МКОУ «СОШ №28» г.о. Нальчик
ПРАВОВОЙ ТУРНИР
« ИМЕЮ ПРАВО…»
9-ые классы
18.02.2021г.
провела: учитель истории
Бичекуева М.Ш.
Нальчик, 2021г.
Цели:
1. Закрепить знания, полученные на уроках обществознания, истории об основах законодательства.
2. воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма;
3. расширение кругозора и повышение правовой культуры учащихся.
4. формировать умение анализировать правовые ситуации
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы проведем с вами правовой турнир. Нам хотелось бы, чтобы эта игра сформировала у вас навыки правомерного поведения, расширила ваши знания о Законе, которые вы примените в жизни. Не секрет, что обладающий знаниями, сильнее вдвойне потому, что он может в повседневной жизни отстоять свои права, которые к сожалению, пока еще нарушаются окружающими людьми. Своими правовыми знаниями поделятся сегодня две команды: «Адвокаты» и «Знатоки». Надеюсь, вам будет интересно, вы сможете проявить свои знания, смекалку и находчивость. Итак, мы начинаем.
1 тур. Блиц-турнир. ( по 5 вопросов командам), за каждый верный ответ- 1 балл
10 вопросов.
1. Назовите основной закон государства, который закрепляет основы общественного и государственного стороя, основные правила и обязанности граждан, гарантии их прав? (Конституция)
2. Назовите основные государственные символы?( флаг,герб, гимн)
3. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
4. Какова цель ООН? ( защита прав человека)
5. Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
6. Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в посольство РФ)
7. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (16 лет, за отдельные преступления с 14лет )
8. С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права? (С 18 лет)
9. Назовите города федерального значения? (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).
10. Название этой государственной организации и ее должностных лиц произошло от латинского слова, которое в переводе на русский язык обозначает «забочусь». Что это за орган? (Прокуратура).
2 тур. Правовые акты (1 балл)
Назовите правовые акты, в которых находятся данные статьи.
А) Всеобщая декларация прав человека
Б) Семейный кодекс РФ
В) Конвенция о правах ребенка
Г) Конституция РФ
1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». (Всеобщая декларация прав человека.)
2.«Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию». (Конвенция о правах ребенка.)
3. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». (Конституция РФ.)
4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния». (Семейный кодекс РФ.)
3 тур- ЮРИДИЧЕСКИЙ (1 балл)
Командам по очереди называются различные ситуации. Нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают: уголовная, дисциплинарная или административная. За каждый верный ответ -1 балл.
1. Ученик разбил окно? ( административная)
2. Гражданин купил ворованную вещь? (уголовная)
3. Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему?(административная)
4. Машинист явился на работу в нетрезвом виде?( дисциплинарная)
5. Гражданин из мести поджог дом соседа?(уголовная)
6.Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоящую «Волгу»?( административная)
7.Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили её?(уголовная)
8.Безбилетный проезд пассажира (административная)
9. Сотрудник прогулял рабочий день(дисциплинарная)
10. Девушка украла чужого ребёнка (уголовная)
4 тур- «Сказка- ложь, да в ней намек..»
Пока наше уважаемое жюри подсчитывает ваши баллы, предлагаю игру с болельщиками.
Все мы хорошо знаем сказки и мифы. Вам нужно определить, какие конституционные права были нарушены или ими не воспользовались герои сказок.
СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК…
1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
(Право на свободу передвижений)
2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?
(Унижение достоинства личности).
3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
(Право на отдых).
4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
( Право на труд).
5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
(Право на неприкосновенность жилища).
6.Сказка «Снежная королева». Какое право ребенка было нарушено? ( право на личную неприкосновенность)
5 тур ВНИМАНИЕ, ЧЕРНЫЙ ЯЩИК!
(по 3 балла за правильный ответ)
1. Задание 1команде
Одно из значений того, что находится в ящике - устройство. В биологии так называются индивидуальные физиологические и анатомические особенности. Русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта. Что находится в чёрном ящике?
Ответ: Конституция
2. Задание 2 команде.
В Испании 17 века различали не менее 12 разновидностей воров. Отличительная особенность воров, которых называли апостолами, находится в черном ящике. Что это? (связка ключей)
3.Задание 1 команде.
Первый их экземпляр был сделан двуликим Янусом-богом изобретений. Сейчас их используют повсеместно. Иногда их находят у основания мачты. Что находиться в ящике? (деньги)
4 Задание 2 команде.
В ящике лежит талисман, который на груди носили средневековые рыцари(предохранял воинов от стрел). Философы, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли строение Вселенной. Что это? (лук)
6 тур «В шутку о серьёзном » (1 балл)
1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». («Черт побери»)
2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета.)
3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».)
4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных .изделий. (Сорока.)
5. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. (Буратино.)
6. Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? (Глеб Жиглов.)
7. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд — самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница».)
8. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка)
Тур 7- МУЗЫКАЛЬНЫЙ
Оказывается, если очень внимательно вслушаться в содержание песни, то можно расслышать права ребенка, которые предусмотрены Конвенцией. Сейчас будут звучать мелодии детских песен. Команды должны отгадать название песни, и сказать о каких правах в ней идёт речь. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Песня из м/ф «Бременские музыканты» - «Ничего на свете лучше нету» ( право на свободу передвижения)
«Чему учат в школе?» ( право на образование)
«Пусть всегда будет солнце» ( право на жизнь)
«Чунга-чанга» ( право на отдых)
Учитель: Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит наше будущее!
Подведение итогов. Награждение победителей.