МКОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4 г. Томска
учитель права – Ковалев Сергей Владимирович
Правовая культура и правосознание
презентация к уроку-мастерской по праву для 9 класса
- Теоретическая основа рассматриваемой проблемы (индукция)
- Формы деформации правосознания (деконструкция)
- Практикум (самоконструкция)
- Пути совершенствования правовой культуры (социализация)
- Контроль и оценивание. Коррекция. Итоги урока (рефлексия)
- Координаторы проекта
- Литература и интернет-ресурсы
Гораций (Квинт Гораций Флакк) (8 декабря 65 до н. э., Венузия — 27 ноября 8 до н. э., Рим) — древнеримский поэт «золотого века» римской литературы.
- Сознание - это отражение человеком окружающей объективной действительности.
- Правосознание - это совокупность идей, представлений и чувств, в которых выражается отношение людей к праву и деятельности людей, связанной с правом, а также к другим правовым явлениям.
В правосознании можно выделить следующие структурные элементы:
- Правовая идеология - систематизированные правовые идеи, убеждения, представления, суждения и понятия, выработанные в процессе теоретического осмысления правовых явлений.
чувства, желания, представления, эмоции, привычки. Иными словами, это непосредственное, теоретически не осмысленное отношение к праву и другим правовым явлениям (стыд за совершенное преступление, недоверие законотворческим органам, страх перед ростом преступности и т. д.)
- Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.
- уровень теоретической, научной мысли в обществе, правовой науки;
- уровень законодательства (научная обоснованность, эффективность и др.);
- уровень правосознания граждан и должностных лиц;
- уровень работы правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов;
- состояние правового образования, правового воспитания и др.
Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы .
Одной из форм этой правовой идеологии являются некоторые теоретические доктрины, например анархизм .
Чаще всего их связывают с именами П.Ж. Прудона (1809 — 1865), М. Штирнера (1806—1856).
- представляет собой гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права и его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы .
- использование информации о конкретных правовых нормах в преступных целях .
Угрозу представляет двойной подход к праву . Следуя этому подходу, людей делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан.
ПРАКТИКУМ
Верны ли следующие суждения о правовой культуре личности? А. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Б. Правовая культура личности характеризуется определенным уровнем правовой активности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о правовой культуре? А. Умение защищать и отстаивать свои права является частью правовой культуры гражданина. Б. Повышение правовой культуры общества способствует развитию правового нигилизма.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о правовой культуре? А. Фундаментом правовой культуры является нравственная культура. Б. Правовая культура личности проявляется в правомерном поведении.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о правовой культуре? А. Частью правовой культуры является соблюдение обычаев и традиций. Б. Повышение правовой культуры общества способствует развития общей культуры общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о правосознании? А. Правосознание является частью правовой культуры. Б. Правосознание - это результат и процесс отражения права в сознании людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о правосознании? А. Правосознание охватывает основные сферы юридически значимого поведения человека, реализация которых регламентирована правом. Б. Каждая эпоха развития человечества характеризуется различными, порой противоречивыми, правовыми взглядами .
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения? А. Правовая культура личности отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Б. Правовая культура общества отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Какие существуют пути совершенствования правовой культуры?
- На данном этапе изучения темы урока мы объединяемся в небольшие группы не менее 3 человек. Совместными усилиями каждая из групп создает мини-проект по заданной проблематике.
- Важнейшим этапом выполнения данного задания является представление и афиширование мини-проекта в классе.
- Оценивается оригинальность выполнения задания, умение объяснить свою точку зрения по проблеме и участие каждого в мини-проекте.
Какие существуют пути совершенствования правовой культуры?
Алгоритм работы:
- представление проблем → объединение в группы для решения проблем
- → каждый представляет группе свое понимание проблемы
- → каждый формулирует гипотезу решения проблемы
- → выбор в группе наиболее вероятной гипотезы
- → планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы
- → формулирование выводов.
Какие ключевые понятия и способы действий усвоил?
Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого?
Личная оценка качества усвоения материала
Личная оценка активности, вклада в урок
Конструк-тивные предложе-ния по уроку
Ваши особенности
Критерии
1.1 Внимание
Оценка
концентрация
устойчивость
переключение
1.2 Мышление
наглядно-действенное мышление
наглядно-образное мышление
словесно-логическое мышление
1.3 Память
логическая и механическая память
зрительная память
словесно-логическая память
продуктивное запоминание
- Оцените итоги нашего с Вами урока!
Презентация к уроку-мастерской по праву для 9 класса по теме «Правовая культура и правосознание» подготовлена в рамках деятельности программы инновационной работы сетевой региональной площадки "Применение ИКТ в педагогической практике как фактор влияния на качество обучения в условиях пенитенциарной системы" ТОИПКРО на базе МКОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы №4 г. Томска, утвержденной экспертно-инновационным советом ТОИПКРО от 21.11.2016г со сроком действия с декабря 2016 и до августа 2020 года
Руководитель: заместитель директора по научно-методической работе МКОУ ВСОШ №4 г. Томска - Павленок А.П.
Томск, 2018
Обществознание. 9 кл.: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - М. : Дрофа, 2016
Право. Базовый и углубленный уровни. 10-11 кл.: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - М. : Дрофа, 2016
Калуцкая Е.К. Обществознание. 9 кл.: методическое пособие к учебнику А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной. - М. : Дрофа, 2015
Федорова С.А. Обществознание. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной. - М. : Дрофа, 2016
Всё о праве. Компас в мире юриспруденции - http://www.allpravo.ru/
Гарант. Информационно-правовой портал - http://www.garant.ru/products/solution/mobile_tech/