СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовой нигилизм: проблемы и пути преодоления

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принципы правового воспитания и обучения различных категорий граждан в РФ

Просмотр содержимого документа
«Правовой нигилизм: проблемы и пути преодоления»





Новиков В.С.





Правовой нигилизм: проблемы и пути преодоления



Учебно-методическое пособие









Москва – 2017






Рецензент – доктор педагогических наук, профессор А.К. Маренго


Учебно-методическое пособие адресовано руководителям образовательных организаций, педагогическим работникам, а также всем гражданам России.


























© Новиков В.С., 2017


Отпечатано в ГУП МО «Клинская типография»,

Московская область, г. Клин, ул. Ленина, д.7.

Подписано в печать 7 сентября 2017 г.

Заказ № Тираж 100 экз.




Введение


Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

Государственная правовая политика осуществляется в отношении многонационального народа Российской Федерации, отдельных социальных групп и каждого ее гражданина. Особое внимание уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.

Федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие организации во взаимодействии между собой участвуют в реализации государственной правовой политики.

Целями государственной правовой политики являются:

1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;

2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;

3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;

4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Государственная политика осуществляется по следующим основным направлениям:

1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;

2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;

3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;

4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;

5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;

6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.


1. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА


1.1. Структура и виды правового сознания.

Правовое сознание – система научных знаний, навыков, умений, взглядов, представлений, идей, чувств, эмоций, настроений, убеждений, оценочных отношений к нормам права, к законам, к подзаконным актам, к законности, к правомерному поведении, к правонарушениям, к правам, к обязанностям, к правоохранительным органам и т.д., регулирующих поведение людей в системе «человек – право» и характеризующих отношение людей к действовавшему, действующему и желаемому законодательству государства.

Различают следующие формы общественного сознания: политическое сознание (политика), правовое сознание (право), научное сознание (наука), философское сознание (философия), нравственное сознание ( нравственность, мораль), художественное сознание (искусство), религиозное сознание (религия).

В структуру правового сознания входят следующие компоненты:

  • правовая идеология (научное правовое сознание);

  • правовая психология (обыденное правовое сознание);

  • реализация норм права (поведенческий компонент).

Правовая идеология – совокупность правовых, нравственных, религиозных идей, правовых принципов, теорий, концепций, категорий, взглядов, требований экономически и политически господствующего класса, с большей или меньшей точностью отражающих экономические, политические, правовые явления и процессы, в соответствии с которыми формируется правовое сознание личности, различных слоев населения, социальных групп, общества в целом.

Правовая психология – совокупность правовых взглядов, идей, чувств, установок, ценностных ориентаций, заблуждений, привычек, иллюзий, возникающих у всего общества в целом, конкретных социальных групп, различных слоев населения или конкретной личности под воздействием непосредственных условий их труда и жизни, а также их отношений к праву, к закону, к законности, к правомерному поведению, к правонарушениям, к сотрудникам правоохранительных органов, к органам государственной власти и т.д.

Виды правового сознания по уровню знаний у субъектов права:

  • обыденное правовое сознание – правовые представления, которые формируются у людей в повседневной жизни под влиянием правотворческой, правоприменительной и правоохранительной практики;

  • профессиональное правовое сознание – формируется в образовательных организациях профессорско-преподавательским составом, а потом самостоятельно сотрудниками правоохранительных органов в процессе правоприменительной и правоохранительной деятельности;

  • научное (теоретическое) правовое сознание – правовые идеи, доктрины ученых, концепции, принципы, которые освещаются в научных работах или закреплены в нормах права.

Виды правового сознания по субъектам права:

  • индивидуальное правовое сознание, например, Иванова И.И.;

  • групповое правовое сознание (социальных групп);

  • массовое правовое сознание, например, действующей толпы;

  • общественное правовое сознание, например, правовые взгляды наций, населения России.


1.2. Структура правовой культуры.


Правовая культура – это система знаний, навыков, умений, ценностей, установок, ориентаций, убеждений, вырабатываемых человеком, социальными группами и обществом в целом под влиянием правотворческой, правоприменительной и правоохранительной практики.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих компонентов:

  • правовая психология (психологический компонент);

  • правовая идеология (идеологический компонент);

  • реализация норм права (поведенческий компонент);

  • правоотношения (общественные отношения, регулируемые нормами права);

  • сотрудники правоохранительных органов, которые призваны охранять права и свободы граждан и исполнять закон;

  • последствия (негативные и позитивные), которые наступают в результате реализации норм права.


