СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник словаря

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учеников с различными видами словарей. Привитие интереса учеников к словарям.

Просмотр содержимого документа
«Праздник словаря»

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Праздник Словаря»


Составитель:

Учитель русского языка и литературы

Баранов А.В.


Цель.

1 .Вызвать интерес к слову.

2.Развитие интеллектуальных способностей, расширение кругозора учащихся.

3 .Воспитание взаимопомощи. Оформление.

Плакат: «Словари - путеводители в мире слов», стенд «Эти разные, разные словари...».

Ведущий. Сегодня у нас, друзья, замечательный и необычный праздник, праздник Словаря.

Ученик. Есть праздник слов, когда они, лучась,

Исторгнут семицветное свеченье.

Их достигают люди в светлый час,

Огромный смысл их — высшее значение.


Ведущий. Чтобы не потеряться в мире слов, созданы замечательные помощники - путеводители, словари:

Усердней с каждым днём смотрю в словарь,

В его столбцах мерцают искры чувства,

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной словарь. (С.Я. Маршак)

На наш праздник пришли разные словари, которые расскажут о себе. Выходят словари (с табличками): орфографический, орфоэпический, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, толковый, словообразовательный. Словари (вместе) :

Здравствуйте, дорогие ребята и гости, мы рады встречи с вами, всегда готовы помочь вам.

Ведущий.

А теперь каждый словарь расскажет немного о себе. Толковый словарь.

В толковом словаре даётся объяснение (толкование)значения слова. Раскрывается тайна слова. Можно узнать, какое это слово: однозначное или многозначное, с прямым или переносным значением. Толковый словарь - это универсальный словарь. Толковых словарей много, самый популярный, известный словарь - словарь Ожегова.

Отгадай слово.

1. Высокий колючий кустарник или дерево со съедобными кисловатыми ягодами жёлтого или оранжевого цвета. (Облепиха)

2.Пятый самый маленький палец руки. (Мизинец)

3. Металлический денежный знак. (Монета)

  1. Небольшой ресторан, где подают кофе, чай, закуски. (Кафе)


5. Сооружение, на котором качаются для забавы.(Качели)

6. Вращающаяся модель земного шара. (Глобус).

  1. Сильный проливной дождь. (Ливень)

  2. Старинная медная монета достоинством в четверть копейки. (Полушка)

  3. Цитрусовое дерево с крупными сочными плодами жёлтого цвета, имеющими кислый вкус. (Лимон)

(Тому, кто первый правильно ответил жетон( медаль)

Словарь синонимов.

В словаре даются ряды синонимов (слов близких по значению), например: армия, войско, рать, воинство.

Игра «Найди родственников» (слова на карточках) Кто вперед найдёт всех своих родственников.

1. Любоваться, засматриваться, заглядываться.

2. Конец, финал, финиш.

3. Дыра, прореха, отверстие.

4. Родина, отчизна, отечество.

5. Голова, котелок, черепок.

6. Агрессор, захватчик, завоеватель.

7. Актер, артист, комедиант.

8. Озорной, удалой, бойкий.

9. Ожерелье, колье, бусы.

Фразеологический словарь.

В этот словарь вошли устойчивые сочетания слов — фразеологизмы (исконно русские, заимствованные из старославянского языка, крылатые I выражения). Например: вешать нос — впадать в уныние, отчаиваться.

Игра «Одним словом» (пантомимой показать значение фразеологизма)

1. Не за горами — близко, недалеко.

  1. Не лыком шит - не хуже других.

  2. Несолоно хлебавши - не добившись своего.

  3. Жить как кошка с собакой— недружно.

  4. Извиваться ужом - хитрить.

  5. Из кожи лезть — очень стараться.

  6. Завязать узелок — близко, недалеко.

  7. Задирать нос — важничать, зазнаваться.

  8. Бить баклуши — бездельничать.

  9. Играть в бирюльки — заниматься пустяками.

