СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник Азбуки

Нажмите, чтобы узнать подробности

сценарий утренника, посвященного окончанию изучения  первоклассниками своей первой учебной книги

Просмотр содержимого документа
«Праздник Азбуки»

МБОУ «Черемуховская средняя общеобразовательная школа

Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»














Учитель 1 квалификационной категории

Публикова Светлана Вячеславовна





2020 год


Пояснительная записка

Внеклассное мероприятие проводится после изучения детьми предмета «Обучение грамоте и письму». Данное мероприятие проведено в форме праздника.

Цели мероприятия:  

 - Обобщение знаний, умений и навыков детей, полученных на уроках обучения грамоте и письма.  

Задачи мероприятия:

1.  Подвести  итоги изучения детьми азбуки.

2.  Показать значение азбуки в жизни детей.

3.  Развивать творческие способности детей.

4. Способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.

6. Воспитывать у детей доброжелательность, активность, умение работать в коллективе.

В празднике участвуют  учащиеся 1 класса, учащиеся 4 класса выступают в роли сказочных героев (малокомплектная школа).

     В процессе подготовки к празднику с учащимися  разучиваются песни, стихотворения.

         Оборудование: 

- интерактивная доска;

- костюмы персонажей праздника: Азбука, Нехочуха, Двойка, Пятерка.

- презентация 










Сценарий праздника

Песня «Первоклашки»

(выход первоклассников)

Совсем недавно вы переступили порог школы и стали называться школьниками. За это время вы научились читать,  писать и считать. Хотя вы ещё маленькие, но уже грамотные жители нашей страны. И сегодня у вас праздник.

Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря,
Здравствуй, праздник, школьный праздник,
Славный праздник букваря!

Песня «Первоклашки»

Мы поднялись не по будильнику,

Сами собрали свои рюкзачки.

Рядом идут с новым мобильником,

В школу торопятся выпускники.

Эй, смотрите все на нас,

мы идём в первый класс.

Первый - значит высший класс,

пропустите нас!


Припев:

Первоклашки, всюду первоклашки,

На ступеньках школы суета.

Нам за ручку с мамами не страшно,

Страшно встретить чёрного кота.


2. Скоро звонок. Стихнет на улицах

шум голосов и начнётся урок.

В класс нам пора, только волнуемся,

Чёрный котёнок взбежал на порог.

Мы здесь главные сейчас,

нас ведут в первый класс.

Это значит высший класс,

пропустите нас!


Ведущий . Дорогие ребята! Сегодня у нас радостный день. Мы закончили первую школьную книгу – «Азбуку». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря стараниям, трудолюбию и желанию учиться.

Мы выучили все буквы русского алфавита, умеем произносить звуки, знаем все секреты. Настала пора совершить увлекательное путешествие в страну 33 букв. И так  мы расскажем гостям, чему мы научились за это время в школе. Сегодня на праздник к вам пришли ваши старшие товарищи, Они помогали вам все это время Приучали вас к порядку, защищали вас , учили вас дружить .И сегодня они хотят вас поздравить первыми.


Праздник начинается, гости улыбаются

А дети постараются сегодня показать,

Всё, ему учились, всё, к чему стремились,

Потому что многое надо рассказать. (Никита)


Ты в азбуку впервые вник,

Читая по слогам.

Потом прочтешь ты сотни книг

К сознательным годам.

И ты поймешь: без Азбуки

Вся жизнь прошла бы зря! (Даша)


Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книги прочитать.

Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про звезды, ивы вдоль реки,

Не обойтись без Азбуки! (Вадим)


. Март месяц за окном стоит,

Весна в окно стучится.

А вам сегодня предстоит

С Азбукой проститься! (Артем)

Ну а теперь давайте дадим слово виновникам торжества.

Мы сегодня очень рады,

Всем ребятам, папам, мамам.

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей.


2. Всех знакомых, незнакомых -

И серьезных, и веселых.

Первый класс, первый класс,

Пригласил на праздник вас.


3. Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали.

