Правовая основа обеспечения личной безопасности участников образовательных отношений в РФ
Автор: Новиков Василий Савельевич , кандидат юридических наук (1996 год), доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ (2000 год), почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика» (2008 год), ветеран труда, русский, гражданин РФ, учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории
Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.»
- Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению
- (технологии проблемного обучения, проектного обучения и педагогического сотрудничества)
Правовая основа обеспечения личной безопасности участников образовательных отношений в РФ к действиям в чрезвычайных ситуациях социального характера
(первая лекция)
Автор: Новиков Василий Савельевич , кандидат юридических наук (1996 год), доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ (2000 год), почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика» (2008 год), ветеран труда, русский, гражданин РФ, учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории
- План лекции
- Введение
- 1 учебный вопрос. Профессионально – психологическая подготовка
- 2 учебный вопрос. Правовая основа обеспечения личной безопасности участников образовательных отношений к действиям в чрезвычайных ситуациях социального характера
- Заключение
- Методы обучения: рассказ, объяснение, метод проблемного изложения учебного материала, просмотр видеороликов, работа с нормативными правовыми актами РФ.
- Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, опорный конспект урока – лекции, Консультант Плюс - справочно-правовая система по законодательству России, ГАРАНТ - Информационно – правовой портал. Справочно-правовая система по законодательству России, телеканал НТВ. Передача ЧП, правовые информационные ресурсы в сети Интернет, Интернет-портал "Авторское право в России", Интернет-ресурсы по праву.
- Межпредметные связи: Конституционное право РФ, Уголовное право РФ, Административное право РФ, криминология, юридическая психология, юридическая конфликтология
- Основная и дополнительная литература:
- Конституция (основной закон) Российской Федерации. -М., 1993.
- Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3 - ФКЗ "О чрезвычайном положении" //Собрание законодательства РФ. 2001. №23. Ст.2277.
- Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. №150 -ФЗ "Об оружии" //Собрание законодательства РФ. 1996. №51. Ст.5681.
- Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" //Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 34. Ст. 3534.
- Уголовный кодекс РФ //Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст.2954.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление".
- Обзор практики применения судами положений главы 8 Уголовного кодекса Российской Федерации об обстоятельствах, исключающих преступность деяния /Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2019.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года".
- Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Основные цели лекции:
- - расширить теоретические представления по данной проблематике;
- - познать основные пути профессионально – психологической подготовки в указанной сфере;
- - познать нормы права, гарантирующие личную безопасность участников образовательных отношений;
Актуальность лекции
- Криминологи утверждают, что правонарушители ежегодно совершают более 11.000.000 преступлений. Жертвами преступлений являются женщины, пенсионеры, инвалиды и дети. При этом дети ежегодно совершают более 100.000 преступлений
19.01.2018 в школе №5 в военном посёлке Сосновый Бор в Улан-Удэ
- 19.01.2018 г. 15-летний подросток, ученик 9-го класса, напал на учеников своей школы №5 в военном посёлке Сосновый Бор в Улан-Удэ. Юноша был вооружён бутылкой с зажигательной смесью и топором. После того как он бросил «коктейль Молотова» в класс, ученики начали выбегать из кабинета. Подросток принялся наносить удары детям. В результате произошедшего пострадали семь человек, включая учительницу русского языка. В ходе задержания подросток пытался совершить самоубийство. В отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30, п. «а», «в» ч. 2 ст. 105 УК России (покушение на убийство двух и более лиц, совершенное в отношении малолетних). Также возбуждено уголовное дело по статье «Халатность».
- Если что-то случится, я люблю вас (2020)
- Смотреть онлайн
- Актуальность темы лекции. Данная лекция является первой попыткой п рофессионально – психологической подготовки участников образовательных отношений к действиям в чрезвычайных ситуациях социального характера.
- Проблема заключается в том, что педагогические работники не имеют базового юридического образования .
- Цель. Познать нормы права, гарантирующие личную безопасность участников образовательных отношений.
- Для достижения этой цели в лекции предприняты попытки решения следующих основных новых задач :
- - изучить основные пути профессионально – психологической подготовки участников образовательных отношений в к действиям в чрезвычайных ситуациях социального характера ;
- - проанализировать, обобщить и систематизировать нормы права, гарантирующие личную безопасность участников образовательных отношений.
- Целевая аудитория – участники образовательных отношений.
- Потенциальные пользователи – граждане РФ.
