ГБОУ ЛНР «Стахановская многопрофильная гимназия №15
имени В.А.Сухомлинского»
Праздник, посвящённый творчеству А. Барто
(к 115-летию со дня рождения) - «Заповедные тропы детства»
2-А класс
Составили и провели:
учитель начальных классов
Козыренко О.А.;
библиотекарь гимназии
Ветрова Л.П.
Праздник, посвящённый творчеству А. Барто
(к 115-летию со дня рождения) - «Заповедные тропы детства»
Цель: Расширение представлений детей о творчестве А.Л. Барто.
Задачи:
1.Совершенствовать навыки выразительного чтения.
2.Развивать индивидуальные творческие способности, умение мыслить, правильно отвечать на вопросы по содержанию.
3.Воспитывать интерес к литературному творчеству, любовь к книгам.
Оборудование:
- выставка книг А.Л. Барто;
- портрет А. Барто;
- видео по творчеству А.Барто;
- видео с песнями;
-компьютер;
- рисунки детей (по содержанию стихотворений А.Барто);
-игрушки (по содержанию стихотворений А.Барто).
ХОД ПРАЗДНИКА:
(Видео №1: Гимн книге «Читайте! Читайте!»)
I. Организационный момент.
Ведущий:
- Ребята, сегодня у нас замечательный праздник! И начинаем его с чудесной песни.
- А о чём эта песня? (о книге)
-Для чего нужно читать? (чтобы быть умным, добрым, известным…)
Библиотекарь:
- Да, ребята, сейчас в нашей гимназии проходит Неделя детской книги. И ваш класс принимает активное участие.
II.Знакомство с темой праздника.
Ведущий:
- А посвящается наш праздник любимой с детства поэтессе Агнии Барто.
(демонтстрация портрета А.Барто)
- Раз она детская поэтесса, то наш праздник так и называется «Заповедные тропы детства». Мы обратимся к творчеству А.Барто, вспомним самые известные её стихотворения.
III.Основная часть праздника.
а) Просмотр видео о фактах биографии А. Барто и беседа.
- Давайте вспомним об Агнии Барто, просмотрев видео. Внимательно посмотрите и послушайте, а потом ответьте на вопросы:
1. Кем ещё по профессии была А.Барто, кроме как поэтессой? (писательница, киносценарист)
2. Барто – это литературный псевдоним поэтессы, выбранный, чтобы подписывать свои стихотворения, а какая же настоящая её фамилия? (Волова)
3.Сколько лет было Агнии Барто, когда она написала свою первую книгу? (в 19 лет)
(задаю по 1 вопросу для каждой группы детей)
(Видео №2 – от начала до 1 мин. 49 с.)
Библиотекарь:
- Кто внимательно слушал и может ответить на вопрос: Когда к А.Барто пришла огромная популярность? (после того, как была напечатана её книга стихов для детей «Игрушки»)
- А какие стихотворения из детства вы знаете? («Лошадка», «Зайка», «Бычок», «Мишка», дети могут рассказать по несколько строк стихотворений)
(демонстрация обложек книг)
Ведущий:
- Давайте возвратимся к творчеству поэтессы и узнаем, какая отличительная особенность стихов для детей А.Барто.
(Видео№2 – с 2 мин.13 с. до2 мин. 28 с.)
б) Исполнение танца под песню «Любочка» (сл. на стихи А.Барто).
- Да, стихи легко запоминающиеся, с юмором так подходят для детей!
-А какие стихи весёлые, в этом вас убедит Даша с танцевальной композицией «Любочка» - на стихи А.Барто была подобрана музыка и получилась замечательная песенка. Приветствуем Дашу!
(танец под песню «Любочка», на стихи А.Барто)
в) Просмотр видео о фактах биографии А.Барто и беседа.
Ведущий:
- Ребята, прослушайте отрывок из видео и скажите: Как увековечена память А.Барто? (её именем названа одна, из малых планет и кратер на Венере)
(Видео №2 – с 5 мин. до конца)
Библиотекарь:
- Да, ребята, А. Барто прожила долгую и такую нужную людям жизнь, посвятив своё творчество детям! В этом году – 17 февраля исполнилось бы 115 лет со дня рождения.
(демонстрация фрагмента выставки)
г) Прочтение письма для А. Барто от старшеклассницы, которая уже сама стала мамой, прочтение стихотворения А. Барто малышом.
Ведущий:
- На стихах А.Барто воспитывались и воспитываются многие поколения.
Доносится эхо из звонкого детства,
В него возвратиться не сможет никто.
Шепнём по секрету. Есть верное средство:
Читать надо книжки со стихами Барто!
На каждой страничке – урок бескорыстья,
На каждой страничке – рецепт доброты!
Открыта дорога к великим открытиям.
Открыта дорога к приближению мечты!
Листаются годы, как книги странички,
Скрипит по бумаге устало перо.
Давно уже в прошлом вихры и косички,
Уже ты читаешь сынишке – Барто.
