СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Формирование   у обучающихся  представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.

Задачи урока:

Познавательные:

- актуализировать  знания обучающихся по  теме «Основы семейного права»;

- формировать  представления обучающихся о правовых основах и семейно-брачных отношений на примере порядка заключения и расторжения брака;

- ознакомить обучающихся о значимости правового регулирования  в сфере семейно-брачных отношений.

- обеспечить  понимание понятий «семейно-брачные отношения», «брак», «семья», «алименты»;

Личностные:

- формировать у обучающихся  осознание необходимости правового регулирования семейных отношений;

-продолжить работу по формированию российской гражданской идентичности на основе изучения статей Конституции РФ, Семейного Кодекса РФ;

- продолжить работу по формированию уважительного отношения к семейно-брачным отношениям;

- формировать умение применять теоретические знания при ответах на практические вопросы;

- продолжить работу по формированию у обучающихся связной речь при ответах на практические вопросы;

Регулятивные:

- продолжить работу по формированию у обучающихся  умения работать с юридическими документами, анализировать их содержание на основе статей Конституции РФ; 

Коммуникативные:

- обеспечить условия для формирования представления о личности и социальной ценности семьи, важности  законодательного регулирования семейных отношений;

- формировать у обучающихся умения анализировать, высказывать  и обосновывать свою точку зрения

Просмотр содержимого документа
««Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений»»


Данный урок предназначен для обучающихся по предмету обществознание для 9 класса (раздел «Основы семейного права»).

                                         

Тема урока. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений

Цель урока: Формирование у обучающихся представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.

Задачи урока:

Познавательные:

- актуализировать знания обучающихся по теме «Основы семейного права»;

- формировать представления обучающихся о правовых основах и семейно-брачных отношений на примере порядка заключения и расторжения брака;

- ознакомить обучающихся о значимости правового регулирования в сфере семейно-брачных отношений.

- обеспечить понимание понятий «семейно-брачные отношения», «брак», «семья», «алименты»;

Личностные:

- формировать у обучающихся осознание необходимости правового регулирования семейных отношений;

-продолжить работу по формированию российской гражданской идентичности на основе изучения статей Конституции РФ, Семейного Кодекса РФ;

- продолжить работу по формированию уважительного отношения к семейно-брачным отношениям;

- формировать умение применять теоретические знания при ответах на практические вопросы;

- продолжить работу по формированию у обучающихся связной речь при ответах на практические вопросы;

Регулятивные:

- продолжить работу по формированию у обучающихся умения работать с юридическими документами, анализировать их содержание на основе статей Конституции РФ;

Коммуникативные:

- обеспечить условия для формирования представления о личности и социальной ценности семьи, важности  законодательного регулирования семейных отношений;

- формировать у обучающихся умения анализировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Тип урока: урок повторения пройденной и изучения новой темы.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная

Методы проведения урока: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический: работа со словарём, тетрадью, решение творческих задач.

Оборудование: компьютер, проектор, видеоматериал для презентации, задания по теме,

брошюры Конституции РФ, Семейного кодекс РФ, образец формы № 7 для заключения брака.

Структура урока.

1. Организационный момент.

2.  Повторение и подготовка обучающихся к изучение нового материала.

      3. Изучение нового материала.

   План изучения нового материала:

1. Понятие семейные отношения

2. Семейное право

а) Правовая связь членов семьи

б) Вступление в брак

в) ЗАГС

4. Динамическая пауза

3. Права и обязанности членов семьи

а) Права и обязанности родителей

б) Права и обязанности детей

5. Закрепление

6. Рефлексия.


Ход урока.

1.Организационный момент.

Цель: подготовить обучающихся к работе на уроке.

Учитель обращает внимание детей к нескольким изображениям на проекционном экране (фотографиям семей). Предлагаемые изображения семейных пар, семей с детьми, обязательно должны нести положительный настрой, улыбающиеся, хорошо, если люди на них будут держать за руки друг друга и т.д. Например, это может быть фотографии семей, прогуливающихся вдоль берега, нахождении их в музеи, увлечённых спортивной совместной игрой, приготовлением еды, работой в саду, плывущих в лодке и т.д.

-Ребята, скажите, что изображено, на фотографиях? (ответы детей).

- Правильно, сегодня, мы продолжим разговор о семье. Давайте вспомним, что такое семья. Из кого обычно состоит семья (Ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка, самые близкие и любимые люди.)

