Праздник военной песни
« Песня в солдатской шинели»
Цели: - познакомить учащихся с историей создания известных песен о
войне;
- пробудить интерес к истории страны через произведения литературы, музыки, живописи;
- формировать чувство патриотизма;
- формировать компетенцию самоопределения (способность осмыслять свою деятельность и поведение в коллективе, формировать в себе личность);
- воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения.
Оформление: плакаты, рисунки детей, воздушные шары, медиа презентация, фонограммы песен военных лет)
1 Ведуший
Каждую весну наша страна живет в преддверии самого светлого праздника – праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую бы не затронула война. День Победы стал памятным днем павших, наградой живым. «Это праздник с сединою на висках, это радость со слезами на глазах». 71 год назад над Берлином было водружено победное знамя, в дома, где были горе и слезы, вошла радость и гордость за наших солдат.
2 Ведущий
Двадцать семь миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой битве…
Пусть каждый из вас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей, и пусть этот вопрос всегда будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших? Склоним головы перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны.
(Минута молчания)
1 Ведущий
Начало Великой Отечественной войны не остановило развития музыкальной культуры нашей страны. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: музы не молчали, когда говорили пушки. Тяжёлые военные испытания нашли отражение в разных произведениях композиторов – в песнях, симфониях, операх, кантатах, ораториях. Все эти произведения создали «музыкальную летопись» войны.
2 Ведущий
- Как вы думаете, какой жанр музыки был самым оперативным, стал частью жизни фронта и тыла?
Учащиеся: Песня.
2 Ведущий
Конечно, песня. Песня вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою, помогала с достоинством принять горечь поражения или радость победы, потери боевых товарищей.
1 Ведущий
«...Песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, ... всегда достигали своей благородной цели: звуки (такой песни) и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали её своей, родной, кровной помощницей...».
(Из воспоминаний-мемуаров маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна.)
2 Ведущий
Песни военных лет занимают особое место в музыкальной культуре нашей страны. Написанные в годы тяжёлых испытаний, они звали весь народ к борьбе во имя победы. Сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма народа, они не утратили своего воздействия и трогают сердца величием подвига.
1 Ведущий
- Нужны ли сегодняшнему поколению песни, написанные о Великой Отечественной войне? Ведь она закончилась давно. Как вы думаете?
Учащиеся:
Песни о Великой Отечественной войне, конечно, нужны. Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Великой Отечественной войны.
1 Ведущий
- А зачем были нужны песни на войне?
Учащиеся:
- Они были необходимы каждому человеку, так как поднимали настроение, сближали расстояние между бойцами и их родными. Солдаты знали, что их ждут дома, что бы с ними не случилось. И это придавало воинам огромную силу.
2 Ведущий
- Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе,
каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем.
А все как раз наоборот. Песни нужны были всем. Солдатам они помогали в самые трудные, в самые тяжелые минуты, с песней на привале солдаты отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми.
(Звучит песня» Кто сказал, что надо бросить песню на войне?»)
1 Ведущий
Песни – как люди. У каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхивают ярко и скоро угасают. И лишь немногие живут долго и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далёкие песни.
2 Ведущий
Сегодня на нашем празднике военной песни «Песня в солдатской шинели» уже по традиции прозвучат знакомые и не очень знакомые песни, стихи, рожденные войной и созданные уже после тех огненных лет, - в память не вернувшихся и в честь живых.
1 Ведущи
« Выходила на берег Катюша…»
Это слова из знаменитой песни «Катюша». Появилась она на свет за несколько лет до Великой Отечественной войны в 1938 году. Усилиями поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера был создан хит на века.
Грянула война. И «Катюша» в это жестокое время помогала выжить, поднимая боевой дух, укрепляя в бойцах веру в неизбежную победу. «Катюша» - песня о верности и любви.
Легкая и запоминающаяся мелодия быстро стала популярной и ушла в народ. Через несколько лет с этим ласковым женским именем стали прочно ассоциировать боевые установки времен Великой Отечественной войны, наводившие ужас на гитлеровские войска.
«Катюша» и сегодня в строю! Звучит дерзко, молодо и озорно!
(Песню «Катюша» исполняют учащиеся 7 «Б» кл.)
2 Ведущий
«Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим…», - так писал Булат Окуджава – фронтовик, поэт и музыкант в своей песне
«Десятый наш десантный батальон»
Впервые эта песня была исполнена в 1970 году как звуковое сопровождение к фильму Белорусский вокзал. Ветераны вспоминают свою боевую юность, своих фронтовых товарищей, они верны солдатской дружбе и после войны.
