СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере охраны здоровья граждан. Развитие законодательства о здравоохранении и медицинского права в России и за рубежом.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере охраны здоровья граждан. Развитие законодательства о здравоохранении и медицинского права в России и за рубежом.

Цель: изучение краткой истории развития законодательства о здравоохранении и медицинского права России и зарубежных стран; формирование знаний об основных положениях Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Просмотр содержимого документа
«Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере охраны здоровья граждан. Развитие законодательства о здравоохранении и медицинского права в России и за рубежом.»

ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

СТО СМК 4.2.01 - 2017

Лист 0/15


Лекция №2. Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере охраны здоровья граждан. Развитие законодательства о здравоохранении и медицинского права в России и за рубежом.

Цель: изучение краткой истории развития законодательства о здравоохранении и медицинского права России и зарубежных стран; формирование знаний об основных положениях Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Основные понятия:

Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

2.1. Краткая история развития законодательства о здравоохранении и медицинского права России и зарубежных стран

Вопросы истории правового регулирования медицинской деятельности глубоко и всесторонне рассмотрены в трудах отечественных ученых (Михайлов В.С., 1984; Пищита А.Н., Гончаров Н.Г., 2007; Стеценко С.Г., 2007). Опираясь на работы указанных исследователей, а также на собственные наблюдения, необходимо кратко рассмотреть историю развития законодательства о здравоохранении и медицинского права России и зарубежных стран.

Большого внимания заслуживает сочинение Гиппократа «Закон» (V-1V век до н.э.), тема которого его борьба с псевдоврачами, людьми невежественными, роняющими достоинство медицины; причину ее упадка Гиппократ видит в отсутствии соответствующего законодательства: «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко теперь ниже всех искусств. И, по-моему мнению, причиной такого падения служит больше всего то, что в государствах одной лишь медицинской профессии не определено никакого другого наказания, кроме бесчестья, но это последнее ничуть не задевает тех, от которых оно отделимо».

Обращают на себя внимание следующие нормы, регламентирующие врачебную деятельность, в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н.э.):

§ 215. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и излечит этого человека или снимет бельмо человека бронзовым ножом и вылечит глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра.

§ 218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть этому человеку или снимет бельмо бронзовым ножом и повредит глаз человеку, то ему должно отрезать пальцы.

Наряду с регламентацией врачебной деятельности и ответственности за причинение вреда развивались нормы, направленные на охрану здоровья населения.

Первыми правовыми нормами, направленными на охрану здоровья людей были нормы права, связанные с попытками поставить преграду на пути распространения эпидемии острозаразных болезней.

С давних времен эпидемии приносили многочисленные бедствия человечеству. В 480 г. до н.э. эпидемия чумы поразила большую часть Древней Греции. В XIV веке в результате эпидемии чумы погибла ¼ населения Европы.

Самыми первыми средствами борьбы против распространения заразных болезней были попытки полностью изолировать людей от начавшейся эпидемии. Эти мероприятия часто юридически закреплялись в правовых актах и подкреплялись мерами военно-принудительного характера.

Одним из первых правовых актов, установивших изоляцию отдельных людей, являлся приказ императора Юстиниана, изданный во время эпидемии чумы в 532 году, которым предписывалось всех лиц, прибывших в Константинополь из неблагополучных в эпидемическом отношении районов подвергать «очистке» в специально отведенных местах.

Сроки изоляции были различны и зависели от произвола властей. К XIV веку в странах Европы стала преобладать 40-дневная изоляция, получившая название «карантин». Предпочтение 40-дневной изоляции было отдано не на основе каких-либо научных данных, а под воздействием христианского вероучения, согласно которому Христос в течение 40 дней находился в изоляции в пустыне.

В Британском акте 1788 года впервые упоминается о специальном желтом флаге, который должен подниматься на судне, находящемся в карантине. Этот карантинный флаг сохранился в международном морском своде сигналов до настоящего времени.

Особое внимание законодательство различных стран, в том числе и Рос-сии, уделяло карантину в морском порту, поскольку санитарный контроль на сухопутных границах осуществить было легче чем в порту, так как санитарное состояние сопредельных государств было известно лучше, чем санитарное состояние стран, из которых приходили суда. Портовые власти требовали от капитанов судов письменного подтверждения того, что там, откуда прибыло судно, не было острозаразных заболеваний. За неточность своих заявлений капитан часто отвечал жизнью.

С развитием консульской службы обязанности по наблюдению за санитарно-эпидемиологическим состоянием в порту стали возлагаться на консулов, которые в некоторых случаях должны были ставить свою визу на санитарном патенте, выдаваемом портовыми властями.