(Учитель читает стихотворение «Семейное дерево», автор Галина Дядина.)

Чудесное дерево есть у меня.

Оно мне — семья,

И оно мне — родня.

На дереве этом

До старческих лет

Гнездился мой прадед,

А также мой дед.

Мой папа

На нем научился взлетать

И смог настоящею птицею стать!

И, как в колыбели,

Со мной до утра

На дереве этом

Качались ветра.

А листья трезвонили,

Как бубенцы,

Когда у меня

Появились птенцы!
(работа обучающихся со словарём и тетрадью): Семья - круг лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой.


Повторение и подготовка обучающихся к изучение нового материала.

Затем ребятам предлагается устно самостоятельно дополнить образ «дерева» говоря о семье. Так, через символ «дерева» выполняется перенос в сферу семейных отношений и понятия «Семья». Напоминается, что «корни деревьев» условно обозначают старших родственников-бабушек, дедушек, «ствол» – родители, а «крона» – дети. Между ними должно быть согласие и понимание. Нарушение состояния уже одной части дерева (символов), ведёт к нарушению всей жизни «дерева», т.е. ведёт к разрушению понятия «семья».

Ребята, давайте порассуждаем, что даёт человеку жить в семье. Дети называют свои варианты, а учитель и выводит на общий экран к образу семьи в виде дерева (в ветвям, как лисья) карточки с надписями (защита, взаимопомощь, покой, уважение, тепло и пр.);

Давайте подумаем, что семья дает государству. Вновь работаем с символом дерева и используем термины - «гражданин страны», «защитник», «работник», «налогоплательщик», «изобретатель» и т.д. (Далее ведётся разговор о значении семьи, как социальном институте общества.

Затем переходим к роли государства по защите и охране семьи.).


Изучение нового материала.

На нашей планете очень много стран, все они разные, с разной историей и культурой. Но есть ценности, которые объединяют все народы. К таким ценностям образование, здоровье, семья. В нашей стране семейным отношениям всегда придавалось большое значение.

И поскольку семья является огромной ценностью, то и государство стоит на защите её интересов.

Каким же образом государство защищает семью? Это происходит с помощью ряда юридических норм и законов. Для начала мы узнаем, что же такое семейно-брачные отношения. Это отношения, между членами семьи, закреплённые в основном законе нашей страны-Конституции РФ и ряде других законов.

Конституция РФ определяет основные права и свободы граждан нашей страны в сфере семейно-брачных отношений (работа обучающихся с текстом Конституции РФ.)


  • Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации

(ст.19 п.3).

  • Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38 п.1.).

  • Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ст.38 п.2).

  • Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст.38 п.3.).

(Далее идет пояснение содержания данных статей).

Следующим документом, регулирующим семейные правоотношения, является Семейный кодекс РФ. Семейный кодекс определяет:

- источники, принципы семейного права

- порядок и условия вступления в брак

- права и обязанности супругов

-права и обязанности родителей и детей

(Далее ведётся работа обучающихся со словарём и тетрадью).

Семейное право — система правовых норм, регулирующих семейные отношения, т. е. личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.

(Затем идёт совместная работа с классом по обсуждению понятий семейно-брачные отношения).


Принципы семейного права, написанные на карточках:

  • Равноправие мужчины и женщины

  • Единобрачие

  • Свобода и добровольность заключения брака

  • Взаимная забота членов семьи

  • Защита семьи со стороны государства

  • Судебная защита прав членов семьи


Пояснения учителя. В жизни каждого человека случается очень ответственный момент –создание семьи или заключение брака. Брак-это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви и уважении, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности.

Юридическое оформление брака происходит в ЗАГСе. ЗАГС-орган власти в  России, производящий государственную регистрацию  актов гражданского состояния, например, заключение и расторжение  брака. (Работа с обучающимися в тетради).


Каковы условия и порядок вступления в брак?

  • Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак

  • Достижение брачного возраста, 18 лет

  • Отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака:
    а) не должны состоять в зарегистрированном браке
    б) не должны быть близкими родственниками
    в) недееспособность, признанная по суду


Признаки брака:

  • Союз мужчины и женщины

  • Свободный союз

  • Единобрачный союз

  • Равноправный союз

  • Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности

  • Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа


Церемония бракосочетания происходит в ЗАГСе всегда в торжественной обстановке в кругу близких друзей. (Возможна видеодемонстрация небольшого отрывка брачной церемонии).

