© 2017, Новиков Василий Савельевич 662 10
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учебно-методическое пособие
Новиков В. С.
ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕБНОГО ПРИСТАВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Учебное пособие | |
| |
| |
Клин - 2017 |
Рецензент – доктор педагогических наук, профессор А.К. Маренго
В работе на основе имеющихся научных, статистических данных и правоприменительной практики, раскрываются юридические основания, порядок, цель, условия и пределы /реально возможно допустимые ст. ст. 37, 38 и 39 УК РФ/ применения и использования огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в конфликтных ситуациях пресечения нападения посягающих, уголовно – правового задержания правонарушителей и устранения источников опасности.
Рассчитана на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, сотрудников правоохранительных органов, курсантов, слушателей и адъюнктов образовательных организаций системы МВД России, а так же может быть использована студентами и преподавателями в процессе преподавания учебных дисциплин "Конституционное право РФ", "Уголовное право РФ", "Криминология", "Уголовно – исполнительное право" и "Юридическая конфликтология"
© Новиков В.С., 2017
Отпечатано в ГУП МО «Клинская типография»,
Московская область, г. Клин, ул. Ленина, д.7.
Подписано в печать 07 марта 2017 г.
Заказ № Тираж 100 экз.
Администрация Клинского муниципального района Московской области
Управление образования Администрации Клинского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
Российская правовая академия Министерства юстиции РФ
Федеральная служба судебных приставов
Конкурс научных работ, посвященных истории образования, развития
и современной деятельности института судебных приставов в России
и зарубежных странах
Номинация «Организация обеспечения установленного порядка деятельности судов Федеральной службой судебных приставов»
ТЕМА «ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕБНОГО ПРИСТАВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»
Автор: Ильин Кирилл Александрович,
11 класс (юридический)
Научный руководитель: Новиков Василий Савельевич,
кандидат юридических наук, доцент по кафедре психологии,
педагогики и организации работы с кадрами
Академии управления МВД России,
почетный академик Международной академии
дополнительного образования по специальности «Педагогика»,
учитель права и основ безопасности жизнедеятельности
_______________________ К. А. Ильин
Клин - 2017
Анкета участника конкурса
1. Фамилия - Ильин
2. Имя - Кирилл
3. Отчество - Александрович
4. Наименование и почтовый адрес образовательного учреждения - МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4, 141606, Московская область, город Клин, улица Дзержинского, дом 11
5. Курс – 11 класс (юридический)
6. Квалификация (студент, аспирант, адъюнкт).
7. Группа.
8. Специальность.
9. Форма обучения.
10. Факультет.
11. Телефоны (факультета, кафедры, домашний, мобильный) – раб. 8-496-24-2-10-96, моб. 8-917-579-37-78
12. Адреса электронной почты (факультета, кафедры, личный) - [email protected], [email protected]
Аннотация работы
Тема работы - ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕБНОГО ПРИСТАВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Наименование образовательного учреждения - МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4.
Дата завершения работы - 07 марта 2017 г.
Объем работы - 38 с.
Количество приложений - 1
Количество иллюстраций - 0
Количество таблиц - 0
Количество источников литературы -10
Цель научной работы – Разработать предложения по совершенствованию административно-правовых норм, регламентирующих правовой режим применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Методы проведенных исследований - Для проверки гипотез, реализации цели и основных задач исследования использовался комплекс методов: анкетный опрос слушателей образовательных организаций, экспертный опрос профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, статистический метод, анализ документов, интервью, включенное наблюдение, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод.
11.Основные результаты научного исследования (научные, практические) - Научная новизна исследования состоит в том, что впервые раскрываются гарантии личной физической безопасности вооруженных судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов на базе новой юридической и психологической литературы по данной проблематике, действующего законодательства России, а также с учетом судебной практики, криминогенной ситуации в России, особенностей и специфики служебной деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложения и рекомендации могут быть использованы:
- в законотворческой деятельности по совершенствованию действующего уголовного законодательства России;
- в правоприменительной деятельности при уголовно-правовой оценке фактов применения оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- в педагогической деятельности в образовательных организациях РФ в процессе преподавания курса уголовного права, а также в системе служебной подготовки;
- в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке проблем уголовно-правового обеспечения гарантий личной физической безопасности вооруженных судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- при разработке методических рекомендаций по вопросам профессионально-психологической подготовки судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов к применению огнестрельного оружия;
- при подготовке рабочих учебных программ, тематических планов, учебно-методических материалов, лекций, учебных пособий и учебников;
- при подготовке справочных и методических материалов по проблемам применения и использования огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Автор работы ____________ Ильин Кирилл Александрович
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 6
§ I. Юридические основания применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов 10
§ 2. Порядок применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов 13
§ 3. Цель применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов 18
§ 4. Юридические условия правомерности применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов 19
Заключение 22
Список использованной литературы 25
Приложения 26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Мы все знаем, что приоритетными задачами судебных приставов являются:
обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды);
осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц);
исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов [4, С.2 -3].
Проблемы применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов с каждым годом, а в настоящее время с каждым месяцем становятся все более актуальными. Однако многие проблемы, имеющие практическую значимость, не получили должного научного освещения, что и предопределило выбор темы исследования.
Объект исследования. Общественные отношения, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение уголовно-правовых отношений, когда судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов находятся в состоянии:
а) необходимой обороны;
б) причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление;
в) крайней необходимости [9, С. 22 - 23].
