СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовое регулирование в системе образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка (презентация) для проведение занятия по обществознанию глава 2, параграф 23, тема6 "Правовое регулирование отношений в сфере образования". В презентации рассматриваются документы, регламентирующие вопросы образования в РФ, а также основные понятия, функции и ступени образования и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Правовое регулирование в системе образования»

Распределите конституционные права и свободы по трем группам: Экономические права Социальные права Культурные права  Право на частную собственность Свобода экономической деятельности Право на охрану  здоровья Право на жилище Право на образование право на доступ  к культурным ценностям Свобода творчества и  преподавания Право на отдых

Распределите конституционные права и свободы по трем группам:

Экономические права

Социальные права

Культурные права

Право на частную

собственность

Свобода

экономической

деятельности

Право на охрану

здоровья

Право на жилище

Право на образование

право на доступ

к культурным

ценностям

Свобода творчества и

преподавания

Право на отдых

Правовое регулирование отношений в сфере образования

Правовое регулирование отношений в сфере образования

Объясните, как вы понимаете суть приведенных высказываний «Потребность в образовании лежит в каждом человеке»    Л. Н. Толстой Обучать народ – значит делать его лучше, просвещать народ – значит повышать его нравственность, делать его грамотным – значит цивилизовать его»     Виктор Гюго (писатель) «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»   Адольф Дистервег (педагог)

Объясните, как вы понимаете суть приведенных высказываний

«Потребность в образовании лежит в каждом человеке» Л. Н. Толстой

Обучать народ – значит делать его лучше, просвещать народ – значит повышать его нравственность, делать его грамотным – значит цивилизовать его» Виктор Гюго (писатель)

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» Адольф Дистервег (педагог)

Нормативно-правовые основы образования   Законодательная база образования:    - Всеобщая декларация прав человека  - Конвенция о правах ребенка  - Конституция РФ  - Закон РФ об образовании  - Законы субъектов РФ об образовании   Нормативная база образования:   - Федеральный государственный образовательный стандарт  - Базисный учебный план общеобразовательной школы  - Учебный план  - Учебная и рабочая программа  - Типовое положение и Устав образовательного учреждения

Нормативно-правовые основы образования Законодательная база образования: - Всеобщая декларация прав человека - Конвенция о правах ребенка - Конституция РФ - Закон РФ об образовании - Законы субъектов РФ об образовании Нормативная база образования: - Федеральный государственный образовательный стандарт - Базисный учебный план общеобразовательной школы - Учебный план - Учебная и рабочая программа - Типовое положение и Устав образовательного учреждения

1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Конституция РФ. Статья 43.  ДЛЯ КОГО ВЫ УЧИТЕСЬ? С 2007 года в РФ среднее общее образование является обязательным - статья 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В каждом государстве осуществляется образовательная политика, которая отвечает на вопросы: кого учить? чему учить? как учить? Основное общее образование – 9 классов. Среднее общее образование – 11 классов.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Конституция РФ. Статья 43.

ДЛЯ КОГО ВЫ УЧИТЕСЬ?

С 2007 года в РФ среднее общее образование является обязательным - статья 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В каждом государстве осуществляется образовательная политика, которая отвечает на вопросы:

  • кого учить?
  • чему учить?
  • как учить?

Основное общее образование – 9 классов.

Среднее общее образование – 11 классов.

ОБРАЗОВАНИЕ - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Из ФЗ

ОБРАЗОВАНИЕ -

целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Из ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»:

Статья 5, пункт 3.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность

и бесплатность в соответствии

с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования,

а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Из ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»:

Статья 66, пункт 3.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.

. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

? Какими качествами должен обладать современный  образованный человек?  Информационное общество выдвигает следующие требования к современному человеку : уметь приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях; проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений; овладевать достижениями отечественной и мировой культуры; учитывать запросы рынка труда, уметь доказывать свою конкурентоспособность…

? Какими качествами должен обладать современный

образованный человек?

