Правовое воспитание
в семье.
«Дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как
мы о них заботимся, зависит завтрашний день всего общества».
Правовое воспитание в семье - это процесс обучения и воспитания детей знанию и пониманию законов, норм поведения и гражданских обязанностей.
Правовое обеспечение прав и обязанностей родителей:
Из конституции и семейного кодекса РФ:
Воспитание детей – конституционная обязанность родителей. Они призваны:
- всемирно укреплять авторитет взрослого,
- воспитывать детей в духе уважения и любви к труду,
- подготавливать их к общественно-полезной деятельности,
- приучать к дисциплине,
- заботиться о развитии и укреплении физического и психического здоровья,
- стимулировать к осознанному выбору профессии.
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
-Конституция РФ;
-Семейный кодекс РФ;
-Гражданский кодекс РФ;
-Гражданский процессуальный кодекс РФ;
-Кодекс РФ об административных правонарушениях;
-Уголовный кодекс РФ;
-ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-ФЗ от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
-ФЗ от 26 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
-ФЗ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;
-ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 28.06.2009 г. № 127-ФЗ)
Методы правового воспитания
Убеждение метод основанный на диалоге и объяснении, а не на принуждении или силе. Родители используют различные аргументы и примеры, чтобы убедить своих детей принять определенное решение или поведение. Этот метод считается более эффективным, чем принуждение, так как он позволяет детям самостоятельно принимать решения и формировать свои моральные принципы.
Наказание.
Важно обеспечить, чтобы наказание было пропорционально преступлению и соответствовало развитию детей.
Поощрение
заключается в том, чтобы награждать детей за положительное поведение и достижения. Это может быть в виде материальных или нематериальных наград, например, время отдыха, особое внимание родителей или дополнительные привилегии. Поощрение может способствовать развитию позитивных качеств у детей, таких как самостоятельность, уверенность в себе и ответственность.
Потенциальная угроза применения санкций
Профилактика
означает использование предупреждения и обучения, чтобы предотвратить нарушения правил и законов в семейной жизни. Это может включать в себя обсуждение правил и ожиданий в семье, обучение детей о правовых понятиях и ответственности, а также создание положительной и поддерживающей среды для всех членов семь
Предупреждение
используется в семье для того, чтобы дать детям и другим членам семьи возможность исправить неправильное поведение или действия без наложения жестких санкций. Это может включать в себя простое объяснение того, почему определенное поведение неприемлемо, и просьбу исправить его. Это может быть более эффективным, чем наказание, так как оно дает людям возможность самостоятельно понять и исправить свои ошибки.
С чего начать?
1 .Устанавливайте ясные и согласованные семейные правила - они необходимы детям , чтобы точно знать , чего от них хотят.
2. Устанавливайте договоренность . Чтобы договор не стал «мёртвой буквой» , он должен включать только то , с чем принципиально согласны и родители и их ребёнок и предусматривать обязательное выполнение условий обеими сторонами.
3.Личный пример родителей - активная жизненная позиция (выборы), соблюдение трудовой дисциплины .
4. Установление границы собственности : чем может распоряжаться ребёнок по своему усмотрению (дарить , обменивать), а чем - нет (в том числе вещами общего пользования).
5.Определяйте круг обязанностей по дому.
6.Учите предотвращать конфликты - выяснить причину, не сваливать всю вину на другого человека , умение прощать и просить прощения.
7. Откажитесь от чрезмерной опеки ребёнка - вы лишаете его права самостоятельного принятия решения , не учите значению слова «последствия»
8. Сдерживайте эмоции и будьте справедливы - не спешите помогать выпутаться из сложившийся ситуации , иногда ребёнку полезно принять всю ответственность на себя.
9. Решайте все проблемы цивилизовано - агрессия порождает агрессию, ребёнок может навсегда запомнить , что сильный всегда прав.
10. Воспитывайте культуру поведения.
О том, что дети – наше будущее, все мы знаем давно, но ведь они и наше настоящее. И от того, как взрослые организуют жизнь своей семьи сегодня, зависит и будущее ребёнка, и будущее его родителей, и будущее нашей страны.