Для вступления в брак необходимо выполнить следующие требования. (Обсуждение требований)

Порядок вступления в брак: (обучающимся выдаются образцы заявлений для подачи в ЗАГС)

  • Подача заявления в ЗАГС

  • Обязательное присутствие жениха и невесты

  • Подписи в книге актов гражданского состояния

  • Отметка в паспорте

  • Выдача свидетельства о браке


С момента заключения брака супруги становятся равными между собой. Их имущественные и личные права регулируются законом.


Проведение динамической паузы.

Продолжение урока.
(Пояснения учителя). Семейное право необходимо для прочности и благополучия семьи, её защиты.

Вопрос. Ребята, как вы думаете, кто в семье, может быть самым беззащитным, кто нуждается в защите? (Могут быть разные варианты, например-дети, ребёнок, люди с ОВЗ, пожилые.)

Внесённые в Конституцию России поправки после общероссийского голосования 01 июля 2020 года закрепляют область, касающуюся семейных отношений.

Давайте рассмотрим эти статьи Конституции.

  • Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим (ст.67).

  • Защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях (ст.72).

( Далее идет пояснение содержания данных статей.)


Права и обязанности родителей:

  • Отвечают за воспитание и развитие своих детей

  • Обеспечение получения детьми основного общего образования

  • Защищают права и обеспечивают интересы своих детей

  • Имеют право на общение со своим ребёнком


Родительские права прекращаются по достижении детьми 18 лет.

Если родители уклоняются от содержания и воспитания своих детей, к ним могут быть приняты административные меры воздействия, вплоть до лишения родительских прав.

Вопросы, касающиеся воспитания и образования детей решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей.


Ребята, скажите, как вы думаете, а у детей есть права и обязанности? (Ответы детей).

(Обсуждение вопроса Права и обязанности детей):

  • Жить и воспитываться в семье

  • Общаться с родителями и другими родственниками

  • На защиту

  • На выражение своего мнения

  • На имя, отчество, фамилию

  • Имущественные права


К сожалению, в жизни так бывает, что семья, по разным причинам может распасться.

Ребёнок по решению суда, остаётся одним из родителей, а другой по, закону обязан помогать материально в вопросах содержания ребёнка и выплачивать алименты.

Алименты - денежные средства на содержание детей, супруги. Обсуждение размеров алиментов.

  • 1/4 заработка - на 1 ребёнка

  • 1/3 заработка - 2 детей

  • 1/2 заработка - на 3-х и более детей.

3.Закрепление.

Ребята, как бы не складывалась жизнь человека, какие бы беды не происходили, муж и жена, дети, родители, родственники, всегда поймут, поддержат и помогут. В любой ситуации только родной дом становиться самым желанным, нужным и любимым. В семье могут проходить радостные и грустные события, но в любом случае нужно всегда стараться и поддерживать друг друга. И только в семье может обеспечить любовь и понимание.

(Далее детям предлагается для закрепления темы выполнить в устной форме следующие на выбор задания, которые выводятся на общий экран).

Задания:

1.Правовые отношения между супругами возникают в случае:

1. длительного совместного проживания мужчины и женщины, при котором брачные отношения не оформлены в государственных органах (фактический брак).

2. проживание семейной пары в церковном браке, появившемся в результате венчания мужчины и женщины в церкви без регистрации брака на законных основаниях.

3. проживание в гражданском браке, зарегистрированном на законных основаниях в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).


2.Старшеклассник и Евгений (15 лет) и Наталия (14 лет), не сказав ничего родителям,

решили заключить брак. Будет ли их брак зарегистрирован?

1. нет

2. да


3. Супруги М., поссорились и подали в ЗАГС заявление о разводе. В течение месяца, отведенного законом со дня подачи заявления до его рассмотрения, супруги помирились и в назначенный день в ЗАГС не пришли. Остаются ли он и в законном браке?

1. нет, считаются разведёнными 2. да, остаются мужем и женой


(Идёт заслушивание ответов обучающихся с последующим обсуждением).


6. Рефлексия.

Детям предлагается высказать своё мнение об уроке с помощью приёма «Незаконченное предложение», например: «Сегодня на уроке я узнал(-ла)…», «Я выполнял задания….», или приёма «Аргументация своего ответа», например- «Своей работой на уроке я….», «Материал урока мне был…» и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!