СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник фразеологизмов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать интерес к устному народному творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Праздник фразеологизмов»

Цели урока: 

повторить изученные фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова;

способствовать употреблению их в разговорной речи;

формировать интерес к устному народному творчеству.

 

Для подготовки к празднику учащиеся разбиваются на 3 творческие группы (пары). Задания обучающиеся получает после первого урока изучения темы « Фразеологизмы».

Первая группа получает задание подобрать фразеологизмы;                      вторая - подобрать   пословицы и поговорки;

третья – крылатые выражения из басен   И.А. Крылова;четвёртая группа готовит для праздника фразеологическое лото, предметы для поля чудес, придумывает различные сценки.

Открывает праздник ведущий (учитель), обучающиеся вместе с учителем вспоминают, что такое фразеологизмы, как они украшают речь, помогают более образно и эмоционально выразитьмысль. Затем на сцену выбегают скоморохи Миняй и Митяй (это помощники ведущего).

Митяй: Ну что ты наделал? Все пословицы перепутал! Как я их теперь сложу!

Миняй: А ребята на что? Они сейчас все их соберут! Ведь правда, ребята?

(Скоморохи раздают желающим принять участие в игре «Найди пару» по половине пословицы. На карточках написано:

  1. Не спеши языком –

  2. Сам пропадай –

  3. С кем поведёшься,

  4. Труд человека кормит ,

  5. Глаза страшатся,

  6. Хочешь много знать,

  7. Ученье свет,

  8. Встречают по одёжке,

  9. Грамоте учиться,

10)   Не сиди сложа руки,

11)Семь раз отмерь,

12)Любишь кататься,

13)Птица красна пением,

14)Лодырь да бездельник

Вторая половина пословиц на следующих 14 карточках:

  1. торопись делом.

  2. а товарища выручай.

  3. От того и наберёшься.

  4. А лень портит.

  5. А руки делают.

  6. Надо мало спать.

  7. А неученье тьма.

  8. А по уму провожают.

  9. Всегда пригодится.

10) Так и не будет скуки.

11)А человек умением.

12)Один раз отрежь.

13) Им праздник и в понедельник.

14)Люби и саночки возить.

Ребята ищут другую половину пословицы и, взяв за руку пару, выходят к Скоморохам. Те, в обмен на пословицу, дают паре призовые фишки для каждого конкурса используются фишки разных цветов ( награждаются первые три пары).

Затем оба Скомороха проводят аукцион. Один Скоморох поочерёдно «продаёт» слова

У м, в о д а, г о л о в а, о д и н. Другой скоморох продаёт слова д е л о, г л а з, р у к а, к а к Побеждает тот «покупатель», которыйпоследним называет фразеологизм названным словом.

Фразеологизмы со словом у м :

Браться за ум, быть без ума от чего – либо, в своём уме, не в своём уме, себе на уме, не выходит из ума,сойти с ума, ума не приложу и т.д.

Со словом в о д а:

как в воду опущенный, водой не разольёшь, как с гуся вода, как рыба в воде, вывести на чистую воду, толочь воду в ступе, много воды утекло ,как две капли воды.

Со словом г о л о в а:

Вбить в голову, взять в голову, с больной головы на здоровую, с головы до ног, выкинуть из головы, вскружить голову.

Со словом о д и н:

Один на один, семеро одного не ждут, на один зуб, мерить на один аршин, одним духом, одним словом, на одно лицо, жить одним днём, одним росчерком пера, все до одного.

Со словом д е л о:

Гиблое дело,дело в шляпе моё дело – сторона,дело – десятое, дело идёт на лад , заплечных дел мастер,за чем дело стало, виданное дело, суд да дело.

Со словом г л а з :

говорить в глаза, говорить за глаза, хоть глаз выколи, в глаза не видеть, произошло на глазах, отводить глаза, смотреть в глаза, куда глаза глядят, на глазок, с глазу на глаз.

Со словом р у к а :

Рука об руку, из первых рук, рука руку моет, разводить руками, рука набита, рука не поднимается, рука не дрогнет, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать.

Со словом к а к :

Как с гуся вода, как белка в колесе, как в воду смотреть, как об стенку горох, как пить дать, как камень в воду, как ветром сдуло, как снег на голову, как из – под земли вырос.

Победителей аукциона, т.е. тех, кто последними назвали фразеологизм, награждают фишками.

Миняй: Митяй! А ты говорил, что эти школяры мало что ведают! Ан нет ! Смотри , сколько фишек я раздал!

Митяй: И правда, Миняй! А вот поглядим, сильны ли они в викторинах? Ану, школяры, видите эти свитки на стене? Здесь задания для вас. Берите бумагу, пишите, да не забудьте фамилию подписать.

На плакате надпись:

Запишите по одному фразеологизму, связанному с этими представителями животного мира: на плакате нарисованы комар, мышь, свинья, курица, кот, рак, бык.

(как мышь на крупу, кот наплакал, когда рак на горе свиснет, брать быка за рога, комар носа не подточит, метать бисер перед свиньями, носиться как курица с яйцом и т.д.

(после викторины идёт музыкальная пауза)

Вторая часть праздника начинается с « Поля чудес». На игровом поле лежат разные предметы: камень, галоша, решето, ступа, шляпа, рог, лыко), крутится вертушка. Играющий должен назвать фразеологизм, содержащий название предмета, на который указала стрелка вертушки. Если он затрудняется с ответом, то в игру вступает следующий участник. Так разыгрываются первые три предмета, затем ещё три, но уже с новыми игроками.

(держать камень за пазухой, не лыком шит, сесть в галошу, толочь воду в ступе, решетом воду носить, дело в шляпе).

Миняй: Ты знаешь, Митяй, что я придумал? Дай тебе на ухо скажу, а то ребята догадаются ( что – то шепчет на ухо Митяю).Сейчас мы вам покажем шарады, а вы попробуйте их разгадать. На сцене Скоморохи разыгрывают фразеологизмы:             спустя рукава, втирать очки, намылить шею, обводить вокруг пальца, кричать во всю ивановскую, переливать из пустого в порожнее. Ребята называют фразеологизмы, объясняют их значение:

Спустя рукава – делать что - либо кое – как , небрежно;

Втирать очки – обманывать кого – либо для своей выгоды;

Намылить шею – задать взбучку, побить кого – либо;

Обводить вокруг пальца – хитро обманывать;

Кричать во всю ивановскую – кричать очень громко;

Переливать из пустого в порожнее – вести пустой разговор.

Победителям этого конкурса Скоморохи выдают фишки, а затем выясняют, кто получил по 2,3,4 фишки. Истинные знатоки фразеологизмов приглашаются принять участие в супер – игре. Игрокам предлагаются 4 картины:

На первой изображён весёлый чёртик и подпись: у чёрта на куличках;

На второй – древнегреческий воин с сияющей пяткой и подпись: ахилесова пята;

На третьей – буква ять и подпись: знать на ять;

На четвёртой –несколько насекомых и подпись: показать кузькину мать. Участники супер – игры должны объяснить значение и происхождение фразеологизмов.

( у чёрта на куличках – очень далеко; куличка, кулига – расчищенная поляна;

Ахиллесова пята – уязвимое место; Мать Ахилла Фетида держала сына за пятку, окуная его в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. И убит он был стрелой в пятку.

Ять буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся как «е». Тот, кто писал правильно слова с ять, считался грамотным человеком.

Кузькина мать. Кузька – небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные злаки и высасывал хлебные зёрна.

Завершается праздник награждением победителей супер – игры.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!