СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовые основы физической культуры и спорта. Основной Закон, регулирующий отношения в области физической культуры и спорта.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена анализу действующего законодательства в области физической культуры и спорта, а именно Федерального Закона от 4.12.2007 № 329 –ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и сравнению его с предыдущим Законом от 29.04.1999 №80- ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Просмотр содержимого документа
«Правовые основы физической культуры и спорта. Основной Закон, регулирующий отношения в области физической культуры и спорта.»

Сенькин Вячеслав Юрьевич

Магистрант 1 курса юридического факультета ГУАП

Правовые основы физической культуры и спорта. Основной Закон, регулирующий отношения в области физической культуры и спорта.

Аннотация: Статья посвящена анализу действующего законодательства в области физической культуры и спорта, а именно Федерального Закона от 4.12.2007 № 329 –ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и сравнению его с предыдущим Законом от 29.04.1999 №80- ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Ключевые слова: Физическая культура, спорт, Федеральный Закон

Annotation: The article is devoted to analysis of current legislation in the field of physical culture and sports, namely , the Federal law of 4.12.2007 № 329-ФЗ «On physical culture and sport in the Russian Federation» and comparison with previous law of 29.09.1999 № 80-ФЗ (edition 02.06.2016) « On physical culture and sport in the Russian Federation»

Keywords: Physical education, sport, Federal law

Социальная культурная и экономическая значимость физической культуры и спорта в наше время требует создания новых и усовершенствования действующих законодательно-правовых основ данной сферы жизнедеятельности. Базовым нормативно-правовым актом, регулирующим их, является Федеральный Закон от 4.12.2007 № 329- ФЗ (ред. от 02.06.2016) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", принятый Государственной Думой 16.11.2007 года и одобрен Советом Федерации РФ 23.11.2007 года (с изменениями и дополнениями вступил в силу 1.07.2016). Данный закон устанавливает организационные, социальные, экономические и правовые основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет принципы законодательства о физической культуре и спорте.

Итак, рассмотрим и разберем подробнее данный нормативный акт, уточним, чем он отличается от своих предшественников, насколько четко и эффективно определяет механизм регулирования и воздействия на свои субъекты.

В главе 1 «Общие положения» указываются цели и задачи Закона, а так же раскрываются понятия, оперируемые Законом. Во 2 статье раскрывается смысл таких терминов, как «физическая культура», «спорт», «тренер», «спортивный судья», «массовый спорт», «профессиональный спорт» и др. Точность трактовки терминов и понятий необходима для правильного понимания положений, недвусмысленного их толкования. Так же расшифровке терминов законодатель посвящает статью 2 Закона еще и для того, чтобы все заинтересованные стороны при судебных разбирательствах не давали и не могли дать различную интерпретацию терминологии. В это же время значимость адекватной и правильной трактовки велика и при взаимодействии Закона с другими законодательными актами субъектов Российской Федерации, федеральными и международными актами.

Необходимо отметить, что по сравнению с Законом от 29 апреля 1999 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (№ 80-ФЗ), новый Закон снимает с государства целый ряд обязывающих мер по поддержке и финансированию физкультурно-спортивной отрасли. В соответствии с предыдущим Законом, а именно в соответствии с нормами статьи 4, государство обеспечивало:

Ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, поддерживало физкультурно-спортивное и олимпийское движение за счет средств федерального бюджета;

  • Создание условий для использования организациями физкультурной и спортивной направленности, а так же предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, информационных, материально-технических ресурсов, научных и исследовательских технологий и разработок;

  • Строительство и содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, находящихся в собственности у государства;

  • Создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ, детских и молодежных спортивных и оздоровительных лагерей, клубов по месту жительства граждан, врачебно-физкультурных диспансеров, улучшение их материально-технической базы;

  • Лицензирование деятельности в области физической культуры и спорта, сертификацию спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • Поддержку международных и внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.

