СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник Ивана Купала

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word»

Карточка №1.

Задание группам: в течение урока записать все обряды праздника.

1.

2.

3.

4.

5.

6.











Карточка №1.

Задание группам: в течение урока записать все обряды праздника.

1.

2.

3.

4.

5.

6.







Карточка №2

Чудный жар - цвет

Ходили слухи, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся

Задание: Постараться выразить главную мысль текста одной фразой





Карточка №2

Чудный жар - цвет

Ходили слухи, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся

Задание: Постараться выразить главную мысль текста одной фразой

Просмотр содержимого документа
«урок»

Урок МХК в 6 классе.

Тема: Праздник Ивана Купала.

Цель: 1. Дать представление о народном празднике славян - днем Ивана Купала

2. Формировать коммуникативные навыки: работать в группе, прислушиваться к мнению других, отстаивать свою точку зрения

3. Формирование культурных ценностей, изучение опыта предыдущих поколений.

Оборудование: презентация,


На доске – девиз урока: Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Думать — коллективно!

Решать — оперативно!

Отвечать — доказательно!

Всем обязательно!

I. Ориентировочно – мотивационный этап

1. Ассоциации:

Представлены предметы: веник банный, венок из цветов, свеча, тазик с водой

Какие возникают ассоциации с этими предметами? О чем будем говорить на уроке?

2. Прием «Магический квадрат» - нужно найти спрятанные слова, составить из них предложение-

это и будет тема нашего урока.

(Язычество, праздник, Иван, день)

Итак, тема нашего урока: « Языческий праздник Иванов день» Цель: сегодня мы познакомимся с обрядами этого праздника

3. Работа в группах

Мы сели по группам, выберите себе капитана, он будет координировать работу группы. На столах у вас задания: в течение урока вы должны записать все обряды этого праздника.

   II. Операционно – познавательный этап:



1. Просмотр клипа «На Ивана Купалу»

Задание группам: назвать обряды, которые вы уведете и услышите в клипе.

(гадания, омовение, очищение, разжигание костров.)

2. Слово учителя (презентация)

3. Самостоятельное чтение текста «Добывание купальского огня»

Задание группам: прочитать, составить и задать вопрос по тексту другой группе.

  • Продолжение слово учителя (обряд очищения)

4. Обряд Гадание

задание: Прочитать текст, вставить пропущенные слова, подходящие по смыслу.

5 Учитель: обряд омовения и сбор лекарственных трав.

6. Прочитать текст «Чудный жар с- цвет»

Задание: Постараться выразить главную мысль текста одной фразой

7. Чтение текста из учебника стр 61.

Задание: Из текста выбрать информацию, которая является неожиданной, т. к. противоречит ожиданиям и представлениям.

III.  Контрольно – оценочный этап

1. Придумать рифмованное четверостишие к предложенным рифмам

Купала, искала, гадала, собирала.

2. Аукцион знаний:

  • На торги выставляется “пятерка”. “Купить” ее может каждый желающий.

Условные единицы – ваши знания по сегодняшней теме.

За 2-3 минуты нужно написать как можно больше слов по теме урока (существительные)

3. Проверить, какие обряды праздника записали команды.

4. Вернуться к предметам: каким обрядам соответствуют данные предметы?

Домашнее задание: нарисовать несуществующий цветок папоротника.

IV.    Рефлексия.

  • Лидеры групп делают комплементы своей команде.

  • Похлопайте себе те, кто доволен своей работой на уроке.

  • Потопайте, те кто не очень доволен собой сегодня.

  • Встаньте и похлопайте те, кому сегодняшний урок понравился.


Спасибо за урок.






Просмотр содержимого презентации
«иван купала мой »

Я З И В О. Ы А З В Ч Т Н. Д А Е С Н Р Д И Е П Н К. Ь. Магический квадрат

Я

З

И

В

О.

Ы

А

З

В

Ч

Т

Н.

Д

А

Е

С

Н

Р

Д

И

Е

П

Н

К.

Ь.

Магический квадрат

Языческий праздник Иванов день

Языческий праздник Иванов день

Праздновали праздник Купалу (праздник летнего солнцестояния в ночь с 23 на 24 июня, по новому стилю – 7 июля).

Праздновали праздник Купалу (праздник летнего солнцестояния в ночь с 23 на 24 июня, по новому стилю – 7 июля).

  • Народное празднество, отправляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире. Это мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник, полный обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.
Купало (Купала) – бог земного плодородия , должен был сохранять полевые плоды и летние цветы от непогод, сильных ветров в дневное время суток. Он покровительствовал земледельцам, собирающим урожай.
  • Купало (Купала) – бог земного плодородия , должен был сохранять полевые плоды и летние цветы от непогод, сильных ветров в дневное время суток. Он покровительствовал земледельцам, собирающим урожай.

