите открытки, на которых написано : С рождеством! А что такое — рождество? Рождество — это рождение! Это день рождения одной Личности. Это день, в который с высоты небес в наш мир пришел Бог. И пусть сегодня на открытках вы видите младенца, помните о том, какой была Его жизнь: когда он подрос, Он был послушным ребенком и приносил радость своим земным родителям, а когда стал взрослым мужчиной - Он сделал много добра людям, он исцелял больных, кормил голодных, помогал тем, кто нуждался в помощи. Каждый из вас хочет стать хорошим, и если что-то сделал не так — так хочется это исправить. Когда нам страшно, мы нуждаемся в защите, когда одиноко — в Друге. И все это нужно нашему сердцу, чтобы оно изменилось. Когда мы становимся другими, когда меняется наше сердце — происходит чудо. Чтобы оно было в жизни каждого из вас: пять лет, десять или 12 лет тебе — не важно, это чудо обязательно случится, и каждый из вас станет другим, именно для этого Иисус отдал свою жизнь. Вы об этом можете прочитать в Библии. Сегодня Рождество! День рождения Иисуса... Помните о Том, кто родился в этот день! С рождеством Вас!!! Вам же очередное задание в группах разгадать ребус и узнать:

Что сказал Ангел пастухам?

Это можно узнать, путешествуя по линиям внутри окружности, начиная с выделенной буквы (Евангелие от Луки 2 глава, 11 стих).



Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель

А знаете ли вы , сколько заповедей у Бога?

Что такое заповеди? Правила, как должен жить человек.

Какие заповеди вы знаете его?

А в каких заповедях говорится об отношении людей друг к другу?

Мы сегодня в поисках следов Рождества. Где же они?

Сейчас посмотрите на доску, это − карта страны "Сердце Добра".

Какую форму имеет страна?

Как вы считаете, почему она имеет форму сердца?

Учитель: 

Добро рождается в сердце. Следовательно, искреннее добро всегда идет от сердца человека. Именно поэтому страна имеет название "Сердце Добра" и форму в виде сердца. Из чего состоит "добро" и какие поступки являются добрыми. Позвольте, я вам прочитаю рассказ. Вы внимательно послушайте, а потом мы попробуем определить, что такое добро. Для начала вспомним пословицы о добре:

А теперь продолжите пословицы:

Добра желаешь – … добро и делай.
Добро помни, а … зло забывай.
Доброе дело само … себя хвалит.
Доброе дело и … кошке приятно.
Доброе слово лучше … мягкого пирога.
Добрый сын – отцу радость, а … худой – печаль.

(Учитель  читает рассказ.)

Чаще говорите добрые слова.

Учитель.

Медики советуют ежедневно 1 – 3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес которого слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.

Добро − огонек моего сердца.

Когда рождается ребенок, то Бог посылает ему большие и важные дары. Одним из таких даров является добро. Маленьким огоньком зажигает Господь Бог добро в маленьком, только что рожденном сердце ребенка. Этот огонек - духовная ценность, которая, вспыхнув, будет расти вместе с человеком. Полыхает маленький огонек, питаясь ласковой улыбкой мамы и папы, нежными прикосновениями ладоней, первым лучиком яркого солнышка, веселым мурлыканием маленького котенка. Это приятное окружение ребенок чувствует всем сердцем.

По устам пробегает сладкая, едва заметная первая улыбка малыша, которая трогает щечки, носик и маленькие глазёнки. Рученьки протягиваются вперед, словно хотят поймать все добро, которое вызывало это хорошее ощущение.

Ребенок в таком возрасте еще не понимает, что означает "добро". Но с ранних лет родители начинают делать все, чтобы огонек добра никогда не угас в сердце ребенка. Отец и мать подкладывают угольки - учат детей быть добрыми ко всему живому на Земле. Недаром говорят: "Добро начинается с тебя"!. Ведь именно ты владелец добра и тебе решать, каким образом им правильно распорядиться. Если обращаться к людям с добрыми намерениями, то в ответ от них тоже получишь частицу тепла.