Предметом исследования являются:
а) нормы права, регламентирующие правовой режим применения и использования огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
б) судебная практика по данной проблематике [10, С.2 - 17];
в) научные и учебно-методические работы.
Исходная гипотеза исследования. Своевременность и правомерность применения огнестрельного оружия прямо пропорциональны уровню:
а) профессиональной обученности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов к применению огнестрельного оружия в конфликтных ситуациях пресечения нападения посягающих и уголовно-правового задержания правонарушителей;
в) психолого-педагогической подготовленности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов к действиям в криминальных конфликтах, связанных с применением оружия;
в) стрелковой натренированности.
Частные гипотезы исследования:
а) динамика криминальных конфликтов находится в прямой зависимости от уровня профессионального мастерства судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
б) нормы права, регламентирующие правовой режим применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, находятся в тесной диалектической взаимосвязи между собой. Суды при уголовно-правовой оценке применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в конечном счете руководствуются действующим уголовным законодательством России и судебной практикой по данной проблематике, а не Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", который регламентирует только последовательность юридически обязательных решений и действий судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, когда они находятся в состоянии:
- необходимой обороны;
- причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление;
-крайней необходимости.
Цель исследования. Разработать концепцию уголовно-правового обеспечения, направленную на совершенствование теории и практики своевременного и правомерного применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов на упреждение активных противоправных насильственных действий правонарушителей, чтобы не стать жертвой криминального конфликта и при этом одновременно эффективно выполнять свои служебные обязанности по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Для достижения этой цели предприняты попытки решения следующих основных исследовательских задач:
- проанализировать обстоятельства, исключающие преступность деяния, а также нормы права, регламентирующие правовой режим применения и использования огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- проанализировать научные и учебно-методические работы по данной проблематике;
- проанализировать выполненные уголовно-правовые, психологические и педагогические исследования по проблемам личной физической безопасности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- сформулировать предложения по совершенствованию уголовно-правовых норм, регламентирующих правовой режим применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, с учетом действующего законодательства и криминогенной ситуации в России;
- разработать гарантии личной физической безопасности вооруженных судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Методология и методы исследования. Для проверки гипотез, реализации цели и основных задач исследования использовался комплекс методов: анкетный опрос слушателей образовательных организаций, экспертный опрос профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, статистический метод, анализ документов, формализованное, фокусированное и свободное интервью, включенное наблюдение, формирующий и констатирующий эксперименты, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые раскрываются гарантии личной физической безопасности вооруженных судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов на базе новой юридической и психологической литературы по данной проблематике, действующего законодательства России, а также с учетом судебной практики, криминогенной ситуации в России, особенностей и специфики служебной деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложения и рекомендации могут быть использованы:
- в законотворческой деятельности по совершенствованию действующего уголовного законодательства России;
- в правоприменительной деятельности при уголовно-правовой оценке фактов применения оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- в педагогической деятельности в образовательных организациях РФ в процессе преподавания курса уголовного права, а также в системе служебной подготовки;
- в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке проблем уголовно-правового обеспечения гарантий личной физической безопасности вооруженных судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- при разработке методических рекомендаций по вопросам профессионально-психологической подготовки судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов к применению огнестрельного оружия;
- при подготовке рабочих учебных программ, тематических планов, учебно-методических материалов, лекций, учебных пособий и учебников;
- при подготовке справочных и методических материалов по проблемам применения и использования огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
§ I. Юридические основания применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов
Руководствуясь ст.45 Конституции РФ, ст.ст.37,38,39 УК РФ, ст.ст.15 - 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", можно выделить три условные группы конфликтных ситуаций, когда судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов находятся в состоянии:
а) необходимой обороны;
б) причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление;
в) крайней необходимости.
В первую условную группу конфликтных ситуаций входят только те криминальные конфликты, когда судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов находятся в состоянии необходимой обороны и обязаны применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в целях защиты исчерпывающего перечня объектов уголовно-правовой охраны, которые законодатель закрепил в ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах".
Юридическим основанием возникновения обязанности своевременно и правомерно применять огнестрельное оружие в целях поражения или нейтрализации посягающих для судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к применению огнестрельного оружия на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих является реальная угроза объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства на объекты, указанные в ч.1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах».
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие в состоянии необходимой обороны в целях:
отражения нападения на судей, когда их жизнь подвергается опасности;
отражения нападения на заседателей, когда их жизнь подвергается опасности;
отражения нападения на участников судебного процесса, когда их жизнь подвергается опасности;
отражения нападения на свидетелей, когда их жизнь подвергается опасности;
отражения нападения на граждан, когда их жизнь подвергается опасности;
отражения нападения на судебных приставов, когда их жизнь подвергается опасности;
отражения нападения на судей, когда их здоровье подвергается опасности;
отражения нападения на заседателей, когда их здоровье подвергается опасности;
отражения нападения на участников судебного процесса, когда их здоровье подвергается опасности;
отражения нападения на свидетелей, когда их здоровье подвергается опасности;
отражения нападения на граждан, когда их здоровье подвергается опасности;
отражения нападения на судебных приставов, когда их здоровье подвергается опасности;
пресечения попытки завладения оружием судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
пресечения попытки завладения специальными средствами судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
отражения группового нападения на суд;
отражения группового нападения на судебные помещения;
отражения группового на здания Федеральной службы судебных приставов;
отражения группового на помещения Федеральной службы судебных приставов;
отражения вооруженного нападения на суд;
отражения вооруженного нападения на судебные помещения;
отражения вооруженного на здания Федеральной службы судебных приставов;
отражения вооруженного на помещения Федеральной службы судебных приставов;
пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие в состоянии причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, в целях:
пресечения побега из-под стражи.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут использовать огнестрельное оружие в состоянии крайней необходимости в целях:
предупредительного выстрела.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении:
женщин;
лиц с явными признаками инвалидности;
несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу. За исключением случаев оказания ими:
вооруженного сопротивления;
группового сопротивления;
совершения группового нападения, угрожающего жизни граждан;
совершения вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.