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами

Я с этой книжкой первый раз

Пришел в свой первый светлый класс.

Я эту книжку полюбил,

Я в ней все буквы изучил,

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!»

Учат в школе

А теперь давайте послушаем, чем занимаются наши первоклассники в школе.

Посмотрите на меня:
Вот какой счастливый я!
В первый класс уже хожу,
Форму строгую ношу!


В классе заняты все делом.
От звонка и до звонка.
Только жаль, что перемена.
В школе очень коротка!


Здесь рисуют и поют,
Здесь читают и считают.
Можно многое узнать,
Если только не зевать


Я уже все буквы знаю,
Даже вывески читаю,
И названия газет,
И бумажки от конфет,
И по книжке – раскладушке
Я учу читать игрушки


Пусть зовут нас семилетки!
Пусть не ставят нам отметки!
Нам пятёрки далеки!
Все же мы...


Ученики! (Хором).


Любим чистый светлый класс!


Это раз! (Хором).


Там читали мы слова!


Это два! (Хором).


Ну, а в третьих,
Я Лариске,
Сам уже пишу записки.
И бабуля говорит:
“Мой внучонок – вундеркинд!”


песня «Дружба с букварем»

1 куплет

Радуются дети, мамы и отцы

Потому что вместе все мы молодцы!

В школу нас водили видно вы не зря

С буквами сдружились мы из букваря.

Припев:

Буквы разные от А до Я

Наши лучшие теперь друзья

Гласные и согласные подружки дорогого букваря 2 раза

2 куплет

Мне не нужно к маме больше приставать

Сможем мы и сами книжку прочитать.

Потому что мчались в школу мы не зря

Буквы изучали мы из букваря.

Припев:

3 куплет

Радуются дети, мамы и отцы

Потому что вместе все мы молодцы!

И любую трудность мы переживем

Победила дружба, дружба с букварем!


Азбука:

- Здравствуйте, дети! Узнали меня?

Я – Азбука, учу читать,

Меня никак нельзя не знать

Меня изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.

Ведущий:

- Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились за это время. Будь нашей гостьей!

Азбука: - Спасибо за приглашение!

Ученик: Азбука, а почему тебя так назвали?

Азбука: Всё очень просто. Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше

Букву А называли аз, Б – буки, В – веди. Так и получилось

название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука.

Азбука: Ребята, я рада, что вы повзрослели, поумнели. И знаете весь алфавит наизусть. И сейчас мы это проверим.

Азбука читает задания.

Буквы – значки

Как бойцы на парад

В четком порядке, построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется … (хором) - Алфавит!

Ведущий: А почему буквы разного цвета?(Гласные. Согласные. Не обозначают звука)

Задание 1: Угадай букву

1. Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)  

2. Самая первая, самая важная.
Эта буква в алфавите глава.
Айболита если встретишь,
Тут же скажешь букву (А)

3.С этой буквой на носу филин прячется в лесу(Ф)


4.Палочка и палочка, между ними галочка.

   И понятно сразу всем: получилась буква ... (М)


5.В этой букве нет углов.
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась! (О)  

6.. На эту букву посмотри - она совсем как цифра 3. (З)  

А вы знаете стихи про буквы?

1.А - начало алфавита

Тем она и знаменита

А узнать ее легко

Ноги ставит широко

2.Этот домик-буква Д

В домике окошко.

Ноги ставит широко, а в окошке кошка.

3.Вся согнулась буква ю

Держит палочку свою

Вот и выглядит такою

Старой бабкою с клюкою.

МОЛОДЦЫ! С этими буквами много хлопот, уж такой они народ. Но если мы поставим их толково, то составим из них слово.

Дети составляют слова из букв (книга. ручка)

(Раздается стук, входит Нехочуха – переодетый пятиклассник)

Нехочуха:

- Ой! Куда это я попал?

Ведущий:

- Во-первых, здравствуйте, во-вторых, кто вы такой?

Нехочуха:

- Я – Нехочуха! Знаете такого? Помните такого? А вы что тут делаете?