Теперь же, в новом Законе о Физической культуре и спорте от 2007 г. концепция претерпела достаточно серьезные изменения. Обязательства по финансированию и материальной поддержке физической культуры, спорта и здоровья значительно урезаются и передаются в ведение правительства. Если ранее законом указывалось: «Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств, в соответствии с законодательством РФ», то теперь ситуация поменялась. В соответствии со статьей 7 пп. 2-3 «Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий  предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества спортсменов, осуществляющих занятия в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды, а также численности населения субъектов Российской Федерации». На данный момент статья утратила силу . – Федеральный закон от 31.12.2014 N 523-ФЗ, но порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

В чем же плюсы рассматриваемого нами нового Закона и как он непосредственно регулирует или способствует регулированию такой важной сферы нашего общества, как физическая культура и спорт? Закон направлен на утверждение здорового образа жизни, обеспечение всестороннего и гармоничного развития человека и гражданина, создание наилучших условий для занятий абсолютно любыми видами спорта и физической культуры (свобода выбора), на организацию профессионально-прикладной и военно - прикладной подготовки, а так же на профилактику вредных привычек и правонарушений среди всех категорий граждан. Любому человеку и гражданину гарантируются право на занятия физической культурой и спортом, в том числе как профессией, создание физкультурно-спортивных федераций, ассоциаций, обществ, клубов.

Согласно ст. 11 п. 2 и ст. 12 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»  государство всесторонне и полно поддерживает Олимпийское движение в России, координирует его деятельность, сопрягает его с Олимпийским Комитетом, который в свою очередь представляет Россию в мероприятиях, проводимых под эгидой Международного Олимпийского Комитета.

Какой же результат оказывает разбираемый нами Закон на всю программу физического и спортивного воспитания наших сограждан всех возрастов? Теперь программа организации физической культуры и спорта направлена на совершенствование общей системы физического воспитания населения с учетом интересов каждого человека и гражданина (индивидуальный подход), требований обороноспособности, производства, культуры и образования народов нашей страны. Система осуществляется в общественных и государственных формах деятельности. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях и общеобразовательных учебных заведениях происходит на основе государственных образовательных программ, к примеру, в общеобразовательной школе это как минимум три академических часа в неделю, так же используется внеурочная физкультурная и спортивная работа, дополнительные бесплатные секции и кружки. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках индивидуальных программ реабилитации. В физическом и нравственном воспитании населения принимают участие учреждения дополнительного образования: секции, спортивные клубы, школы и другие внешкольные и внеучебные спортивные и физкультурно-оздоровительные организации.

Руководство организаций и предприятий теперь обязаны создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, профилактические занятия, спортивно-массовую работу. Муниципальные органы власти должны создавать условия для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха и досуга. Физическая же подготовка личного состава вооруженных сил и правоохранительных органов должна обеспечить выполнение ими воинского долга и основных служебных обязанностей. Командованием подразделений так же создаются, необходимые для соблюдения данных требований, условия.

Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов и других групп людей, остро нуждающихся в особой социальной защите, направлено на повышение их двигательной активности, и как следствие, на улучшение их социальной адаптации. Данный вопрос находится в компетенции образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, а так же учреждениях социального обеспечения и организации физической культуры и спорта (ст.3 п. 8 №329 ФЗ).

Закон регулирует обязанности работников в области физической культуры и спорта, которые обязаны строго соблюдать правила безопасности при проведении занятий, следовать концепции здоровьесберегающих технологий. Он указывает на то, что к судейству спортивных мероприятий допускаются лишь лица, прошедшие подготовку и аттестованные спортивными федерациями как судьи по конкретному виду спорта.

Для подготовки спортсменов высшего класса создаются специализированные организации, как государственные, муниципальные, так и негосударственные. Граждане имеют право заниматься профессиональным спортом в качестве спортсменов или судей. Указываются и запреты, к примеру, о том, что не допускается использовать с целью достижения спортивных результатов, приемы и средства, запрещенные документами, утвержденными спортивными объединениями и организациями.

К осуществлению же профессиональной педагогической деятельности в данной области, допускаются лица, имеющие документ установленного образца о профессиональном образовании по специальности, выданный образовательным учреждением, или разрешение, выданное государственным органом.

Таким образом, мы видим, что Закон уточняет механизм правоотношений в области физической культуры и спорта, дает необходимые гарантии государства перед гражданами и регулирует обязательства граждан перед государством, более точно определяет статус каждого субъекта, но в то же время перекладывает с государства часть финансово-экономических обязательств.





Список использованной литературы:

  1. Федеральный Закон от 4.12.2007 № 329 –ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.06.2016, N 0001201606020021

  2. Федеральный Закон от 29.04.1999 №80- ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2206


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!