(выходит мама с маленьким сыном, они идут, а библиотекарь открывает и зачитывает письмо)
Библиотекарь:
ПИСЬМО А.БАРТО
Дорогая А.Барто! Пишет Вам ученица старших классов. С детства мои родители читали мне стихи, их было большое количество, но самыми любимыми были именно Ваши. Мама перечитывала их много раз, и каждый из них был как будто новым, особенным.
Ведущий:
- Эта ученица уже сама мама, у неё растут дочка и сын, и сегодня она пришла на наш праздник.
Мама Даши:
- Да, ребята, когда я была маленькая, я очень любила стихи А.Барто, а когда я уже стала мамой, я учила эти стихи с Дашей, а Даша уже учит их со своим младшим братом Димой.
Брат Даши:
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
д) Прослушивание песен на стихи А. Барто и просмотр видео.
Ведущий:
- Вы уже узнали, что на стихи А.Барто создаются мелодии и получаются прекрасные песенки. Давайте немного отдохнём и послушаем одну из них. Можно подпевать!
(Видео№3 – с 0 мин.36 с. до1 мин. 49 с.)
е) Инсценировка по произведениям А. Барто.
Библиотекарь:
- Оказывается, у А. Барто есть не только стихотворения, а и разные сценки.
(дети разыгрывают сценки)
СЦЕНКА 1. «Непослушная кошка»
Мама. Светлана, где кусочек шоколада, который я оставила на столе?
Света. Мама, его кошка съела.
Мама. Зачем ты ей позволила?
Света. Да я не позволила, я ей сказала: «Не трогай», а она говорит: «Не твоё дело!»
СЦЕНКА 2. «Волшебные очки»
Серёжа. Когда я вырасту, я изобрету очки с необыкновенными стёклами. Их наденешь, посмотришь в тетрадку – ни одной ошибки не видно.
Мама. Кому же нужны такие очки?
Серёжа. Нашей учительнице. А то она очень расстраивается, что в наших тетрадях много ошибок.
СЦЕНКА 3. «Разведчица»
Дочь. Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?
Мама. Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?
Дочь. А меня Вова на разведку прислал.
ж) Видео-викторина по творчеству А. Барто.
Ведущий:
- А теперь давайте окунёмся в мир раннего детства и поучаствуем в видео-викторине.
(Видео№4 – от начала до 4 мин. 12 с. с паузами для ответов)
ВИКТОРИНА
1. Кого бросила хозяйка, оставив мокнуть под дождём? (зайку)
2. Куда лёг бычок, когда пришла пора спать? (в коробку)
3.Какой зверь из стихотворения «Спать пора!» не хочет спать и только качает своей головой? (слон)
4.Чего боится бычок, который идёт, качается и вздыхает на ходу? (упасть)
5. Что заставило нашу Таню громко плакать? (уронила мячик в речку)
6. Куда лёг сонный мишка, когда пришла пора спать? (в кровать)
7.Кого уронила на пол и оторвали лапу? (мишку)
8.Где купили резиновую Зину? (в магазине)
9.Что позволит нам понестись над лесами, а потом вернуться к маме? (самолёт)
10. Какая игрушка в руках у Андрюшки? (погремушка)
з) Прочтение стихов А. Барто на английском языке с переводом.
Ведущий:
- Стихотворения А.Барто известны во всём мире, переводились на разные языки.
-Ребята представят вам перевод стихотворения «Грузовик» на английский язык.
Ученик 1.
THE LORRY
Now we all are very sorry:
We put Pussy in the lorry$
Pussy didn`t like the ride –
So! The lorry’s on the side!
Ученик 2.
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик!
и) Демонстрация книг-сборников А.Барто.
Библиотекарь:
- А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чём мечтают, что любят делать и чего не любят. Она отлично знала детские проказы, маленькие хитрости, и умела весело обо всем рассказывать. Она владела неоценимым даром юмора, умела заставить смеяться своих читателей над их же недостатками. Поэтому читать стихи А.Барто очень легко и интересно. Читаешь и сразу представляешь себе этих ребят, как будто встречал их в жизни.
Ведущий:
- Сколько стихотворений для ребят разного возраста оставила нам А.Барто! Она за свою жизнь написала более 700 стихотворений! Вот самые известные названия сборников её стихотворений: «Игрушки», «Наша Таня громко плачет», «Идёт бычок, качается», «Мне теперь не до игрушек», «Я расту», «Мы с Тамарой», «Я на уроке в первый раз», «Вовка - добрая душа», «Дневник Наташи Ивановой».
(демонстрация библиотекарем книг-сборников А. Барто)
к) Конкурс чтецов стихотворений А. Барто.
Библиотекарь:
-А давайте вспомним некоторые стихотворения и проведём конкурс чтецов на замечательное исполнение. Каждый чтец будет оценён!
- А раз это конкурс, я представляю жюри…..
Ведущий:
- ………………. познакомит нас с собакой, которая была одинокой и так хотела заботы и ласки от хозяина! Чтец 1. Собака
Она с утра лежит не лая,
Она собака пожилая.