(Тому, кто первый правильно ответил жетон( медаль).3а лучшую роль тоже поощрение, выбирают зрители аплодисментами)

Орфоэпический словарь.

Орфоэпический словарь даёт правильное произношение, ударение, грамматические формы слов.

Игра «Встань в свой ряд». Играющие должны быстро встать в свой ряд: 1ряд — слова, в которых ударение падает на первый слог:


смута столяр эвакуация


свёкла эклер ягуар


вектор морковь логогриф


скутер крокет декоратор


силос щавель дипломат


баловень досуг баловник



Ведущий.

- В толковом словаре Ожегова можно найти значение старинных денежных единиц нашей страны. А знаете ли вы эти слова? Поиграем в игру «Какая эта денежка?»

(2 вызвавшихся по команде должны правильно и быстро разложить современные названия денежных единиц, соотнеся их со старинными. Победит тот, кто правильно и первый в справиться с заданием).

Полушка - старинная медная монета достоинством в четверть копейки.

Деньга - старинная русская монета достоинством в полкопейки.

Грош - старинная медная монета достоинством в 2 копейки.

Алтын — старинная медная монета достоинством в 3 копейки.

Гривенник -10 копеек.

Двугривенник—20копеек.

Пятиалтынный -15 копеек.

Полтинник — 50 копеек.

Четвертак—25 рублей.


Вопросы на внимание.

1. Какая монета самая мелкая? (Можно разложить монеты в порядке возрастания, убывания).

2. Какие монеты были серебряные? Какие медные?

3. Какие выражения, пословицы знаете о старинных монетах? (Внести свою лепту, гроша ломаного не стоит)


Словарь антонимов.

В словаре парами записаны слова с противоположным лексическим значением, например: добрый — злой; смелый—трусливый. А теперь поиграем в игру «Найди свою пару» (слова на карточках, карточек можно приготовить больше). Ребятам раздаются карточки, и каждый должен как можно быстрее найти свою пару):

нищий - богатый

открыть – закрыть

вечер – утро

мир — война

медленно — быстро

счастье-горе.


Словарь иностранных слов.

В этом словаре собраны слова-иностранцы, о которых можно узнать всё: что слово обозначает, откуда пришло оно и даже когда оно появилось. Поиграем в игру « Иностранец — русский? » Если слово исконно русское, то играющий надевает колпак, шляпу - иностранец:

болото танк (англ.)

город кукла(греч.)

молодец кровать (греч.)

борода халат (тюрк.)

облако зонт (гол.)

борозда аркан(тюрк)


Ведущий.

Вопросы:

1. В каком словаре вы можете найти правильное произношение, ударение, написание?

  1. Какой словарь поможет недобрать словае противоположным лексическим значением?

  2. Из какого словаря узнаете, откуда пришло слово?

  3. Каши словарь разъяснит вам значена слова?

  4. Какие словари вы ещё знаете?

  5. В каком словаре рассказывается об устойчивых словосочетаниях? Вот и подошёл к концу наш праздник словаря.

Может быть,, после него вы захотите почаще заглядывать в словари,, узнавать о словах новое, интересное. Пусть словари в вашей жизни станут, действительно, путеводителями, проводниками.



Листать словари и глазами.

Вливаться в них – радость моя.

Страницы подняв парусами,

Порой дохожу и до Я…

К томам этим чаще и чаще

Спешу, как к надежности вех,

Чтоб не заплутаться мне в чаще

Вопросов, что ставит наш век.

