Правовое регулирование
федеральных государственных образовательных стандартов
Правовое регулирование ФГОС заложено Конституцией РФ (ч. 5 ст. 43). Единство стандартов призвано обеспечить цельность образовательного пространства, преемственность образовательных программ разных уровней и в конечном итоге удовлетворение образовательных потребностей обучающихся должного качества.
Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) как одной из гарантий равенства прав граждан при получении ими образования отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования (п. 6 ч. 1 ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ"), а именно Министерства образования и науки РФ (п. 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466.
Согласно ФЗ N 273-ФЗ федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки (ч. 6 ст. 2).
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства РФ;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения (ч. 1 ст. 11 ФЗ N 273-ФЗ).
Федеральный закон N 273-ФЗ определяет базовое содержание ФГОС, устанавливая, что ФГОС включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ;
3) результатам освоения основных образовательных программ. Поэтому содержание стандартов выстраивается по определенной указанным Федеральным законом схеме.
В дошкольном образовании основы образования заложены федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (далее - ФГОС ДО). ФГОС ДО призван унифицировать содержание образовательных программ дошкольного образования, обеспечить их преемственность с образовательными программами следующих уровней общего образования. Кроме того, установление общеобязательных требований к материально-техническим и финансовым условиям дошкольного образования, кадровому составу нацелено на обеспечение надлежащего качества первоначальной образовательной ступени. Дошкольное образование впервые было стандартизировано в соответствии с требованиями Федерального закона N 273-ФЗ; ранее применительно к дошкольному образованию устанавливались федеральные государственные требования.
ФЗ N 273-ФЗ определяет направленность дошкольного образования на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч. 1 ст. 64). ФГОС ДО развивает положения Федерального закона N 273-ФЗ, устанавливая основные принципы дошкольного образования. Эти принципы закладывают фундамент образовательной деятельности в дошкольном образовании в целях обеспечения комфортной жизнедеятельности ребенка, адаптации его к социальным, историко-культурным и иным условиям жизни, подготовки к последующим образовательным уровням. В числе принципов дошкольного образования ФГОС ДО называет: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка; возрастную адекватность дошкольного образования; учет этнокультурной ситуации развития детей. На этих принципах должна базироваться образовательная программа дошкольного образования, которая, как было отмечено, и определяет непосредственное содержание образования.
Стандарт дошкольного образования предусматривает пять образовательных областей, представляющих собой основные направления развития и образования детей: 1) социально-коммуникативную; 2) познавательную; 3) речевую; 4) художественно-эстетическую; 5) физическую. Развитие именно этих образовательных областей предопределяет успешность будущей образовательной деятельности ребенка.
Согласно ФГОС ДО дошкольная образовательная организация самостоятельно определяет: продолжительность пребывания детей; режим работы; предельную наполняемость групп. При этом могут разрабатываться образовательные программы для каждой группы, в том числе учитывая продолжительность пребывания детей. При разработке образовательных программ их конкретное содержание должно учитывать возраст детей и их индивидуальные особенности. Стандарт определяет несколько возрастных рамок:
- младенческий возраст (от двух месяцев до одного года) - образовательная программа должна исходить из непосредственного общения взрослого и ребенка, простейших манипуляций с предметами, двигательной активности и т.д.;
- ранний возраст (1 год - 3 года) - образовательная программа должна основываться на предметной деятельности и играх, экспериментировании с материалами и веществами, общении со взрослыми и совместных играх со сверстниками, самообслуживании и т.д.;
- дошкольный возраст (3 года - 8 лет) - образовательная программа должна включать разные виды деятельности (игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую и т.д.), самообслуживание, элементарный бытовой труд и т.д.
Основная образовательная программа дошкольного образования должна включать обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (т.е. вариативную часть). Обязательная часть (рекомендуемый объем не менее 60 процентов от всего объема программы) обеспечивает развитие ребенка в тех областях, что предусмотрены Федеральным законом N 273-ФЗ и ФГОС ДО. Вторая часть (часть, формируемая участниками образовательных отношений; рекомендуемый объем - не более 40 процентов) отражает самостоятельные разработки участников образовательных отношений, исходя из целевой предназначенности для развития детей в одной или нескольких образовательных областях. Отметим, что ФГОС ДО не устанавливает жесткую пропорцию обязательной и вариативной частей, а носит рекомендательный характер, что позволяет образовательной организации самой варьировать содержание программы исходя из индивидуальных особенностей и образовательных потребностей детей. Тем самым Федеральный закон N 273-ФЗ создает реальную возможность для педагогов, образовательных организаций при разработке образовательных программ использовать собственные наработки, авторские методики обучения и воспитания.
