СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник военной песни "Песня в солдатской шинели"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне, формирование чувства патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Праздник военной песни "Песня в солдатской шинели"»





Праздник военной песни

« Песня в солдатской шинели»



Цели: - познакомить учащихся с историей создания известных песен о 
войне; 

- пробудить интерес к истории страны через произведения литературы, музыки, живописи;

- формировать чувство патриотизма;

- формировать компетенцию самоопределения (способность осмыслять свою деятельность и поведение в коллективе, формировать в себе личность);

- воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения. 

Оформление: плакаты, рисунки детей, воздушные шары, медиа презентация, фонограммы песен военных лет)



1 Ведуший

Каждую весну наша страна живет в преддверии самого светлого праздника – праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую бы не затронула война. День Победы стал памятным днем павших, наградой живым. «Это праздник с сединою на висках, это радость со слезами на глазах». 71 год назад над Берлином было водружено победное знамя, в дома, где были горе и слезы, вошла радость и гордость за наших солдат.



2 Ведущий

Двадцать семь миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой битве…

Пусть каждый из вас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей, и пусть этот вопрос всегда будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших? Склоним головы перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны.

(Минута молчания)

1 Ведущий

 Начало Великой Отечественной войны не остановило развития музыкальной культуры нашей страны. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: музы не молчали, когда говорили пушки. Тяжёлые военные испытания нашли отражение в разных произведениях композиторов – в песнях, симфониях, операх, кантатах, ораториях. Все эти произведения создали «музыкальную летопись» войны.

2 Ведущий

- Как вы думаете, какой жанр музыки был самым оперативным, стал частью жизни фронта и тыла?

Учащиеся: Песня.

2 Ведущий

 Конечно, песня. Песня вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою, помогала с достоинством принять горечь поражения или радость победы, потери боевых товарищей.

1 Ведущий

 «...Песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, ... всегда достигали своей благородной цели: звуки (такой песни) и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали её своей, родной, кровной помощницей...».
(Из воспоминаний-мемуаров маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна.)

2 Ведущий

Песни военных лет занимают особое место в музыкальной культуре нашей страны. Написанные в годы тяжёлых испытаний, они звали весь народ к борьбе во имя победы. Сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма народа, они не утратили своего воздействия и трогают сердца величием подвига.

1 Ведущий

- Нужны ли сегодняшнему поколению песни, написанные о Великой Отечественной войне? Ведь она закончилась давно. Как вы думаете?

Учащиеся:

 Песни о Великой Отечественной войне, конечно, нужны. Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Великой Отечественной войны.

1 Ведущий

- А зачем были нужны песни на войне?

Учащиеся:

- Они были необходимы каждому человеку, так как поднимали настроение, сближали расстояние между бойцами и их родными. Солдаты знали, что их ждут дома, что бы с ними не случилось. И это придавало воинам огромную силу.

2 Ведущий

- Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, 
каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. 
А все как раз наоборот. Песни нужны были всем. Солдатам они  помогали в самые трудные, в самые тяжелые минуты, с песней на привале солдаты отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми.

(Звучит песня» Кто сказал, что надо бросить песню на войне?»)

1 Ведущий

 Песни – как люди. У каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхивают ярко и скоро угасают. И лишь немногие живут долго и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далёкие песни.

2 Ведущий

Сегодня на нашем празднике военной песни «Песня в солдатской шинели» уже по традиции прозвучат знакомые и не очень знакомые песни, стихи, рожденные войной и созданные уже после тех огненных лет, - в память не вернувшихся и в честь живых.

1 Ведущи

« Выходила на берег Катюша…»

Это слова из знаменитой песни «Катюша». Появилась она на свет за несколько лет до Великой Отечественной войны в 1938 году. Усилиями поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера был создан хит на века. 
Грянула война. И «Катюша» в это жестокое время помогала выжить, поднимая боевой дух, укрепляя в бойцах веру в неизбежную победу. «Катюша» - песня о верности и любви.
Легкая и запоминающаяся мелодия быстро стала популярной и ушла в народ. Через несколько лет с этим ласковым женским именем стали прочно ассоциировать боевые установки времен Великой Отечественной войны, наводившие ужас на гитлеровские войска.
«Катюша» и сегодня в строю! Звучит дерзко, молодо и озорно!

(Песню «Катюша» исполняют учащиеся 7 «Б» кл.)


2 Ведущий

«Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим…», - так писал Булат Окуджава – фронтовик, поэт и музыкант в своей песне
«Десятый наш десантный батальон»
Впервые эта песня была исполнена в 1970 году как звуковое сопровождение к фильму Белорусский вокзал. Ветераны вспоминают свою боевую юность, своих фронтовых товарищей, они верны солдатской дружбе и после войны.

