Игра для 10-11 классов «Конституционные права и обязанности граждан РФ»
Цели игры:
повышение общего уровня правовой культуры,
закрепление навыков внутригрупповой коммуникации;
выработка установок на законопослушное поведение
Конкурсы:
1.Конкурс «Время и молодежь»
Вступительное слово ведущего:
“Ни при каких обстоятельствах в человеке не может проснуться кто-то другой, о ком он прежде ничего не подозревал…,” - писал А. Де Сент-Экзюпери.
Взрослым свойственно пристально вглядываться в подрастающее поколение и пытаться определить, что принесет оно миру, каким будет завтрашний день. Вот 4 точки зрения на молодежь, попытайтесь определить, к какому времени они относятся:
“Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков”.
“Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна”.
“Наш мир достиг критической стадии, дети больше не слушаются своих родителей, видимо, конец мира уже не далек”.
“Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру”.
Присутствующим предлагается определить, к какому времени принадлежат данные высказывания
Слово ведущего:
Первая точка зрения принадлежит Сократу(470-399 гг. до н.э.),
вторая - Гесиоду (720г. до н.э.).
Автор третьего высказывания – египетский жрец, живший за 2000 лет до н.э.
И, наконец, четвертое обвинение обнаружено на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст горшка – свыше 3000 лет.
Итак, проходили века и тысячелетия, молодежь становилась все хуже и хуже. Остается непонятным, каким образом цивилизации удалось не только выжить, но и достичь успехов. В чем же дело?
Самая главная причина в том, что молодежь не однородна и, наряду с передовой частью в ней всегда представлены и отрицательные типы, которые ведут себя достаточно активно, чтобы бросаться в глаза окружающим, преступают закон.
К сожалению, молодежь и в наши дни совершает преступления. В последнее время появились новые виды преступлений: вандализм, вымогательство, торговля наркотиками и их распространение, ложное сообщение об угрозе террористического акта. Случаи издевательства и унижение человеческого достоинства, называемые “дедовщиной”, стали распространенным явлением в нашей армии.
Цель нашего сегодняшнего мероприятия: повышение уровня правовой культуры.
2. конкурс “В соавторстве с Великими”
Участникам предлагается дописать высказывания выдающихся людей, пословицы об общественной морали и нравственности.
Подчеркнутое слово закрыто в предлагаемом задании:
- “Совесть - 1000 свидетелей” (античная мудрость)
- “Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой” (М.М. Пришвин, писатель)
- “Чтоб быть свободным, нужно подчиняться законам” (античная мудрость)
-“Опьянение не что иное, как добровольное безумие. Продли это состояние на несколько дней – кто усомнится, что человек сошел с ума?”
(Сенека, философ)
- “Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков”. Лао Цзы, философ)
- “ Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия”. (Г. Галине, философ)
- “Не сближайся с людьми, у которых слишком гибкая совесть.” (Э. Делакруа, художник)
3.Решите ЕГЭ
Тест
1. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ?
1) указание своей национальности
2) сохранение исторического и культурного наследия
3) участие в выборах органов власти
4) уплата налогов
5) свободное распоряжение своими способностями к труду
6) пользование родным языком
2. Что из перечисленного относится к проявлениям конституционного принципа социального государства?
1) запрет установления общеобязательной идеологии | 2) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка | 3) установление государственных пенсий и пособий |
4) охрана труда и здоровья людей | 5) гарантии единства экономического пространства | 6) установление гарантированного минимального размера оплаты труда |
3. Что из перечисленного относится к группе социально-экономических прав гражданина РФ?
1) право на социальное обеспечение по старости | 2) право на жизнь | 3) право на жилище |
4) право на защиту чести и доброго имени | 5) право на свободу и личную неприкосновенность | 6) право на отдых |
4. Российская Федерация – светское государство. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого конституционного принципа?
1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. | 2) Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. | 3) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. |
4) В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. | 5) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. | 6) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. |
5. Что из перечисленного относится по Конституции РФ к полномочиям Президента РФ?
1) утверждает военную доктрину
2) объявляет амнистию
3) принимает решение об отставке Правительства РФ
4) осуществляет помилование
5) утверждает изменение границ между субъектами РФ
6) назначает на должность Председателя Центрального банка РФ
6. Какие из перечисленных прав относятся к личным правам и свободам гражданина РФ?
1) на жилище
2) на жизнь
3) на образование
4) на достоинство
5) на свободу слова
6) на личную неприкосновенность
7. Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ?
1) защищать Отечество
2) избирать и быть избранным
3) исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой
4) проводить шествия и пикетирования
5) свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности
6) направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы
Конкурс“Что? Где? Когда?”
Командам задаются вопросы, на которые они должны ответить в течение минуты.
- С какого возраста у гражданина нашей страны наступает правоспособность?
(С рождения и до смерти)
- О ком писатель Абу-ль-Фарадж пишет: “Вначале он становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым и уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и, подобно ей валяется в грязи.
(О человеке в состоянии опьянения)
- “Черный ящик”. Этот предмет появился в 1989 году. С тех пор им пользуются в 61 стране мира для того, чтобы защищать детей от рождения до 18 лет.
(“Конвенция о правах ребенка”)
- Можно ли усыновить 11-летнего ребенка, изменить его фамилию без его согласия?
(с 10 лет только с согласия ребенка)
- В каком документе находит отражение правоспособность учащегося школы?
(В Уставе школы)
- Каков максимальный срок отбывания наказания, установленный для несовершеннолетних?
(10 лет)
- С какого возраста и за какие проступки учащийся может быть исключен из школы?
(За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению педагогического совета школы)
- В каком возрасте легче всего заболеть наркоманией?
(В детском возрасте)
- С какого возраста наступает уголовная ответственность у гражданина нашей страны? Каков минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности в мире?
( В РФ – с 16 лет, за часть преступлений – с 14 лет. В 30-е годы 20 века минимальный возраст, подлежащий уголовной ответственности, составлял 12 лет. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность в Америке наступает с 7 лет, в Англии – с 10 лет).
Конкур «На закуску»
1 | Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука». | Черт побери |
2 | У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? | Билета |
3 | Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем. | Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля» |
4 | Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. | Сорока |
5 | Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. | Буратино |
6 | Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? | Глеб Жеглов |
7 | В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» | Кавказская пленница |
8 | «Избави Бог и нас от этаких судей!»-восклицал А. Крылов. Кто же был героем басни? | Осел |
9 | Как появилось выражение: «Написано на лбу»? | Происходит от обычая ставить клеймо на лбу у преступника |
10 | Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. | Шапка |