1.3. Функции правового сознания.


Функции правового сознания:

    • познавательная функция – процесс и результат познания источников права (знания - узнавание, знания - репродукция, знания - понимание, знания - убеждение, знания - применение и знания - творчество);

    • оценочная функция – правовая квалификация юридических действий и событий субъектами права с учетом уровня правовых знаний и оцениваемые категориями добра и зла, справедливости и несправедливости (совокупность отношения людей к источникам права, к законности, к правомерному поведению, к преступной деятельности, к законопослушным гражданам, к правонарушителям, к сотрудникам правоохранительных органов, к своим деяниям и т. д.);

    • регулятивная функция – цели, интересы, желания, убеждения, мотивы, побуждающие субъектов права к правомерному или противоправному поведению в конкретных жизненных обстоятельствах;

    • идеологическая функция – правовые нормы формируют мировоззрение у субъектов права.


    1. Функции правовой культуры.


Функции правовой культуры:

  • познавательная функция (различают три уровня правовой культуры – обыденный, профессиональный и научный);

  • социализаторская функция адаптация личности к правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности при реализации правовых норм;

  • ценностная функция (в разные исторические периоды складываются свои представления о правовых ценностях);

  • воспитательная функция – общая и индивидуальная профилактика;

  • прогностическая функция – научное прогнозирование законодательной деятельности, правоприменительной деятельности и правоохранительной практики ;

  • коммуникативная функция – правовое воспитание через средства массовой информации и процесс освоения отдельным человеком накопленных обществом правовых ценностей.


2. ВИДЫ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.


2.1. Виды деформации правосознания.


Деформация правового сознания – низкий уровень правовой культуры и правового сознания у различных категорий граждан.

Виды деформации правового сознания:

  • правовой инфантилизм – это низкий уровень знаний (знания – узнавание, знания – репродукция) у физических лиц при их уверенности, что у них высокий уровень правовых знаний (знание – понимание, знания – убеждения, знания – применение, знания – творчество);

  • правовая демагогия – это использование физическими лицами законов и подзаконных нормативных актов для достижения своих близких, средних и далеких перспективных преступных целей, маскируемых под видом пользы для народа, для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

  • правовой дилетантизм – низкий уровень правовой культуры и правового сознания у физических лиц;

  • криминальная направленность правосознания – это формирование лидерами организованных преступных групп у несовершеннолетних правонарушителей криминальной идеологии, криминальной психологии и криминальной субкультуры в целях поддержания порядка в преступном мире, сплоченности, криминальной активности и повышения уровня криминального профессионализма в уголовном мире;

  • правовой фетишизм – преувеличенное представление у различных категорий граждан о роли правовых норм в решении экономических, политических, социальных т.д. проблем, стоящих перед государством;

  • правовой идеализм – это переоценка роли права в охране общественного порядка и в борьбе с организованной преступностью;

  • правовой нигилизм – это недооценка роли права в охране общественного порядка и в борьбе с организованной преступностью.


    1. Формы проявления правового нигилизма.


Формы проявления правового нигилизма:

  • сознательное несоблюдение, неисполнение, неиспользование и неприменение законов и подзаконных актов физическими лицами, например, сознательное нарушение норм административного права, норм уголовного права и т.д.;

  • массовое неисполнение должностными лицами законов и подзаконных актов, например, неисполнение норм уголовного права и уголовно-процессуального права сотрудниками правоохранительных органов;

  • создание субъектами законодательной инициативы федеральных конституционных законов РФ, федеральных законов РФ, подзаконных актов, которые противоречат Конституции РФ;

  • формирование антиправовой психологии, антиправовой идеологии, криминальной субкультуры, жестокости, насилия, криминального образа жизни СМИ;

  • подмена законности целесообразностью должностными лицами государственных органов, правоохранительных органов;

  • низкий авторитет сотрудников правоохранительных органов и системы правоохранительных органов.


    1. Принципы правового воспитания населения.


Правовое воспитание – это процесс и результаты формирования у граждан правового сознания и правовой культуры в соответствии с требованиями общества и социальным заказом государства. В процессе воспитания граждан субъекты воспитания должны уметь реализовать в совокупности нижеуказанные принципы правового воспитания.

Связь правового воспитания с экономическими, политическими, правовыми условиями развития общества и криминогенной ситуацией в РФ, а также с реальной жизнью и профессиональной деятельностью различных категорий граждан.

Опора на положительные качества объектов воспитания и влияние на подструктуру направленности личности граждан.