(С. Щипачев)


Правда-неправда

  • Солнце больше Луны (правда)

  • Воробьи - это дети голубей (неправда)

  • Если крутые яйца поварить подольше, то они разварятся и станут всмятку (неправда)

  • Черепахи вылупляются из яиц(правда)

  • У солнечных часов нет стрелок(правда)

  • Кипятком погасить огонь нельзя (неправда)

  • Слон боится мышей (правда)

  • Полярная звезда указывает на юг (неправда)

  • Скорую помощь вызывают по телефону 02(неправда)

  • Некоторые звери едят ядовитые растения, чтобы вылечиться(правда)

  • Пушкин в детстве увлекался фотографией (неправда)

  • Мясо варится дольше, чем картошка (правда)

  • Если по телефону набрать свой номер, то можно поговорить с самим собой (неправда)

  • 38 градусов - нормальная температура для людей(неправда)

  • В лунных морях совсем нет воды(правда)

  • Подкову дарят на счастье(правда)

  • Из 3 педалей в автомобиле педаль тормоза всегда справа (неправда)

  • В морской воде плавать всегда легче, чем в речной(правда)

  • У снегирей брюшко красное, а у синичек - жёлтое (правда)

  • (правда) (неправда)

Выразительно прочитать стихотворение « Наша Таня»

  • забывчивый человек

  • с плохой дикцией (шепелявит, заикается)

  • иностранец

  • ребёнок 2-Злет

  • человек чихающий, кашляющий

  • жестикулирующий


Эрудиты.

  • Кто под проливным дождём не намочит волосы? (лысый)

  • Как удвоить количество ваших денег? (посмотреть на них в зеркало)

  • Что самое первое мы делаем утром (проеыпаемся)

  • Какой человек может одной рукой остановить мчащийся автомобиль? (инспектор ГИБДД)

  • Почему ковбои ездят на лошадях? (потому что лошадь тяжёлая, чтобы её нести)

  • В какой школе вас сначала выкидывают, а потом дают диплом о её окончании? (в парашютной)

  • Какие слова не любил Вини-Пух? (длинные)

  • Яйцо плывёт вниз по Волге. Откуда оно начало свой щть? (из курицы)

  • Что общего у рыб и болтунов? (без конца разевают рот)

  • Как проще добиться того, чтобы ваши капиталы выросш?(положить их под увеличительное стекло)

  • Кто работает спустя рукава? (пожарники)

  • Что такое показуха? (иосещение врача ухо-горло-нос)


Школьный толковый словарик

  • Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. (Азбука)

  • Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)

  • Ученик, оставшийся в классе на второй год для повторно го прохождения программы. (Второгодник)

  • Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением. (Глобус)

  • Постоянно неуспевающий ученик. (Двоечник)

  • Самая низкая школьная учебная отметка. (Единица)


  • Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности

каждого ученика. (Журнал)

  • Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. (Звонок)

  • Особое внимание ученика к чему-либо, желание узнать, понять. (Интерес)

  • Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом. (Карандаш)

  • Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения. (Линейка)

  • Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске. (Мел)

  • Один из принципов обучения, основанный на показе. (Наглядность)

  • Принятая в учебной системе оценка знаний. (Отметка)

  • Коробка для ручек, карандашей. (Пенал)

  • График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности

проведения уроков. (Расписание)

  • Вид письменной школьной работы — изложение своих

мыслей на заданную тему. (Сочинение)

  • Чистые листы в обложке. (Тетрадь)

  • Учебный час в средних учебных заведениях, посвященный отдельному предмету. (Урок)

  • Школьный предмет, изучающий свойства и строение материи, формы ее движения и изменения, общие закономерности явлений природы. (Физика)


  1. Фразеологическая дуэль

Ребятам предлагается вспомнить фразеологические выражения, связанные с понятиями уши, глаза.

«Уши». «В одно ухо влетело — в другое вылетело»; «пропускать мимо ушей»; «держать ушки на макушке»; «и у стен есть уши»; «медведь на ухо наступил»; «ухо режет»; «лапшу на уши вешать»; «рот до ушей, хоть завязочки пришей»; «не видать как своих ушей»; «туговат на ухо»; «хлопать ушами»; «уплетать так, что за ушами трещит»; «уши вянут»; «увяз по уши».

