Распределите конституционные права и свободы по трем группам:
Экономические права
Социальные права
Культурные права
Право на частную
собственность
Свобода
экономической
деятельности
Право на охрану
здоровья
Право на жилище
Право на образование
право на доступ
к культурным
ценностям
Свобода творчества и
преподавания
Право на отдых
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Объясните, как вы понимаете суть приведенных высказываний
«Потребность в образовании лежит в каждом человеке» Л. Н. Толстой
Обучать народ – значит делать его лучше, просвещать народ – значит повышать его нравственность, делать его грамотным – значит цивилизовать его» Виктор Гюго (писатель)
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» Адольф Дистервег (педагог)
Нормативно-правовые основы образования Законодательная база образования: - Всеобщая декларация прав человека - Конвенция о правах ребенка - Конституция РФ - Закон РФ об образовании - Законы субъектов РФ об образовании Нормативная база образования: - Федеральный государственный образовательный стандарт - Базисный учебный план общеобразовательной школы - Учебный план - Учебная и рабочая программа - Типовое положение и Устав образовательного учреждения
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Конституция РФ. Статья 43.
ДЛЯ КОГО ВЫ УЧИТЕСЬ?
С 2007 года в РФ среднее общее образование является обязательным - статья 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В каждом государстве осуществляется образовательная политика, которая отвечает на вопросы:
- кого учить?
- чему учить?
- как учить?
Основное общее образование – 9 классов.
Среднее общее образование – 11 классов.
ОБРАЗОВАНИЕ -
целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Из ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»:
Статья 5, пункт 3.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность
и бесплатность в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования,
а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Из ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»:
Статья 66, пункт 3.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.
… . Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
? Какими качествами должен обладать современный
образованный человек?
Информационное общество выдвигает следующие требования к современному человеку :
- уметь приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях;
- проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений;
- овладевать достижениями отечественной и мировой культуры;
- учитывать запросы рынка труда, уметь доказывать свою конкурентоспособность…
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
ИНДУСТРИАЛЬ-НОЕ
ОБЩЕСТВО
ПОСТИНДУСТРИ-АЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
ЭЛИТАРНОЕ
МАССОВОЕ
НЕПРЕРЫВНОЕ
ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
- ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА;
- ПРОИЗВОДСТВО НОВЫХ ЗНАНИЙ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ;
- СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ.
ПРИОРИТЕТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
НЕ СЛЕДСТВИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВА,
А ЕГО ПРИЧИНА .
СОЦИАЛЬНАЯ
- ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ;
- ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ;
- УЧАСТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОЗДАНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПОВЫШЕНИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА.
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ;
- ШКОЛА И ВУЗ – ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ;
- ОБРАЗОВАНИЕ – ОДИН ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ.
КУЛЬТУРНАЯ
УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РФ:
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- формирование общей культуры личности;
- социализация личности;
- осознанный выбор профессии.
- 11 КЛАССОВ
- 9 КЛАССОВ
- 1-4 КЛАСС
- ЯСЛИ, ДЕТСКИЙ САД
УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РФ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (СПЕЦИАЛЬНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
- подготовка специалистов соответствующей квалификации;
- дальнейшая социализация личности.
- АСПИРАНТУРА, ДОКТОРАНТУРА, ОРДИНАТУРА и т.п.)
- ВУЗы (институты, университеты и т.п.)
- ТЕХНИКУМЫ, КОЛЛЕДЖИ
- ТУ, ПТУ и др. училища
УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РФ:
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- музыкальные, спортивные, художественные школы;
- различные кружки и секции для детей и взрослых;
- дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки кадров).
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
Непрерывное образование, вариативность, индивидуальная образовательная траектория – необходимость успешности личности
в современном обществе.
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ПОВТОРИМ:
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
- Самая длинная университетская лекция длилась более 50 часов . Она была прочитана в одном из австралийских вузов профессором Барроузом в рамках курса биологии.
- Наибольшие затраты на среднее и начальное образование на душу населения — у Аляски. Наименьшие — у Сомали.
- Практически во всех университетах Евросоюза обучается больше женщин, чем мужчин. Исключение составляет Германия.
- Работники с высшим образованием в США получают в среднем в 2,5 раза больше, чем сотрудники без диплома.
- Англичанин Роберт Кронин стал самым долгообучающимся студентом. Он поступил в Принстонский университет в 1948 году, а диплом получил спустя 52 года в 2000-ом в возрасте 72-х лет.
ТЕРМИНОЛОГИЯ:
- ОБРАЗОВАНИЕ - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.
- ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - принцип приоритета личности в образовании, формировании ее гуманного мировоззрения и творческого потенциала.
- ПЛЮРАЛИЗМ - многообразие мнений, взглядов, политических направлений и т.п. как один из принципов демократического устройства общества.
- СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от религиозных организаций в осуществлении учебно-воспитательной деятельности.
- СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.
- СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ – социальные институты, с помощью которых происходит перемещение из одной социальной группы в другую (основные социальные лифты по П.Сорокину - армия, церковь, политика, искусство, СМИ, бизнес, семья, образование).
На слайде:
Огюст Роден. «Мыслитель». 1888.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь» В. О. Ключевский
Н. Богданов-Бельский.
«Устный счет в народной школе» 1896 г.
Н. Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе. 1895 г.
- Опишите картины.
- Найдите персонаж, объединяющий картины.
- Почему в качестве эпиграфа, иллюстрирующего эти произведения Н. Богданова-Бельского, взяты слова В.О. Ключевского?
На картинах Н. Богданова-Бельского изображена деревенская школа XIX века. Учитель, изображенный на обеих картинах — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский. Он был профессором Московского университета, ботаником и математиком. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.
Домашнее задание
§ 23, стр. 191 «В классе и дома» №5 письменно