Слайд 1.
Учитель: Дорогие ребята! Совсем недавно было 1 сентября, и вы впервые переступили порог школы. Прошло несколько месяцев, и вы научились читать. Сегодня мы собрались, чтобы попрощаться с азбукой.
Ученик 1:
Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет,
Все взволнованы немножко : В чем секрет?
Учитель:
Дочитали эту книгу школьники вчера.
А сегодня нам прощаться с Азбукой пора.
Ученик 2:
Почему мы наш учебник Азбукой зовем?
А другие называют книгу Букварем?
Учитель:
Книгу, что знакомит с буквой
Букварем назвали встарь,
В честь славянских "аз" и "буки"
Назван Азбукой Букварь.
Хороша сегодня школа,
Класс горит огнем!
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем!
Заходите, проходите,
День приветливый такой!
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с Азбукой!
Мы сегодня очень рады
Всем ребятам, папам, мамам,
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Пусть зовут нас «семилетки»,
Пусть не ставят нам отметки,
Но ведём мы дневники.
Всё же мы…Ученики!
Учитель:
Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать,
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил нас трудиться.
Вначале нам буквы свои показала,
Теперь мы читаем страницы!
С этой книжкой самой первой
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
Март месяц за окном стоит,
Весна в воздухе кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Слайд 2.
Учитель: Сегодня у нас необычный праздник. Мы прощаемся с самой первой, самой важной книгой, которая научила вас читать – Азбукой. Ещё полгода назад вы были малышами, а сегодня уже настоящие первоклассники, преодолевшие самую первую, самую трудную ступеньку по лестнице, ведущей к знаниям.
Ребята, к нам на праздник пожаловал мальчик, который не хочет учиться. Он даже продал свою Азбуку, которую ему подарил папа. Кто это, ребята?
Дети: Буратино!
Учитель: Ребята, как же нам помочь Буратино? Я, кажется, знаю. Нам нужно позвать нашу верную помощницу, родную Азбуку на праздник. Тогда Буратино, может быть, сможет выучить буквы.
Учитель (вместе с детьми): Азбука! Азбука! Мы ждём тебя!
Что-то не идёт Азбука к нам в гости. Я придумала, ребята. Мы с вами учили песню «Азбука», давайте её споём и может быть тогда наша долгожданная гостья услышит и придёт нам на помощь.
Исполняется песня «Азбука»
Азбука
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Учитель:- Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились за эти полгода. Будь нашей гостьей!
Азбука: - Спасибо за приглашение!
Учитель: Азбука, оставайся на нашем празднике и посмотри, чему наши дети научились.
Учитель: Азбука, а ты одна к нам пришла? Где твои буквы?
Азбука .Вы забыли? Я же волшебница. Я знаю одно волшебство. Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой, и вы превратитесь в буквы.
Ну- ка, буквы, стройтесь в ряд! Вот сейчас заговорят!
Ученик 1
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Ученик 2
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все –
Дети (хором): Алфавит!
Дети выстраиваются вдоль сцены, читают стихи про буквы.
Парад букв
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита,
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Вот буква В
Видна вдали –
Красивая, витая.
Как будто крендель
Испекли,
Приезжих поджидая.
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер непросто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Посмотри-ка: буква «Ж»
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек
З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква К.
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М.
На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки!
Посмотри на колесо –
А увидишь букву О.
На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле.
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Филин в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Да, вы правильно решили.
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твердый знак Ъ,
Чтобы не облиться.
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
Буква «Р» перевернулась
Мягким знаком обернулась
Это – Э
С открытым ртом
И большущим языком.
Я сказала про себя
«Хоккеист известный Я!»
Шайба прямо в цель летит:
«ГОЛ!»- закончен алфавит.
Алфавит прошли мы вместе ,
Будем петь его как песню !
Учитель: Азбука учила нас не просто читать, а читать выразительно, читать по ролям, разыгрывать сценки.
Инсценировка: Буква «Я»
Рассказчик.
Всем известно буква Я
В азбуке последняя,
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Неизвестно?
Неизвестно.
Интересно?
Интересно!
Ну, так слушайте рассказ
Жили в азбуке у нас
Буквы. Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз всё дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква я!
Я - Я –
(Сказала буква я)
Главная - заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду
Быть желаю на виду.
Я ведь вам не просто буква
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мной, -
Недоразумение!
Недоразумение –
Ни более, ни менее!
Рассказчик. Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
Ф Фу-ты, ну –ты!
(Фыркнул эф.
От обиды покраснев.)
С Срам!
(Сердито «с» сказало.)