Купала

Купала и Кострома – брат и сестра- близнецы, дети бога огня Семаргла и богини ночи Купальницы. В детстве были разлучены; встретившись, полюбили друг друга и поженились.  Узнав, что они брат и сестра, Кострома от стыда и горя утопилась и стала мавкой (русалкой), а Купала бросился в огонь и сгорел.   Боги сжалились над братом и сестрой и превратили их в цветок, который мы сейчас знаем под названием Иван-да-Марья. А раньше он назывался Мавка-да-Купала.  Синий цвет – это Кострома ,  а жёлтый – Купала .  Вода и огонь.

Купала и Кострома – брат и сестра- близнецы, дети бога огня Семаргла и богини ночи Купальницы. В детстве были разлучены; встретившись, полюбили друг друга и поженились. Узнав, что они брат и сестра, Кострома от стыда и горя утопилась и стала мавкой (русалкой), а Купала бросился в огонь и сгорел. Боги сжалились над братом и сестрой и превратили их в цветок, который мы сейчас знаем под названием Иван-да-Марья. А раньше он назывался Мавка-да-Купала. Синий цвет – это Кострома , а жёлтый – Купала . Вода и огонь.

Этот праздник смешивает в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил не кто иной, как Иоанн Креститель (точнее, его народный образ), крестивший самого Христа и чье рождество праздновалось 24 июня (7 июля). 

Этот праздник смешивает в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил не кто иной, как Иоанн Креститель (точнее, его народный образ), крестивший самого Христа и чье рождество праздновалось 24 июня (7 июля). 

Добывание купальского  «живого» огня стр. 48.  Задание: прочитайте и составьте вопрос по тексту другой группе

Добывание купальского «живого» огня стр. 48. Задание: прочитайте и составьте вопрос по тексту другой группе

Обряд очищения

Обряд очищения

  • В купальную ночь разжигали очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, кто удачнее и выше - тот будет счастливее. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни. Молодёжь, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Непременно играли в горелки.
Гадания  В …… накануне Ивана Купала девушки плетут …. из трав, а вечером пускают эти венки с зажженными ….. на воду, наблюдая, как и куда они плывут.  Если ….. сразу тонет – значит, …. замуж не возьмет;  - если венок в воде расплетался – значит, что этой …….. в этом году, не суждено выйти замуж.

Гадания

В …… накануне Ивана Купала девушки плетут …. из трав, а вечером пускают эти венки с зажженными ….. на воду, наблюдая, как и куда они плывут.

Если ….. сразу тонет – значит, …. замуж не возьмет; - если венок в воде расплетался – значит, что этой …….. в этом году, не суждено выйти замуж.

Обряд омовения  На Иванов день принято было обливать грязной водой всякого встречного. Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа. Купаться же было предписано на заре: тогда купание обладало целебной силой.  Накануне Иванова дня заготавливали банные веники на весь год. В этот же день парились в бане свежими вениками.

Обряд омовения

На Иванов день принято было обливать грязной водой всякого встречного. Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа. Купаться же было предписано на заре: тогда купание обладало целебной силой.

Накануне Иванова дня заготавливали банные веники на весь год. В этот же день парились в бане свежими вениками.

Иван-травник    В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год .

Иван-травник

В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год .

Чудный жар-цвет  Ходили слухи, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся .  Задание: Постараться выразить главную мысль текста одной фразой

Чудный жар-цвет

Ходили слухи, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся .

Задание: Постараться выразить главную мысль текста одной фразой

Сказание о жар - цвете  Стр. 61

Сказание о жар - цвете Стр. 61

  • Из текста выбрать информацию, которая является неожиданной, т. к. противоречит ожиданиям и представлениям
С днем Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки... Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям.

С днем Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки... Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям.

Придумайте четверостишие к данной рифме: Купала искала гадала собирала

Придумайте четверостишие к данной рифме:

Купала

искала

гадала

собирала

Аукцион На торги выставляется “пятерка”. “Купить” ее может каждый желающий. Условные единицы – ваши знания по сегодняшней теме. За 2-3 минуты нужно написать как можно больше слов по теме урока (существительные)

Аукцион

  • На торги выставляется “пятерка”. “Купить” ее может каждый желающий.

Условные единицы – ваши знания по сегодняшней теме.

За 2-3 минуты нужно написать как можно больше слов по теме урока (существительные)

Домашнее задание : нарисовать цветок папоротника или написать сочинение «поиски цветка папоротника Спасибо за урок!

Домашнее задание : нарисовать цветок папоротника или написать сочинение «поиски цветка папоротника

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!