Урок в 1 классе.
Тема: « Праздник прощания с Азбукой».
Цели:
пробудить у первоклассников интерес к учёбе;
привить любовь к книге и её создателям;
в игровой форме повторить и закрепить знания детей
по курсу «Азбука»;
Оборудование:
класс украшен шарами, рисунками,
организована выставка детских книг,
на доске портреты писателей, буквы,
плакат «Прощай, Азбука!»,
музыкальный центр, фортепиано
Организационно – подготовительная работа:
1. Подобрать стихи, разучить песни с детьми, созвучные теме мероприятия.
2. Организовать выставку поделок, рисунков, детских книг.
3. Ознакомить со сценарным планом лиц, задействованных в мероприятии.
Действующие лица (родители и педагоги):
Лень, Клякса, принцесса Азбука, Иванушка, ведущая (учитель).
Под музыку «Чему учат в школе» дети занимают свои места.
1 ученик: Мы сегодня очень рады
Всем ребятам, папам, мамам!
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей!
Все Первый класс, первый класс,
Пригласил на праздник Вас.
2 ученик В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
«Азбуку» – учебник первый
На столах своих нашли.
3 ученик Вот проходит день за днём,
Изучаем «Азбуку»
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.
4 ученик Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
5 ученик А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
6 ученик Букв сначала мы не знали –
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
7 ученик Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
8 ученик Потрудились мы немало,
Ведь, об этом знают все,
Русской грамоте начало.
В нашей «Русской Азбуке».
9 ученик До свиданья, до свиданья,
Книга первая моя.
Приходи к нам на прощанье,
Ждут тебя твои друзья.
Учитель:
-Наша встреча посвящается дню прощания с первой учебной книгой
«Русская Азбука». Мы сегодня позвали её в гости.
Вбегает Иванушка
Иванушка: Беда! Беда! Лень похитила Азбуку,
без неё и праздника не получится. Не доглядел я! (Плачет)
Учитель: Здравствуй, Иванушка. Да не плачь ты!
Ребята, как же быть?
Вы поможете спасти Азбуку?
Раз, два, три сказка оживи!
Появляется Лень
Лень: Красивее нет меня на свете
И лучше нет меня нигде.
Я знаю, взрослые и дети,
Скрывают все меня в душе.
Я чудесная девица,
И поспать я мастерица,
А трудиться не люблю,
Целый день баклуши бью.
А вот моя подружка -
Кляксушка-попрыгушка.
Ты сделала, о чём я просила?
Клякса: О, да, госпожа моя!
Ведь наша Азбука добра,
Мне не составило труда
К нам заманить её туда.
А можно мне вопрос задать:
Зачем её нам похищать?
Лень: Ах ты, Клякса! Ах, милашка!
Ничего не поняла.
Азбуку у них украв,
Всех оставим в первом классе НАВСЕГДА!
Но не радуйся ты сильно.
Если дружные они, если знают буквы все,
То мы с тобою вмиг окажемся в беде.
Вот волшебный план, по которому сюда могут
добраться только герои. Его надо спрятать. (Показывает план
Кляксе).
Клякса: Не волнуйся, так царица!
План сумею спрятать я.
Не найдёт его никто,
Ни за что и никогда.
(Прячет план.)
Учитель: Ребята, давайте посмотрим.
Хотя это не хорошо, но ради свободы Азбуки и для того, чтобы разрушить замыслы коварной Лени.
В конверте ЗАПИСКА:
«Есть конверты в этом зале,
Где написаны заданья.
Первый близко здесь лежит
Там, где музыка звучит». (Записка спрятана под фортепиано).
Конверт №1 Игра «Выбирай-ка»
Задание 1: Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.
А О У Б Ы Э
(Обозначает согласный звук)
З Г Я Д Ф К
(Обозначает гласный звук)
Ч Щ Ш Й
(Обозначает твёрдый согласный звук)
Задание 2: Угадай букву
1. Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)
2. В этой букве нет угла - до того она кругла.
До того она кругла - укатиться бы могла. (О)
3. С этой буквой на носу филин прячется в лесу. (Ф)
4. На эту букву посмотри - она совсем как цифра 3. (З)
5. Палочка и палочка, между ними галочка.
