Правовое регулирование отношений в сфере образования
Параграф 23
План: 1. Статья 43; 2. Что такое образование? 3. Виды законов; 4. Федеративные законы; 5. Обязанность гражданина; 6. ЕГЭ; 7. Общедоступность получения образования; 8. Статья 2.
Право на образование – одно из основных гражданина, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
- Каждый имеет право на образование.
- Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
- Каждый в праве на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятиях.
Образование – это целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся конституцией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
Образование – это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились.
Американский психолог Б. Ф. Скиннер
Законодательство в сфере образования многоуровневое.
Законы:
Федеративные –
Законы субъектов Федерации – законы, действующие на субъектах территории России (республики, области, края)
законы, действующие на всей территории России.
Особое внимание вопросам правового регулирования образования уделяет Федеральное Собрание РФ.
В Государственной Думе и Совете Федерации созданы парламентские комитеты по науке и образованию.
Законы, принимаемые субъектами Федерации, не могут
вступить в противоречие с федеральным законодательством.
Федеративные законы:
Законы «Об образовании» -
Законы, нормативные акты о различных образовательных программах.
служат основой как государственной политики в области образования, так и правового статуса человека в этой области .
Образование –
это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира во всех формах – через литературу, науку, театр и т. д.
Академик Д. С. Лихачев
В жизни человека есть период, когда достижение определенного уровня образования является обязательным, становится обязанностью гражданина . В РФ обязательным уровнем было признано основное общее образование. Ныне ведется подготовка к введению обязательного полного среднего образования.
Важным нововведением правового регулирования сферы образования является принятый в 2007 г.
Федеральный закон,
согласно которому
итоговая аттестация обучающихся, освоивших программу среднего образования, проводится в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
состояния здоровья
принадлежности к общественным организациям
социального, имущественного и должностного положения
языка
возраста
Государство гарантирует гражданам РФ общедоступность получения образования независимо от
пола
расы
убеждений
происхождения
наличия судимости
отношения к религии
национальности
места жительства
В целях реализации права на образование тех граждан, которые нуждаются в социальной помощи , государство материально помогает инвалидам, предоставляет учащимся, проявившим выдающиеся способности, специальные государственные стипендии.
Важная часть правового регулирования – обеспечение финансирования государством сферы образования, которое предусмотрено Законом о бюджете.
Из закона «Об образовании»: Ст. 2. Принципы государственной политики в области образования. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
- Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций особенностей в условиях многонационального государства;
3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждений;
5. Свобода и плюрализм в образовании;
6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Презентация разработана ученицей 9 класса Лашманской основной общеобразовательной школы имени академика В. А. Канайкина Соболева Анастасия. Учитель: Алькин Д. Н. Лашма 2013г.