СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовые нормы. Нормативно-правовой акт.

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правовые нормы. Нормативно-правовой акт.»

Тема: Правовые нормы. Нормативно-правовой акт.

Цель: рассмотреть сущность источников права, сформировать представление обучающихся о том, какими способами и где формируются правовые нормы, дать представление об источниках права и их видах.

Задачи:

I. Обучающие

- Сформировать представления обучающихся о понятиях: «право», «правовая норма», «источник права», «нормативный акт», «правовой обычай», «юридический прецедент», «виды нормативных актов» ;

- Формирование представления о важности знаний законодательных актов и процесса в Донецкой Народной Республики;

- Формирование представления об источниках права, их классификации.

II. Развивающие

-Развитие у обучающихся умения выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;

- Развитие у обучающихся самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности;

III. Воспитательные

- Содействовать в ходе урока идейно-политическому, нравственному воспитанию обучающихся.

Тип урока: комбинированный урок с использованием информационно-коммуникативных технологий.


Ход урока

I. Повторение.

Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала. Вовлечение учеников в учебную деятельность через повторение ранее изученного материала.

II.Проверка знания терминов предыдущей темы

Ответить на вопросы что такое:

раво, мораль, моральные аспекты, аморальное поведение.

–  Перечислить признаки права.

– В чем отличие права и морали?

– Дайте определение отрасли права. Какие отрасли права вы знаете?

III. Изучение нового материала.


Практически в каждом своем действии, осознавая это или нет, соблюдаем или нет, но мы сталкиваемся с правовыми нормами и их применением в повседневной жизни. Право и его нормы оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они отличаются по степени важности и значимости для нас.


Формы (источники) права – это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придание правилам поведения общеобязательного, юридического значения.

Формы (источники) права – это официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы.

Различают следующие формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецендент (судебная практика); нормативно-правовой акт

РИС. 1.ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

Правовой обычай - это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю, путем использования его для решения конкретного дела в правоприменительном государственном органе (например, в суде). Отличие правого обычая и судебного прецедента в том, что используется уже известный обычай. Или: Это - устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством, и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением. Форма выражения - судебное решение. Каждый раз этот обычай нуждается в своем подтверждении (суд ссылается не на решении предыдущего суда, а на соответствующий обычай). Этот источник права имеет субсидиарное (дополняющее) значение. В России правовой обычай используется ограниченно. Например, в морском праве, где для каждого морского порта испокон веков установлены свои обычаи.

Правовые обычаи имеют наибольшее распространение в гражданском, семейном, аграрном праве, а также в международном праве, в частности, во внешнеторговом обороте. Обычаи как бы восполняют отсутствие в законодательстве той или иной нормы. Существуют правовые системы, где роль правового обычая и вообще обычаев достаточно велика. К ним относится обычное право африканских государств, где обычаями регулируются брачно-семейные, земельные отношения и отношения в области наследования. Эти традиционные отношения и в наши дни регулируются нормами обычного права, а судебные органы решают такого рода споры на основе местных обычаев, придавая им юридический, государством защищенный характер.

Религиозные тексты. Священные книги как источник права прежде всего имеют широкое распространение в мусульманских странах, многие из которых представляют собой теократические государства. Главными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна. Но в российской правовой системе религиозные тексты источником права не являются.

Правовая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. В некоторых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Аналогичная практика существует и в некоторых мусульманских государствах. (Так, основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина).

В России в юридической практике широко используются научные комментарии к различным кодексам, но они применяются как справочный, консультационный материал, ссылаться же на комментарий при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решений нельзя.

Судебный прецедент - это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела (в тексте судебного решения по конкретному делу), в том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю. Это общее правило становится обязательным, частью действующего права, которое подлежит применению судами, равными по статусу данному суду, а также всеми нижестоящими судами. Судебный прецедент - один из основных источников права в странах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье.

Признание прецедента источником права позволяет судебным и административным органам выполнять правотворческие функции, так как они фактически обладают правом создавать новые нормы права. Тем самым устраняются противоречия между развивающейся практикой и действующим законодательством, что позволяет решать дела при отсутствии норм права.

Российская юридическая практика не признает прецедент в качестве официального источника права, поскольку исходит из того, что судебные и административные органы призваны применять нормы права, а не создавать их.

Таким образом, формы права— это источники права, которые реализуются в следующих видах: нормативных актах, прецедентах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Очень важным с точки зрения построения законодательства является Закон Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах», принятый Народным Советом Донецкой Народной Республики 07 августа 2015 года (Постановление №1-276П-НС).

Нормативно-правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, принятый компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

Нормативные акты принято разделять на два вида:

  • Законы;

  • Подзаконные акты.

Высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным актам обладают законы.

Закон – это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.

Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики имеют следующую

иерархию:

  • На самой вершине находится Конституция Донецкой Народной Республики, ни один нормативный акт, принимаемый в Республике, не может противоречить Конституции.

  • Законы Донецкой Народной Республики.

  • Кодексы Донецкой Народной Республики.

  • Нормативные правовые акты Народного Совета Донецкой Народной Республики.

  • Нормативные правовые акты Главы Донецкой Народной Республики.

  • Нормативные правовые акты Совета Министров Донецкой Народной Республики.

  • Нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти.

  • Нормативные правовые акты иных органов государственной власти Донецкой Народной Республики, их должностных лиц.

  • Нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии Донецкой Народной Республики.

  • Нормативные правовые акты Республиканского Центрального банка Донецкой Народной Республики.

Нормативный правовой акт имеет безусловное преимущество перед другими источниками права. Прежде всего, это документ официальный, исходящий от государства. Значит, через акт выражается государственная воля. Отсюда многое проистекает: и его общеобязательность, и гарантированность со стороны государства, и конечно неизбежность принудительных санкций в отношении нарушителей правовых норм, закреплённых в нормативном акте. Данный закон определяет понятие, виды и формы нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Донецкой Народной Республике, устанавливает их юридическую силу и соотношения между собой, общий порядок их подготовки, оформления, экспертизы, принятия (издания), опубликования, вступления в силу, толкования, учёта и систематизации; основы реализации и мониторинга право применения нормативных правовых актов; порядок преодоления и устранения пробелов в правовом регулировании, ответственность в сфере правотворчества и реализации нормативных правовых актов.

Таким образом, Закон Донецкой Народной Республики «О нормативно-правовых актах» является фундаментом правоотношений, складывающихся в республике между физическими, юридическими лицами и государством.

Нормативные акты делятся на следующие виды:

1) нормативные акты, которые и являются источниками права;

2) акты применения норм права;

3) акты толкования.

Признаками нормативно-правового акта является наличие:

1) письменной формы;

2) соответствующих форм и реквизитов (наименование органа, принявшего его, номер, дата и т. д.);

3) наличие соответствующей юридической силы;

4) действие в пределах указанного срока;

5) действие на определённой территории;

6) позиция в системе правовых актов, взаимосвязь с иными нормативными актами.

Действие нормативного акта ограничивается:

1) временем – с момента его вступления в силу до прекращения его действия;

2) пространством – в зависимости от органа, принявшего его, и от юридической

силы нормативно-правового акта, возможно действие закона на территории всей

страны, на территории субъекта, принявшего его, на территории, указанной в законе;

3) кругом лиц – согласно общему правилу в круг лиц входят граждане,

иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории страны.

Прекращение действия нормативно-правового акта происходит при:

1) окончании срока его действия, если он принят на определённое в нем время;

2) принятии нового нормативно-правового акта, который автоматически

прекращает действие старого акта;

3) отмене нормативного акта органом, принявшим его.