«Глазаж «Глаза разбегаются»; «глаз наметан»; «глаза разгорелись»; «раскрыть на что-либо глаза»; «строить глазки»; «стрелять глазами»; «вырасти в глазах»; «глаза на лоб лезут»; «глаза на мокром месте»; «пустить пыль в глаза»; «идти куда глаза глядят»; «с глаз долой»; «сказать в глаза»; «мозолить глаза»; «смотреть правде в глаза»; «смерить глазами»; «не моргнув глазом».

  1. Необычный вернисаж

Демонстрируются слайды, по которым необходимо восстановить и назвать фразеологизм: филькина грамота, заблудиться в трех соснах, сидеть между двумя стульями, орлиный взгляд, льет как из ведра, как рыба в воде, как с гуся вода, мало каши съел, с высоты птичьего полета.

  1. Хотите - верьте, хотите - нет


Предлагается согласиться или опровергнуть историю происхождения некоторых слов и выражений:

    • Верите ли вы, что школа по-гречески значит «досуг»? (Да. Но греки под досугом понимали не безделье, а свободные в часы досуга беседы с мудрецами-философами о разных науках)

    • Верите ли вы, что слово «бумажник» появилось вслед за словом «бумага»? (Нет, слово «бумажник» пришло в русский язык раньше, чем бумага, и означало изготовление попон для лошадей из хлопка, в те времена нового материала. Уже потом появилась бумага, которая сначала вырабатывалась из льняных и хлопчатобумажных тканей, а позднее этим словом стали обо­значать бумагу писчую)

    • Верите ли вы, что существуют высшие учебные заведения, названия которых в переводе с латинского означают «вселенная», «мир», «весь свет»? (Да, это университеты, образованные от латинского слова «универсум»)

    • Верите ли вы, что выражение «от доски до доски» непосредственно связано со школьной тематикой? (Нет, оно связано с книгой. У старых книг переплеты были более массивные. Их делали из цельного куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать книгу от начала до конца - значит прочитать ее от доски до доски)

    • Верите ли вы, что в Древней Греции педагогами называли тех, кто учил? (Нет, педагогом назывался раб, который отводил ребенка в школу и следил за его поведением)

    • Верите ли вы, что требование учителя «знать назубок» восходит к тем временам, когда требовали так превосходно затвердить текст, чтобы он отлетал от зубов? (Нет, эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет и других изделий из благородного металла. Знать назубок буквально означало получать необходимые знания с по мощью собственного зуба)

    • Верите ли вы, что слово «каникулы» для немцев, англичан и французов в буквальном выражении означает «собачья жара»? (Да. Можно утверждать, что слово «каникулы» имеет звездное происхождение. Латинское название звезды Сириус — Каникула. Эта звезда находится в созвездии Пса, а пес по-латински— «канис». Солнце в созвездии Пса пребывает с 22 июля по 23 августа. В это время в Риме стояла сильная жара и все школьники вынуждены были прерывать занятия. Считалось, что эта нестерпимая жара происходит не от Солнца, а от звезды Сириус, поэтому о ней говорили не просто жара, а «собачья жара», т.е. «каникулы»)

    • Верите ли вы, что «шпаргалка» в некоторых языках означает «лохмотья, пеленка»? (Да, причем в польском языке это слово имеет более пристойный смысл и означает исписанный, негодный клочокбумаги. А жители других цивилизованных стран соотносят шпаргалку, принесенную на урок или экзамен, с грязной детской пеленкой)

    • Верите ли вы, что в старину балбесом называли ученика, который с запинками читал заданный урок? (Да. В старых гимназиях ученика, который не приготовил урок и читал книгу с запинками, насмешливо называли заикой. По-латыни заика — балбус, отсюда произошел и обрусевший вариант слова — «балбес»)

    • Верите ли вы, что, когда в древние времена люди употребляли в обращении к друг другу выражение: «заруби себе на носу», они имели в виду жестокий старинный обычай в особо важных случаях делать отметину на носу человека? (Нет, конечно. Нос здесь означает не орган обоняния, а памятную дощечку, бирку для пометок. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки с зарубками, сделанными для запоминания. Они и назывались носом)


  1. Словарь молодежного сленга

В качестве текста для перевода на общепонятный русский участникам предлагается (в письменном виде) отрывок из второй главы повести А.С. Пушкина «Дубровский», предварительно уже переведенный на язык молодежного сленга В. Трухиным.

