СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник русского языка "И мы сохраним тебя, русская речь..."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Праздник посвящен родному языку - главному достоинству нашего народа.

Просмотр содержимого документа
«Праздник русского языка "И мы сохраним тебя, русская речь..."»

Праздник русского языка «И мы сохраним тебя, русская речь…»

Ведущий 1. Добрый день! Мы рады видеть вас на празднике, посвящённом родному языку – главному достоинству нашего народа.

Ведущий 2. А.Н.Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».

Ведущий 1. Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Ведущий 2. Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.

Ведущий 1. Сколько замечательных слов сказано о русском языке!

Проведём конкурс на лучшего знатока высказываний о русском языке. Назовите авторов высказываний.

-Русский язык богат и выразителен. (В.Г.Белинский).

-Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка. (М.В.Ломоносов).

-С русским языком можно творить чудеса. (К.Г.Паустовский).

-Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого (Ф.И.Буслаев).

-Без всякой другой науки человеку ещё можно обойтись; без знания родного языка… обойтись нельзя: это знание – свидетельство на его право быть сочленом в народном обществе, свидетельство его человечности. (И.И.Срезневский)

-.…человек чрез слово всемогущ;

Язык всем знаниям и всей природе ключ;

Во слове всех существ содержится картина,

Сообществ слово всех и действиев пружина. (Г.Р.Державин).

-Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. (Л.Успенский).

-Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Паустовский).

Ведущий 2 О языке народ сложил много пословиц и поговорок.

Чтец 1 «Если хочешь познать истину, начинай с азбуки». «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Чтец 2 «Язык до Киева доведёт». «Язык без костей, что хочет, то и лопочет».

Чтец 1 «Язык говорит, а голова не ведает». «Язык голову кормит, он же и спину портит».

Чтец 2 «Язык мал: великим человеком шатает». «Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет».

Чтец 1 «Языком болтай, а рукам воли не давай». «Языком не спеши, делом не ленись». . Чтец 2 «Каков разум, таковы и речи». «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает»

Ведущий 1. Много написано и стихотворений о русском языке.

Чтец 3 Александр Яшин «Русский язык».

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажи боль души,

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.

Для больших и для малых стран

Он на дружбу, на братство дан.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете За круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Ведущий 2. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

Ведущий 1.В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.Эзоп опять стал покупать языки. Все удивились этому.Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

Ведущий 2. О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятниках культуры, в том числе по рукописям. Родной язык – это живая связь времён. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены обычаями и традициями русского народа. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.

Чтец 1.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»,

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»

А гуси и утки сухие всегда!

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»

Лентяй отдыхает, а время идёт –

«Под камень лежачий вода не течёт».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

«Не дело, мол, воду носить решетом!»

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»

Ведущий 1 Если вы будете в своей речи употреблять меткие, краткие и образные выражения, то вас будут слушать с интересом.

Ведущий 1 У каждого фразеологизма свой смысл и своя история возникновения.

1.Например,история возникновения фразеологизма «спустя рукава « такова: рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда и выражение засучив рукава - значит, усердно принявшись за дело. После работы, особенно зимой, рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и выражение спустя рукава - значит, небрежно, кое-как.

2.Время истекло. Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, т.е. время текло. Отсюда и выражение: сколько воды утекло с тех пор (как это было давно).

3. Ничего нет за душой — так принято говорить о бедном человеке. По народным поверьям, душа человека располагалась в ямочке на шее. Там же было принято в старину хранить деньги и драгоценности. Если прятать в ямочку было нечего, то считалось, что и «за душой» ничего нет.

Ведущий 2 Игра «Кто больше». Назовите фразеологизмы со словами глаза(1группа), руки(2), язык(3 ) (Глаза боятся, а руки делают; язык до Киева доведет; держать язык за зубами; встать не с той ноги; куда глаза глядят; пустить пыль в глаза; хлопать глазами; глаза на лоб лезут; рукой подать; взять ноги в руки; язык проглотил; язык отнялся; на широкую ногу; под горячую руку; не оторвать глаз; лицо вытянулось).