(Песню «Десятый наш десантный батальон» исполняют учащиеся 9 «А» кл.)

1 Ведущий

«Смуглянка»

Война пробуждала не только ненависть, но и такие чувства, как сострадание, милосердие, любовь. Поэт Яков Шведов еще в 1940 г. написал стихотворение «Смуглянка» ,музыку написал композитор Андрей Новиков в 1942 г.

И только в 1944 году песня была исполнена, имела большой успех и получила широкую известность. Ее подхватили и на фронте, и в тылу. «Смуглянка-молдаванка» была воспринята как народная песня о тех, кто героически сражался за освобождение своей многострадальной  Родины от немецко-фашистских оккупантов.

(Песню «Смуглянка» исполняют учащиеся 5 «А» кл.)

2 Ведущий

Сколько «незнакомых поселков» освобождали и сколько « безымянных высот» защищали и брали ценой своих жизней наши солдаты за четыре кровавых года не счесть. Героическому подвигу советских солдат посвящена песня «На безымянной высоте»

Автор слов — поэт  Михаил Матусовский, композитор — Вениамин Баснер. Песня написана в 1963г. на основе реальных событий — боя 18 советских солдат 8-й роты 718 полка 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта под командованием лейтенанта Евгения Порошина против 300 немецких солдат в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года на высоте 224,1 у деревни Рубеженка Калужской области. В течение всей ночи 18 солдат удерживали высоту, отбивая атаки превосходящих сил немцев (до 300 солдат). К утру из состава группы остались в живых лишь двое — рядовой Герасим Лапин был найден наступающими бойцами своей дивизии живым среди трупов, а сержант Константин Власов был захвачен в плен немецкими войсками (впоследствии бежал, воевал в партизанском отряде).

(Песню «На безымянной высоте» исполняют учащиеся 5 «Б» кл.)

1 Ведущий

Привезли солдата в медсанбат…

Врач сказал: Не доживёт до ночи…

- Мне бы … песню, - прошептал солдат,-

Я до песен с давних пор охочий…

Боль невыносима и остра,

Сто осколков раскрошили тело…

И сестра, усталая сестра,

До рассвета над солдатом пела.

Песню «Вальс фронтовой сестры» написал поэт Владимир Харитонов, участник Великой Отечественной войны с первого ее дня. Был ранен. Пережил всё, что могло выпасть на долю солдата.

Ежедневному подвигу девушек-медсестер, санитарок посвящается эта песня.

Музыку написал композитор Давид Тухманов. Впервые песня прозвучала в 1985 году на 40-летие Великой Победы.

(Песню исполняют учащиеся 9 «В» кл.)

2 Ведущий

Как тяжелы были минуты, когда родные и близкие провожали на фронт своих любимых. Что принесет война? Вернется ли твой самый дорогой человек живым и невредимым? Никто не мог тогда ответить на эти вопросы. Горестные предчувствия терзали сердца.

Наверное, нет человека в нашей стране, никогда не слышавшего стихотворения Константина Симонова «Жди меня». Это стихотворение помогало выжить и вернуться домой тысячам, миллионам людей, ушедшим на фронт в Великую отечественную войну, поэтому значение его трудно переоценить. И даже сейчас, спустя почти 71 год, «Жди меня» по-прежнему не теряет своей прелести, чистоты и возвышенности. Сам поэт тоже был на фронте – и именно между поездками туда создал это стихотворение, посвятив его своей любимой женщине – актрисе Валентине Серовой. Музыку к стихам написал Матвей Блантер.

Когда-то у Симонова спросили, какова история создания этого знаменитого стихотворения? Ответ на это был следующим: «У стихотворения "Жди меня" нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу, и я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением». Создано это стихотворение было в период между 7 и 15 июля 1941г. 

(Музыкально-литературную композицию исполняют учащиеся 8 «А» кл.

1 Ведущий

И этот год ты встретишь без меня…

Когда б понять ты до конца

сумела,

Когда бы знала ты, как я люблю

тебя,

Ко мне бы ты на крыльях прилетела.



Авторы следующей песни «Ты ждешь, Лизавета…» – поэт Евгений Долматовский, композитор Никита Богословский. Они очень точно отразили в песне настроение времени, в которое оно создавалось, и, что примечательно, угадали в том далеком 1941 году, когда, в какую пору придет долгожданная Победа.

(Песню исполняют учащиеся 3 «Б» кл.

