Тема: Правотворчество и законотворчество
Общество, 11 класс
30.01.2025
Цель: сформировать представление о правотворчестве и законотворчестве
Задачи:
1. Образовательная – охарактеризовать понятие, рассмотреть различия между данными понятиями, описать законодательный процесс в РФ.
2. Развивающая: продолжить формирование умения работать с источником информации, делать выводы и аргументировать личную точку зрения.
3. Воспитывающая: формирование самоконтроля и самооценки деятельности.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: презентация.
Ход урока:
Актуализация знаний. Как вы понимаете понятия «правотворчество, законотворчество»? Какое из данных понятий шире?
Мотивация знаний. Процесс правотворчества связан с общественной жизнью. Сначала формируются и осознаются потребности общества, возникает необходимость в регулировании отдельных аспектов жизни. Причиной могут выступать внешние правообразующие факторы. Пример: возникновение стихийного бедствия на территории страны является фактором, приводящим к необходимости организовать помощь населению и устранить последствия. В связи с этим может быть принят указ о введении чрезвычайного положения и о принятии соответствующих мер.
Изложение нового материала:
Правотворчество — это процесс выражения общественных потребностей и дальнейшая их реализация с помощью принятия правовых актов.
Законотворчество — это формально закреплённый процесс создания и принятия закона уполномоченным органом власти.
Поскольку право — это более широкое понятие, чем закон, то и правотворчество — это более широкое понятие, чем законотворчество.
В ходе правотворчества осознаются потребности и формируется право, а в ходе законотворчества эти потребности формулируются и оформляются надлежащим образом.
Формы правотворчества:
законодательная деятельность;
санкционирование государством неправовых социальных норм (обычаев, религиозных норм) и придание им обязательного характера;
ратификация международных договоров;
народное правотворчество, реализуемое путём референдума.
Законодательный процесс в РФ:
Процесс принятия законов урегулирован нормами и правами и подчиняется строгим требованиям. Главными участниками этого процесса являются Государственная Дума, Совет Федерации и Президент РФ.
Стадии законодательного процесса
1. Законодательная инициатива. Проект закона разрабатывается и вносится в Государственную Думу. Право законодательной инициативы принадлежит ограниченному кругу субъектов:
Президенту РФ;
Совету Федерации, сенаторам Совета Федерации;
депутатам Государственной Думы;
Правительству (Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации);
законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ;
Конституционному Суду, Верховному Суду по вопросам их ведения.
2. Рассмотрение законопроекта. Депутаты Государственной Думы рассматривают проект закона в ходе трёх заседаний (чтений). В результате обсуждений депутаты голосуют за или против принятия закона. Для принятия необходимо набрать большинство голосов, то есть больше 1/2 от общего числа депутатов.
3. Одобрение законопроекта Советом Федерации. Сенаторы Совета Федерации голосуют и одобряют закон, если за него проголосовало большинство (более 1/2) сенаторов.
4. Подписание закона Президентом РФ. Президент подписывает закон или может использовать право вето (отклонить закон). Если Президент отклонил принятие закона, то акт вторично рассматривается Государственной Думой и Советом Федерации. Органы законодательной власти могут повторно проголосовать, и при одобрении 2/3 от общего числа депутатов и сенаторов президентское вето будет преодолено. В этом случае Президент обязан подписать закон.
5. Обнародование и вступление в силу. Подписанный Президентом закон должен быть опубликован в официальных общедоступных источниках, в СМИ и сети Интернет. Закон вступает в силу в течение 10 дней после публикации или в иную дату, указанную в законе.
Процесс принятия федерального конституционного закона отличается рядом особенностей:
для принятия необходимо 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов сенаторов Совета Федерации;
Президент не может отклонить принятие этого закона.
Закрепление. Решение типовых заданий ЕГЭ:
1. Выберите верные суждения о законотворческом процессе в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Законотворчество — деятельность законодательных органов государственной власти, включающая в себя принятие; изменение или отмену правовых норм.
2) Процедура принятия законов фиксируется в Гражданском кодексе РФ.
3) В России правом законодательной инициативы наделены только парламентарии.
4) Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
5) Принятый Федеральным Собранием РФ закон направляется Президенту России.
2. Выберите верные суждения о законотворческом процессе в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Принятый парламентом закон направляется Президенту РФ.
2) Процедура принятия законов фиксируется в Гражданском кодексе РФ.
3) В РФ правом законодательной инициативы наделены только парламентарии.
4) Обсуждение законопроекта происходит на заседаниях палат парламента.
5) Законотворчество – это вид государственной деятельности, посредством которого воля государства выражается в конкретном законе.
3. Установите соответствие между действиями, направленными на создание закона, и стадиями законотворческого процесса, на которых эти действия осуществляются
ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЗАКОНА
A) обращение в органы представительной государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательства;
Б) возбуждение перед законодательной инстанцией вопроса об изменении закона;
B) заслушивание доклада о внесенном законопроекте;
Г) чтения по законопроекту на заседании палат представительного органа;
Д) внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта.
11221
СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1) законодательная инициатива;
2) обсуждение законопроекта.
Рефлексия
Домашнее задание. Составьте сложный план по теме «Правотворчество и законотворчество в РФ»