СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовой брейн – ринг «Права и обязанности детей»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: «Права и обязанности детей»

Форма проведения занятия: интеллектуальная игра

Цель занятия: повышение уровня правовой грамотности и гражданской культуры обучающихся в форме интеллектуальной игры.

Задачи:

- расширить  представления о правах, обязанностях детей и последствиях противоправных деяний;

- узнать о том, в каких основных документах закреплены права и обязанности детей;

- воспитать чувств ответственности за свои поступки.

- разработать свои правила, которые будут закреплены в кодексе группы.

Просмотр содержимого документа
«Правовой брейн – ринг «Права и обязанности детей»»


Правовой брейн – ринг «Права и обязанности детей»

СЛАЙД 1

- Добрый день, уважаемые гости, ребята! Рада вас всех видеть! Прежде чем начать наше мероприятие, я хочу, чтобы вы послушали притчу и подумали о чем она.

СЛАЙД 2 (притча)

«Гвоздь воспитания».

(Данная притча – повествование о безответственности и о том, что нет прав без обязанностей)

«Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее. Вкопал столб против дома, и после каждого проступка сына вбивал гвоздь. Прошло некоторое время и на столбе не осталось живого места. Он был утыкан гвоздями. Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый положительный поступок отец стал доставать гвозди из столба. И вот когда их не осталось, мальчик заплакал.

- Что же ты плачешь? – спросил отец – Ведь на столбе не осталось и гвоздя.

- Гвоздей нет, а дырки остались – ответил сын».


- Как вы думаете, что символизируют столб и гвозди? 

(Столб символизирует закон, (жизнь) а гвозди - это нарушение прав и несоблюдение обязанностей, которое не проходит без последствий.)

- Скажите, а можно столб сравнить с законом,

- а знаете ли вы, что же такое закон?

СЛАЙД 3 (закон-)

- Почему подросток заплакал, о чем он сожалел?

(Подросток осознал свои ошибки, но он понял, что след от них все равно остается, как и дырки на столбе).

- О чем эта притча?

(нарушение закона, несоблюдение правил, невыполнение обязанностей всегда влечет за собой последствия – ответственность).


- Мы часто слышим в нашей жизни такие фразы: «Ты не имеешь права…», «Имею право», «Ты должен, ты обязан…»

- Как вы думаете, что же такое права?, что такое обязанности?

(Права –

Обязанности –

СЛАЙД 4 (права)

Значит, Права — это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство уста­навливает для своих граждан возможность пользования различными благами.

Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать.

Щелчок

СЛАЙД 4 (обязанности)

Обязанности — это определенный круг действий, обязательных для выполнения.

Для ребенка— это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

- Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

(О Правах и обязанностях детей.)

СЛАЙД 5 (тема)

-Тема нашего занятия, как вы правильно сказали: «Права и обязанности детей»


- Как вы думаете, какие задачи мы можем поставить относительно темы нашего занятия?

(__________________________________________________________

___________________________________________________________)

СЛАЙД 6 (задачи)

- вспомнить какие права и обязанности у вас есть, узнать о том, в каких документах они закреплены.

- И какая ответственность наступает за нарушение прав и обязанностей.

- Кроме этого, мы постараемся разработать свои правила, которые будут закреплены в кодексе группы.


- Перед началом нашего мероприятия нам необходимо разделиться на три команды. Для этого раздам жетоны разного цвета, займите места за столом. Вы разделились не случайно, сейчас вы поучаствуйте в интеллектуальной игре: правовой брейн – ринг.

СЛАЙД 7

- А знаете ли вы, что обозначают слова брейн и ринг?

СЛАЙД 7 (щелчок)

- И прежде, чем приступить к игре, я предлагаю командам придумать название своей команде, соответствующее теме нашей сегодняшней встрече.

СЛАЙД 8

- Девизом нашей игры станут слова советского и российского поэта Андрея Дмитриевича Дементьева: «Сначала выполнять обязанности надо, а уж потом предъявлять права».


- Итак, команды готовы представиться?

1 команда: (говорит название) я вам даю белый флажок, при готовности ответить вы будете поднимать его.

2 команда: (говорит название) вам синий флажок,

3 команда: вам красный флажок.

- А наблюдать за ходом сегодняшней игры и разрешать все спорные вопросы поможет нам жюри в составе:

  • -----------------------------------------------------------------

  • -----------------------------------------------------------------

  • -----------------------------------------------------------------

- А пока я раздаю жюри бланки для проставления баллов, предлагаю вам подумать, что получится, если сложить ваши три флажка вместе.

- Российский флаг.

СЛАЙД 9

- Молодцы! Ведь мы русские, живем в России.

- Готовы? Тогда начнем.

СЛАЙД 10


- Итак,

Первый раунд

называется «Заморочки» Команды должны на скорость сложить слова из предложенных букв и дать определение получившимся словам.

(по 2 балла, за скорость + 1 балл)

СЛАЙД 11

1 команда  1.Конституция 2. Право

СЛАЙД 12

2 команда 1. Обязанность 2. Устав

СЛАЙД 13

3 команда 1.Государство 2. Закон



СЛАЙД 14

Второй раунд (песочные часы!)

- Назовите основные документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях?

- У вас есть на столах листочки, можете посовещаться и записать эти документы,

- У вас есть 3 минуты

- Сдаем жюри листочки

- А сейчас вы сможете себя проверить, знаете ли вы основные документы, в которых говорится о правах и обязанностях детей.