Информационное общество выдвигает следующие требования к современному человеку :

  • уметь приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях;
  • проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений;
  • овладевать достижениями отечественной и мировой культуры;
  • учитывать запросы рынка труда, уметь доказывать свою конкурентоспособность…
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО   ИНДУСТРИАЛЬ-НОЕ ОБЩЕСТВО   ПОСТИНДУСТРИ-АЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО   ЭЛИТАРНОЕ МАССОВОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

ИНДУСТРИАЛЬ-НОЕ

ОБЩЕСТВО

ПОСТИНДУСТРИ-АЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

ЭЛИТАРНОЕ

МАССОВОЕ

НЕПРЕРЫВНОЕ

ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА; ПРОИЗВОДСТВО НОВЫХ ЗНАНИЙ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ; СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ. ПРИОРИТЕТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕ СЛЕДСТВИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВА, А ЕГО ПРИЧИНА . СОЦИАЛЬНАЯ ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ; ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ; УЧАСТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОЗДАНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПОВЫШЕНИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ; ШКОЛА И ВУЗ – ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ; ОБРАЗОВАНИЕ – ОДИН ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ. КУЛЬТУРНАЯ

ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

  • ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА;
  • ПРОИЗВОДСТВО НОВЫХ ЗНАНИЙ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ;
  • СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ.

ПРИОРИТЕТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

НЕ СЛЕДСТВИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВА,

А ЕГО ПРИЧИНА .

СОЦИАЛЬНАЯ

  • ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ;
  • ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ;
  • УЧАСТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОЗДАНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПОВЫШЕНИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА.
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ;
  • ШКОЛА И ВУЗ – ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ;
  • ОБРАЗОВАНИЕ – ОДИН ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ.

КУЛЬТУРНАЯ

УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РФ: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ формирование общей культуры личности; социализация личности; осознанный выбор профессии. - 11 КЛАССОВ - 9 КЛАССОВ - 1-4 КЛАСС - ЯСЛИ, ДЕТСКИЙ САД

УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РФ:

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • формирование общей культуры личности;
  • социализация личности;
  • осознанный выбор профессии.

- 11 КЛАССОВ

- 9 КЛАССОВ

- 1-4 КЛАСС

- ЯСЛИ, ДЕТСКИЙ САД

УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РФ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (СПЕЦИАЛЬНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ подготовка специалистов соответствующей квалификации; дальнейшая социализация личности. - АСПИРАНТУРА, ДОКТОРАНТУРА, ОРДИНАТУРА и т.п.) - ВУЗы (институты, университеты и т.п.) - ТЕХНИКУМЫ, КОЛЛЕДЖИ - ТУ, ПТУ и др. училища

УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РФ:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (СПЕЦИАЛЬНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

  • подготовка специалистов соответствующей квалификации;
  • дальнейшая социализация личности.

- АСПИРАНТУРА, ДОКТОРАНТУРА, ОРДИНАТУРА и т.п.)

- ВУЗы (институты, университеты и т.п.)

- ТЕХНИКУМЫ, КОЛЛЕДЖИ

- ТУ, ПТУ и др. училища

УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РФ: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ музыкальные, спортивные, художественные школы; различные кружки и секции для детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки кадров). Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РФ:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • музыкальные, спортивные, художественные школы;
  • различные кружки и секции для детей и взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки кадров).

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: Непрерывное образование, вариативность, индивидуальная образовательная траектория – необходимость успешности личности в современном обществе. В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:

Непрерывное образование, вариативность, индивидуальная образовательная траектория – необходимость успешности личности

в современном обществе.