§ 2. Порядок применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов
Порядок применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов - три алгоритма юридически обязательных решений и действий, которые они обязаны выполнить перед применением оружия, в момент производства прицельного выстрела в целях нейтрализации или поражения посягающих и после применения огнестрельного оружия на месте происшествия.
Действующее законодательство России порядок применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в целях нейтрализации или поражения посягающих условно делит на три группы юридически обязательных решений и действий.
Перед применением огнестрельного оружия в криминальном конфликте судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан (первая условная группа юридически обязательных решений и действий):
- самостоятельно четко и однозначно уяснить правомерность своих юридически обязательных решений и действий, а именно, единые (общие) правовые универсальные критерии для конкретного криминального конфликта: юридические основания, порядок, цель, условия правомерности и пределы (реально возможно допустимые ст.37 УК РФ) применения оружия;
- учитывать юридические условия правомерности и психологические условия предстоящего психологического и физического противоборства, чтобы не стать жертвой криминального конфликта;
- обнажить огнестрельное оружие, привести его в готовность и при этом одновременно сообщить посягающему о своей принадлежности к полиции, используя слова "Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов ! Не двигаться !";
- попытаться пресечь реальную угрозу посягательства на исчерпывающий круг объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах», путем убеждения (ч.2 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах»), психического принуждения (ч.2 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах») - это общий принцип применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а именно, приоритетность психического принуждения над физическим (применять силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным);
- четко предупредить посягающего о своем намерении пресечь криминальный конфликт, если он не будет выполнять все законные требования. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, входящих в подразделение (группу);
- предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех криминальных конфликтов, когда:
а) промедление в применении физической силы, специальных средств, оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов или сотрудников органов внутренних дел, может повлечь иные тяжкие последствия;
б) в создавшейся обстановке такое предупреждение является неуместным или невозможным;
- соблюдать законность, проявлять сдержанность, выдержку, самообладание, бдительность, ожидать внезапного вооруженного сопротивления, вступать с правонарушителем только в психологическое противоборство и при этом быть психологически готовым применять огнестрельное оружие без предупреждения.
Без предупреждения оружие применяется при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов, при побеге из-под охраны с оружием либо на транспортных средствах, летательных аппаратах, морских или речных судах, а также при побеге в условиях ограниченной видимости, при побеге из транспортных средств, с морских или речных судов во время движения.
В момент своевременного и правомерного пресечения криминального конфликта путем вынужденного производства прицельного выстрела на опережение активных противоправных насильственных действий посягающих судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан (вторая условная группа юридически обязательных решений и действий):
- руководствоваться, соблюдать, исполнять, использовать и применять единые (общие) правовые универсальные критерии для конкретного криминального конфликта с учетом субъектных, объектных, обстановочных юридических и психологических условий и обстоятельств, в которых применяет оружие;
- соблюдать объективные и субъективные ограничения, указанные в ч.4 ст.15 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах»;
- нарушать объективные ограничения, если на сто процентов убежден, что вред будет причинен только посягающему;
- соблюдать объективные и субъективные признаки (критерии), предусмотренные в ст.37 УК РФ;
- применять огнестрельное оружие в целях пресечь криминальный конфликт уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к реализации ст. ст.15-18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах»:
а) только после предупреждения правонарушителя - первый порядок оперативного пресечения криминального конфликта на месте происшествия судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
б) только без предупреждения правонарушителя - второй порядок. Без предупреждения оружие применяется при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов, при побеге из-под охраны с оружием либо на транспортных средствах, летательных аппаратах, морских или речных судах, а также при побеге в условиях ограниченной видимости, при побеге из транспортных средств, с морских или речных судов во время движения;
в) не только без предупреждения правонарушителя, но и при этом используя фактор внезапности - третий порядок;
- применять огнестрельное оружие только в целях защиты исчерпывающего перечня объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах»;
- применять огнестрельное оружие в целях нейтрализации (причинить вред здоровью) или поражения (лишить жизни) только посягающего, а не других граждан, которые оказались на месте происшествия в силу случайного стечения обстоятельств;
- стремиться, в зависимости от объектных, субъектных, обстановочных условий, от характера и степени реальной угрозы посягательства и активности посягающих, силы оказываемого сопротивления, к тому, чтобы вред здоровью посягающего, причиненный в результате применения огнестрельного оружия, был минимальным - это основной принцип из свода принципов, которые указаны в принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, а пределы реализации ст. ст.15-18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах» регламентируют ст.37 УК России (для состояния необходимой обороны), ст.38 УК России (для состояния причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление) и ст.39 УК России (для состояния крайней необходимости).