  • Секретарь заткнулся и на цирлах подвалил к Троекурову, дал ему подмахнуть ксиву, и Троекуров с оттяжечкой подмахнул. Пора вдогонку и Дубровскому подмахнуть, а он кочумает.

  • Секретарь умолкнул и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его подписать бумагу, и торжествующий Троекуров подписал ее. Очередь была за Дубровским, а он стал неподвижен.

  1. Перевод с русского на наукообразный русский

Эти новые наукообразные выражения предлагаются ребятам для узнавания:

  • Клеткам овальной формы в скорлупе, в которых развиваются новые организмы, категорически запрещается передавать свой социально- исторический опыт одомашненному виду птиц с характерным кожным выростом на голове, имеющему отношение к их появлению на свет. (Яйца курицу не учат)

  • Возобновление в памяти уже известного и заученного является родительницей по отношению к своему детенышу — процессу получения образования. (Повторенье — мать ученья)

  • Усвоение каких-либо знаний, умений и навыков, а также деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, способны превратить в мелкие частицы все, что имеется в наличии. (Ученье и труд все перетрут)

  • Принуждение человека с низким интеллектом вступать в телепатический контакт с лицом, существование которого противоречит постулатам диалектического материализма, может привести к получению черепно-мозговой травмы. (Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет)

  • Насущную необходимость совокупности сведений для обеспечения физиологического существования всего живого можно уподобить значимости ручного огнестрельного орудия с винтовой нарезкой в канале ствола для сражения войск или армий. (Знания нужны в жизни, как винтовка в бою)



8. Подведение итогов. Награждение победителей

Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните обособленные определения.

Укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным цели. Укажите безличное предложение , которое входит в состав сложного предложения.


  1. Сжатая рожь бурьян молочай дикая конопля всё побуревшее от зноя рыжее и полумёртвое теперь омытое росою и обласканное солнцем оживало чтобы вновь зацвести. (2)Над дорогой с весёлым криком носились старички в траве перекликались суслики где-то далеко влево плакали чибисы. (3)Стадо куропаток испуганное бричкой вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. (4)Кузнечики сверчки скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку.

(А.П.Чехов)

























Ключи.

  1. Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (2) Над дорогой с весёлым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. (3) Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. (4) Кузнечики, сверчки ,скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку.

(А.П.Чехов)

План занятия.

  1. Тема, цель.

  • Односоставные безличные предложения. Односоставные безличные в составе сложных предложений.

  • Обособленные определения и приложения.

  • Сложноподчинённые с придаточными цели.


  1. Повторение с помощью таблицы «Способы выражения сказуемого в безличных предложениях». Заполнить примерами.

  2. Запись предложений под диктовку, установить способ выражения сказуемого:

  • Снег пропал – и тепло, и светло.

  • В комнатах тихо.

  • В лесу пахнет грибами и прелым листом.

  • Рассветает, над рекой поднимается седой туман.

  • Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, пока грохочущая слякоть весною чёрною горит.

  1. Взаимодиктант.

  2. Работа по тексту (формат ЕГЭ, В5, распечатка текста)

  3. Обособление определений.

  4. Самостоятельная работа. Проверка.

  5. Тест.

  6. Работа по тексту (формат ЕГЭ, В6, распечатка текста)

  7. Алгоритм с/п с придаточными цели.

  8. Найди «лишнее»

  9. Работа по тексту (формат ЕГЭ, В7, распечатка текста)

  10. Подведение итогов.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!