Ведущий:

Мы – ученики 1 класса, у нас сегодня праздник.

Нехочуха:

- Я тоже хочу на праздник.

Ведущий:

- Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, ты в каком классе учишься?

Нехочуха:

-Я нигде не учусь!

Ведущий:

- Как, нигде?! Значит, ты и читать и писать не умеешь?!

Нехочуха:

- А зачем мне это надо? Я – Нехочуха!

Ведущий:

- Но ведь ты ничего в жизни не добьешься! Без знаний никуда не сможешь устроиться на работу! Вот попробуй прочитать, что написано на экране.

Нехочуха:

- Не знаю и знать ничего не хочу! И вообще из всех отметок в школе мне больше всего нравится двойка! Она такая красивая! Эй, двойка, заходи!


Двойка (красуясь):

Смотрите, я красивая какая.
А шея у меня, как запятая,
И голова моя красива тоже –
Я так на лебедя похожа.
Но только лебедь в озере плывёт,
А я у вас в тетрадках круглый год,
И в дневниках, конечно, плавать буду.
И никого из вас я не забуду.
И скоро вы привыкните ко мне.
Меня вы видеть будете во сне,
И без меня вам будет очень скучно –
Без двоек всем учиться несподручно.

Азбука, что ты такое говоришь, наши первоклассники будут получать только пятерки!

Пятёрка:

Я рада подружиться с вами,
Надеюсь, станем мы друзьями.
Мы ими станем сразу и надолго,
Украсят ваши дневники одни пятёрки.

Ведущий:

- Стыдно должно быть, Нехочуха! Ребята, а вы что скажете Нехочухе?

(Ответы детей)

Ученик:

- Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

“Прочти, пожалуйста, прочти!”

Не надо умолять сестрицу:

Ну, прочитай еще страницу!

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

Ведущий:

-Нехочуха! Не хочешь ли ты остаться с нами?

Я предлагаю тебе поиграть в игру

1. «Подскажи словечко». Назови рифму.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе …(живот).

Михаил залез на дуб

чтобы врач не вырвал… (зуб).

В реке большая драка

Поссорились два…(рака).

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф).

И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по … (животикам).

Ведущий: Нехочуха, тебе понравилось?

- Молодцы, ребята! И Нехочухе тоже понравилось, как я вижу.

А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы умеете отгадывать загадки.

Задание 2. Отгадай загадку

  1. На ноге стоит одной,

крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

реки, горы, океаны.(глобус)

3.Если ты меня отточишь,

нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Это просто ………..!(карандаш)

4. Разноцветные сестрицы,

заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

нарисуют дом и дым.(краски, кисть)

5. В чёрном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Этот заяц белый …..(мел)

6. Разноцветный ящик мой

В ранец я кладу с собой.

Ящик этот очень мал.

Называется …...(пенал)

7. Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамотно учиться. (книга)

Задание №4

Ребята, а хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.

(Дети отгадывают и герой на слайде)

1.Железные зубы, костяная нога,

Все дети знают – это(Баба-Яга)

2.Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё,

Вы подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)

3.У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный!

Но любил папаша сына

Шалунишку.. (Буратино)

4.Появилась девочка

В чашечке цветка.

А была та девочка

Чуть больше ноготка,

В ореховой скорлупке

Девочка спала.

Вот какая девочка,

Как она мила.(Дюймовочка)

5. бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете,

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но лишь только полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.(Золушка)

6.Он и весел и не злобен,

этот милый чудачок.

С ним хозяин мальчик Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулки – праздник,

А на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок Винни Пух

7.Всех на свете он добрей

Лечит он больных зверей.

И однажды из болота

Вытащил он бегемота!

Он известен, знаменит

Это доктор…Айболит

8.Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного!

Потому что он не птица,

Не котенок, не лисица,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино,

И известна всем давно,

Эта милая мордашка,

А зовется ……… (Чебурашка)

Учитель:Сегодня не все сказочные герои смогли прийти к вам на праздник, но они прислали телеграммы. Отгадайте, от кого они?