- Каждая команда получает по 1 баллу за каждый правильный документ

СЛАЙД 15

Всеобщая Декларация прав человека является международным документом, в которой провозглашаются права человека: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком независимо от расы, пола, языка, национальности,– юридическое право: – на воспитание; – на развитие; – на защиту; – на активное участие в жизни общества.

- На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Конституция РФ – самый главный политический и правовой документ государства. Она закрепляет права и свободы каждого гражданина.

Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства, в нем закреплены права ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Ну и конечно, Устав Орловского СУВУ – нормативный документ, в котором в том числе представлены права и обязанности всех участников воспитательного процесса, с которыми мы обязательно знакомимся при поступлении в СУВУ.


СЛАЙД 16

Третий раунд.

- Все вы сейчас живете в Орловском СУВУ и мы с вами – единый коллектив, который называют…(Группа)

- Группа - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.


- Согласны? Поэтому следующее задание будет необычным, мы начнем выполнять с вами небольшой проект.


- Вам предстоит составить правила или иначе законы, по которым будем жить в группе и неукоснительно соблюдать их, в дальнейшем эти законы лягут в основу кодекса 4 группы, который мы оформим уже совместно со всеми обучающимися.


Чтобы вам было легче работать, я предлагаю список тем, на которые нужно составить правила.

СЛАЙД 17

1 команда

Форма и прическа

Приветствие учеников и взрослых.

Обращение друг к другу

Мусор

Здоровье гигиена


2 команда

Вежливость

Правила поведения в школе, в столовой в общежитии и на территории учреждения

Самовольные действия

Чужие вещи

Запрещенные предметы


3 команда

Имущество учреждения

Правила техники безопасности

Забота о младших и слабых

Решение спорных вопросов, урегулирование конфликтных ситуаций

Употребление непристойных выражений.


- Кроме этого, подумайте, какой девиз подошел бы вашей команде. Запишите его. А лучший из них станет девизом нашей группы.

- На это задание у вас будет 5 минут. Готовы?

Жюри оценивает этот конкурс следующим образом, по 1 баллу за одно грамотно составленное правило. И два балла за понравившийся вам больше девиз.

- Итак, мы готовы заслушать законы, которые лягут в основу будущего кодекса нашей группы. И ваш вариант девиза.



СЛАЙД 18

Четвертый раунд

У каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Давайте рассмотрим несколько жизненных ситуаций и дадим оценку действиям их участников. За правильный ответ команде 1 балл.


Ситуация № 1

-Учитель: Петя, ты почему на математике бегал по классу?

-Петя: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Правильно ли рассуждает Петя?

(Обратимся к уставу школы, нарушение учебного процесса. И мешаешь другим учиться. Одноклассники Пети имеют право на образование. Петя своим бегом отвлекал одноклассников от процесса обучения).

- Скажите, а если вы будете на уроке себя отвратительно вести, мешать педагогу, одноклассникам осуществлять свое право на образование, какую ответственность вы можете понести, к чему это приведет? (напишут выговор, выведут на линейке, на подведении итогов)

Ситуация № 2

- Учитель: Вася, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь ее совсем недавно приобрели!

- Вася: А что здесь такого? Я имею право на занятие своим любимым делом – рисованием!

Разъясните Васе его права и обязанности. (Портить имущество нельзя)

А какую ответственность может нести порча имущества в школе, в учреждении?

Ситуация № 3

Мама: Миша, немедленно сделай музыку тише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Миша: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

Кто в этой ситуации не прав и почему?

Приблизительные ответы учеников: Не прав сын, так как он нарушает право соседей на отдых в тишине и не уважает права других людей.

А как бы вы поступили в такой ситуации?


-Не забудьте простые правила:

СЛАЙД 19

Нужно знать свои права.

Нужно уважать права других людей.

Нельзя забывать об обязанностях.

Помните, что за нарушение прав других людей, всегда наступает ответственность.

СЛАЙД 20

Пятый раунд «Пантомима»

Команда должна без слов изобразить то право, которое написано на карточке, а участники других команд должны отгадать его.

1 команда показывает для 2 команды, а 2 угадывает, 2 показывает для 3 команды, а 3 для 1 команды.

1

1.Право на образование

2.Право на труд

2

1.Право на медицинскую помощь

2.Право на отдых

3

1. Право на жилище

2. Право на семью и любовь

Молодцы. Пока жюри подсчитывает итоги, давайте проанализируем, удалось ли нам достичь цели занятия.


- О чем мы сегодня говорили?

А какие задачи ставили перед собой?

СЛАЙД 21 (задачи)

Что нового вы узнали?

Чем запомнилось занятие?

О чем задумались?

Какие выводы сделали?


Ребята, Когда мы говорим о правах, обязанностях и ответственности, то незримо возникает образ Фемиды - Богини правосудия.

Как она выглядит, кто вспомнит?

СЛАЙД 22 (Фемида)

В руках у нее весы правосудия. Я предлагаю сегодняшнее занятие закончить ритуалом.

СЛАЙД 23

Перед вами черные и белые камни. Черные символизируют то, что занятие было не интересно, вам было скучно, а белые – занятие вам понравилось, было интересно. И посмотрим, какая же чаша весов перевесит.

Я вижу, что белых камешков больше, значит, занятие вам понравилось.

Ну а теперь дадим слово жюри.

И перейдем к самому приятному моменту - Награждению.

Все молодцы, благодарю всех за работу.

СЛАЙД 24