После применения огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан (третья условная группа юридически обязательных решений и действий):
- проявлять бдительность (ожидать внезапного вооруженного сопротивления), соблюдать меры предосторожности и при этом обеспечить оказание первой помощи всем физическим лицам, которым причинен вред здоровью в результате применения оружия;
- обеспечить охрану места происшествия, когда в результате применения огнестрельного оружия имеются смерть, ранения физических лиц или причинен значительный материальный ущерб юридическим или физическим лицам. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть;
- не подпускать к месту происшествия посторонних граждан, не подбирать стрелянные гильзы, не чистить оружие, которое ставится только на предохранитель;
- выявить очевидцев, которые наблюдали динамику криминального конфликта;
- не взаимодействовать со средствами массовой информации;
- обеспечить оказание первой помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников;
- доложить о всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляется прокурор;
- старший судебный пристав обязан незамедлительно уведомить прокурора о всех случаях ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств, оружия;
- в течение 24 часов с момента применения огнестрельного оружия в целях нейтрализации или поражения посягающих доказать своим рапортом, что огнестрельное оружие в криминальном конфликте вынужденно обязан был применять на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности, связанных с реализацией ст. ст. 15 – 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах»;
- в составе подразделения (группы) судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями старшего судебного пристава;
- передать огнестрельное оружие старшему судебному приставу, если это целесообразно, руководствуясь действующим законодательством РФ.
§ 3. Цель применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов
Цель применения огнестрельного оружия судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов заключается в том, чтобы своевременно и правомерно пресечь реальную угрозу посягательства на исчерпывающий перечень объектов криминальных конфликтов, указанных в ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах», и при этом не допустить повреждения этого исключительного круга объектов уголовно-правовой охраны путем вынужденного причинения вреда здоровью или смерти посягающему.
Цель применения огнестрельного оружия судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов - юридический критерий отграничения состояния необходимой обороны от преступлений против личности. Если мы все криминальные конфликты условно разделим на естественные и искусственные, то можно выделить две условные группы преступлений против личности:
- предлог необходимой обороны - использование естественных благоприятных объектных, субъектных, обстановочных юридических и психологических условий преступными группами для достижения своих близких, средних и далеких профессиональных преступных целей, а не в целях самозащиты или защиты исчерпывающего круга объектов уголовно-правовой охраны;
- провокация необходимой обороны - искусственное создание благоприятных объектных, субъектных, обстановочных юридических и психологических условий преступными группами для достижения своих близких, средних и далеких профессиональных преступных целей, а не в целях самозащиты или в целях защиты исключительного перечня объектов уголовно-правовой охраны.
§ 4. Юридические условия правомерности применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов
Необходимая оборона - это своевременная и правомерная защита объектов уголовно-правовой охраны и некоторых объектов административно-правовой охраны от реальной угрозы объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства, осуществляемая судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов путем причинения вреда здоровью (или смерти) только посягающего в результате реализации ст.3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции России, ст.37 УК России и ст.ст.15 - 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах», если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
Юридические условия правомерности разработаны учеными и сформулированы судебной практикой в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. №14 "О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств" и в постановлении пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 г. Москва 27 сентября 2012 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление».
Первое условие правомерности - реальная угроза объективно общественно опасного посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, предусмотренных в ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах».
Второе юридическое условие правомерности - наличность реальной угрозы посягательства на исчерпывающий круг объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах».
Третье условие правомерности - действительность реальной угрозы посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах». Это условие правомерности является юридическим критерием отграничения между реальной и мнимой необходимой обороной.
Рассмотрим юридические условия правомерности, определяющие своевременность и правомерность применения оружия.
Первое условие правомерности - исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах». Например, если мы проанализируем пункт 1 ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах», то можем выделить два объекта уголовно-правовой охраны - жизнь и здоровье граждан.
Второе юридическое условие правомерности - вынужденное причинение смерти или вреда здоровью только посягающего путем реализации ст.ст.15 - 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах» уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к применению огнестрельного оружия.
Третье юридическое условие правомерности - своевременность применения огнестрельного оружия судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих.
Четвертое юридическое условие правомерности - пределы реализации ст.3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.ст.15 - 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах» судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
ВЫВОДЫ
I. Совокупность названных семи юридических условий правомерности позволяет считать необходимую оборону правомерной по действующему уголовному законодательству России, а, следовательно, правомерным применение табельного (нетабельного) огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к применению оружия.
2. Запрещено судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов обнажать огнестрельное оружие при отсутствии юридических оснований и условий правомерности к реализации ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах».
3. Запрещено судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов угрожать огнестрельным оружием (обнажать и приводить его в боевую готовность, производить выстрелы вверх) при отсутствии юридических оснований и условий правомерности к реализации ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах», так как физические лица вправе, а сотрудники правоохранительных органов обязаны применять огнестрельное оружие не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности.
4. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан применять огнестрельное оружие уже в момент возникновения (наличность реальной угрозы посягательства - начальный момент во временных границах конкретного посягательства) юридических оснований и условий правомерности к применению огнестрельного оружия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Суды при уголовно - правовой оценке применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в конечном счете руководствуются действующим уголовным законодательством России и судебной практикой по данной проблематике, а не Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах», который регламентирует только последовательность юридически обязательных решений и действий судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, когда они находятся в состоянии:
- необходимой обороны (ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах»);
- причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление (ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах»);
- крайней необходимости (ч.2 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах»).
2. Чтобы судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов действовали уверенно в криминальных конфликтах и при этом не боялись применять огнестрельное оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих, им нужна убежденность в правомерности собственных юридически обязательных решений и действий перед применением огнестрельного оружия, в момент производства прицельного выстрела на поражение правонарушителей и после применения огнестрельного оружия. Уверенность и убежденность судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов зависят от их уровня уголовно-правовой подготовки к применению огнестрельного оружия.
