Просмотр содержимого документа
«Правовое воспитание учащихся»
Гражданско-правовое воспитание
обучающихся
Правовое воспитание
способствует социализации
подрастающего поколения
Воспитание правовой культуры у школьников должно быть направлено на осмысление человеческих прав и свобод , формирование установки на сознательное соблюдение закона и уважительное отношение к нему.
Учащиеся знакомятся со следующими понятиями:
- право, закон, обязанности, правонарушение ;
- право на жизнь, право на гражданство, право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья и др.;
- правила жизни в социуме, правила общения;
- правила безопасной жизнедеятельности .
Право и нравственность
- Правовое воспитание школьников связано с морально-нравственным становлением
- Законодательные акты регулируют не только права и обязанностей граждан, но систему запретов, обсуждение которых неизбежно выведет на разговор о добре и зле
- Знание прав и свобод способствует формированию чувства собственного достоинства, а обязанностей – чувства ответственности
Методы и формы правового воспитания
- Основной метод – беседа
- Классный час по правовому воспитанию
- Деловая игра – интерактивная форма
- Внеклассные мероприятия ( викторины, конкурсы и др.
- Тестирование, призванное выявить склонность к возможным правонарушениям
- Встречи с людьми, связавшими свою жизнь с законом и правом
- Правовое воспитание в библиотеке
Реализация правового воспитания
Правовое воспитание в школе должно осуществляться и на уроках, и во внеурочной деятельности .
Правовое воспитание младших школьников
- Правовое воспитание в начальной школе неотъемлемо от нравственного.
- Учителю можно организовать беседы на темы «Какие права и обязанности есть у школьников?», «Почему взрослые решили защищать права детей?», «Право на собственное мнение» и др.
- Лучше проводить занятия в форме игры: путешествие в государственные символы нашей страны , запрещающие и разрешающие знаки поведения и т.д.
Правовое воспитание подростков
- Отличается большей серьезностью в постановке проблем для классных, групповых или индивидуальных бесед, ибо именно в подростковой среде часто случаются первые правонарушения.
- К лассные часы на темы «Я и закон», «Мои права и обязанности», «Что такое порядочность?» и др.
- Разъяснительные и профилактические индивидуальные беседы
- Встречи с представителями законодательно-правовых профессий и служб.
Нормативно-правовая база гражданско-правового воспитания
Федеральный уровень
- Конституция РФ.
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989г.
- Закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г.
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014г).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.06.2005г. №03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символом России».
- Письмо 01.03.2002 № 30-51-131/16 «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением государственных символов РФ и их популяризации».
- Федеральный закон от 23.02.2013г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
- Федеральный закон от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон от 24.06.1999г Министерства образования Российской Федерации от. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон от 25.07.2002г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) .
- Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025г.г.)
Региональный уровень
- Закон об образовании в Ленинградской области.
- Постановление об одежде и внешнем виде обучающихся.
Документы школы
- Устав ОУ.
- Правила внутреннего распорядка учащихся.
- Положение об одежде и внешнем виде обучающихся.
- Положение об организации дежурства по школе.
- Положение о летней практике.
Документы школы
6. Правила пользования мобильным телефоном
7. Правила пропускного режима
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2015 – 2025)
«...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и мническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
В. В. Путин
Цель Стратегии:
Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и градаций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.
Перспективы
- Последовательное изживание авторитарного стиля и развитие демократического, диалогического стиля общения и воспитания в школе.
- Постепенное вытеснение субъективно-произвольных отношений участников образовательной деятельности развитием нравственно-правовых отношений.
- Всестороннее осуществление личностно-деятельного направления развития образования и создание условий творческого участия детей во всех формах деятельности школы.
- Создание специальных правоориентированных программ развития детей на базе содержания всех блоков учебных дисциплин.
Перспективы
- Развитие психологического обеспечения воспитания детей с девиантным поведением.
- Налаживание систематического контакта школы с правоохранительными органами по вопросам правового воспитания детей и профилактике асоциального поведения.
- Разработка критериев правовой развитости, воспитанности детей(уровень воспитанности)
- Организация и проведение конференций, конкурсов, фестивалей и праздников, посвященных Дню прав человека, ребёнка.
- Организация правозащитной деятельности (права и обязанности участников образовательного процесса; деятельность уполномоченного)