От того твой огонек всегда будет согревать не только тебя самого, но и людей, которые находятся рядом.

Добро нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Почувствовать в добрых поступках к природе, словах, объятиях, в глазах и улыбке людей. Каждый человек сам решает, каким образом дарить добро. Кто-то приходит на помощь в трудный час. Кто-то скажет лишь одно слово, от которого становится спокойнее и легче на душе. Кто-то при встрече крепко обнимет, при этом слова уже не нужны, а лишь тихое молчание. Кто-то, подойдя, твердо и уверенно посмотрит в глаза.

Кто-то подаст руку, когда на улице гололедица, уступит место в транспорте или поможет нести тяжелые сумки бабушки. Кто-то ласково улыбнется тебе в лицо.

Никогда не забывай о людях, которые находятся рядом! Отдавая людям добро, ты получаешь намного больше. Твой огонек добра будет расти и своим теплом согревать людей, животных и растения.

- Сегодня нам предстоит разговор ещё об очень важной проблеме нашей жизни. Я предлагаю вам посмотреть на экран и ответить о каких человеческих качествах рассказывается в мультфильме? 

(использую буквы подсказки:

Д – доброта,

С- сочувствие,

С- сострадание,

Ж – жалость,

З- забота,

В- внимание,

Л – любовь,

М – милосердие. ).

(Просмотр мультфильма « Пальто»)

- Что же такое милосердие? Как вы понимаете? (ответы детей).

3.Сообщение темы.

«Милосердие это…»

- Что такое милосердие?

- В каких поступках оно проявляется?

- Нужно ли милосердие в наши дни. Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, а также, как милосердие связано с праздником Рождества.

Как по-вашему Бог вас спасает? Он посылает вам добро.

Учитель: Ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. Скажите, а какие качества вы больше всего цените в людях?

Слово это серьезное,                                                                                                    Главное, важное,                                                                                                              То, что значит оно,                                                                                                      Очень нужно для каждого.                                                                                        В нем забота и ласка,                                                                                        Тепло и любовь.                                                                                                                В нем стремленье                                                                                                           На помощь прийти вновь и вновь.                                                                            Это качество                                                                                                                    В сердце у многих живет                                                                                             И о боли других                                                                                                               Позабыть не дает.                                                                                                        И оно важней, чем лица красота.                                                                              Догадались, что это?                                                                                                     Милосердие! Сердец доброта!   Л. Николаенко.                                                 

Учитель. 

Мало быть добрым – надо ещё проявлять доброту так, чтобы она была понятна и приятна другим людям.

- Многие из вас наверное слышали такое выражение «Сестра милосердия». Это профессиональный медик, но плюс особые душевные и духовные качества.

Сестры милосердия – медицинские сёстры. А чаще просто «сестрички». Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей жизнью!

Движению сестер милосердия более150 лет.

Стихотворение

«Сёстры милосердия»                                                                                           

                                                                                                                                                            Сёстры милосердия. 

Как белые голубки – 

Доброта, усердие

И ласковые руки!

По дороге жизненной

Шли стезёй служения,

Жизнь, спасая ближнему, -

Подвиг уважения.

В сердце с верой пламенной

Крест несли безропотно

И спасали раненых

В деле трудном, хлопотном.

Ночи, дни тревожные.

Стоны и страдания.

Перевязки сложные.

Милость, сострадание.

Эти руки женские

Ласковые, нежные

Доброту вселенскую

Раздавали бережно.

Жертва бескорыстная

В услуженье страждущим.

Человечность высшая                                                                              Благородством названа.                  

Ирина Ревякина

- В мире очень много тех, кто нуждается в помощи, милосердии, поэтому существуют такие общества, которые помогают нуждающимся.

-Кто знает эти общества?

Например. «Красный крест». В таких обществах трудятся люди, которым небезразлична судьба тех, кто попал в беду, кто болен, кто беспомощен.