Следует напомнить, что развитие правовых норм, направленных на охрану здоровья населения шло параллельно с нормативным развитием врачебной деятельности.

Нормы, регулирующие врачебную деятельность, встречаются в Уложении Карла V (XVI век н.э.) «Каролина». Так, в ст. 134, которая называется «Наказание лекаря, причинившего смерть своими лекарствами», указано: «Если врач по нерадивости или невежеству, хотя и неумышленно причинит смерть кому-либо и ученые и сведущие в лекарстве люди признают, что легкомысленно злоупотребил лекарствами или необоснованно недопустимым лечением, на которое он не должен был осмеливаться, и этим причинил смерть кому-либо, то он должен быть наказан сообразно характеру и обстоятельствам дела и по указанию законоведов. В сем случае надлежит уделить особое внимание легкомысленным людям, дерзающим заниматься лекарством, не имея никакого основательного обучения. Но ежели лекарь причинит смерть умышленно, то он должен быть наказан как умышленный убийца».

Начало ХХ века ознаменовалось важным шагом в развитии норм международного права, регулирующих вопросы здравоохранения. Наряду с соглашениями о предотвращении распространения эпидемий, особо опасных инфекционных заболеваний появились соглашения по другим вопросам здравоохранения – о борьбе с наркоманией, венерическими болезнями, алкоголизмом, проституцией.

Важным итогом нескольких международных конференций, посвящен-ных медицинскому праву, было создание в начале XX века постоянной международной организации по здравоохранению – Международного бюро общественной гигиены (МБОГ). При участии МБОГ было разработано Брюссельское соглашение 1924 г. «О предупреждении венерических заболеваний среди моряков», Конвенция 1930 г. «Об антидифтерийной сыворотке». МБОГ приняло участие в практической работе по осуществлению Конвенции 1925 и 1931 г.г. «О контроле над наркотиками».

После первой мировой войны возникла и действовала параллельно с МБОГ другая международная организация по вопросам здравоохранения – Организация здравоохранения Лиги Наций ОЗЛН. Юридической основой для создания ОЗЛН была ст. 23 Устава Лиги Наций, в которой отмечено, что государства-члены приложат усилия, чтобы принять меры международного порядка для предупреждения болезней и борьбы с ними.

7 апреля 1948 года основана Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – этот день отмечается ежегодно как всемирный день здоровья. ВОЗ – специализированное учреждение ООН. Высший орган ВОЗ – Всемирная Ассамблея здравоохранения, сессии которой созываются ежегодно. Центральный административный орган ВОЗ – секретариат (штаб-квартира в Женеве), возглавляемый – Генеральным директором. В 1953 году Шестая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, обсудив предложение Бельгии о проведении исследований, связанных с международным медицинским правом и сравнительным законодательством в области здравоохранения, приняла Резолюцию № 6.40, в которой предложила организовать изучение проблемы международного медицинского права.

За последнее 100 лет в международном праве возник ряд норм, закрепляющих различные мероприятия, направленные на охрану здоровья людей, и не только в военное, но и мирное время: заключены Конвенции, способствующие предотвращению распространения особо опасных инфекционных болезней, соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи государств в борьбе с другими болезнями, взяты под контроль производство и потребление некоторых видов лекарств.

Вглубь веков в русском государстве уходит правовая регламентация врачебной деятельности. Древние памятники русского права «Русская Правда» и Устав Владимира Святославовича (ХI век) содержат нормы, относящиеся к врачебной деятельности. Так, в ст. 2 древнейшей редакции Русской Правды, которую еще именуют Краткая Правда определено: «Если потерпевший не может мстить за себя, то пусть возьмет с виновного три гривны и сверх того плату лекарю». В Уставе Владимира Святославовича лиц, занимающихся врачебной деятельностью, причисляли к числу служителей церкви.

Прогрессивная регламентация врачебной деятельности в России, началась при Петре I. Законодательные акты Петра определяли требования не только в профессиональной деятельности, но и к личным качествам врача: «следует, чтобы лекарь в докторстве добрые основания и практику имел; трезвым, умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин свой как нощно, так и денно отправлять мог».

Единый врачебный Закон появился в России в 1857 году и с незначительными дополнениями просуществовал до Великой Октябрьской революции. Уникальным документом является Устав Врачебный, который составил том XIII Свода Законов Российской Империи, состоящей из трех книг: Книга первая «Учреждения врачебные», Книга вторая «Устав медицинской полиции», Книга третья «Устав судебной медицины».