3. Алгоритм реализации юридических норм - это юридически обязательные решения и действия, которые судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязаны выполнить в определенной последовательности при реализации ст.3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции России, ст.ст.37,38 и 39 УК России и ст.ст.15 - 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах» в целях поражения или нейтрализации физических лиц, чтобы иметь реальную возможность (время) применить огнестрельное оружие на упреждение (первым) активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к применению огнестрельного оружия.
4. Правовой основой применения и использования огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов являются ст.3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции России, ст.ст.37,38 и 39 УК России, ст.ст.15 - 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах», федеральные законы и подзаконные нормативные акты, регламентирующие правовой режим применения и использования огнестрельного оружия, а также судебная практика по данной проблематике.
5. Законодатель в ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах» закрепил исчерпывающий перечень конфликтных ситуаций, когда судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов находятся в состоянии:
а) необходимой обороны;
б) причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление.
6. Начальный момент, с которого начинается уголовно-правовое задержание, законодателем закреплен в ч.1 ст.38 УК России, где предусмотрено, что не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление (правонарушитель уже совершил посягательство на объекты уголовно-правовой охраны). Однако применять огнестрельное оружие судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан в конфликтной ситуации уголовно-правового задержания, если он был очевидцем тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности (пункты г) и д) ч.1 ст.28 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»).
7. Цель применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в состоянии необходимой обороны заключается в том, чтобы своевременно и правомерно пресечь реальную угрозу посягательства на исчерпывающий перечень объектов криминальных конфликтов, указанных в ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах», и при этом не допустить повреждения этого исключительного круга объектов уголовно-правовой охраны путем вынужденного причинения вреда здоровью или смерти посягающему.
8. Законодатель в ч.1 ст.38 УК России закрепил две цели уголовно-правового задержания:
- пресечение реальной возможности совершения правонарушителем новых преступлений;
- доставление правонарушителя органам власти. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов в конфликтных ситуациях уголовно-правового задержания правонарушителей применяют огнестрельное оружие в целях:
- доставить правонарушителя органам власти, который уже совершил тяжкое или особо тяжкое преступление против жизни, здоровья или собственности;
- пресечь возможность совершения им новых преступлений;
- пресечь возможность оказать противодействие установлению истины по уголовному делу;
- выяснить причастность правонарушителя к другим преступлениям.
Список использованной литературы
1. Конституция (основной закон) Российской Федерации. -М., 1993.
2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3 - ФКЗ "О чрезвычайном положении" //Собрание законодательства РФ. 2001. №23. Ст.2277.
3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" //Собрание законодательства РФ. 1995. №33. Ст.3349.
4. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности".
5. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. №150 -ФЗ "Об оружии" //Собрание законодательства РФ. 1996. №51. Ст.5681.
6. Федеральный закон от 21 июня 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" //Собрание законодательства РФ. 1995. №29. Ст.2759.
7. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. №73 - ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" //Собрание законодательства РФ. 2001. №23. Ст.2291.
8. Федеральный закон от 4 июля 1997 г. "О судебных приставах" //Собрание законодательства РФ. 1997. №30. Ст.3590.
9. Уголовный кодекс РФ //Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст.2954; 1998. №22. Ст.2332; №26. Ст.3012; 1999. №7. Ст.873; 2001. №26. Ст.2588.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление"
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
В целях усиления гарантий уголовно-правовой защищенности, личной физической безопасности вооруженных судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, повышения эффективности их профессиональной деятельности, целесообразно статьи 15,18 и 18.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах» изложить в следующей редакции:
- статью 15 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах» изложить в следующей редакции:
"Статья 15. Юридические основания, порядок, цель, условия правомерности и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебные приставы-исполнители обязаны проходить специальную профессионально-психологическую подготовку в образовательных организациях и в системе служебной подготовки, а также ежегодную проверку на профессиональную пригодность к действиям в криминальных конфликтах, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебные приставы-исполнители обязаны применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в конфликтных ситуациях, предусмотренных настоящим Законом в целях:
- пресечь реальную угрозу нападения посягающих;
- задержать и доставить правонарушителей в органы власти;
- устранить источники опасности.