Ведущий 2 А сейчас проведём конкурс на лучший рассказ по рисункам с использованием фразеологизмов. (Например, «Плакать в жилетку». «Сесть в калошу». «Принять за чистую монету»-задание по рядам )

Ведущий 2. Мы ходим в школу, чтобы учиться, стать грамотными, компетентными, эрудированными. Писатель Д.И.Фонвизин в комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Некоторые сцены пьесы и сейчас кажутся вполне современными.

Инсценирование фрагмента комедии «Недоросль» (действие 4, явление 8).

Правдин (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та, покамест, существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Ведущий 1. А сколько Митрофанушек среди наших знакомых, друзей!?

Ведущий 1. В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных слов хлынуло в него. Много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, в рекламе, на эстраде.

Сценка о жаргонизмах

ЯНА: Эй, Федька, братан! Прикинь, что вчера было. Мы токо классно начали отвисать, потом намутили там одну штуку, висели, висели, меня че-то прибило , потом накрыло и я залипла.

ФЕДЯ: Ян, так что все-таки случилось? Я тебя не понимаю!? И вообще,что за жаргон?! Где ты таких слов набралась-то?!

ЯНА: Оооу... Тяжелый случай… По-моему, ты уже совсем отстал отсовременной жизни. Так сейчас все подростки общаются.

ФЕДЯ: Да ничего я не отстал! Я просто вас не понимаю! Эти вашижаргонизмы засоряют нашу речь, она становится непонятной, беззвучной. Вязыке говорящего проявляется культура, воспитанность и знания… Да и словарный запас зависит от уровня культуры, начитанности, интеллекта. Тебе известно, что культурный человек имеет словарный запас 3000-3500 слов?

ЯНА: Ну-да… так много? Да и кому это надо?! По-моему, ты преувеличиваешь …

ФЕДЯ: Мне так не кажется. Некоторые скоро вообще забудут, как говорить и писать нужно. Вот к примеру, смотри, мы вчера с Мишкой переписывались.

ФЕДЯ: Вот, я ему пишу: «Миш, Идем, поиграем в футбол? На улице такая погода хорошая». А он мне: « ( ». Я ему: « А может тогда в кино?». Он: « ) ». Я ему « Попкорн с собой возьмем?». Он « ))». Я ему: «Увидимся». И он мне: « )))

ФЕДЯ: Вот и поговорили! Только мне непонятно: он или совсем русский язык забыл, или только как слова пишутся, не помнит.

ЯНА: Ну и что? Что тебя не устраивает-то? И так же все понятно! И время экономится. Да и вообще, за смайликами будущее. Это прогресс! Я думаю,скоро даже стихи в школе по смайликам учить будем.

ФЕДЯ: Что? И как ты себе это представляешь?

ЯНА: Да легко! Во, смотри

«Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном» Пушкин

(все это на экране показано с помощью смайликов)

ФЕДЯ: Я не могу с тобой согласиться, может, пойдем и спросим у наших друзей, что они думают?

ЯНА: Ну, окей.

Ученик читает стихотворение

Меня так колбасит, тебе параллельно…

Откинешь копыта… Да…случай смертельный!

Поди разберись, где тут правда, где ложь,

Без переводчика и не поймешь.

Ребята, ведь это всего лишь бравада!

Жаргонным наречьем глаголить не надо!

На русском писали Тургенев и Горький,

Есенин, Толстой, Пастернак и не только.

Ты будь с языком осторожней, мой друг!

И вслушайся в речи друзей и подруг!

Ведущий 2. Да, ошибки в речи не только смешны, но и страшны. Ведь именно язык связывает нас с родиной, её традициями и культурой. Каждый из нас в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.

Ведущий 1. Вспомним стихотворение И.Бунина «Слово».

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный- речь.

Ведущий 2. В заключение нашего праздника хочется прочесть стихотворение поэтессы А.А.Ахматовой «Клятва», которое было написано в суровые годы Великой Отечественной войны.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!