Не все знают, кто такие волонтёры?

Волонтёр-(доброволец) – это человек (участвующий абсолютно бесплатно) в различных социально – значимых компаниях.

- Что это значит? Иными словами «это тот милосердный человек, который безвозмездно оказывает различную помощь нуждающимся в этом людям.

В каждом из нас есть маленькое солнце-доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. У нас в школе есть волонтёрская группа, которая из ваших пожертвований составляет подарки и разносит их детям-инвалидам, бабушкам в доме престарелых. Неприятно смотреть на человека, который выставляет себя перед всеми, хвалит сам себя. Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всем быть полезными людям. - Какие добрые поступки совершили вы?

Учащийся читает стихотворение.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Что такое милосердие?  

Если ближний замерз - согрей,

      Если он неодет - одень
  Если голоден - накорми
      Если жаждет он - напои.
  Если он скорбит - утешай,
      Заболеет он - навещай.
  Жизнь тебе Господь подарил,

  Для того, чтоб ты всех любил.    

Учитель:

– Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может, нам в этом помогут весы?
– На одну чашу весов мы будем класть “зло” (тёмные фишки, которые означающие зависть, предательство, жадность, грубость, войну, ложь, трусость, равнодушие).
– Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добрыми делами. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов.

(Дети говорят о своём добром деле, на чашу весов кладется белая фишка. Вскоре чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)

– Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.



  1. В этом мире огромном , в котором живём я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу ,как звёзды светить!

  1. Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души

Ты однажды возьми и добро просто так соверши,

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

И тогда на земле станет больше улыбкой одной!

  1. Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

И до цели добраться , конечно, помогут друзья,

Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком- урок доброты!

  1. Весной зашумит вода,

Зимой запоют ветра.

Давайте всегда, друзья,

Друг другу желать добра!

Учитель:

Я призываю вас : спешите делать добро, давайте украшать нашу жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами !


  1. Достаётся недёшево

Счастье трудных дорог,

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

  1. Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее – хорошеть самому!

Ах, как добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова – дела важны?

  1. Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы

Каждый человек мечтает, чтобы его окружали, хорошие, добрые люди. А для этого и самому нужно быть таким же. Пусть в сердце каждого из вас поселяется доброта, отзывчивость, милосердие и другие хорошие качества. А мы с вами так и будем подбирать ключики к сердцу своему

Подбираю к сердцу ключик.
Ключик к сердцу твоему.
Как небесный нежный лучик,
Он отгонит с сердца тьму.
Может, в сердце твоем много
Запирающих замков?
Попрошу тогда у Бога
Ключик нужных сердцу слов.
Попрошу я ключ терпенья
И ключ веры золотой,
Ключ надежды, без сомненья
И ключ кротости святой.
Ключ любви алмазной верно,
Я надеюсь, подойдет?
Но и ключ мечты наверно
Отпереть засовы ждет.
Ключик к сердцу подбираю
Наяву, да и во сне.
Какой выбрать - я не знаю.
Подскажи на ушко мне...
Сколько ключиков вы насчитали? А на самом деле можно ли их все сосчитать? Тест на доброту Тест (на карточке)

1. Можешь ли ты простить человека, который тебя очень обидел?

2. У тебя появились деньги . Смог ли бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

3. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, будешь ли ты его слушать?

4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять им настроение?.

5. Часто ли ты говоришь маме о своей любви к ней?

6. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя не интересует?

7. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

8. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

9. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности ( что – то выполнить за кого – то из домочадцев , например)

Результаты теста. Больше 8 очков.

Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение : никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков:

Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым . Для кого – то ты идёшь на всё , старайся быть со всеми ровным, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков .

Тебе предстоит сложная работа над собой.

  • Нужно ли милосердие в нормальной повседневной жизни?

  • Нужно ли помогать пожилым, больным, людям? Способно ли милосердие исцелить душу? Об этом следующее эссе.