ФГОС ДО устанавливает помимо требований к структуре и содержанию образовательной программы также требования к условиям ее реализации. В их числе:
а) психолого-педагогические условия (уважение к человеческому достоинству детей, формирование положительной самооценки; использование форм и методов, отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям детей; взаимодействие взрослых с детьми; поддержка положительного и уважительного отношения друг к другу; поддержка инициативы детей; защита детей от всех форм насилия и др.);
б) требования к развивающей предметно-пространственной среде (содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность);
в) требования к кадровым условиям реализации образовательной программы (квалификационные требования и компетентностные требования);
г) требования к материально-техническим условиям реализации образовательной программы (санитарно-эпидемиологические требования, требования пожарной безопасности, требования к средствам обучения и воспитания, оснащенность помещений и др.). Кроме того, стандарт устанавливает целевые ориентиры дошкольного образования (ориентировочные результаты освоения дошкольной образовательной программы).
Каждый из последующих уровней общего образования имеет свой стандарт образования . Вместе с тем в основу методологии всех стандартов общего образования положен системно-деятельностный подход, обеспечивающий саморазвитие и непрерывность образования, формирование образовательной среды образовательной организации, познавательную активность обучающихся, индивидуализацию образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413.
Каждый из ФГОС общего образования составляет основу для разработки как примерных основных образовательных программ, так и непосредственно образовательных программ; является базовым компонентом организации образовательного процесса; служит основой для разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения; осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования; проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся и т.д.
ФГОС общего образования предусматривает три группы требований к результатам усвоения основной образовательной программы: 1) личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению, сформированность мотивации к познавательной деятельности, ценностно-смысловые установки, социальные компетенции, личностные свойства и т.п. - все те компоненты, которые характеризуют личность обучающегося, его самоидентификационные свойства; 2) метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использовать в познавательной практике, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности - комплекс универсальных знаний, общая ориентированность в образовательной среде; 3) предметные, включающие освоенные обучающимися умения, отражающие специфику содержания конкретных предметных областей. Оценивание результатов освоения основной образовательной программы того или иного уровня общего образования должно учитывать перечисленные выше требования в комплексе.
ФГОС общего образования определяют соотношение обязательной и вариативной частей основной образовательной программы: в начальном общем образовании обязательная часть составляет 80 процентов программы, а вариативная - 20 процентов; в основном общем образовании соответственно 70 и 30 процентов; для среднего общего образования установлено следующее соотношение: 2/3 - обязательная часть; 1/3 - часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Важнейший раздел ФГОС общего образования - это раздел, содержащий требования к условиям реализации основной образовательной программы. В числе таких требований: кадровые, в том числе требования квалификационного характера к педагогическому персоналу; финансовые, определяющие основные принципы финансового обеспечения реализации основной образовательной программы; материально-технические, закрепляющие требования к материальным условиям осуществления образовательного процесса, соблюдение норм санитарно-эпидемиологического, противопожарного, бытового и др. характера; психолого-педагогические, обеспечивающие учет психофизического развития обучающихся, и др.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФЗ N 273-ФЗ предусматривает разработку федеральных государственных образовательных стандартов образования таких лиц (ч. 6 ст. 11), хотя каждый из ФГОС общего образования в той или иной степени устанавливает особенности его применения по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598. Применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г.
Такой стандарт является основой для разработки соответствующих образовательных программ для следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. Исходя из особенностей здоровья обучающихся названный стандарт предусматривает особые условия получения начального общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе: удлиненный срок получения образования данного уровня; наличие специально разработанных учебных планов; индивидуализацию образовательной программы; применение специальных технических средств и вспомогательного оборудования; привлечение к образовательному процессу специалистов медицинского профиля, тьюторов и т.д.
В отношении стандартов профессионального образования действующим законодательством используется два термина: "федеральный государственный образовательный стандарт", который применяется в отношении образовательных организаций любого уровня образования, и "образовательный стандарт", применяемый в отношении образовательных организаций высшего образования. ФГОС профессионального образования включает в себя федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
Основой государственных гарантий получения гражданами РФ бесплатного высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях
Приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061 (ред. от 29 января 2014 г.) утверждены перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования.
Следует полагать, что по указанным в данном Приказе специальностям и направлениям подготовки должны быть, соответственно, приняты федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования или образовательные стандарты в тех случаях, когда это предусмотрено Федеральным законом N 273-ФЗ. Таким образом, приказами Минобрнауки России должны быть утверждены ФГОС по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета, магистров и кадров высшей квалификации.
И такая работа активно ведется. Например, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация (степень) "бакалавр") утвержден Приказом Минобрнауки России от 4 мая 2010 г. N 464. Аналогичным образом были утверждены и другие образовательные стандарты высшего профессионального образования по указанным выше направлениям подготовки.
Литература:
1. Конституция России;
2. ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ");
3. Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466.
4. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";