- Актуальность лекции заключается в том, что педагогические работники не имеют базового юридического образования. Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у педагогических работников следующих компетенций инновационной деятельности:
- - способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, стремление к новому;
- - способность к критическому мышлению;
- - способность и готовность к разумному риску, умение работать самостоятельно
- Вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности реально возможно только при формировании правовых компетенций у педагогических работников .
1-й учебный вопрос
- I. Профессионально – психологическая подготовка участников образовательных отношений в к действиям в чрезвычайных ситуациях социального характера
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
Профессионально-психологическая подготовка граждан к
действиям в ЧС социального характера
Морально-психологическая
подготовка
Профессиональное мастерство
Психологическая
подготовленность
Стрелковая
Физическая
натренированность
натренированность
Профессиональная
обученность
к действиям в состоянии
причинения вреда при задержании
крайней
лица, совершившего преступление
необходимости
необходимой
обороны
в объектных, субъектных, обстановочных юридических и психологических условиях,
максимально приближенных к реальным криминальным конфликтам
Уровни знаний:
- - знания – узнавание;
- - знания – репродукция;
- - знания – понимания;
- - знания – применение;
- - знания – творчество ( новые знания) .
- Выводы по1-му учебному вопросу
- ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
- 1.НЕ ПАНИКОВАТЬ, самоуправлять своим психическим и эмоциональным состоянием, чтобы побороть чувство страха.
- 2. ЗНАТЬ, о ЧС СХ, реальных психологических и юридических последствиях и алгоритм поведения личности безопасного типа в ЧС СХ.
- 3. ПРЕДВИДЕТЬ ДИНАМИКУ КОНКРЕТНОЙ ЧС СХ, оценить ЧС СХ, принять решение и активно действовать с учетом конкретных объектных, субъектных, обстановочных психологических и юридических условий правомерности.
- 4. УКЛОНИТЬСЯ ОТ КОНКРЕТНОЙ ЧС СХ, если имеется реальная возможность.
- 5. АКТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ В КОНКРЕТНОЙ ЧС СХ, если уклониться реально не возможно.
- 6. ПРОХОДИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧС СХ, чтобы не стать жертвой криминального конфликта .
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
- Человек в среднем запоминает:
10%
прочитанного
20%
услышанного
30%
увиденного
90%
при непосредственном участии в деятельности, в постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировании выводов и прогнозов
80%
при самостоятельном
обнаружении и
формулировании
проблем
50-70%
при участии
в групповых
дискуссиях
23
Факторы, влияющие на успешность усвоения лекции
- - уровня профессионализма профессорско-педагогического состава;
- - исходного уровня знаний у слушателей;
- - субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий , в которых профессорско-преподавательский состав передает систему новых научных знаний ;
- - содержания лекции и времени , которое необходимо слушателям для усвоения системы новых научных знаний.
- Принципы обучения и развития обучающихся в соответствии с социальным заказом государства:
- - научности и целеустремленности обучения;
- - опоры на подструктуру опыта личности;
- - воспитания, развития и обучения;
- - индивидуального подхода к личности;
- -наглядности, надежности и прочности усвоения знаний;
- - комплексности, системности, плановости и последовательности обучения;
- - активности в процессе обучения;
- - профессионально - прикладной направленности обучения
-
- Принципы воспитания и развития обучающихся в соответствии с социальным заказом государства:
- - связи воспитания с экономическими, политическими, правовыми условиями развития общества и криминогенной ситуацией в РФ;
- - опоры на подструктуру направленности личности;
- - целенаправленности влияния на подструктуру направленности личности;
- - воспитания в макросреде и микросреде воспитания и в первую очередь через ближайший социальный круг общения;
- - единства между воспитанием и самовоспитанием;
- - требовательности;
- - индивидуального подхода к психологической структуре личности;
- - единства требовательности
Пункт 2 части 1 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ« (с 01.09.2020 г.)
- Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма , гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде
2-й учебный вопрос
- 2. Правовая основа обеспечения личной безопасности участников образовательных отношений к действиям в чрезвычайных ситуациях социального характера
Классификация законов и ПНА по их юридической силе
- 1. Конституция РФ
- 2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ
- 3. Федеральные конституционные законы РФ
- 4. Федеральные законы РФ
- 5. Указы и распоряжения Президента РФ
- 6. Постановления и распоряжения Правительства РФ
- 7. Ведомственные подзаконные нормативные акты
- 8. Межведомственные подзаконные нормативные акты
- Классификация законов по их юридической силе:
- 1. Конституция РФ (ст. 45 Конституции РФ)
- 2. Федеральные конституционные законы РФ (ст. 30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении»)
- 3. Федеральные законы РФ (ст. 37 УК РФ, ст. 24 ФЗ РФ «Об оружии»)
- Статья 45 Конституции РФ
- 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
- 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
- УК РФ Статья 37. Необходимая оборона
- 1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны , то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
- 2. Защита от посягательства , не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.
УК РФ Статья 37. Необходимая оборона
- 2.1. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.
- 3. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.
- УК РФ Статья 38. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
- 1. Не является преступлением причинение вреда лицу , совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.
- 2. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания , когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.
- УК РФ Статья 39. Крайняя необходимость
- 1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
- 2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.
- Статья 24. Применение оружия гражданами Российской Федерации
- Граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.
- Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, по месту применения оружия .
- Лицам, владеющим на законном основании оружием и имеющим право на его ношение, запрещается ношение оружия в состоянии опьянения, запрещается иметь при себе оружие во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных, спортивных и иных публичных мероприятиях,
- за исключением лиц, которые участвуют в культурно-развлекательных и иных публичных мероприятиях и которым предоставлено право ношения с военной формой одежды отдельных моделей боевого холодного клинкового оружия (кортиков), лиц, принимающих непосредственное участие в спортивных мероприятиях с использованием спортивного оружия, казаков, участвующих в собраниях казачьих обществ, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением казачьей формы, лиц, участвующих в религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением национального костюма, в местностях, где ношение клинкового холодного оружия является принадлежностью такого костюма, а также лиц, уполномоченных организатором определенного публичного мероприятия обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан, соблюдение законности при его проведении. Организаторы культурно-развлекательных и спортивных мероприятий вправе осуществлять временное хранение принадлежащего гражданам оружия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
- Правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством Российской Федерации.
- Запрещается обнажение оружия в случае, если отсутствуют основания для его применения, предусмотренные частью первой настоящей статьи (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
- Запрещается использовать старинное (антикварное) оружие для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, осуществления выстрела и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия и создающим угрозу его повреждения или уничтожения.
- Выводы по2-му учебному вопросу
Нормы права, гарантирующие личную безопасность
- Ст. 45 Конституции РФ.
- Ст. 30 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФК «О чрезвычайном положении».
- Ст. 37,38 и 39 УК РФ.
- Ст. 24 ФЗ РФ от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»
- Алгоритм решения проблемной конфликтной ситуации:
- -юридические основания для возникновения права на активную необходимую оборону;
- -порядок реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»;
- -цель реализации права на активную необходимую оборону;
- -юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»
Выводы по 2-му учебному вопросу
- Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45 Конституции РФ)
Выводы по 2-му учебному вопросу
- Совокупность названных семи юридических условий правомерности позволяет необходимую оборону признать правомерной по действующему законодательству РФ, а, следовательно, правомерным реализацию ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» гражданами РФ.
Первичная проверка понимания
- Первичное закрепление новых знаний:
Уровни знаний:
- - знания – узнавание;
- - знания – репродукция;
- - знания – понимания;
- - знания – применение;
- - знания – творчество.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 1. Какие Вы знаете юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
- 4.________________________________________________________
- 5.________________________________________________________
- 6.________________________________________________________
- 7.________________________________________________________
Ответ
- 1. Реальная угроза объективно общественно опасного посягательства
- 2. Наличность реальной угрозы посягательства
- 3. Действительность реальной угрозы посягательства
- 4. Исчерпывающий перечень объектов уголовно – правовой охраны
- 5. Вынужденное причинение вреда здоровью
- 6. Своевременность реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»
- 7. Пределы реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 2. Какие проблемные конфликтные ситуации законодатель закрепил в ст.37 УК РФ ?
- 1. Пресечения нападения правонарушителей
- 2. Уголовно-правового задержания правонарушителей
- 3. Устранения источников опасности
Ответ
- 1. Пресечения нападения правонарушителей
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 3. Какие конфликтные ситуации законодатель закрепил в ч.1 ст.37 УК РФ ?
- 1. Реальная угроза жизни
- 2. Реальная угроза причинения тяжкого вреда здоровью
Ответ
- 1. Реальная угроза жизни
- 2. Реальная угроза причинения тяжкого вреда здоровью
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 4. Какие Вы знаете три порядка реализации ст.45 Конституции РФ?
