Вводный этап Основной этап Рефлексия | Да это Виталий Бианки. А как вы думаете почему именно его книги у нас в гостях? (12 февраля Виталию Бианки исполнилось бы 125 лет со дня рождения). Наблюдая за природой, мы не можем узнать обо всем и пронаблюдать за каждым. Но зато мы можем прочитать в книгах В. Бианки много интересного. Ребята, что вы можете о нем рассказать (высказывания детей можно дополнить своим выступлением) «Виталий Валентинович Бианки родился в городе Петербурге в 1894 году. Вся семья мальчика любила природу и теплое время года — с весны до осени — жила в деревне под Петербургом. Отец Виталия Валентиновича был ученым-орнитологом: изучал птиц и много про них знал. Очень рано он начал брать сына с собой в лес, где и учил его наблюдать за растениями и животными, слушать шорохи леса, голоса птиц, всматриваться в жизнь насекомых. Маленький Виталий часто бывал у отца в Зоологическом музее — там он видел много интересных зверей, птиц, но это всё были неживые чучела, стоявшие точно заколдованные, холодные. Мальчик думал, что они нарочно заколдовались, потому что кругом люди. Он мечтал узнать такое волшебное слово, чтобы разом их расколдовать: скажешь его — и вдруг звери побегут, птицы и бабочки полетят, змеи поползут. Поднимется писк, рев, шум — вот здорово! Свое волшебное слово Виталий нашел, когда стал взрослым, выучился в университете на биолога, исходил много дорог, троп, посетил заповедные природные места России: на Урале, Алтае, на берегах Волги. Волшебное слово Виталия Бианки — это его рассказы и сказки о природе. Еще маленьким мальчиком он полюбил природу, все живое, а став школьником, научился у отца записывать свои наблюдения. Все, что он видел удивительного в жизни животных, все, что замечал и наблюдал, тут же записывал. Накопились многочисленные тетради с записями интересных наблюдений. Эти записи и помогли Бианки стать писателем. Сказки у Виталия Бианки особенные — познавательные, в них все правда. В этих сказках нет волшебников, фей, злых духов. В них описаны интересные и самые настоящие приключения с птицами, насекомыми, зверями. В каждой сказке рассказано, как по-настоящему и по-разному живут и действуют ее герои. Став писателем, Виталий Валентинович много встречался с ребятами-школьниками, юными любителями природы. С удовольствием выслушивал их, делился своими впечатлениями, читал новые рассказы. В конце жизни писатель тяжело болел — больными были ноги, сердце, даже руки плохо слушались, но он все равно продолжал записывать маленькие рассказы для детей. Умер он в 1959 году. Книги Виталия Бианки любят дети не только в нашей стране. Они переведены на многие иностранные языки, их знают в Японии, Германии, Америке. Все дети учатся по ним любить родную природу». Какие произведения В. Бианки вы читали? Много интересного узнали, запомнили? Ребята, а вы любите птиц, наблюдали за ними? А о птицах читали в произведениях В.Бианки? Вот мы сейчас и проверим. Я прошу вас поделиться на команды по наличию жетонов, полученных при входе в класс (птицы и животные). Выберем название командам. А теперь я предлагаю вам немного поиграть, точнее немного посостязаться в своих знаниях. Но для начала вспомним правила работы в группе: Слушай, что говорят другие, не перебивай Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. Говори спокойно ясно, только по делу. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. Помогай товарищам, если они об этом просят. Точно выполняй возложенную на тебя роль. Проводятся конкурсы по следующим заданиям: 1. Назвать птиц: одна группа должна назвать зимующих птиц, другая — перелетных. (Дается 1 мин на обсуждение, затем обе группы по очереди отвечают. Учитель награждает похвальным очком за каждый правильный ответ и выдает фишку. Это делается и при выполнении других заданий.) 2. Отгадать, от какой птицы перья. (Ведущий дает каждой команде по 2—3 одинаковых пера от известных детям птиц. Дети совещаются, потом дают ответ.) 3. Отгадать птицу «по голосу». (Ведущий включает фонограммы сразу для обеих команд. Ответы зачитываются ведущим с листков ребят. Определяются правильные 4. Рассмотреть на картинках птиц и отгадать, какие ошибки допустил художник. Каждой команде ведущий дает по картинке. Ведущий раздает детям картинки. Контролирует работу со стороны. 5. Нарисовать «Прекрасную жар-птицу». Подводится общий итог соревнования: II. Вторая часть состоит из инсценировки по сказке В. Бианки «Хвосты». Заранее даны были некоторым детям слова героев сказки. Они должны были подготовить чтение их выразительно или по желанию выучить. Остальные ребята - зрители. Каждому герою приготовлена «шапочка» с изображением персонажа. Дети одевают «шапочки», сказка начинается…. В. Бианки «Хвосты» Прилетела Муха к Человеку и говорит: — Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост. — А зачем тебе хвост? — говорит Человек. — А затем мне хвост, —- говорит Муха, — зачем он у всех зверей, — для красоты. — Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живёшь. Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей говорит: — Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдёшь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю. Обрадовалась Муха и вылетела в окошко. Летит она садом и видит: по листу Слизняк ползёт. Подлетела Муха к Слизняку и кричит: — Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты. — Что ты, что ты! — говорит Слизняк. — У меня и хвоста-то нет: это ведь брюхо моё. Я его сжимаю да разжимаю, — только так и ползаю. Я — брюхоног. Муха видит — ошиблась, — и полетела дальше. Прилетела к речке, а в речке Рыба и Рак — оба с хвостами. Муха к Рыбе: — Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты. — Совсем не для красоты, — отвечает Рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть — я хвост вправо поворачиваю. Надо налево — я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать. Муха к Раку: — Отдай мне твой хвост, Рак! — Не могу отдать, — отвечает Рак. — Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит. Шлёп, шлёп — и плыву, куда мне надо. Хвост у меня вместо весла. Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит, Муха к нему: — Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только. — Вот чудачка! — говорит Дятел. — А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнёзда для детей устраивать? — А ты носом, — говорит Муха. — Носом-то носом, — отвечает Дятел, — да ведь и без хвоста не обойдёшься. Вот гляди, как я долблю. Упёрся Дятел крепким, жёстким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку — только щепки полетели! Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит. Полетела дальше. Видит: Оленуха в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик — маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит: — Отдай мне твой хвостик, Оленуха! Оленуха испугалась. — Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленятки пропадут. — Оленяткам-то зачем твой хвост? — удивилась Муха. — А как же, — говорит Оленуха. — Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — спрятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят — беленькое впереди мелькает, — бегут за мной. Так все и убежим от Волка. Нечего делать, полетела Муха дальше. Полетела дальше и увидала Лисицу. Эх, и хвост у Лисицы! Пышный да рыжий, красивый-красивый! «Ну, — думает Муха, — уж этот-то хвост мой будет». Подлетела к Лисице, кричит: — Отдавай хвост! — Что ты, Муха! — отвечает Лисица. — Да без хвоста я пропаду. Погонятся за мной собаки, живо меня, бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману. — Как же ты, — спрашивает Муха, — обманешь их хвостом? — А как станут меня собаки настигать, я хвостом верть! — хвост вправо, сама влево. Собаки увидят, что хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что ошиблись, я уж далеко. Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу, ни в реке. Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает: «Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает». Человек сидел у окошка, смотрел на двор. Муха ему на нос села. Человек бац себя по носу! — а Муха уж ему на лоб пересела. Человек бац по лбу! — а Муха уж опять на носу. — Отстань ты от меня, Муха! — взмолился Человек. — Не отстану, — жужжит Муха. — Зачем надо мной посмеялся, свободные хвосты искать послал? Я у всех зверей спрашивала — у всех зверей хвост для дела. Человек видит: не отвязаться ему от Мухи — вон какая надоедная! Подумал и говорит: — Муха, Муха, а вон Корова на дворе. Спроси у неё, зачем ей хвост. — Ну ладно, — говорит Муха, — спрошу ещё у Коровы. А если и Корова не отдаст мне хвоста, сживу тебя, Человек, со свету. Вылетела Муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать, выспрашивать: — Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова молчала, молчала, а потом как хлестнёт себя хвостом по спине — и пришлёпнула Муху. Упала Муха на землю — дух вон и ножки кверху. А Человек и говорит из окошка: — Так тебе, Муха, и надо — не приставай к людям, не приставай к зверям, надоела. Понравилась вам сказка, ребята? Запомнили для чего нужны хвосты животным? А давайте проверим себя. Для чего нужен хвост дятлу? А рыбе? Лисе? Оленухе? Раку? Слизню? А кого из зверей сказки я не назвала? Молодцы! Только ли в природе можно наблюдать и узнать что-то новое и интересное? А кроме работы со сказкой что еще вам запомнилось из нашего мероприятия? Нужны ли нам произведения В. Бианки? С какой целью? В чем их польза? Чему они нас учат? А завершим мы нашу встречу веселым танцем птиц (звучит песня «Утята», дети поют и танцуют). Спасибо за участие и активную работу. До свидания. | Выставка книг. Названия книг видно, а кто автор дети должны вспомнить…. Дети рассказывают что они знают об авторе Учитель наблюдает за делением ребят на команды, если небходимо помогает ребятам. Ребята обговаривают в группах и озвучивают правила работы в группах Учитель корректирует и направляет ход разговора Дети слушают и отгадывают голоса знакомых птиц, записывают название их по порядку на листочек — карканье вороны, воркование голубя, клекот попугая, чириканье воробья, стрекот сороки, пение кенаря.) Дети совещаются, определяются с отвечающим и затем рассказывают, какие ошибки нашли. (Ведущий расстилает на полу перед каждой командой длинные рулоны бумаги. Всем желающим предлагается нарисовать красивую сказочную птицу. Дети рисуют 5— 10 мин, затем рассматривают рисунки друг друга, подсчитывают птиц, за каждую получают фишку.) каждая команда вместе с учителем подсчитывает фишки, после чего объявляется результат. Команда-победитель делает под музыку круг почета. Ребята готовятся к инсценировке: одевают «шапочки», становятся в том порядке, в котором расположены в сказке. Слова автора Муха Автор Муха Автор Муха Слизняк Автор Муха Рыба Муха Рак Автор Муха Дятел Муха Дятел Автор Муха Оленуха Муха Оленуха Автор Муха Лисица Муха Лисица Автор Муха Автор Муха Автор Муха Автор Ответы детей Дети танцуют танец. | ЛУУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; РУУД: формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно КУУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами ЛУУД: Воспитание бережного отношения к природе. ПУУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. РУУД: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; КУУД: постановка вопросов – инициативное умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи. ЛУУД: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. ПУУД: Активизация интеллектуальной деятельности учащихся: установление пользы чтения книг и наблюдений за природой РУУД: Способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые изменения в действие после его завершения с целью учёта характера сделанных ошибок. КУУД: Формирование коммуникативных действий: ведение диалога. | |