СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовая ответственность несовершеннолетних

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие позволит подросткам узнать о понятиях "проступок" и "преступление", познакомиться со статьями Уголовного Кодекса РФ и видами юридической ответственности. Воспитатели (учителя) помогут несовершеннолетним воспитать в себе чувство ответственности за слова и поступки.

Просмотр содержимого документа
«Правовая ответственность несовершеннолетних»

Открытое занятие «Правовая ответственность несовершеннолетних».


В ст. 2 Конституции РФ записано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Право человека – это то, что соответствует природе человека, это охраняемая, обеспечиваемая государством возможность что-то делать, осуществлять. Именно закон стоит на страже прав человека. По сути, закон – это правила, которые устанавливает государство.

Надо ли соблюдать законы? Какие последствия ведет за собой их несоблюдение? (Привести примеры).

Порядок – это правильное устройство. Человечество нуждается в таком устройстве. Государство с помощью юристов, разрабатывающих законы, требует от людей строгого их соблюдения. Когда соблюдаются правила, в стране наступает порядок, защищаются интересы граждан, их права и свободы.

Нарушение установленного законом порядка называется правонарушением. Прежде всего, речь идет о том, что нарушая установленный в обществе порядок, человек, нарушает права других людей.


Задание 1.

Правонарушения бывают разные. Посмотрите на перечень проступков и определите, чем они отличаются друг от друга.

  1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.

  2. Играя с мячом во дворе, подросток разбил стекло.

  3. На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую куртку.

  4. Подросток оскорбил своего товарища.

  5. Подросток отказался помочь пожилой соседке.

  6. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что заложена бомба.

  7. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.

  8. Подростки курили в туалете школы.

  9. Подросток перебежал на улицу на запрещающий сигнал светофора.

  10. Школьник изрисовал стены только что отремонтированного подъезда.


В зависимости от степени наносимого вреда правонарушения подразделяют на две группы: преступления и проступки.

Проступок - действие либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающиеся небольшой общественной опасностью.

Преступление - общественно опасное действие или бездействие, нарушающее существующий правопорядок и подлежащее уголовной ответственности.


Задание 2.

В том же перечне отметьте, какие из перечисленных нарушений правил жизни общества можно отнести к преступлениям, а какие – к проступкам?

Казалось бы, проступок – небольшое нарушение, но нужно понимать, что даже он неожиданно для самого нарушителя может перерасти в серьезное нарушение закона. Почему юристы постоянно предупреждают, что от незначительного нарушения до крупного всего лишь один шаг? Что значит «один шаг»? Раскройте смысл этого выражения на примерах.

Как в обществе поступают с нарушителями правил? (Наказывают.)

Наказание – есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении правонарушения. Общество издавна считает необходимым наказывать нарушителей установленных правил.

Часто наказания были жестоки и с современной точки зрения несправедливы. Вместе с тем также издревле общество стремилось добиться определенной справедливости по отношению к провинившемуся.

Для чего существует наказание?

Целью наказания является восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых правонарушений.

Понятие «наказание» тесно связано с понятием «ответственность».

Виды юридической ответственности. Административная – предусмотрена Кодексом об административных нарушениях РФ за совершение проступка, влечет за собой неблагоприятные последствия для правонарушений. Уголовная – наступает за преступления, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ, влечет наиболее суровые меры государственного принуждения, в числе которых лишение свободы. Дисциплинарная – наступает вследствие нарушений трудовой, военной, учебной дисциплины, предусмотренной согласно правилам внутреннего трудового распорядка, Морского устава и т.д., применяются меры дисциплинарного воздействия (выговор, замечание, увольнение с работы). Материальная – связана с примечанием работником ущерба предприятию. Гражданско-правовая - представляет собой применение к одной стороне (должник) в интересах другой стороны (кредитора), установленных договором (Гражданский кодекс РФ) мер воздействия, невыгодных для нарушителя (возмещение убытков, уплата неустойки, восстановление имущественного права).

Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности. А каков объем ответственности несовершеннолетних?

Несовершеннолетними – признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Уголовную ответственность несовершеннолетние несут с 14 лет. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста (ст.20 УК РФ).