(Песню «Десятый наш десантный батальон» исполняют учащиеся 9 «А» кл.)
1 Ведущий
«Смуглянка»
Война пробуждала не только ненависть, но и такие чувства, как сострадание, милосердие, любовь. Поэт Яков Шведов еще в 1940 г. написал стихотворение «Смуглянка» ,музыку написал композитор Андрей Новиков в 1942 г.
И только в 1944 году песня была исполнена, имела большой успех и получила широкую известность. Ее подхватили и на фронте, и в тылу. «Смуглянка-молдаванка» была воспринята как народная песня о тех, кто героически сражался за освобождение своей многострадальной Родины от немецко-фашистских оккупантов.
(Песню «Смуглянка» исполняют учащиеся 5 «А» кл.)
2 Ведущий
Сколько «незнакомых поселков» освобождали и сколько « безымянных высот» защищали и брали ценой своих жизней наши солдаты за четыре кровавых года не счесть. Героическому подвигу советских солдат посвящена песня «На безымянной высоте»
Автор слов — поэт Михаил Матусовский, композитор — Вениамин Баснер. Песня написана в 1963г. на основе реальных событий — боя 18 советских солдат 8-й роты 718 полка 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта под командованием лейтенанта Евгения Порошина против 300 немецких солдат в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года на высоте 224,1 у деревни Рубеженка Калужской области. В течение всей ночи 18 солдат удерживали высоту, отбивая атаки превосходящих сил немцев (до 300 солдат). К утру из состава группы остались в живых лишь двое — рядовой Герасим Лапин был найден наступающими бойцами своей дивизии живым среди трупов, а сержант Константин Власов был захвачен в плен немецкими войсками (впоследствии бежал, воевал в партизанском отряде).
(Песню «На безымянной высоте» исполняют учащиеся 5 «Б» кл.)
1 Ведущий
Привезли солдата в медсанбат…
Врач сказал: Не доживёт до ночи…
- Мне бы … песню, - прошептал солдат,-
Я до песен с давних пор охочий…
Боль невыносима и остра,
Сто осколков раскрошили тело…
И сестра, усталая сестра,
До рассвета над солдатом пела.
Песню «Вальс фронтовой сестры» написал поэт Владимир Харитонов, участник Великой Отечественной войны с первого ее дня. Был ранен. Пережил всё, что могло выпасть на долю солдата.
Ежедневному подвигу девушек-медсестер, санитарок посвящается эта песня.
Музыку написал композитор Давид Тухманов. Впервые песня прозвучала в 1985 году на 40-летие Великой Победы.
(Песню исполняют учащиеся 9 «В» кл.)
2 Ведущий
Как тяжелы были минуты, когда родные и близкие провожали на фронт своих любимых. Что принесет война? Вернется ли твой самый дорогой человек живым и невредимым? Никто не мог тогда ответить на эти вопросы. Горестные предчувствия терзали сердца.
Наверное, нет человека в нашей стране, никогда не слышавшего стихотворения Константина Симонова «Жди меня». Это стихотворение помогало выжить и вернуться домой тысячам, миллионам людей, ушедшим на фронт в Великую отечественную войну, поэтому значение его трудно переоценить. И даже сейчас, спустя почти 71 год, «Жди меня» по-прежнему не теряет своей прелести, чистоты и возвышенности. Сам поэт тоже был на фронте – и именно между поездками туда создал это стихотворение, посвятив его своей любимой женщине – актрисе Валентине Серовой. Музыку к стихам написал Матвей Блантер.
Когда-то у Симонова спросили, какова история создания этого знаменитого стихотворения? Ответ на это был следующим: «У стихотворения "Жди меня" нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу, и я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением». Создано это стихотворение было в период между 7 и 15 июля 1941г.
(Музыкально-литературную композицию исполняют учащиеся 8 «А» кл.
1 Ведущий
И этот год ты встретишь без меня…
Когда б понять ты до конца
сумела,
Когда бы знала ты, как я люблю
тебя,
Ко мне бы ты на крыльях прилетела.
Авторы следующей песни «Ты ждешь, Лизавета…» – поэт Евгений Долматовский, композитор Никита Богословский. Они очень точно отразили в песне настроение времени, в которое оно создавалось, и, что примечательно, угадали в том далеком 1941 году, когда, в какую пору придет долгожданная Победа.
(Песню исполняют учащиеся 3 «Б» кл.
2 Ведущий
Встал солдат, но не шагнуть солдату:
Мать-старушка в деревенской хате
Долго будет горько слезы лить,
В тяжком горе рвать виски седые,
Ждать и за околицу ходить:
Мертвые остались молодыми,
Сколько б мы ни продолжали жить.