Целенаправленность воспитательного влияния на подструктуру направленности личности граждан.

Правовое воспитание в макросреде, микросреде и в первую очередь через ближайший социальный круг общения объектов воспитания.

Единство, диалектическая взаимосвязь и взаимозависимость между правовым воспитанием и правовым самовоспитанием.

Требовательность и уважение личного достоинства объектов воспитания.

Индивидуальный и дифференцированный подход к психологической структуре личности объектов правового воспитания.

Единство требовательности всех субъектов правового воспитания к процессу и результату формирования у граждан правового сознания и правовой культуры в соответствии с требованиями общества и социальным заказом государства.

Правовое воспитание – это процесс и результат, включающий в себя следующие основные элементы:

  • субъекты правового воспитания – государство, органы государственной власти, государственные служащие, сотрудники государственных правоохранительных органов, политики, журналисты, профессорско-преподавательский состав образовательных организаций и т.д.;

  • объекты правового воспитания – гражданин, малые и большие социальные группы, общество;

  • содержание правового воспитания – это социальный заказ государства и требования общества к уровню правовой культуры и правового сознания различных категорий граждан;

  • методы и приемы правового воспитания – методы формирования сознания (убеждение, личный пример), методы формирования поведения (приучение, упражнение), методы мотивирования и стимулирования социально полезной деятельности и общественно полезного поведения (критика, поощрение, административно-правовое наказание, уголовно-правовое наказание и т.д.);

Формы правового воспитания:

  • правовое воспитание различных категорий граждан (лекции, самоподготовка объектов правового воспитания, семинары, конференции, консультации, индивидуальные беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, преподавание курса «Основы правовых знаний» в образовательных организациях и т.д.);

  • правовое воспитание правонарушителей сотрудниками государственных правоохранительных органов – общая профилактика, индивидуальная профилактика, предотвращение и пресечение преступлений и т.д.;

  • правовое обучение субъектов воспитания – это процесс и результат добывания научных знаний, формирования навыков, умений, профессионально-деловых качеств у сотрудников правоохранительных органов в государственных образовательных организациях.


    1. Принципы правового обучения населения.


Субъекты воспитания должны уметь реализовать в совокупности нижеуказанные принципы правового обучения населения.

Научность и целенаправленность формирования правового сознания и правовой культуры у объектов воспитания.

Опоры на подструктуру опыта личности объектов воспитания.

Воспитывающего правового обучения объектов воспитания.

Индивидуальный и дифференцированный подход к подструктуре опыта личности объектов воспитания.

Наглядность, надежность и прочность усвоения правовых знаний объектами воспитания.

Комплексность правового обучения объектов воспитания.

Активность объектов правового воспитания в процессе самостоятельного добывания знаний, формирования навыков, умений.

При этом необходимо передавать только те научные знания, навыки и умения, которые необходимы конкретным объектам воспитания для защиты своих прав и свобод.


3. ПРИНЦИПЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ


Принципы права – это общие руководящие, исходные положения, раскрывающие сущность права как регулятора общественных отношений.

В юридической науке выделяют четыре основные группы принципов права.


    1. Общеправовые принципы права.


Общеправовые принципы права:

  • принцип гуманизма (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства – ст.2, ст.20, ст.21, ст.23 и ст.25 Конституции РФ);

  • принцип законности (органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы – ч. 2 ст.15,19,21,22,23,25, п. «о» ст.71, п. «б», «к», «л», ст.72, ст.76,118,120 – 123 Конституции РФ);

  • принцип социальной свободы (органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны охранять права и свободы человека и гражданина как высшие социальные ценности – ст.2 и ч.2 ст.15 Конституции РФ);

  • принцип социальной справедливости (индивидуальный и дифференцированный учет социально полезной деятельности или преступной деятельности конкретного гражданина);

  • принцип демократизма (народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления – (ст.3, ст.32 и 33 Конституции РФ);

  • принцип юридического равенства субъектов права – ст.5,6,8,13,14,19, 123 Конституции РФ;

  • принцип гласности (разбирательство во всех судах открытое – ч.1 ст.123, ч.3 ст.15, ч.2 ст.24 Конституции РФ);

  • принцип неприкосновенности личности (каждый имеет право на личную неприкосновенность – ч. 1 ст.22, ст.23,24,25 и др. Конституции РФ);

  • принцип ответственности субъектов права за виновные деяния (каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана – ст.49,50,51 – 54 и др. Конституции РФ);

  • взаимная ответственность государства и личности (права и обязанности субъектов права взаимосвязаны, взаимообусловлены).