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:

  • Убийство (ст.105 УК РФ);

  • Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ);

  • Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ);

  • Похищение человека (ст.126 УК РФ);

  • Изнасилование (131 УК РФ);

  • Насильственные действие сексуального характера (ст. 132 УК РФ);

  • Кражу (ст.158 УК РФ);

  • Грабеж (ст. 161 УК РФ);

  • Разбой (ст.162 УК РФ);

  • Вымогательство (ст. 163 УК РФ);

  • Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ);

  • Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст. 167 УК РФ);

  • Террористический акт (ст.205 УК РФ);

  • Захват заложника (ст.206 УК РФ);

  • Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207 УК РФ);

  • Хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст. 213 УК РФ);

  • Вандализм (ст. 214 УК РФ);

  • Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 266 УК РФ);

  • Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщений (ст. 267 УК РФ);

Административная ответственность наступает в возрасте 16 лет.



Виды наказаний, которые могут быть назначены несовершеннолетнему:
  1. Штраф

  2. Обязательные работы

  3. Исправительные работы

  4. Лишение права заниматься определенной деятельностью

  5. Арест

  6. Лишение свободы на определенный срок

Принудительные меры воспитательного характера:
  1. Предупреждение

  2. Передача под надзор родителей

  3. Возложение обязанностей загладить причиненный вред

  4. Ограничение досуга

За проступки подростков к административной ответственности могут быть привлечены их родители. Почему же, несмотря на наличие наказаний. Подростки нарушают законы?

(На данном этапе организовывается групповая работа воспитанников с документами.)

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Подумайте над тем, как ответить на вопрос: «Что общего в причинах преступлений воспитанников ВТК»?

Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3,5 года)

Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень боялись, что поймают. Но когда увидел «живые» деньги – обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так жить можно. Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда, и отпустят. Не отпустили… Советую всем никуда не лезть. Все когда-нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда не отходил. А здесь матери нет, сам за себя. Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждет…

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Выскажи свое мнение по вопросу: «Как вы думаете, кого Георгий считает дураками, а кого умными?»

Из обращения воспитанника Кировоградской ВТК Георгия С. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3 года).

Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные – это те, кто подговаривал. Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я, баланду хлебают. Здесь никто не поможет. И стираешь сам. И зашиваешь сам все. И вообще все делаешь сам…

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Проанализируйте: «Какие выводы сделал Алексей из своего печального опыта?»

Из обращения воспитанника Жигулёвской ВТК Алексея Ш. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 4 года).

Когда идешь воровать, думаешь – не попадешься. С кем не разговаривал здесь – все так думали. И еще знаешь, что сразу не засудят – малолетка. И точно – по первой «ходке» в суд получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не мог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы все понял. По второй «ходке» уже за все 4 года получил. Не советую радоваться тем, кто в первой ходке проскочил мимо зоны. Все равно здесь будете.

Выводы:

1. Незнание законов и чувство безнаказанности оттого, что не попались на совершении первых преступлений или не были привлечены к ответственности в силу своего возраста.

2. Дураками Георгий считает тех, кто соглашается пойти на преступление в надежде, что им ничего за это не будет. Умные, по его мнению, - это те, кто подстрекал их на совершение преступления и остался безнаказанным.

3. Алексей считает, что те, кто смог избежать попадания в ВТК после первого преступления, должны понять, что бесконечно так продолжаться не будет и наказания им все равно избежать.

Что является причиной преступлений несовершеннолетних? (Причинами совершения преступлений несовершеннолетними являются: незнание законов, влияние старших по возрасту, недостаток воспитания, слабость характера.)

Иные юные правонарушители, оказавшись на скамье подсудимых, стремятся всю свою вину возложить на окружающих, и ни слова о собственной вине, об ответственности за свои поступки.

Просмотр и обсуждение фильма «Экскурсия в детскую колонию».

Но не следует забывать, что кроме уголовной ответственности, существуют иные виды ответственности, в частности, такие, как моральная ответственность: перед близкими, сверстниками, перед самим собой. И воспитывать в себе это чувство нужно с детства.

Вы никогда не поймете причин правонарушений среди подростков, своих товарищей, если не уясните себе одну важную истину: отрицательные влияния на подростков могут быть очень сильными, обстановка жизни в семье невыносимой, но все-таки в конечном счете выбирает, как себя вести, сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его проступки, за его решения – поступать, так или иначе.

Вместе с тем, учитывая детский возраст. Незрелость и, конечно, вину взрослых в правонарушениях детей, закон наказывает несовершеннолетнего намного мягче, чем взрослого. Но не стоит злоупотреблять этой справедливостью. Бывают случаи, когда взрослые заставляют детей совершать преступления. Закон наказывает таких «воспитателей».