Что же можно сделать на пути к милосердию?

ЗАПОМНИТЕ ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К МИЛОСЕРДИЮ:

Никогда не бояться, Понять и простить, Попросить прощения, Улыбнуться человеку, Протянуть руку помощи.

Рождественская интерактивная игра «Ожидание Рождества» Вывод (в ходе выполнения игры): Спасибо, господи, за всё!







































Работа в группах



Рождество

Адам сарра

Дева ангел иерусалим мария



Сочельник

Викторина для детей: На жарком Востоке, средь гор и пустыни, лежит Святая Земля… Палестина.
В той древней стране, известной нам всем, есть город небольшой - зовётся… Вифлеем.
Когда-то туда по указу царя пришла записаться Иисуса… семья.
Сейчас имена их известны всем в мире: плотник Иосиф и дева… Мария.
Тогда же - безвестны, и бедного вида, но оба из царского рода… Давида.
Весь город Иосиф с Марией прошли, но все же приюта себе… не нашли.
И только в пещере, забитой скотом, они обрели свой временный… дом.
В той самой пещере, немного спустя, у девы Марии родилось… дитя.
И с радостью ангел с неба спустился и пред пастухами на поле… явился.
«Не бойтесь, я весть вам благую принес: сегодня родился Спаситель… Христос!
В пещере, в яслях, лежащим на сенце, увидите вы Святого… младенца».
И сразу предстали им ангелов много, поющих, взывающих: «Слава в вышних… Богу».
Тотчас пастухи к пещере пошли, и там Марию с младенцем… нашли.
В радости Богу они помолились и низко Христу пастухи… поклонились.
А после младенцу поклон принесли волхвы из далекой персидской… Земли.
Долгие дни вела их сюда, явившись на небе, большая… звезда.
Прошли они горы и степи, моря, чтобы увидеть Младенца-… Царя.
Ярко звезда светила пред ними, пока ни привела их к… Иерусалиму.
Волхвы отправились в царский дворец, спросить о рожденном великом… Царе.
Их встретил одетый в шелка и порфиру, сидящий на троне коварный царь… Ирод.
Созвал мудрецов он и задал золото, ладан и смирну.
вопрос: «Узнайте, где должен родиться… Христос?»
Ответ получив в короткое время, Ирод отправил волхвов к… Вифлеему.
И снова звезда перед ними явилась, над домом с Младенцем… остановилась.
Волхвы поклонились Христу до земли, дары, как Царю, Ему… поднесли.
Вручили они Спасителю мира сокровища: … Исполнив успешно весь замысел свой, иным путем возвратились… домой.



3. Введение в тему занятия

Путешествие в страну "Сердце Добра".

Учитель:  Сегодня в наш почтовый ящик  пришло письмо от жителей планеты, которая имеет чудесное название "Сердце Добра". Давайте я вам его прочитаю.

Письмо от жителей страны "Сердце Добра"

"Уважаемые дети планеты Земля! Мы − жители страны "Сердце Добра". Наша планета существует благодаря вашим добрым поступкам. Но, к сожалению, в последнее время люди забыли о существовании нашей планеты, поскольку на Земле добра становится все меньше и меньше. Если люди не будут делать добро, наша планета может исчезнуть, и наоборот − добрые поступки делают наших жителей счастливыми. Помогите, пожалуйста! Напомните людям, что такое добро".

Учитель:

Дети, поможем жителям страны "Сердце Добра"?

Учитель  вывешивает незаполненную карту в виде красного сердца.

Дети, На доске – закрытые сердца. На них золотые ключики. - Прочитайте тему нашего занятия. Сегодня мы не только узнаем о том, что это за ключики, которые открывают все сердца, но и о том, что дороже золота на свете. Работа в группах.

- Я предлагаю вам самим сформулировать определение этого понятия 

(Детям раздаются наборы карточек с отдельными словами, из которых нужно составить определение).

«Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность».

(В.И. Даль.)

«Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь, тому, кто в ней нуждается».