  1. Спасите! Нас съел серый волк…

  2. Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко…

  3. Люблю мёд, ушёл в гости к Пятачку…

  4. Простите, не могу приехать, боюсь солнышка и тепла. Останусь у дедушки и бабушки. Ваша девочка - …

Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились. И доказали нам, что вы хорошо учитесь и читаете книги

1.В школе почти целый год отучились,

Мы много успели и много узнали.

Писать и считать мы уже научились

И первые книги свои прочитали.

2. Верным помощником в этом нам стала

Первая главная книжка.

И первые буквы она показала

Девчонкам своим и мальчишкам.

3.Буквы потом сложились в слова,

Слова - в предложенья и фразы.

Огромный и красочный мир

Открылся нам сразу.

4.

Мы прочитаем книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней,

Нам Азбука хорошим другом стала,

Мы этот праздник посвящаем ей!

Песня «Букварь»

1.Мой букварь, мой друг надёжный,

Расстаёмся мы теперь.

В новый мир большой и сложный

Для меня открыл ты дверь.

Расстаёмся с букварём,

Песню мы о нём поём! (2 раза)

2.Много радостных событий

Ты мне щедро подарил.

К миру радостных открытий

Ты ступенькой послужил.

3.Раскрывал тебя как чудо,

Наступил прощанья срок.

Никогда я не забуду

Первый твой большой урок.

Ведущий:

- Дорогой, Нехочуха! Понравилось ли тебе у нас на празднике? Ты по–прежнему будешь говорить “не хочу, не буду читать”?

Нехочуха:

- Нет! Я понял, что чтение – лучшее учение. Не научившись читать и писать, ничему не научишься!

Азбука, можно я с тобой буду дружить? Я хочу научиться читать, как эти первоклассники.

Азбука: Конечно, можно!

Ведущий: Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».

Ведущий: Ваши мамы такие умные. Они прочли много интересных сказок. Сейчас мы , проверим, вспомнят ли они названия сказок.

«Снежная принцесса» - это правильно? ……«Снежная королева»

«Илья–царевич и серый волк» –…………… «Иван–царевич и Серый волк»

«Мальчик и Карлсон» – …………..«Малыш и Карлсон»

«Гадкий цыпленок» -………… «Гадкий утенок»

Ведущий: Молодцы мамы! Экзамен сдан!

Молодцы, первоклассники!

Вы прочли Азбуку до корки,

Вам по чтению пятерки!

Позади нелегкий труд,

Слогового чтения.

Вам сегодня выдаю – Удостоверения!

В том, что Азбуку прочли!

Полный курс наук прошли!

И теперь без передышки

Вы прочтете любые книжки


Вручение Удостоверений.

Дети.

. Мы хотим сказать тебе спасибо!

Мы тебя за все благодарим!

Говорим тебе мы до свидания!

Здравствуй! – новой книге говорим!

Азбука:

- Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости!

Азбука: Спасибо, ребята. До свидания!

Дети хором:

Спасибо, Азбука! ПРОЩАЙ!

Азбука:      В добрый путь по дороге знаний!

Читайте! Растите умными детьми! Ну, а мне пора.  До свидания!

                                                           (Уходит.)

Учитель:

- Уважаемые первоклассники! Я Вас тоже поздравляю с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. И благодаря Вашим мамам, папам, бабушкам и дедушкам. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились читать и писать. Наше увлекательное путешествие от А до Я  подходит к концу.

Список литературы.

  1. Волина В. Занимательная азбука -М.: «Весть ТДА»,2000.

  2. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо 4-е издание, авт. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. М., «ВАКО» 2010г

  3. Внеклассные мероприятия 3 издание Москва «Вако» 2009

  4. Классные часы и внеклассные мероприятия 1-4. Авторы-составители О.В. Басюк, М. А. Головкина.

  5. Сценарии праздников в начальной школе /Сост. Шаповалова О.А., Саратов, «Лицей» 2015г.




14