Юридические основания - это конкретные неправомерные активные противоправные насильственные действия физических лиц, с которыми юридические нормы связывают возникновение обязанности у судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебный пристав-исполнитель обязан:
- обнажить огнестрельное оружие, привести его в боевую готовность и одновременно подать команду "Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебный пристав-исполнитель! Не двигаться!";
- предупредить физическое лицо о своем намерении их применить, предоставив при этом правонарушителю достаточно времени для выполнения законных требований, - первый порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
- применять их без предупреждения, когда предупреждение в создавшихся обстоятельствах является реально невозможным или нецелесообразным. Без предупреждения оружие применяется при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов, при побеге из-под охраны с оружием либо на транспортных средствах, летательных аппаратах, морских или речных судах, а также при побеге в условиях ограниченной видимости, при побеге из транспортных средств, с морских или речных судов во время движения - второй порядок;
- применять их не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности, переключая внимание правонарушителей, усыпляя их бдительность, когда предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или нецелесообразным - третий порядок;
- соблюдать законность, проявлять сдержанность, выдержку, самообладание, бдительность, решительность, ожидать внезапного вооруженного сопротивления, вступать с правонарушителями только в психологическое противоборство при наличии юридических оснований и условий правомерности к применению огнестрельного оружия и при этом быть всегда психологически готовым применять его без предупреждения;
- соблюдать объективные и субъективные ограничения, предусмотренные настоящим Законом;
- соблюдать юридические условия правомерности для конфликтных ситуаций пресечения нападения посягающих, уголовно-правового задержания правонарушителей и устранения источников опасности;
- соблюдать объективные и субъективные признаки (критерии), указанные в ст.ст.37,38 и 39 УК России;
- стремиться причинить правонарушителю минимальный вред его здоровью;
- соблюдать пределы (реально возможно допустимые ст.ст.37,38 и 39 УК России) своевременной и правомерной реализации ст.ст.15 – 18.1 настоящего Закона;
- соблюдать последовательность (выбирать один из трех порядков) юридически обязательных решений и действий, которая зависит от характера и степени опасности посягательства на объекты уголовно-правовой охраны, времени, места, способа посягательства, объектных, субъектных, обстановочных условий, а также обстоятельств, в которых возникают юридические основания и условия правомерности к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
- преследовать правонарушителей гласно и негласно до тех пор, пока они не будут задержаны;
- обеспечить предоставление первой помощи всем раненным физическим лицам в самые кратчайшие сроки;
- обеспечить охрану места происшествия, когда в результате их применения имеются смерть, ранения физических лиц или причинен значительный материальный ущерб физическим или юридическим лицам;
- доложить старшему судебному приставу о каждом случае применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники;
- выявить очевидцев, которые наблюдали динамику криминального конфликта;
- не взаимодействовать со средствами массовой информации. В интересах личной безопасности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей и членов их семей не допускается распространение в публичном выступлении, средствах массовой информации сведений о местах службы, а также обеспечивается конфиденциальность сведений о судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, принимавших участие в пресечении деятельности вооруженных преступников, а также сведений о членах их семей;
- передать огнестрельное оружие старшему судебному приставу, если это целесообразно, руководствуясь действующим законодательством России;
- представить в течение 24 часов с момента применения или использования огнестрельного оружия рапорт старшему судебному приставу.
Старший судебный пристав обязан:
- оказать первую, физическую и психологическую помощь судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебному приставу-исполнителю, если она ему необходима;
- изолировать судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебного пристава-исполнителя от любопытных граждан, сотрудников полиции и особенно от средств массовой информации;
- незамедлительно уведомить прокурора о всех случаях ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники;
- уведомить в реально возможный срок родственников судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебного пристава-исполнителя, если ему причинен вред здоровью;
- предоставить судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебному приставу-исполнителю краткосрочный отпуск для стабилизации психического состояния;
- сообщить коллегам по службе о том, что произошло, чтобы они не беспокоили судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебного пристава-исполнителя, применившего огнестрельное оружие;
- объяснить судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебному приставу-исполнителю, что будет проведена служебная проверка, и почему он обязан написать рапорт;
- обеспечить, чтобы родственники или близкие друзья раненых или пострадавших физических лиц уведомлялись в как можно более короткий срок;
- подготовить сообщение для средств массовой информации и при этом обеспечить конфиденциальность сведений о судебных приставах по обеспечению установленного порядка деятельности судов или судебных приставах-исполнителях, которые применяли оружие;
- использовать средства массовой информации для формирования позитивного общественного мнения в населенном пункте о профессиональной деятельности судебных приставах по обеспечению установленного порядка деятельности судов или судебных приставах-исполнителях;
- контролировать слухи, чтобы своевременно их нейтрализовать через авторитетные средства массовой информации;
- рассмотреть материалы служебной проверки по факту применения или использования огнестрельного оружия и:
а) утвердить заключение служебной проверки по факту применения или использования огнестрельного оружия, если судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов или судебный пристав-исполнитель правомерно реализовал юридические нормы;
б) передать заключение и материалы служебной проверки по факту применения или использования огнестрельного оружия в прокуратуру, если усмотрел повод и основание (имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления) к возбуждению уголовного дела в деяниях судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебного пристава-исполнителя;
- сообщить результаты служебной проверки гражданам населенного пункта черед средства массовой информации, а также судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебному приставу-исполнителю, применившему оружие.
Условия правомерности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебными приставами-исполнителями закреплены в ст.ст.37,38 и 39 УК России, а настоящий Закон призван их алгоритмизировать и совершенствовать с учетом особенностей и специфики служебной деятельности судебных приставах по обеспечению установленного порядка деятельности судов или судебных приставах-исполнителях. На профессиональную деятельность судебных приставах по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставах-исполнителях распространяются обстоятельства, исключающие преступность деяния.
При неправомерном применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебные приставы-исполнители привлекаются к уголовной ответственности на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством России.
За правомерное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебные приставы-исполнители не несут ответственность за моральный, физический и имущественный вред, причиненный физическим и юридическим лицам.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебные приставы-исполнители не несут ответственность за моральный вред, убытки и вред охраняемым уголовным законом интересам, причиненные ими в связи с применением в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях физической силы, специальных средств или оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны либо крайней необходимости, или превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, или совершение умышленного преступления во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения, а также в условиях обоснованного риска. В иных случаях ответственность наступает в порядке, установленном федеральным законодательством РФ».
- статью 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах» изложить в следующей редакции:
"Статья 18. Применение и использование огнестрельного оружия
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебные приставы-исполнители могут применять огнестрельное оружие в состоянии необходимой обороны в целях:
отражения нападения на судей, когда их жизнь подвергается опасности;
отражения нападения на заседателей, когда их жизнь подвергается опасности;
отражения нападения на участников судебного процесса, когда их жизнь подвергается опасности;
отражения нападения на свидетелей, когда их жизнь подвергается опасности;
отражения нападения на граждан, когда их жизнь подвергается опасности;
отражения нападения на судебных приставов, когда их жизнь подвергается опасности;
отражения нападения на судей, когда их здоровье подвергается опасности;
отражения нападения на заседателей, когда их здоровье подвергается опасности;
отражения нападения на участников судебного процесса, когда их здоровье подвергается опасности;
отражения нападения на свидетелей, когда их здоровье подвергается опасности;
отражения нападения на граждан, когда их здоровье подвергается опасности;
отражения нападения на судебных приставов, когда их здоровье подвергается опасности;
пресечения попытки завладения оружием судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
пресечения попытки завладения специальными средствами судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
отражения группового нападения на суд;
отражения группового нападения на судебные помещения;
отражения группового на здания Федеральной службы судебных приставов;
отражения группового на помещения Федеральной службы судебных приставов;
отражения вооруженного нападения на суд;
отражения вооруженного нападения на судебные помещения;
отражения вооруженного на здания Федеральной службы судебных приставов;
отражения вооруженного на помещения Федеральной службы судебных приставов;
пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.
Это исчерпывающий перечень конфликтных ситуаций, когда судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебные приставы-исполнители находятся в состоянии необходимой обороны.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебные приставы-исполнители могут применять огнестрельное оружие в состоянии причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, в целях:
задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого преступления против жизни граждан, пытающихся скрыться;
задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого преступления против здоровья граждан, пытающихся скрыться;
задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого преступления против собственности, пытающихся скрыться;
задержания лиц, застигнутых при совершении особо тяжкого преступления против жизни граждан, пытающихся скрыться;
задержания лиц, застигнутых при совершении особо тяжкого преступления против здоровья граждан, пытающихся скрыться;
задержания лиц, застигнутых при совершении особо тяжкого преступления против собственности, пытающихся скрыться;
пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления;
пресечения попыток лиц противоправным способом покинуть территории охраняемых объектов, когда пресечь эти попытки иными способами не представляется возможным;
пресечения попыток лиц противоправным способом покинуть территории охраняемых постов, когда пресечь эти попытки иными способами не представляется возможным;
пресечения попыток лиц противоправным способом покинуть территории охраняемых других мест несения службы, когда пресечь эти попытки иными способами не представляется возможным;
пресечения побега из-под охраны на транспортных средствах;
пресечения побега из-под охраны на летательных аппаратах;
пресечения побега из-под охраны на морских судах;
пресечения побега из-под охраны на речных судах;
пресечения побега из-под охраны из транспортных средств во время движения;
пресечения побега из-под охраны с морских судов во время движения;
пресечения побега из-под охраны с речных судов во время движения;
пресечения побега из-под охраны в условиях ограниченной видимости.
Это исчерпывающий перечень конфликтных ситуаций уголовно-правового задержания.
Без предупреждения оружие применяется при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов, при побеге из-под охраны с оружием либо на транспортных средствах, летательных аппаратах, морских или речных судах, а также при побеге в условиях ограниченной видимости, при побеге из транспортных средств, с морских или речных судов во время движения.
Не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности, применяют огнестрельное оружие по устному приказу старшего судебного пристава. Если такое решение судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов или судебный пристав-исполнитель принимает самостоятельно, то он применяет огнестрельное оружие в целях упреждения активных противоправных насильственных действий посягающих.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении малолетних, женщин с явными признаками беременности, физических лиц, имеющих при себе детей, лиц пожилого возраста, лиц с явными признаками инвалидности, кроме случаев совершения ими группового нападения или сопротивления, угрожающего жизни или здоровью людей, совершения ими вооруженного нападения или сопротивления, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние граждане, которые оказались на месте происшествия в силу случайного стечения обстоятельств.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебные приставы-исполнители могут применять огнестрельное оружие в состоянии крайней необходимости в целях:
остановки транспортного средства путем повреждения транспортного средства, если водитель отказывается остановиться, несмотря на неоднократные законные требования судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебных приставов-исполнителей или сотрудников полиции;
необходимости остановить транспортное средство путем его повреждения, если водитель создает реальную угрозу для жизни людей;
необходимости остановить транспортное средство путем его повреждения, если водитель создает реальную угрозу для здоровья людей;
защиты людей от угрозы нападения опасных животных;
предупреждения граждан о намерении применить оружие;
подачи сигнала тревоги;
вызова помощи.
Это исчерпывающий перечень конфликтных ситуаций, когда судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебные приставы-исполнители находятся в состоянии крайней необходимости и при этом обязаны использовать огнестрельное оружие в целях устранить источники опасности, если не будет допущено превышения пределов крайней необходимости.
Без предупреждения огнестрельное оружие используется в момент возникновения реальной опасности для жизни или здоровья людей, непосредственно исходящей от источников опасности, и в других криминальных конфликтах, предусмотренных действующим законодательством России.
Не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности, используют огнестрельное оружие в целях обезвреживания животного, реально угрожающего жизни или здоровью людей, а также в других криминальных конфликтах, предусмотренных действующим законодательством России.