    1. Межотраслевые и отраслевые принципы права


Межотраслевые принципы права:

  • принцип состязательности (в гражданском, административном и уголовном процессах);

  • принцип ответственности за вину (в административном и уголовном праве);

  • принцип презумпции невиновности (в уголовном, в административном, в уголовно-исполнительном праве);

  • принцип гуманизма (в уголовно-исполнительном праве, в уголовном);

  • принцип равенства граждан перед законом (в трудовом, уголовном праве и т.д.).


    1. Отраслевые принципы права


Отраслевые принципы права:

    • принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием – отраслевые принципы уголовно-исполнительного права;

    • принцип конспирации, принцип сочетания гласных и негласных методов и средств, принцип наступательности оперативно-розыскной деятельности – отраслевые принципы оперативно-розыскного права.


    1. Принципы правовых институтов


Принципы правовых институтов: равенство форм собственности – институт собственности – ч.2 ст.18 Конституции РФ; неотвратимость юридической ответственности – институт юридической ответственности и т.д.


    1. Принципы деятельности сотрудников правоохранительных органов.


Если мы будем использовать критерий профессиональной деятельности, то можем выделить следующие принципы:

  • исправительно-трудовая деятельность: принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их законопослушного поведения, принцип соединения наказания с исправительным воздействием;

  • принципы оперативно-розыскной деятельности: законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, равенство граждан перед законом, подконтрольность оперативно-розыскной деятельности, адекватность (соразмерности) использования оперативно-розыскных мер решаемым задачам борьбы с преступностью, разделение полномочий, наступательность оперативно-розыскной деятельности;

  • принципы деятельности прокуратуры: законность, единство прав и обязанностей (прокуроры наделены одинаковыми полномочиями), централизация (все прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ, подчиненность прокуроров идет строго по вертикали, нижестоящий прокурор подчинен вышестоящим), гласность (органы прокуратуры действуют гласно), независимость прокуроров от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и подчинение их только закону;

  • принципы деятельности государственных органов: разделение властей, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, демократизм, иерархичность, сочетание централизма и федерализма, сочетание выборности и назначаемости, сочетание коллегиальности и единоначалия, гласность (открытости), равный доступ к государственной службе, профессионализм, законность;

  • принципы деятельности правосудия в РФ: законность (ч.2 ст.15,19,21, 22,23,25, п. «о» ст.71, п. «б», «л» ст.72, ст.76, 118,120-123 Конституции РФ), обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия (ст.2,20,23,25,ч.4 ст.15 Конституции РФ), осуществление правосудия только судом ст.10, п. «е» ст.83, п. «ж» ст.102, ст.118,121 и 122 Конституции РФ), компетентность и беспристрастность суда (ст.18,45,47,119,121,123 Конституции РФ), независимость судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей и самостоятельности судов (ст.10, ч.5 ст.32, ст.120 Конституции РФ), осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом (ст.19,46 Конституции РФ), обеспечение каждому права на обращение в суд за защитой своих прав и свобод (ч.4 ст.15 и ст.46 Конституции РФ), презумпция невиновности (ст.10,49,118 Конституции РФ), состязательность и равноправие сторон (ч.3 ст.123 Конституции РФ), обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту (ст.45,46-51 Конституции РФ), гласность (открытость) разбирательства дела в суде (ч.1 ст.123 Конституции РФ), обеспечение возможности пользования родным языком при осуществлении правосудия и ведение судопроизводства на русском языке (ч.2 ст.26 и ч.3 ст.76 Конституции РФ), участие граждан в осуществлении правосудия (ч.5 ст.32 Конституции РФ), охрана чести и достоинства личности (ст.21,23,24 Конституции РФ), непосредственность и устность судебного разбирательства при осуществлении правосудия, профессионализм (ст.119 Конституции РФ), несменяемость судей (ч.1 ст.121 Конституции РФ), неприкосновенность судей (ст.122 Конституции РФ), единоличность (для мировых судей) и единоличность и коллегиальность (для федеральных судей);