Рассказать о том, что испытывали матери, отправившие своих сыновей на фронт, невозможно. Словами не выразить, какая смертельная тяжесть легла на их плечи.
Музыкальную композицию на стихи Юрия Чичева и композитора Александра Ермолаева «Баллада о солдатской матери» исполняют учащиеся 2 «Б» кл.)
1 Ведущий
Еще невнятна тишина,
Еще в патронниках патроны.
И по привычке старшина
Бежит, пригнувшись, к батальону.
Еще косится автомат
На окон черные провалы,
Еще «цивильные» дрожат
И не выходят из подвалов.
И, тишиною потрясен,
Солдат, открывший миру двери,
Не верит в день, в который он
Четыре года верил.
Стихотворение "Солдату Сталинграда" Маргариты Агашиной, музыку к которому написал Владимир Мигуля, посвящено таджикскому прозаику Фатеху Ниязи, участнику Сталинградской битвы. Ничего не понадобилось придумывать, домысливать - только увидеть, как стоял он у Вечного огня над братской могилой, и в этой скорби быть с ним заодно...
«... Сила этой песни - в выразительной мелодии и искренности стихов. Она идет от сердца к сердцу... Поэтому мы, поколения настоящего и будущего, точно так же, как наши бабушки и дедушки, «стоим у святого огня», свято помня о том, «какой ценой завоевано счастье».
(Песню исполняют учащиеся 4 «Б» кл.)
2 Ведущий
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
(Композицию по стихотворению «Мой дедушка» исполняют учащиеся 6 «Б» кл.)
1 Ведущий
Годы, прошедшие после нашей победы в Великой Отечественной войне, уносят от нас последних ее участников… Но память об их подвиге остается жить и сегодня в сердцах молодого поколения.
Песня «А закаты алые» была написана авторами Наталией и Виталием Осошник в 2012 году и за короткое время своего существования завоевала сердца слушателей по всей стране. Она настолько искренняя и пронзительная, что многие принимают ее за песню, написанную в годы войны»
Это история молодых ребят, которых война застает на взлете их мечтаний и на пороге взрослой жизни. Через простые человеческие чувства «Герои» рассказывают о самой страшной трагедии нашей Родины, о которой молодое поколение начинает забывать.
(Композицию к песне исполняют учащиеся 7 «А» кл.)
2 Ведущий
Песня «Война» группы «Фактор-2» звучит в художественном фильме «Грозовые ворота». Эта песня о чеченской войне. Авторы песни – сами ребята из группы «Фактор-2».Эта песня тоже о боевых товарищах, о жизни, о любви, о доме.
(Учащиеся 6 «А» кл. исполняют песню)
1 Ведущий
А сейчас прозвучит еще одна песня о той Великой Отечественной войне. Эта песня - словно взгляд из настоящего глазами современных детей - на героическое прошлое их прадедов, нелёгкий путь к Победе в Великой Отечественной войне. Дети знают о той войне из фильмов, книг, из рассказов родственников. Почти у каждого в семье есть кто-то, кто не вернулся с войны. Много и тех, кто пришел в родной дом с Победой.В песне - надежда и вера в свою страну, благодарность за Великий подвиг солдат и офицеров.
Песня "О той весне" написана в самом начале 21 века, - автор стихов Елена Плотникова, композиторы Григорий Гладков и Гельсят Шайдулова
(Композицию по песне исполняют учащиеся 1 «Б» - «Б», 3 «А» - 4 «А» кл.)
2 Ведущий
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют победе, что в Берлине
Огнем попрала мощь огня.
Салют ее большим и малым
Творцам, что шли путем одним,
Ее бойцам и генералам,
Героям павшим и живым!
Сейчас прозвучит песня молодого композитора Полины Марьенко (2001г.) на стихи поэта-фронтовика Александра Коваля-Волкова, который освобождал Варшаву и брал Берлин. Песня «Носите ордена» посвящена всем ветеранам, которых осталось очень мало. Мы должны помнить великий подвиг, который совершили эти люди.
(Песню исполняют учащиеся 9 «Б» кл.)
1 Ведущий
И до сих пор мы слышим шум
капели
Победной, долгожданной
той весны,
Как хорошо, что вновь скворцы
запели,
Как хорошо на свете без войны!
Хотелось бы еще о многих песнях вспомнить сегодня, каждая из них достойна особого внимания. О них мы поговорим в следующий раз. На этом наш праздник окончен. До новых встреч.