И понятно сразу всем: получилась буква ... (М)
Записка: «А теперь второй ищите,
Там, откуда свет, тепло,
Если шторы отодвинуть,
Вмиг найдёте вы его».
(Записка на окне)
Конверт № 2 Игра «Собери словечко»
Задание: Собери волшебные слова из слогов.
Детям (делятся на две команды)
со
спа
пас
си
ба
бо
зи
по
жи
жа
ты
луй
ста
Родителям (есть лишние буквы)
3
Ю
Д
И
РА
К
ВСТ
НУ
ВУЙ
Записка: « Следующий найти несложно,
Он под стулом закреплён.
Если мы туда заглянем,
Его обязательно найдём».
(Конверт может быть под любым стулом в классе)
Конверт № 3
Задание 1: Угадай сказочного героя
Детям: «Многим долго неизвестный,
Стал он каждому знаком.
Всем по сказке интересной
Мальчик луковка знаком.
Очень просто и не длинно
Он зовётся … (Чипполино)
«Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит)
Родителям: « Работать умела красиво и ловко
В деле любом проявляла сноровку.
Хлеба пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла…
Кто мастерица эта была?
(Василиса Премудрая)
Лень: Нет! Это просто невозможно!
Эти дети всё прошли.
Даже загадки и сказки отгадали!
Клякса: А-а-а! Я знаю, чего они не смогут вспомнить и рассказать! Какие рассказы и стихи прочитали и кто их написал!
Учитель: Нет, мы всё помним, уже прочли многих авторов. Каких,
ребята? (Ответы учеников)
А ещё, мы умеем петь и можем рассказать о свои достижениях в частушках.
Дети поют частушки.
1 Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем,
Про свои успехи.
2 Осенью пришли мы в школу,
Дали азбуку нам в руки,
С нею стала жизнь веселой
Без уныния и скуки.
3 Буквы разные учили
И писали их в тетрадь
Так, почти что без усилий,
Научились мы читать.
4 Начинали с закорючек
Раскрывали букв секрет
А теперь от наших ручек
Грязи и помарок нет.
5 Буквы складывали в слоги
Сил хватило нам едва,
А потом еще учились
Слоги складывать в слова.
6 Знаем буквы по порядку,
Мы запишем их в тетрадку.
Азбука нам говорит:
«Это, дети, - алфавит!».
7 Нам слова давались трудно
Научились мы читать.
Эх, еще бы научиться
Без ошибок их писать.
8 Не прошел для нас год даром
Посмотрите на ребят:
Мы и пишем, и читаем –
Это лучший результат.
9 Азбуку мы прочитали
Нам понравилось учить
К новым знаниям и книжкам
Мы готовы приступить
10 Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Лень: Это ужас! Просто ужас! Они ещё и поют!
Клякса: Видно, нам уйти придётся из этого колледжа навсегда! (Уходят)
Под музыку выходит Азбука
Азбука: Спасибо вам, мои друзья,
За то, что вы спасли меня.
Вы прошли все испытанья
Лени выполнив заданья.
Будьте добрыми всегда,
Не деритесь никогда
И учитесь на пятёрки,
Чтоб быть первыми всегда!
Учитель: Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Ребята будут помнить о тебе.
Азбука: В добрый путь по дороге знаний!
На память хочу вручить вам всем книги.
Теперь вы сможете читать самостоятельно. Подружитесь с новой книгой, и стране Литература у вас будет много друзей. ( Вручает книги)
Читайте! Растите умными детьми! Ну, а мне пора. До свидания!
(Уходит.)
Учитель:
- Уважаемые первоклассники! Я поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться.
Вы выучили все буквы русского алфавита, научились читать и писать.
Наше увлекательное путешествие от А до Я подходит к концу.
На прощание споём.
Исполняется песня «Если б не было школ»
Учитель: А теперь, слово для поздравления предоставляется родителям.
(Родители поздравляют детей)
Учитель: Наш праздничный урок закончен. Завтра мы встречаемся с новыми учебными книгами.