  • принципы деятельности человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства: обеспечение каждому права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст.47 Конституции РФ), обеспечение каждому права на защиту (ст.48 Конституции РФ), презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ), запрещение повторного осуждения за одно и тоже преступление (ст.50 Конституции РФ), запрещение использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ст.50 Конституции РФ), обеспечение каждому осужденному за преступление права на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (ч.4 ст.15 и ст.50 Конституции РФ), обеспечение каждому права просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50 Конституции РФ), обеспечение каждому права на освобождение от обязанности давать свидетельские показания в случаях, установленных федеральным законом (ст.51 Конституции РФ), обеспечение каждому потерпевшему от преступлений и злоупотреблений властью права на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.52 Конституции РФ), обеспечение каждому права на возмещение государством вреда, причиненного незаконными деяниями органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ), запрещение обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст.54 Конституции РФ);

  • принципы деятельности руководителей контртеррористических операций: законность, приоритет мер предупреждения терроризма, неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом, комплексное использование профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер, приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции, минимальные уступки террористу, единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций и другие принципы профессиональной деятельности.

- принципы государственной политики. Государственная политика формируется и реализуется на основе соблюдения следующих принципов:

1) законность;

2) демократизм;

3) гуманизм;

4) взаимосвязь с патриотическим, трудовым, экологическим и другими видами воспитания на общей нравственной основе;

5) обеспечение взаимодействия государства с институтами гражданского общества и конфессиями;

6) соответствие закономерностям развития правового государства и гражданского общества;

7) возможность финансового обеспечения реализации задач государственной политики за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в сочетании с финансовой поддержкой на основе государственно-частного партнерства.

В юридической литературе выделяют два способа закрепления принципов права в источниках права:

а) текстуальный (принцип и его содержание законодателем закреплены в конкретной статье Конституции РФ, статье федерального конституционного закона РФ, в статье федерального закона РФ);

б) смысловой (сущность принципа и его содержание вытекают из смысла статьи закона, а не закреплена законодателем текстуально).




Заключение


Государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. Важнейшей задачей государства является также пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Государственная правовая политика ориентируется на исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные нравственные ценности многонационального народа России, направленные на обеспечение правомерного и добропорядочного поведения граждан. Формирование позитивного правового сознания обеспечивается в том числе путем принятия системных мер по противодействию любым формам национального и религиозного экстремизма либо поведения, посягающего на общественную нравственность и правопорядок, гражданский мир и национальное согласие.

Государственная правовая политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, по повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач.

Условиями, способствующими распространению правового нигилизма, являются несовершенство законодательства Российской Федерации и практики его применения, избирательность в применении норм права, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций за их нарушение. Правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд).

На формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние следующие факторы:

1) характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;

2) качественный уровень воспитания и обучения в образовательных организациях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания;

3) распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;

4) доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;

5) понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп;

6) систематический и качественный контроль за состоянием законодательства Российской Федерации в целях его оптимизации, выявления пробелов и противоречий, своевременной его инкорпорации и кодификации, а также контроль за правоприменением, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона;

7) эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного и справедливого наказания за нарушение закона;

8) обеспечение правопорядка в жизненно важных для большинства граждан сферах жизни, соблюдение нормативных требований организациями, осуществляющими реализацию товаров и оказывающими услуги населению;

9) доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;

10) деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.

Мерами государственной правовой политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения являются:

1) совершенствование правового механизма реализации гражданами прав, свобод и исполнения ими обязанностей, а также эффективной защиты прав и законных интересов граждан;

2) создание нормативно-правовой базы, необходимой для реализации основных направлений государственной политики; совершенствование процесса нормотворчества, повышение качества нормативных правовых актов;

3) организация системного мониторинга законодательства Российской Федерации и правоприменения в целях выявления недостатков, пробелов и противоречий в законодательстве;

4) обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем;

5) обеспечение доступности всем слоям населения юридических услуг, в том числе оказываемых адвокатами и нотариусами;

6) поэтапное введение практики оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи и содействия гражданам при получении ими государственных и муниципальных услуг, а также их участие в правовом просвещении граждан и развитии правосознания населения;

7) развитие негосударственных форм правового просвещения и оказания юридической помощи населению, государственная поддержка этого процесса.