2 Ведущий

Встал солдат, но не шагнуть солдату:
Мать-старушка в деревенской хате
Долго будет горько слезы лить,
В тяжком горе рвать виски седые,
Ждать и за околицу ходить:
Мертвые остались молодыми,
Сколько б мы ни продолжали жить.

Рассказать о том, что испытывали матери, отправившие своих сыновей на фронт, невозможно. Словами не выразить, какая смертельная тяжесть легла на их плечи.

Музыкальную композицию на стихи Юрия Чичева и композитора Александра Ермолаева «Баллада о солдатской матери» исполняют учащиеся 2 «Б» кл.)

1 Ведущий

Еще невнятна тишина,

Еще в патронниках патроны.

И по привычке старшина

Бежит, пригнувшись, к батальону.

Еще косится автомат

На окон черные провалы,

Еще «цивильные» дрожат

И не выходят из подвалов.

И, тишиною потрясен,

Солдат, открывший миру двери,

Не верит в день, в который он

Четыре года верил.

Стихотворение "Солдату Сталинграда" Маргариты Агашиной, музыку к которому написал Владимир Мигуля, посвящено таджикскому прозаику Фатеху Ниязи, участнику Сталинградской битвы. Ничего не понадобилось придумывать, домысливать - только увидеть, как стоял он у Вечного огня над братской могилой, и в этой скорби быть с ним заодно...
«... Сила этой песни - в выразительной мелодии и искренности стихов. Она идет от сердца к сердцу... Поэтому мы, поколения настоящего и будущего, точно так же, как наши бабушки и дедушки, «стоим у святого огня», свято помня о том, «какой ценой завоевано счастье».

(Песню исполняют учащиеся 4 «Б» кл.)

2 Ведущий

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

(Композицию по стихотворению «Мой дедушка» исполняют учащиеся 6 «Б» кл.)

1 Ведущий

Годы, прошедшие после нашей победы в Великой Отечественной войне, уносят от нас последних ее участников… Но память об их подвиге остается жить и сегодня в сердцах молодого поколения.

Песня «А закаты алые» была написана авторами Наталией и Виталием Осошник в 2012 году и за короткое время своего существования завоевала сердца слушателей по всей стране. Она настолько искренняя и пронзительная, что многие принимают ее за песню, написанную в годы войны»

Это история молодых ребят, которых война застает на взлете их мечтаний и на пороге взрослой жизни. Через простые человеческие чувства «Герои» рассказывают о самой страшной трагедии нашей Родины, о которой молодое поколение начинает забывать.

(Композицию к песне исполняют учащиеся 7 «А» кл.)

2 Ведущий

Песня «Война» группы «Фактор-2» звучит в художественном фильме «Грозовые ворота». Эта песня о чеченской войне. Авторы песни – сами ребята из группы «Фактор-2».Эта песня тоже о боевых товарищах, о жизни, о любви, о доме.

(Учащиеся 6 «А» кл. исполняют песню)

1 Ведущий

А сейчас прозвучит еще одна песня о той Великой Отечественной войне. Эта песня - словно взгляд из настоящего глазами современных детей - на героическое прошлое их прадедов, нелёгкий путь к Победе в Великой Отечественной войне. Дети знают о той войне из фильмов, книг, из рассказов родственников. Почти у каждого в семье есть кто-то, кто не вернулся с войны. Много и тех, кто пришел в родной дом с Победой.В песне - надежда и вера в свою страну, благодарность за Великий подвиг солдат и офицеров.

Песня "О той весне" написана в самом начале 21 века, - автор стихов Елена Плотникова, композиторы Григорий Гладков и Гельсят Шайдулова

(Композицию по песне исполняют учащиеся 1 «Б» - «Б», 3 «А» - 4 «А» кл.)

2 Ведущий

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

Салют ее большим и малым

Творцам, что шли путем одним,

Ее бойцам и генералам,

Героям павшим и живым!

Сейчас прозвучит песня молодого композитора Полины Марьенко (2001г.) на стихи поэта-фронтовика Александра Коваля-Волкова, который освобождал Варшаву и брал Берлин. Песня «Носите ордена» посвящена всем ветеранам, которых осталось очень мало. Мы должны помнить великий подвиг, который совершили эти люди.

(Песню исполняют учащиеся 9 «Б» кл.)

1 Ведущий

И до сих пор мы слышим шум

капели

Победной, долгожданной

той весны,

Как хорошо, что вновь скворцы

запели,

Как хорошо на свете без войны!

 Хотелось бы еще о многих песнях вспомнить сегодня, каждая из них достойна особого внимания. О них мы поговорим в следующий раз. На этом наш праздник окончен. До новых встреч.