Ей надоело лаять, злиться…
Большая, рыжая, как львица,
Она лежит не шевелится
И смотрит молча, не ворча,
На прилетевшего грача.
А этот грач
Совсем не глуп:
Из чашки пьет
Собачий суп.
— Ты что молчишь? —
Кричит ей кто-то.
Ей даже тявкнуть
Неохота,
Ее с утра
Берет дремота…
Собака спит.
Ей снится детство:
Она щенок,
И все кричат:
«Да замолчи ты,
Наконец-то!
Опять ты лаешь
На грачат!»
Библиотекарь:
- …………………….. расскажет нам об одном чуде, которое случилось с ней прямо на уроке.
Чтец 2. Чудо на уроке
Я однажды ненароком
Задремала за уроком.
Мне уютно и приятно,
Я на лодочке плыву,
И одно мне непонятно,
Что во сне, что наяву.
Вдруг неведомо откуда
Раздается вдалеке:
— Шура Волкова, к доске!
И вот тут случилось чудо:
Я на лодочке плыву
И во сне кувшинки рву,
А урок я без запинки
Отвечаю наяву.
Получила тройку с плюсом,
Но вздремнула я со вкусом.
Ведущий:
- ……………. познакомит нас с миром фантазии юной художницы.
Чтец 3. Художник
Рисовать я буду!
Рисовать я буду,
Каждому рисунку
Радуясь, как чуду!
Что я нарисую?
Девочку босую
И в цветах долины,
Парня с мандолиной —
По тропинке длинной
Он уходит в путь…
Вдалеке вершины
Все в снегу по грудь.
Рисовать я буду
И мечтать, что всюду
Поняли меня…
Рисовать я буду
Деда у огня,
Сельский дом болгарский,
Горы в тишине…
Кисточка и краски,
Помогите мне!
Библиотекарь:
- ……………… расскажет о любимой игре ребятв годы детства поэтессы А.Барто на улице в тёплые весенние деньки.
Чтец 4.
Верёвочка
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.
Ведущий:
- ………………… поведает о девочке Надюшке, а хороши её поступки и поведение или нет, судите сами!
Чтец 5. Надюша
Встали девочки чуть свет,
В сад спешит бригада.
Говорит Надюша вслед:
— Больше всех им надо!
Посадили деревца —
И заботы хватит.
Для чего же без конца
Бегать, поливать их?
В гости к девочке больной
В праздник шла бригада,
Снова голос за спиной:
— Больше всех им надо!
Я у девочки больной
В будни посидела,—
Что мне тратить выходной
На такое дело?
— Надя, где твоя душа? —
Говорит бригада.
И, орешки шелуша,
Надя молвит не спеша:
— Для чего же мне душа,
Больше всех мне надо?!
(жюри подводит итоги конкурса)
л) Подведение итогов Конкурса чтецов и просмотр видео о фактах биографии и творчества А. Барто.
Ведущий:
- Пока жюри подводит итоги, мы продолжим знакомство с биографией А.Барто. Просмотрите и прослушайте отрывок видео и ответьте на вопрос: Кем же ещё была А.Барто? (кинорежиссером; а также возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей и была членом международного Андерсеновского жюри)
(Видео №2 – с 3 мин. 44 с. до 4 мин.40 мин.)
(Если жюри ещё продолжает подводить итоги, то можно включить песенки на стихи А.Барто – Видео №3 – с 6 мин.43с. до7 мин. 23 с.)
м) Награждение участников Конкурса чтецов.
Библиотекарь:
- Слово жюри для награждения участников конкурса чтецов.
(НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА ЧТЕЦОВ)
(вручение дипломов)
IV.Заключительная часть праздника.
Ведущий:
- Агнии Барто удалось найти внутреннее единство двух миров – взрослого и детского. Ведь в каждом взрослом живёт ребёнок. Сегодня у всех присутствующих взрослых была возможность вновь прикоснуться к миру детства, а у детей открыть для себя что-то новое в творчестве А. Барто.
-Так что же нового вы узнали на нашем празднике?
-Сколько лет со дня рождения А.Барто исполняется в этом году?
(ответы детей)
Библиотекарь:
- Яркий, добрый, безграничный мир детства в творчестве А.Барто! Мир, в котором всё просто и понятно! Вот и прошлись мы заповедными тропами детства А.Барто.
Ведущий:
- Вот и подошла к концу наша встреча. От всей души хочу сказать спасибо моим ученикам за помощь в подготовке праздника и прекрасное выступление. Мы благодарим гостей за внимание. И как напоминание о нашем празднике мы хотим каждому вручить Диплом знатока творчества А.Барто, закладку с изображением портрета А.Барто и знакомыми вам героями её стихотворений, а также воздушные шарики, как залог радости и отличного настроения.
(вручение сувениров)
- Помним о добром отношении друг к другу, чему нас и учат стихотворения А.Барто! Песня в подарок всем присутствующим!
(Видео №5– песенка «От лучей доброты»)