Мерами государственной правовой политики по обеспечению необходимого уровня юридических знаний, повышению правовой культуры и вовлечению в правовое просвещение населения лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов являются:

1) содействие приобретению и совершенствованию знаний в области права в рамках получения второго высшего профессионального образования, обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих государственные и муниципальные должности;

2) совершенствование систем подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, повышение их квалификации и дополнительное обучение, направленное на совершенствование правовой культуры;

3) устранение факторов, способствующих проявлению безответственности и правового нигилизма в деятельности государственных и муниципальных служащих, совершенствование систем профилактики нарушений закона и служебной этики в правоохранительной деятельности; внедрение комплекса мер морального и материального поощрения образцового исполнения служебного долга;

4) совершенствование исполнения судебных решений, повышение прозрачности исполнительных производств, внедрение практики электронных торгов по реализации арестованного имущества и оптимизация системы его оценки, обеспечение законности и прозрачности деятельности частных лиц и организаций, содействующих кредиторам в исполнении судебных взысканий;

5) разработка и реализация программ участия государственных и муниципальных служащих, замещающих должности, связанные с применением знаний в области юриспруденции, в лекционной и консультационной работе по пропаганде правовых знаний и законопослушания в сферах деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов; апробация новых форм участия сотрудников правоохранительных органов в пропаганде правовых знаний и законопослушания, профилактике правонарушений и преступности на основе распространения положительного опыта работы правоохранительных органов в этой сфере;

6) разработка и совершенствование способов информирования населения о деятельности государственных и муниципальных органов, о видах и формах оказания населению юридических услуг; проведение устных и письменных юридических консультаций для граждан по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов; обеспечение доступности для граждан информации о деятельности правоохранительных органов, в том числе путем размещения этой информации на официальных интернет-сайтах;

7) расширение взаимодействия правоохранительных органов с общественностью, со средствами массовой информации, организациями эфирного и кабельного вещания, представителями творческих профессий в целях демонстрации позитивных примеров осуществления правоохранительной деятельности и депопуляризации криминальной культуры и противозаконных форм социального поведения.

Мерами государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров являются:

1) включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности;

2) развитие практики обучения основам права в образовательных организациях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;

3) применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей;

4) распространение программ дополнительного правового образования для взрослых;

5) повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета "Право", а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования;

6) совершенствование уровня подготовки профессиональных кадров юридического профиля для замещения ими соответствующих должностей;

7) формирование прогноза потребностей экономики на федеральном и региональном уровне в специалистах с высшим юридическим образованием, включая разработку перечня направлений (специализаций) юридической подготовки, ориентированных на области практической деятельности юриста;

8) распространение положительного опыта образовательных организаций высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, по созданию и функционированию юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению.


Литература


Конституция Российской Федерации. М., 1993

Международный Пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.1

Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. Пр-1168)

Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 1997, № 2, ст. 198.

Федеральный закон РФ "О международных договорах РФ" от 16 июня 1995 г.// Собрание законодательства РФ, № 29. Ст. 2757.

Федеральный закон РФ "О воинской обязанности и военной службе" // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

Федеральный закон РФ от 20 февраля 1995 года "Об информации, информатизации и защите информации" // Собрание законодательства РФ, 1995, № 8, ст. 609.

Федеральный Конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981

Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х томах. -Свердловск. Т. 1. 1972

Алексеев С.С. Теория права. М., 1993

Алексеев С.С. Философия права. М., 1998

29. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. - 368 с.

Бабаев В.К. Общая теория права. Курс лекций. П. Новгород, 1993

Бабаев В.К. Презумпция невиновности в советском праве. Горький, 1974

Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. М., 1998

Бакунин М.А. Бог и государство. Полное собрание сочинений. Т. 1. М„ 1910

Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990

Васильев A.M. Правовые категории. М., 1976

Вольфганг К. Нигилизм сегодня, или долготерпение истории. М., 1994

Горохов П. А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург. 1998

Иванов В.И. Правосознание и правовая культура работников органов внутренних дел. Л., 1981

Кучевский В.Б. Философия нигилизма Фридриха Ницше. М., 1996

Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 1994

Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М., 1996

Манов Г.Н. Теория права и государства. М., 1996

Новиков А.И. Нигилизм й нигилисты. Л., 1972

Пигалев А.И. Философский нигилизм и кризис культуры, Саратов, 1991

Пиголкин А.С. Общая теория права. М., 1995

Сальников В.П., Сапун В.А. Методологические проблемы правосознания сотрудников органов внутренних дел. Л., 1986

Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988

Теория государства и права / Под ред. А. М. Васильева. М., 1983

Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и Л. В. Малько. М., 1997

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1997

Храпонюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995







Содержание


Введение 3

  1. Правовое сознание. Правовая культура 4

  2. Виды деформации правосознания. Правовое воспитание 6

  3. Принципы права: понятие и виды 9

Заключение 14

Литература 18



20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!