Обращает на себя внимание ст. 88 Устава Врачебного, в которой указано: «Когда медицинским начальством будет признано, что врач, оператор или акушер, по незнанию своего искусства, делают явные, более или менее важные в оном ошибки, то им воспрещается практика, доколе они не выдержат нового испытания и не получат свидетельство о надлежащем знании своего дела. Если от неправильного лечения последует кому-либо смерть или важный вред здоровью, то виновный буде он христианин предается церковному покаянию по распоряжению своего духовного начальства».

Особое место в истории правовой регламентации врачебной деятельности принадлежит Декрету ВЦИК СНК РСФСР от 1 декабря 1924 года «О про-фессиональной работе и правах медицинских работников».

19 декабря 1969 года Верховным Советом СССР были приняты Основы законодательства Союза ССР о здравоохранении».

В соответствии с данными Основами 29 июля 1971 года ВС РСФСР был принят Закон «О здравоохранении».

В 1993 года были приняты Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, которые в ноябре 2011 года признаны утратившими силу в связи с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон РФ № 323-ФЗ).

2.2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: предмет регулирования, основные понятия

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон РФ № 323-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Важно отметить, что в ст. 2 Федерального закона РФ № 323-ФЗ используются следующие основные понятия:

1) здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

4) медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

5) медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

6) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

7) диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

8) лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

9) пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

10) медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

11) медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

12) фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность;

13) медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;

14) фармацевтический работник - физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее - лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка;

15) лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;

16) заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

17) состояние - изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;

18) основное заболевание - заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;

19) сопутствующее заболевание - заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти;

20) тяжесть заболевания или состояния - критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением;

21) качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья;

3) управление федеральной государственной собственностью, используемой в сфере охраны здоровья;

4) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;

5) организация, обеспечение и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

6) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

7) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья, за исключением лицензирования, которое осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

8) организация и осуществление контроля в сфере охраны здоровья, в том числе за соблюдением требований технических регламентов в сфере охраны здоровья;

9) ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере здравоохранения, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья;

11) организация оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;

11.1) организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

11.2) организация оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (далее - клиническая апробация) медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;

11.3) организация медицинской деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

12) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских;

13) организация медико-биологического и медицинского обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации;

14) организация и осуществление контроля за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями;

15) мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обращении зарегистрированных медицинских изделий;

16) обеспечение разработки и реализации программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;

17) международное сотрудничество Российской Федерации в сфере охраны здоровья, включая заключение международных договоров Российской Федерации;

18) подготовка и представление палатам Федерального Собрания Российской Федерации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом, ежегодного государственного доклада о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

19) организация обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";

20) организация обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

2. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения, разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья, реализация мер по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, оказанию медицинской помощи, организации медицинской деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), санитарно-гигиеническому просвещению;

2) установление требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

3) координация деятельности в сфере охраны здоровья федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения;

4) утверждение порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации;

5) утверждение соответствующей номенклатуры в сфере охраны здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских работников и фармацевтических работников, специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование);

6) утверждение типовых положений об отдельных видах медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций;

7) установление общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения;

8) установление порядка организации и проведения медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы);

9) утверждение порядка организации и проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий;

10) утверждение правил и методик в области статистического учета и отчетности, стандартов информационного обмена в сфере охраны здоровья, применяемых медицинскими организациями и фармацевтическими организациями;

11) утверждение порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья, унифицированных форм медицинской документации, в том числе в электронном виде;

11.1) организация проведения аккредитации специалистов;

12) утверждение порядка аттестации специалистов, имеющих высшее и среднее медицинское и (или) фармацевтическое образование для присвоения им квалификационной категории;

13) утверждение порядка организации направления граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

14) утверждение порядка проведения медицинских осмотров;

15) утверждение перечня профессиональных заболеваний;

16) утверждение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения;

17) организация медицинской эвакуации граждан медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;

18) утверждение порядка медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), включающего определение клинических признаков опьянения и правила проведения химико-токсикологических исследований;

19) утверждение правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований;

20) создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями;

21) организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами.

Как данные понятия применяются на практике предполагается рассмотреть на следующих занятиях.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как регламентировалась деятельность врача с древнейших времен?

  2. Когда и каким правовым актом впервые устанавливалась изоляция отдельных людей с целью борьбы с распространением заразных болезней.

  3. Как развиваются нормы международного права, регулирующего вопросы здравоохранения в XX в.?

  4. Назвать древние памятники Руси, регламентирующие врачебную деятельность. Привести примеры содержащихся в них норм. Как развивается медицинское право при Петре I?

  5. Перечислить основные понятия ,содержащиеся в Федеральный закон РФ № 323-ФЗ. Дать определения здоровью, озране здоровья, медицинской помощи.

  6. Каковы полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения?