СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовое регулирование федеральных государственных образовательных стандартов

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правовое регулирование ФГОС  заложено Конституцией РФ. Единство стандартов призвано обеспечить цельность образовательного пространства, преемственность образовательных программ разных уровней и в конечном итоге удовлетворение образовательных потребностей обучающихся должного качества.

   Мастерская вязаной одежды Катерины Орешкиной

 

Просмотр содержимого документа
«Правовое регулирование федеральных государственных образовательных стандартов»

Правовое регулирование

федеральных государственных образовательных стандартов

Правовое регулирование ФГОС заложено Конституцией РФ (ч. 5 ст. 43). Единство стандартов призвано обеспечить цельность образовательного пространства, преемственность образовательных программ разных уровней и в конечном итоге удовлетворение образовательных потребностей обучающихся должного качества.

Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) как одной из гарантий равенства прав граждан при получении ими образования отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования (п. 6 ч. 1 ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ"), а именно Министерства образования и науки РФ (п. 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466.

Согласно ФЗ N 273-ФЗ федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки (ч. 6 ст. 2).

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства РФ;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения (ч. 1 ст. 11 ФЗ N 273-ФЗ).

Федеральный закон N 273-ФЗ определяет базовое содержание ФГОС, устанавливая, что ФГОС включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ;

3) результатам освоения основных образовательных программ. Поэтому содержание стандартов выстраивается по определенной указанным Федеральным законом схеме.

В дошкольном образовании основы образования заложены федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (далее - ФГОС ДО). ФГОС ДО призван унифицировать содержание образовательных программ дошкольного образования, обеспечить их преемственность с образовательными программами следующих уровней общего образования. Кроме того, установление общеобязательных требований к материально-техническим и финансовым условиям дошкольного образования, кадровому составу нацелено на обеспечение надлежащего качества первоначальной образовательной ступени. Дошкольное образование впервые было стандартизировано в соответствии с требованиями Федерального закона N 273-ФЗ; ранее применительно к дошкольному образованию устанавливались федеральные государственные требования.

ФЗ N 273-ФЗ определяет направленность дошкольного образования на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч. 1 ст. 64). ФГОС ДО развивает положения Федерального закона N 273-ФЗ, устанавливая основные принципы дошкольного образования. Эти принципы закладывают фундамент образовательной деятельности в дошкольном образовании в целях обеспечения комфортной жизнедеятельности ребенка, адаптации его к социальным, историко-культурным и иным условиям жизни, подготовки к последующим образовательным уровням. В числе принципов дошкольного образования ФГОС ДО называет: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка; возрастную адекватность дошкольного образования; учет этнокультурной ситуации развития детей. На этих принципах должна базироваться образовательная программа дошкольного образования, которая, как было отмечено, и определяет непосредственное содержание образования.

Стандарт дошкольного образования предусматривает пять образовательных областей, представляющих собой основные направления развития и образования детей: 1) социально-коммуникативную; 2) познавательную; 3) речевую; 4) художественно-эстетическую; 5) физическую. Развитие именно этих образовательных областей предопределяет успешность будущей образовательной деятельности ребенка.

Согласно ФГОС ДО дошкольная образовательная организация самостоятельно определяет: продолжительность пребывания детей; режим работы; предельную наполняемость групп. При этом могут разрабатываться образовательные программы для каждой группы, в том числе учитывая продолжительность пребывания детей. При разработке образовательных программ их конкретное содержание должно учитывать возраст детей и их индивидуальные особенности. Стандарт определяет несколько возрастных рамок:

- младенческий возраст (от двух месяцев до одного года) - образовательная программа должна исходить из непосредственного общения взрослого и ребенка, простейших манипуляций с предметами, двигательной активности и т.д.;

- ранний возраст (1 год - 3 года) - образовательная программа должна основываться на предметной деятельности и играх, экспериментировании с материалами и веществами, общении со взрослыми и совместных играх со сверстниками, самообслуживании и т.д.;

- дошкольный возраст (3 года - 8 лет) - образовательная программа должна включать разные виды деятельности (игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую и т.д.), самообслуживание, элементарный бытовой труд и т.д.

Основная образовательная программа дошкольного образования должна включать обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (т.е. вариативную часть). Обязательная часть (рекомендуемый объем не менее 60 процентов от всего объема программы) обеспечивает развитие ребенка в тех областях, что предусмотрены Федеральным законом N 273-ФЗ и ФГОС ДО. Вторая часть (часть, формируемая участниками образовательных отношений; рекомендуемый объем - не более 40 процентов) отражает самостоятельные разработки участников образовательных отношений, исходя из целевой предназначенности для развития детей в одной или нескольких образовательных областях. Отметим, что ФГОС ДО не устанавливает жесткую пропорцию обязательной и вариативной частей, а носит рекомендательный характер, что позволяет образовательной организации самой варьировать содержание программы исходя из индивидуальных особенностей и образовательных потребностей детей. Тем самым Федеральный закон N 273-ФЗ создает реальную возможность для педагогов, образовательных организаций при разработке образовательных программ использовать собственные наработки, авторские методики обучения и воспитания.

ФГОС ДО устанавливает помимо требований к структуре и содержанию образовательной программы также требования к условиям ее реализации. В их числе:

а) психолого-педагогические условия (уважение к человеческому достоинству детей, формирование положительной самооценки; использование форм и методов, отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям детей; взаимодействие взрослых с детьми; поддержка положительного и уважительного отношения друг к другу; поддержка инициативы детей; защита детей от всех форм насилия и др.);

б) требования к развивающей предметно-пространственной среде (содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность);

в) требования к кадровым условиям реализации образовательной программы (квалификационные требования и компетентностные требования);

г) требования к материально-техническим условиям реализации образовательной программы (санитарно-эпидемиологические требования, требования пожарной безопасности, требования к средствам обучения и воспитания, оснащенность помещений и др.). Кроме того, стандарт устанавливает целевые ориентиры дошкольного образования (ориентировочные результаты освоения дошкольной образовательной программы).

Каждый из последующих уровней общего образования имеет свой стандарт образования . Вместе с тем в основу методологии всех стандартов общего образования положен системно-деятельностный подход, обеспечивающий саморазвитие и непрерывность образования, формирование образовательной среды образовательной организации, познавательную активность обучающихся, индивидуализацию образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413.


Каждый из ФГОС общего образования составляет основу для разработки как примерных основных образовательных программ, так и непосредственно образовательных программ; является базовым компонентом организации образовательного процесса; служит основой для разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения; осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования; проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся и т.д.

ФГОС общего образования предусматривает три группы требований к результатам усвоения основной образовательной программы: 1) личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению, сформированность мотивации к познавательной деятельности, ценностно-смысловые установки, социальные компетенции, личностные свойства и т.п. - все те компоненты, которые характеризуют личность обучающегося, его самоидентификационные свойства; 2) метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использовать в познавательной практике, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности - комплекс универсальных знаний, общая ориентированность в образовательной среде; 3) предметные, включающие освоенные обучающимися умения, отражающие специфику содержания конкретных предметных областей. Оценивание результатов освоения основной образовательной программы того или иного уровня общего образования должно учитывать перечисленные выше требования в комплексе.

ФГОС общего образования определяют соотношение обязательной и вариативной частей основной образовательной программы: в начальном общем образовании обязательная часть составляет 80 процентов программы, а вариативная - 20 процентов; в основном общем образовании соответственно 70 и 30 процентов; для среднего общего образования установлено следующее соотношение: 2/3 - обязательная часть; 1/3 - часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Важнейший раздел ФГОС общего образования - это раздел, содержащий требования к условиям реализации основной образовательной программы. В числе таких требований: кадровые, в том числе требования квалификационного характера к педагогическому персоналу; финансовые, определяющие основные принципы финансового обеспечения реализации основной образовательной программы; материально-технические, закрепляющие требования к материальным условиям осуществления образовательного процесса, соблюдение норм санитарно-эпидемиологического, противопожарного, бытового и др. характера; психолого-педагогические, обеспечивающие учет психофизического развития обучающихся, и др.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФЗ N 273-ФЗ предусматривает разработку федеральных государственных образовательных стандартов образования таких лиц (ч. 6 ст. 11), хотя каждый из ФГОС общего образования в той или иной степени устанавливает особенности его применения по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598. Применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г.

Такой стандарт является основой для разработки соответствующих образовательных программ для следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. Исходя из особенностей здоровья обучающихся названный стандарт предусматривает особые условия получения начального общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе: удлиненный срок получения образования данного уровня; наличие специально разработанных учебных планов; индивидуализацию образовательной программы; применение специальных технических средств и вспомогательного оборудования; привлечение к образовательному процессу специалистов медицинского профиля, тьюторов и т.д.


В отношении стандартов профессионального образования действующим законодательством используется два термина: "федеральный государственный образовательный стандарт", который применяется в отношении образовательных организаций любого уровня образования, и "образовательный стандарт", применяемый в отношении образовательных организаций высшего образования. ФГОС профессионального образования включает в себя федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Основой государственных гарантий получения гражданами РФ бесплатного высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях

Приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061 (ред. от 29 января 2014 г.) утверждены перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования.

Следует полагать, что по указанным в данном Приказе специальностям и направлениям подготовки должны быть, соответственно, приняты федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования или образовательные стандарты в тех случаях, когда это предусмотрено Федеральным законом N 273-ФЗ. Таким образом, приказами Минобрнауки России должны быть утверждены ФГОС по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета, магистров и кадров высшей квалификации.

И такая работа активно ведется. Например, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация (степень) "бакалавр") утвержден Приказом Минобрнауки России от 4 мая 2010 г. N 464. Аналогичным образом были утверждены и другие образовательные стандарты высшего профессионального образования по указанным выше направлениям подготовки.

Литература:

1. Конституция России;

2. ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ");

3. Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466.

4. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";






Похожие файлы