СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник фонетики

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок в игровой форме и доступной форме, понятие о фонетике

Просмотр содержимого документа
«Праздник фонетики»

.

ПРАЗДНИК ФОНЕТИКИ

Плакаты:

«Гласные — это река, а согласные - ее берега» (К. С. Стани­славский).

«Слово - одежда всех фактов, а звук - одежда слова» (М. Горький.)

Ход праздника

1. Прослушивание звуков. (Запись на магнитофоне.) а) Льётся вода; б) звенит колокольчик; в) тикают часы; г) школьная столовая в) разгар обеда; д) птичьи голоса; е) ученик читает отрывок из стихотворения; ж) музыкальный отрывок из «Времён года» П. И. Чайковского; и) плач ребёнка. (После каждой записи - пауза).

Прослушав внимательно запись, надо назвать услышанные зву­ки. В ходе обсуждения дети выделяют звуки человеческой речи. Ведущий объявляет цель праздника.

ЗВУК

Он бывает тихим, громким, Рот ему, как дом родной,

Из него летит волной. Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться.

Если где услышим стук,

Значит, к нам добрался ... (звук).

С. Ефремов


А ещё глухим и звонким.

Может быстро проскочить.

А захочет - будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

2. Фонетические зарядки.

  1. Твист или вальс? (Что танцевала девочка Пеппи-Длинный-чулок с ворами, забравшимися к ней в дом? В названии танца зву­ков меньше, чем букв?)

  2. Илья Муромец или Алёша Попович? (Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём вла­деть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.)

3. Фонетическая викторина.

  1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?

  2. В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните почему.

  1. Назовите слово, которое состоит из трёх согласных и одного гласного звуков. В этом слове слышится гласный звук [ы], а пи­шется буква и. Слово обозначает помещение, в котором дают пред­ставления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессирован­ных животных. (Цирк.)

  1. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно пре­вратилось в слово, которым называют короткие шесты с заострён­ными концами? (Коля - колья.)

  2. В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухости или по звонкости, чтобы получилось новое слово. (Удочка - тужить -висит.)

6. Какое слово при перестановке в нём ударения из названия печёного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги - пироги.)

4. Домашнее задание «Егоркины скороговорки».

  • Все бобры добры до своих бобрят.

  • Водовоз вёз воду из-под водопровода.

  • У пенька опять пять опят.

  • На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.

  • Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.

  • Кукушка кукушонку купила капюшон.


7. Фонетическая минутка.

ролик-кролик

тучка-штучка

кот-крот

- Какой новый звук появился?

сон-стон каска-краска

сок-сток салка-скалка

сук-стук кошка-крошка


ВСЕГДА ВМЕСТЕ

Ведущий. Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились в кучу, хотят поговорить - никак.

Согласные. Кх (кашляют), пхч (чихают), хм (хмыкают).

Ведущий. И заскучали... Вдруг...

Согласные. Тсс!

Ведущий. Показалось им, что кто-то рыдает. Прислушались.

Гласные (выходят на сцену и плачут). А-а-а-а! Оо-о-о! Уа-Уа! Уа!

Ведущий. Аукают.

Г л а с н ы е. Ay! Ay! Ay!

Ведущий. И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотанье.

Согласные, [бдм] [всгд] [вмст].

Ведущий. И услышали они радостное, но тоже невнятное.

Гласные, [у-е-е-а-е-е]!

Ведущий. Решили они заключить мир. Снова стали рядом и так чётко сказали...

Согласные и гласные. Будем всегда вместе!

Ведущий. С тех пор никогда больше они не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немного ссорятся, но не надолго. Потом всё равно мирятся.


8. Фонетические загадки.

ПУЛЬКА ИЛИ ПОНЧИК?

Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв.)

КРОЛИК ИЛИ ПЯТАЧОК?

Кто из них гадал на ромашке: «Любит - не любит, плюнет, поцелует»? (В имени-отгадке все согласные звуки глухие.)

9. Игра «Один звук, марш!».

Ведущий. Поиграем в игру, которую назовём так: «Один звук, марш!».

1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть-гость. (Власть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)

2. Теперь, наоборот, вам следует в словах, которые я вам дам, заменить один согласный звук. Вот так: корж-морж:. (Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка.)

10. Игра «Думай! Думай! Думай!».

Я приношу с собою боль.

В лице большое искажение.

А «ф» на «и» заменишь коль,

То превращусь я в знак сложения.

(Флюс - плюс.)

Он - грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «у» на «о»

Будет круглое число.

(Сурок - сорок.)

С буквой «л» - в игре футбол

Часто слышим слово ....

С «д» уж в слове смысл не тот

-Мерой стала - просто ....

(Гол - год.)

Когда я месяц, то, легко дыша,

Ты, как и снег, на солнце будто таешь.

Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,

То под меня ты бодро зашагаешь.

(Март-марш.)

12. Фонетические головоломки.

Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирис.)

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это ... (окуни).

Я - сборник карт: от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу - преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас - атлас).

Сосульки, как носы у цапель,

И тают, словно карамель

. Я слышу звон апрельских капель,

Поёт апрельская... (капель).

Мы - для пильщиков подставка,

Мы - для кучера сиденье.

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами! (Козлы - козлы.)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Выбери правильное окончание пословицы или поговорки.

1. Семь бед - ... 4. Гусь свинье ...

а) и привет; а) глаз не выклюет;

б) один ответ; б) не товарищ;

в) и суда нет. в) не пара.

2. Что с возу упало, то... 5. Не зная броду ...

а) пропало; а) не ходи к народу;

б) к кому-то попало; б) жди у моря погоду;

в) к кобыле попало. в) не суйся в воду.

3. В мешке шило... 6. От ворот ...

а) не мыло; а) поворот;

б) не иголка; б) приворот;

в) не утаишь. в) новый год.

5. Фонетическая задача.

- Назовите все слова с парными звонкими и глухими соглас­ными.

Угостили Олю сладкой Мама дочь узнала:

Очень вкусной шоколадкой. - Ах ты, ненаглядная,

Губки, носик и рубашку - Дочка шоколадная!

Всё измазала бедняжка.

6. Фонетические диалоги. «Кто важнее?».

Ведущий. Поспорили однажды гласные и согласные звуки: кто из них важнее?

Гласные. Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не откроет!

Согласные. Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не по­лучится!

Гласные. А вот и получится! Например,м. Согласные. Разве только одно м, а больше ничего?

Гласные. И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни один слог, ни одно слово.

Согласные. Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Скажите название науки, которая изучает нас с вами.

Гласные (поют). [... о ...е...и...а].

Согласные. Вот видите! А если мы скажем [ф н т к], так всякий догадается, что это фонетика.

Гласные. Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фанатик.

А вот попробуйте произнести без нас такие слова: окно, ёлка, если.

Согласные (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают).

Ведущий. А как вы думаете, ребята: кто из них важнее и нужнее - гласные или согласные звуки?

Мальчик и девочка (поочереди).

Дружат гласные с согласной, Составляя вместе слог: Ма и ша (запомни, Маша!) К нам явились на урок.