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ПОВТОРИМ:

ПОВТОРИМ:

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ Самая длинная университетская лекция длилась более 50 часов . Она была прочитана в одном из австралийских вузов профессором Барроузом в рамках курса биологии. Наибольшие затраты на среднее и начальное образование на душу населения — у Аляски. Наименьшие — у Сомали. Практически во всех университетах Евросоюза обучается больше женщин, чем мужчин. Исключение составляет Германия. Работники с высшим образованием в США получают в среднем в 2,5 раза больше, чем сотрудники без диплома. Англичанин Роберт Кронин стал самым долгообучающимся студентом. Он поступил в Принстонский университет в 1948 году, а диплом получил спустя 52 года в 2000-ом в возрасте 72-х лет.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

  • Самая длинная университетская лекция длилась более 50 часов . Она была прочитана в одном из австралийских вузов профессором Барроузом в рамках курса биологии.
  • Наибольшие затраты на среднее и начальное образование на душу населения — у Аляски. Наименьшие — у Сомали.
  • Практически во всех университетах Евросоюза обучается больше женщин, чем мужчин. Исключение составляет Германия.
  • Работники с высшим образованием в США получают в среднем в 2,5 раза больше, чем сотрудники без диплома.
  • Англичанин Роберт Кронин стал самым долгообучающимся студентом. Он поступил в Принстонский университет в 1948 году, а диплом получил спустя 52 года в 2000-ом в возрасте 72-х лет.
ТЕРМИНОЛОГИЯ: ОБРАЗОВАНИЕ - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.  ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ   - принцип приоритета личности в образовании, формировании ее гуманного мировоззрения и творческого потенциала. ПЛЮРАЛИЗМ  - многообразие мнений, взглядов, политических направлений и т.п. как один из принципов демократического устройства общества. СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от религиозных организаций в осуществлении учебно-воспитательной деятельности. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ – социальные институты, с помощью которых происходит перемещение из одной социальной группы в другую (основные социальные лифты по П.Сорокину - армия, церковь, политика, искусство, СМИ, бизнес, семья, образование). На слайде: Огюст Роден. «Мыслитель». 1888.

ТЕРМИНОЛОГИЯ:

  • ОБРАЗОВАНИЕ - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. 
  • ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ   - принцип приоритета личности в образовании, формировании ее гуманного мировоззрения и творческого потенциала.
  • ПЛЮРАЛИЗМ - многообразие мнений, взглядов, политических направлений и т.п. как один из принципов демократического устройства общества.
  • СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от религиозных организаций в осуществлении учебно-воспитательной деятельности.
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ – социальные институты, с помощью которых происходит перемещение из одной социальной группы в другую (основные социальные лифты по П.Сорокину - армия, церковь, политика, искусство, СМИ, бизнес, семья, образование).

На слайде:

Огюст Роден. «Мыслитель». 1888.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь» В. О. Ключевский Н. Богданов-Бельский. «Устный счет в народной школе» 1896 г. Н. Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе. 1895 г.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь» В. О. Ключевский

Н. Богданов-Бельский.

«Устный счет в народной школе» 1896 г.

Н. Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе. 1895 г.

Опишите картины.  Найдите персонаж, объединяющий картины.  Почему в качестве эпиграфа, иллюстрирующего эти произведения Н. Богданова-Бельского, взяты слова В.О. Ключевского?
  • Опишите картины.
  • Найдите персонаж, объединяющий картины.
  • Почему в качестве эпиграфа, иллюстрирующего эти произведения Н. Богданова-Бельского, взяты слова В.О. Ключевского?
На картинах Н. Богданова-Бельского изображена деревенская школа XIX века. Учитель, изображенный на обеих картинах — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский. Он был профессором Московского университета, ботаником и математиком. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.

На картинах Н. Богданова-Бельского изображена деревенская школа XIX века. Учитель, изображенный на обеих картинах — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский. Он был профессором Московского университета, ботаником и математиком. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.

Домашнее  задание § 23, стр. 191 «В классе и дома» №5 письменно

Домашнее задание

§ 23, стр. 191 «В классе и дома» №5 письменно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!