Запрещается использовать огнестрельное оружие на поражение физических лиц, кроме криминальных конфликтов, когда они, управляя транспортным средством, умышленно создают реальную угрозу для жизни и здоровья людей, автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей (при наличии пассажиров), мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах, участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, бензозаправочных станциях, в туннелях и при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние физические лица";
- статью 18.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах» изложить в следующей редакции:
"Статья 18.1. Гарантии личной физической безопасности вооруженного судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебного пристава-исполнителя
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов или судебный пристав-исполнитель обязан обнажить огнестрельное оружие и привести его в боевую готовность в момент возникновения реальной угрозы посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, чтобы иметь реальную возможность (время) применить огнестрельное оружие на упреждение (первым) активных противоправных насильственных действий посягающего. Обнажение огнестрельного оружия является предупреждением для физического лица о реальной возможности его применения. Реальной угрозой посягательства на жизнь и здоровье судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов или судебного пристава-исполнителя признается приближение к нему посягающего менее чем на три метра после законного требования остановиться.
С наличием таких юридических фактов, как попытки физического лица, задерживаемого судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов или судебным приставом-исполнителем с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, совершение задерживаемым лицом умышленно неожиданных активных противоправных насильственных действий, попытки достать что-либо из своей одежды без команды судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов или судебного пристава-исполнителя и другие действия, которые могут быть восприняты судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов или судебным приставом-исполнителем как реальная угроза посягательства на его жизнь или здоровье, действующее законодательство России связывает обязанность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов или судебного пристава-исполнителя пресечь эту реальную угрозу посягательства путем применения огнестрельного оружия на поражение физического лица без предупреждения.
Если реальная угроза посягательства не опасна для жизни судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов или судебного пристава-исполнителя, то прицельная стрельба ведется не по жизненно важным органам (рукам и ногам). Самозащита от реальной угрозы объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства против жизни возможна путем причинения посягающему любого вреда".
ОТЗЫВ
к. ю. н., доцента, учителя ОБЖ и права Новикова Василия Савельевича, оказавшего помощь в подготовке научно-исследовательской работы
АВТОР - Ильин Кирилл Александрович
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук, доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика», учитель права и основ безопасности жизнедеятельности
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ - МОУ – ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА №4
НАЗВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА - право
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА - ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕБНОГО ПРИСТАВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
1. АКТУАЛЬНОСТЬ. Проблема личной безопасности граждан и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с каждым месяцем становится всё более актуальной. Однако, проблема личной физической безопасности граждан и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов не получила должного научного освещения в учебниках по курсу «Право».
Научно-методическое обеспечение по данной проблематике учителей не отвечает современным потребностям практики, а материалы проекта восполняют этот недостаток.
2. НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Научная новизна исследования состоит в том, что автор впервые комплексно исследован институт необходимой обороны с учетом общественно полезной деятельности граждан и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Проблема освещается с учётом достижений таких наук, как право, уголовное право, административное право, криминология.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И (ИЛИ) ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ, ЛОГИЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что исследован институт необходимой обороны с учетом действующего законодательства РФ, экономических, политических, правовых условий развития общества и криминогенной ситуации в России. Разработаны предложения по совершенствованию административно-правовых норм, регламентирующих правовой режим применения огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Разработаны единые (общие) правовые универсальные критерии: юридические основания, порядок, цель, условия правомерности и пределы реализации ст.3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37,38 и 39 УК РФ и ст.ст.15 - 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах» судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы:
- в законотворческой деятельности по совершенствованию действующего законодательства РФ, которое граждане и судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязаны знать, чтобы не стать жертвой преступления.
- в правоохранительной деятельности сотрудниками правоохранительных органов при оценке фактов применения силы гражданами и судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в состоянии необходимой обороны;
- в педагогической деятельности в образовательных организациях в процессе преподавания учебных дисциплин право, уголовное право, административное право, криминология;
- в научно- исследовательской работе при дальнейшей разработке уголовно-правового и административно-правового обеспечения гарантий личной физической безопасности вооружённых граждан и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- при разработке методических рекомендаций по вопросам профессионально-психологической подготовки граждан и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов к действиям в ситуациях криминального характера;
- при разработке методических рекомендаций, учебных пособий и лекций по вопросам профессионально-психологической подготовки граждан и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов к действиям в ситуациях криминального характера;
- при подготовке справочных и методических материалов по проблеме личной физической безопасности граждан и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Автор изложил материал логично, последовательно и продемонстрировал глубокие знания по учебным дисциплинам право, уголовное право, административное право, криминология и комплексно применял различные методы исследования.
4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ХАРАКТЕР. Тема достаточно глубоко раскрыта. Автор использовал комплекс методов: анкетный опрос, экспертный опрос, анализ документов, интервью, включённое наблюдение, сравнительно-правовой метод, формально-юридический, метод решения конкретных криминальных конфликтов.
5. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ. Литература, на основе которой выполнено исследование, выходит за рамки учебной программы учебной дисциплины право и глубоко проанализирована.
6. СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОФОРМЛЕНИЮ. Соответствует требованиям.
7. ПОЛНОТА ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМЫ. Тема исследована комплексно и достаточно глубоко раскрыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Автор продемонстрировал глубокие знания по курсу «Право», навыки и умения сбора, анализа, обобщения, систематизации информации и комплексно использовать методы исследования.
Исследование Ильина Кирилла Александровича соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам.
Новиков В.С. /______________________/
Подпись Новикова В.С. заверяю:
Директор МОУ – ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ №4 Рыбак И.Н.
07.03.2017 г.
48