- 1._______________________________________________________________
- 2._______________________________________________________________
- 3._______________________________________________________________
Ответ
- 1. Только после предупреждения
- 2. Только без предупреждения
- 3. Не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 5. Какие объекты уголовно – правовой охраны законодатель закрепил в части 1 статьи 24 ФЗ РФ «Об оружии»?
- 1.
- 2.
- 3.
Ответ
- 1. Жизнь
- 2. Здоровье
- 3.Собственность
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 6. Реализация ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» в состоянии необходимой обороны для граждан РФ является:
- 1. Субъективным правом
- 2. Общественным долгом
- 3. Моральной обязанностью
- 4. Юридической обязанностью
Ответ
- 1. Субъективным правом
- 2. Общественным долгом
- 3. Моральной обязанностью
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 7. Реализация ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37,38 и 39 УК РФ и ст.18 – 24 ФЗ РФ «О полиции» в чрезвычайных ситуациях социального характера для сотрудников правоохранительных органов является:
- 1. Субъективным правом
- 2. Общественным долгом
- 3. Моральной обязанностью
- 4. Юридической обязанностью.
Ответ
- 4. Юридической обязанностью
Рефлексия
- 1. Что НОВОГО Вы узнали сегодня на лекции ?
- 2. Как Вы думаете, пригодятся ли Вам НОВЫЕ знания , полученные сегодня на лекции, в реальной жизни?
- 3. Согласны ли Вы с тем, что проблемные конфликтные ситуации необходимо разрешать в образовательных организациях руководствуясь действующим законодательством РФ?
- 4. Какие необходимо разработать НОВЫЕ изменения и дополнения в действующее законодательство РФ?
- 5. Какие целесообразно разработать НОВЫЕ Федеральные законы РФ , чтобы участники образовательных отношений в образовательных организациях находились в безопасности?
Д. п. н., профессор Сергей Евгеньевич Вогулкин
- Т – труд
- В – воображение
- О – образование
- Р – речь
- Ч – честность
- Е – естественность
- С – сотрудничество
- Т – твердость убеждений
- В – вера
- О - оригинальность
Уровни знаний:
- - знания – узнавание;
- - знания – репродукция;
- - знания – понимания;
- - знания – применение;
- - знания – творчество ( новые знания) .
- Часть1 ст.44 Конституции РФ. Каждому гарантируется свобода научного, учебно-методического и других видов творчества, преподавания.
- Пункт 5) ч.3 ст.47 ФЗ РФ «Об образовании». Педагогические работники имеют право на участие в разработке методических материалов;
- Пункт 6) ч.3 ст.47 ФЗ РФ «Об образовании». Педагогические работники имеют право на осуществление научной, учебно-методической, творческой, исследовательской деятельности
ФГОС (РЕЗУЛЬТАТЫ)
1. Чему учить? ПРЕДМЕТНЫЕ результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета , то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;
2. Как учить? МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности , применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
3. Кого учить? ЛИЧНОСТНЫЕ результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
- Социальный интеллект (англ. social intelligence) — это совокупность способностей человека, определяющая успешность социального взаимодействия с различными категориями граждан. Включает в себя способность учитывать ролевые ожидания, доминирующие мотивы, потребности, цели, ценности, интересы, действия и бездействия, поведение другого человека, а также своё собственное поведение и способность и готовность действовать с учетом конкретной ситуации и юридических последствий социального взаимодействия.
Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.»
- Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению
- (технологии проблемного обучения, проектного обучения и педагогического сотрудничества)
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- В целях осуществления прорывного развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года" закреплены пять национальных целей развития РФ на период до 2030 года:
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- 1. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей.
- 2. Возможности для самореализации и развития талантов. Эту национальную цель реально возможно реализовать только при формировании коммуникативных компетенций у педагогических работников.
- 3. Комфортная и безопасная среда для жизни.
- 4 Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
- 5. Цифровая трансформация.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- В рамках второй национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" закреплены шесть задач, которые призваны реализовать педагогические работники:
- 1.Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования .
- 2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи , основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- 3. Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования .
- 4. Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- 5. Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов.
- 6. Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года. Эти шесть задач реально возможно реализовать только при формировании участников образовательных отношений и в первую очередь у педагогических работников правовых компетенций.