В («В» кричит) «Воображало»
Это всякий так бы мог!
Может я и сам предлог!
П (Проворчало П)
Попробуй, потолкуй с такой особой!
ь — Нужен к ней подход особый, -
(Вдруг промямлил Мягкий Знак.)
Ъ (А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.)
Учитель: Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки!
Рассказчик: Закричали Гласные.
А Не хватало только драки!
А ещё Согласные!
О Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
У Мы же грамотный народ!
Буква Я сама поймёт!
Н Разве мыслимое дело
Всюду Я совать вперёд?
Э Ведь никто в таком письме не поймёт ни бе, ни ме.
Рассказчик. Я затопала ногами.
Я. Не хочу водиться с вами!
Буду делать всё сама!
Хватит у меня ума!
Рассказчик. Буквы тут переглянулись,
Все буквально – улыбнулись
И ответил дружный хор.
Буквы. Хорошо, идём на спор!
Если сможешь в одиночку
написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!
Я. Чтобы я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а - я!
Рассказчик. Буква я взялась за дело:
Целый час она пыхтела
И кряхтела, и потела.
Написать она сумела только «яяяя!»
Х. ( Как зальётся буква Ха)
Ха-ха-ха-ха.
О. «О» от смеха покатилось!
П « П» за голову схватилось.
Б. «Б» схватилось за живот.
Рассказчик. Буква я сперва крепилась,
А потом как заревёт.
Я. Я ребята виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю!
Рассказчик. Что ж - решил весь алфавит.
Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
В том, что все - от А до Я -
Жили, как одна семья!
Рассказчик. Буква я всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы я.
Учитель: Ребята, давайте вспомним что мы пишем? (Буквы). А произносим? (Звуки).
-Давайте расскажем Азбуке стихотворения о звуках.
Ученик 1: Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове ищем звуки.
Звуки эти разные-
Гласные согласные.
Ученик 2: Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Ученик 3: В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбели Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ученик 4 : А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ученик 5: Вот какие разные
Бывают те согласные-
Звонкие, глухие-
Вот они какие!
Ученик 6: Мягкие, как в слове нёс,
Твёрдые, как в слове нос,
Долгие и нет
Вот какой секрет!
Дети исполняют песню "Дружба с букварём"
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти;
– Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
– Ну прочитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять – и прочитать!
Путешествие в страну «Читалия». Слайды 3-27.
Игры с учениками и их родителями.
Частушки
Мы ребята- 7-летки,
Вам частушки пропоём.
Мы в своей любимой школе
Замечательно живём.
Мы собрали пап и мам,
В класс не для потехи,
Мы сейчас расскажем вам,
Про свои успехи!
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид!
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу Вам алфавит
Без одной запиночки!
Мы читать все научились,
Вам не хвастаем, не врём,
И навеки подружились
С лучшей книжкой -Азбукой
Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису,
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну.
Звуки гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем -
Эти буквы мы поём!
Ах, ты бабушка моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда:
Букв лишь десять гласных.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом проглочу!
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Мы, ребята-семилетки
Любим бегать и играть.
А учиться обещаем на «4» и на «5».
Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем,
С спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
В КОНЦЕ ПРАЗДНИКА
Учитель: Молодцы, первоклассники!
Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению пятерки!
Позади нелегкий труд,
Слогового чтения.
Вам сегодня выдаю – Удостоверения!
В том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Вы прочтете любые книжки.
Вручение Удостоверений.
Дети.
Закончена Азбука,
Буквы мы знаем,
Стихи и рассказы свободно читаем.
Добру в ней учила нас
Русская речь,
И мы её будем
Любить и беречь!
Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
Прощай, родная Азбука,
Учебник первый мой.
Три четверти дружили,
Играли мы с тобой.
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе!
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе!
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.
Спасибо чудо, Азбука,
Наставник первый мой!
Пусть правила ученые
Останутся со мной.
Мы прочтем любые книжки,
Разберемся в словаре.
Потому что всюду буквы,
Те же , что и в Азбуке.
8. Мы хотим сказать тебе спасибо!
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы До свидания!
Здравствуй! – новой книге говорим!
Азбука:
- Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! И в этом, ребята, вам поможет новая книга.
Азбука: - До свидания! Счастливого пути! (Уходит Азбука)
Учитель: Ну, что, ребята, дальше по лестнице знаний поведёт нас книга – Литературное чтение. Она научит нас быть честными, смелыми, добрыми. Успехов вам в учёбе!
Уважаемые, гости! Дорогие, ребята! Наш праздник заканчивается. Я благодарю всех, кто принимал участие в организации этого мероприятия.