(Толковый словарь Ушакова).

«Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку»

Энциклопедия «Кругосвет».

Проверка задания.

- Все вы сказали верно, ребята, молодцы! Одним словом, милосердие – это любовь к людям, к животным и даже растениям, т.е. ко всему, что нас окружает. Милосердие и сочувствие нужны в нашей повседневной жизни многим людям. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи, дети брошенные родителями и родители, брошенные детьми. К сожалению, много у нас в стране детских домов и домов престарелых.

Милосердие, ребята, традиционная черта, белорусов,белорусского народа. Давайте  на мгновение вернёмся в прошлое.

С принятием христианства с одной из его основных заповедей – о любви к ближнему – на Руси впервые заговорили о помощи бедным, что тогда нашло своё отражение в раздаче милостыне сиротам и убогим.

Князь Владимир –построил в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов.

Князь Ярослав – на личные средства основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе Мудром получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастыре.

Князь Владимир Мономах – Щедро раздавал деньги нуждающимся, призывал других людей следовать своему примеру.

Князь Александр Невский – Выдающийся полководец из своей казны выкупал русичей из плена.

Князь Дмитрий Донской – Продолжил традиции благотворительности предков: Князь помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню.

Учитель

Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям.

4. А что такое добро?

Учитель: 

Дети, посмотрите, карта совсем пуста. Для того чтобы помочь жителям страны, нужно узнать,

2. .

4. Основная часть:

Учитель:

– У каждого человека, к сожалению, есть такие черты характера, которые мешают ему в жизни, мешают общаться с окружающими людьми. Подумайте и запишите на лист бумаги то качество, которое вам мешает в жизни больше всего и от которого вы хотели бы избавиться в первую очередь. Листки сложите и подпишите. Мы соберём их в большой конверт, который откроем через год и посмотрим, удалось ли вам избавиться от этой черты.

5. Заполним карту.

Учитель :  Какие слова характеризуют "добро" и связаны с ним? (Любовь, внимание, улыбка, помощь, сочувствие, радость, тепло, душа, сердце, нежность, искренность и тому подобное.) Как одним словом можно назвать?

- А теперь поднимите руку те, кто хочет делать добро. (Дети поднимают руки.)

Получается, что добро начинается с каждого из вас. Давайте заполним карту и поможем жителям страны "Сердце Добра". В центре я напишу большую букву Я, потому что каждый из вас пытается делать добро.

Учитель : Следовательно, мы дарим добро людям, животным или растениям.

(Учитель прикрепляет листы с изображением людей, животных и растений на карту в виде сердца.)

Учитель:  Дети, но страна до сих пор остается пустой и нуждается в нашей помощи. Давайте заполним ее добром. Перед вами на столах лежат маленькие листы с клейкой основой и фломастеры. Сейчас каждый из вас возьмет по листу и запишет слово, которое связано с добром, или нарисует это.(Дети выполняют задание. Выполнив, каждый подходит и прикрепляет лист на карте.)

Учитель:  Друзья! Посмотрите, как мы с вами чудесно заполнили карту. Получается, что добро можно дарить не только человеку, но и животному и растению.

Учитель. Ребята, какие пословицы знаете о доброте, о добре?

(Дети вспоминают и называют)

А теперь продолжите пословицы:

Добра желаешь – … добро и делай.
Добро помни, а … зло забывай.
Доброе дело само … себя хвалит.
Доброе дело и … кошке приятно.
Доброе слово лучше … мягкого пирога.
Добрый сын – отцу радость, а … худой – печаль.

Чаще говорите добрые слова.

Учитель.

Медики советуют ежедневно 1 – 3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес которого слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.

9. Шкатулка добрых поступков.

