Сценарий мероприятия, посвященного Дню матери
«Круглый стол среди учащихся 9-11кл «Мама-какая она?»
Провела: Ширшова С.В.
20.11. 2014г
Вступительное слово учителя: Мама-первое слово малыша… Что за ним скрывается? Что мы думаем, чувствуем, когда его произносим? Произнесите его шепотом-что вы почувствовали?
Ещё в Библия учит нас –«чти мать свою». Как вы понимаете?
-Сегодня я приглашаю вас к разговору о том, кто такая мать
Выступления учащихся:
Образ матери в духовном искусстве
У - Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть и такое обращение: Всепетая. Давайте представим, что мы в соборе. Послушаем музыку, воспевающую Богородицу.
Звучит фрагмент произведения С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся». На экране появляется изображение иконы Богоматери Владимирской.
Что вы видите на экране?
Ответы детей:
- На экране картины «Дева Мария»
У - Когда художник пишет Деву Марию, то чаще у него получается не картина, а икона (образ, а не конкретное лицо). Икону пишут по особым церковным канонам. Слово «икона» греческого происхождения и означает «образ». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской. «Богоматерь Владимирская» создана во второй половине XII века. Эта икона - величайшая святыня Руси. Сейчас она находится в Московском Кремле, в Успенском соборе. Всмотритесь в глаза матери: что вы видите?
Ответы детей:
- Младенец Иисус склонил голову, нежно прижимаясь к её щеке.
У - Но лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Лики матери и младенца прекрасны, полны добрых чувств.
Владимирская Богоматерь
Не на троне - на Ее руке, Левой
Ручкой, обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует... Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке...
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит...
В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!
Максимилиан Волошин
У - Эту икону называют! «древнейшей песнью материнства». Богородица, прежде всею, мать, страдающая мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер великой и светлой печали, скорби, умиления, прошения (а самое дорогое).
У - Подберите слова, передающие чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на икону, слушаете музыку, воспевающую Богоматерь? (Вновь звучит небольшой фрагмент С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся»).
Ответы детей:
- Доброта, душевность, любовь к людям, простота. Музыка тихая, печальная, близка к сердцу каждого человека.
У - Во многих домах имеются копии этой иконы. Их рисуют, выжигают, вырезают мастера, вышивают рукодельницы и вешают, ставя в «красный» угол комнаты, молятся, обращаются с просьбами зашиты, оберега. Царице Небесной посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы, только каждый по-своему: художник - с помощью красок, кисти и холста, поэт - стихами, композитор – музыкой.
2)У - У русского поэта А.А. Фета есть стихотворение «Ave Maria» («Радуйся. Мария» - так начинается молитва.) Ученик читает стихотворение, которое проецируется на экране.
Ave Maria
Ave Maria – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царила, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!
Ave Maria – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха….
Афанасий Фет
У - Австрийский композитор Ф. Шуберт написал арию «Аvе, Maria», ставшую известной во всем мире. Давайте и мы познакомимся с этой прекрасной музыкой в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.
Прослушивание произведения Ф. Шуберта «Ave, Maria».
.
На доске открываются картины Рафаэля, Петрова-Водкина, Ренуара, закрытый ранее пейзажами русских художников.
У – Как вы считаете, ребята, какая из картин на доске созвучна этому музыкальному произведению?
Ответы детей: («Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля).
Демонстрация компьютерной презентации «Мадонны».
У - Картина написана более 500 лет назад, но люди до сих нор не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с младенцем на руках. Нас поражает взгляд матери - в нем необыкновенная доброта, нежность и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям.
У - А сейчас закройте глаза и представьте лицо вашей мамы. Сравните его с образом Богоматери, Мадонны. Лица наших мам тоже прекрасны, потому что это - наши мамы, они нас очень любят, заботятся о нас.
Слово учителя:
Продолжим наш разговор. Сегодня у нас присутствуют те, в честь кого отмечают праздник –День матери-ваши мамы. Я прошу вас представиться:…………и познакомимся поближе:
1)Кем вы хотели быть в детстве?
2)О чем вы мечтали в детстве?
3)Какой предмет вам больше всего нравился в школе и почему?
4)Когда вам было столько же лет, сколько сейчас вашим детям, чем вы увлекались?
- Все мамы очень любят своих деток и мечтают стать прекрасными родителями. А какая она, самая лучшая мама? Давайте вместе составим портрет (ответы участников)
-А когда женщина начинает быть матерью, с какого времени-с момента 18 лет, зачатия, рождения ребенка? С какого возраста можно становиться мамой? (о брошенных детях, о социальной ответственности- поет в своей песни Ани Лорак= см. КЛИП)
- А когда женщина перестает быть матерью, когда заканчивается материнство?(с последним вздохом)= стих Бергольц
Я как рубеж запомню вечер:
декабрь, безогненная мгла,
я хлеб в руке домой несла,
и вдруг соседка мне навстречу.
«Сменяй на платье, - говорит, -
менять не хочешь - дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай. Ведь ты сама рожала...»
И я сказала: «Не отдам».
И бедный ломоть крепче сжала.
«Отдай, - она просила, - ты
сама ребёнка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
чтоб ты украсила могилу».
...Как будто на краю земли,
одни, во мгле, в жестокой схватке,
две женщины, мы рядом шли,
две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она
молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило - привести
её к себе, шепнув угрюмо:
«На, съешь кусочек, съешь... прости!
Мне для живых не жаль - не думай».
- Вопрос для взрослых: умеют ли родители быть детьми? (Надо ли )
- Предлагаю вам выполнить задание, попробовать поменяться ролями
1. Выполнение заданий с обыгрыванием.
Родители и дети получают задания , которые им необходимо обыграть.
Задания для детей, исполняющих роль родителей.
1.)Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребенка двойка. Вам надо выяснить причину этого и принять решение.
2)Ребенок пришел домой без сменной обуви, потерял ее в школе. Ваша реакция?
3)Вы поручили ребенку прибраться и помыть посуду, а он проиграл все это время в компьютер, ничего не сделал. Ваша реакция?
4). Ребенок нецензурно выражается. Что делать?
5).Ваш ребенок получил двойку, Вы узнали об этом. Ваша реакция?
1)Вам надо объяснить, почему вы опоздали в школу.
2)Вы идете домой без сменной обуви, в школе забыли, а маме говорить не хотите, надеясь завтра найти.
3)Мама попросила вас убрать комнату и помыть посуду, а пришел друг с интересным диском и вы заигрались. Как объяснить это маме или папе?
4)Ваш учитель позвонил и рассказал маме, что вы нецензурно выражаетесь. Вам идти домой.
5)Вы получили двойку, и вам надо объяснить родителям, за что и почему. Они будут ругаться.
Классный руководитель. Выполняя эти задания, каждый из вас посмотрел на себя со стороны и, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть, даже и свое поведение. И, я надеюсь, каждый сделал для себя определенные выводы.
Дорогие наши мамы! Мы ещё раз от всей души поздравляем Вас с праздником! Пусть каждый из нас в этот день окажет тепло и внимание своим мамам, пусть будет мир и уют в Ваших домах, а дети растут добрыми, внимательными и великодушными! С праздником!
Это человек, который подарил нам жизнь, научил нас всему. Так давайте это не забывать. Чаще подходить к своим матерям и говорить им о своей любви, чтобы потом не ругать себя за то, что так мало говорили об этом.
клип «МАМА»