Вопросы для закрепления:

  • Что такое противоправное (противозаконное) поведение?

  • Как называют поведение противоположное противозаконному?

  • Как вы понимаете слово «законопослушный»?

  • Кого можно назвать законопослушным человеком?

  • Почему такой человек вызывает уважение в обществе?

  • Какую главную черту поведения законопослушного человека вы можете выделить?

Вывод: Именно уважение к закону есть основная черта законопослушных людей.

Знание закона необходимо несовершеннолетним, так как оно поможет им избежать неприятностей во взаимоотношениях с правоохранительными органами. Законопослушное поведение предполагает активную, полезную для общества деятельность. Руками законопослушных граждан создаются основные богатства нашей страны.

Тест.

Подумайте над ситуациями и выберите свой вариант оценки поступков. Постарайтесь раньше времени не заглядывать в ответы. Иначе никогда не узнаете о себе правду.


1. Водитель на государственной машине ночью перевозил мебель на новую квартиру. Как можно оценить его действия?


  • Поступил неправильно – 1

  • Все делают так – 3

  • Поступил правильно – 5


2. Четырнадцатилетняя девочка в городском транспорте похитила у пассажира кошелек с суммой денег, которой бы хватило на покупку трех булок хлеба. Следователь выяснил, что это была ее пятая кража. Но возбуждать уголовное дело не стал, так как посчитал деяние не опасным для общества. Как вы оцениваете решение следователя?


  • Решение неправильное – 1

  • Нельзя судить за три буханки – 3

  • Решение правильное – 5


3. Девятиклассник Н. в нетрезвом состоянии пытался без билета попасть на дискотеку. Дежурный остановил его. Тогда Н. начал его оскорблять и угрожать расправой. В полиции он клялся, что никогда бы не совершил подобного, если бы не выпил. Взрослые подтвердили, что когда Н. «трезвый он и мухи не обидит». Полиция поверила, протокол не составили.


  • Работники полиции поступили неправильно – 1

  • Надо было взрослых следить за тем, чтобы Н. не пил – 2

  • Работники полиции поступили правильно – 3

Правильно ли вели себя учителя?

  • Неправильно – 1

  • Человеку нужно помогать в трудную минуту – 3

  • Правильно


4. В одной из школ девятиклассник подошел к семикласснику и посоветовал принести ему завтра пачку сигарет. А тот позвонил в полицию.


а) вы считаете, что

  • девятиклассник обязан отвечать за вымогательство – 1

  • зря связался из-за пачки сигарет – 3

  • ничего особенного не совершил – 5

б) вы считаете действия семиклассника:

  • правильными

  • нужно было уладить все без полиции

  • неправильными.



Если вы набрали от 6 до 10 баллов, то вы в состоянии правильно оценивать свои и чужие поступки. У вас есть представление о моральных и юридических нормах. Но обратите внимание, например на первую ситуацию. Там сказано «на новую квартиру». Представьте, что водитель воспользовался служебной автомашиной, чтобы бескорыстно помочь переехать престарелому инвалиду. Надеемся, что вы не одобрили бы этих незаконных действий водителя, но при их оценке учли бы обстоятельства.

Если вы набрали от 11 до 25 баллов, то вам есть над, чем задуматься. Вы привыкли оценивать поступки других не по правилам «можно - нельзя», «разрешено – запрещено». А по принципам «хочу – не хочу», «нравится – не нравится». Когда с вами поступают не так, как хотелось бы, вы не спрашиваете себя, справедливо ли это. Для вас в первую очередь имеет значение, что страдают ваши собственные интересы. Помните, что однажды вам захочется попробовать любой ценой удовлетворить свое «хочу». Цена может оказаться слишком высокой.

Если вы набрали от 24 до 30 баллов, то дело плохо. У вас серьезно искажены представления о моральных и юридических требованиях к человеку. Вам кажется, что прав тот, кто сильнее и хитрее, а правоохранительные органы (полиция, прокуратура, суд) только мешают жить. Вы ориентируетесь на тех. Кто не живет честно, а ловчит, обходит закон, старается жить за чужой счет. Это означает, что и вы можете двигаться по жизни той же дорогой, постепенно запутываясь в собственных проступках и правонарушениях, привыкая к общению с полицией и судами, постепенно утрачивая человеческие качества. Вам срочно нужно взять себя в руки и начать менять свое отношение к жизни. Она у вас одна!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!