Учитель:  

- Ребята, жители страны "Сердце Добра" подарили нам тайную шкатулку добрых поступков. Каждый из вас, когда сделает добрый поступок, сможет взять маленькое сердечко и опустить его в шкатулку. Чем больше добрые поступки вы будете делать, тем больше добра станет на Земле. Обратите внимание, что шкатулка тайная. Нельзя хвастать друг перед другом о количестве добрых поступков. Мы создаем добро не ради похвалы, а для общего добра на нашей планете. Пусть каждый ваш добрый поступок станет частью общего добра во всем мире.

(Учитель  дает возможность разглядеть шкатулку добрых поступков.)

Учитель:  Дети, если хотите, можете сейчас взять по одному сердечку, вспомнить свой добрый поступок и положить сердечко в шкатулку.

10. Цвет добра.

Учитель:  Сегодня вы показали, что не только знаете, что такое добро, но и всегда пытаетесь поступать по-доброму с людьми, животными и растениями. Мы справились с заданием − в страну "Сердце Добра" пришла весна.

Учитель:  Сейчас перед вами лежат сердечки, они не имеют цвета. Сейчас каждый из вас выберет цвет, в который можно раскрасить ваше Сердце Добра. Раскрасьте сердечко и подарите его своему соседу.(Дети раскрашивают сердца и дарят друг другу).

Игровое задание “Цветок желаний”.

– Я предлагаю вам сейчас побывать в роли волшебников и попробовать загадать желание для близких вам людей, а все ваши желания вместе помогут распуститься на нашей доске волшебному цветку

Стать добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить желанье другого-
Одно удовольствие, честное слово!

(Н.Пиюк)

(Дети озвучивают желания, на доске появляется лепесток за лепестком.)

Учитель. Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам , ни родителям , ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всём быть полезными людям.
– Какие добрые поступки совершали вы?

Учитель: Человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро. А сейчас я предлагаю вам проверить себя : добрый ли ты человек. А сейчас мы проведём с вами тест «Добрый ли я». Каждый из вас сможет проверить какой он. Всегда ли внимательный и добрый к окружающим? Перед вами бланк ответов. Вам предлагается напротив каждого номера вопроса указать «да» или «нет».

Тестирование. Тест (на карточке)

1. Можешь ли ты простить человека, который тебя очень обидел? 2. У тебя появились деньги . Смог ли бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным? 3. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, будешь ли ты его слушать? 4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять им настроение?. 5. Часто ли ты говоришь маме о своей любви к ней? 6. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя не интересует.? 7. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей? 8. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека? 9. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности ( что – то выполнить за кого – то из домочадцев , например) Результаты теста.

Больше 8 очков.

Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение : никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков:

Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым . Для кого – то ты идёшь на всё , старайся быть со всеми ровным, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков .

Тебе предстоит сложная работа над собой.


VI. Заключительная часть.

- Сегодня нам не хватает милосердия. Часто мы говорим: « Все стали жестокие, равнодушные, забыли о милосердии». Но кто эти все? Это – мы. Так давайте будем милосердны. Говоря о милосердии мы не можем не вспомнить «Золотое правило» нравственности; которое гласит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Творческое задание «Законы милосердия».

- Представьте, вас назначили правителем одной страны. Какие законы милосердия вы бы составили (Дети по выбору выбирают картинку).

- Помощь старым людям;

- Птицам;

- Бездомным животным.

11. Завершение мероприятия.

Учитель:  На этом наше путешествие закончилось. Но никогда не забывайте, что у вас есть добро, которое следует дарить при каждой возможности. Никогда не стесняйтесь делать добрые поступки. Надеюсь, что слова "Добро начинается прямо сейчас и именно из тебя"! станут девизом всех детей нашей группы.



Рефлексия.

– Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни? У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к дереву на доске зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите желтый листок. (Желтый и зеленый листки заранее лежат на столах у детей.)

– Ребята, а что можете сделать вы, чтобы мир вокруг нас стал добрее?

Высказывания детей: помогали стареньким людям, оберегали окружающий мир, всегда выручали в беде и т.д.

Учитель:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя, 
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

(М.Пляцковский)

!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!