СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздники, традиции и ремёсла народов России(курс внеурочной деятельности)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" рассчитана на 35 учебных часов для обучающихся 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Праздники, традиции и ремёсла народов России(курс внеурочной деятельности)»


Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Л.Н. Михеевой / Сборник программ внеурочной деятельности: 5-6классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011.

Программа предназначена для обучающихся 6классов.

Основная цель программы - изучение основных праздников и традиций народов России, установление связи народной культуры и современности.

Учебно-методический комплект:

-Л.Н. Михеева / Сборник программ внеурочной деятельности: 5-6 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой.

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Формы организации проведения занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога: разучивание игр, песенок, считалок, игр-хороводов; сравнение одежды, жилища, обычаев и образования крестьян и дворян. графика, живопись, лепка из пластилина, моделирование, работа с природным материалом.

Требования к результатам освоения содержания внеурочной деятельности.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;

- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-  организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научиться:

- проводить сравнение и классификацию объектов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Предметные результаты:

- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.


Содержание программы внеурочной деятельности.

Старинный русский быт

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан – у женщин. Роль орнамента – оберега (вышивка).

Солнце, дерево, вода, конь – источники жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки – у крестьян (мужская одежда).

Лапти, баретки, онучи, поршни – крестьянская обувь. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки – у бояр. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шелком у боярынь и боярышень.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

Русская изба (клеть, сени – холодное помещение, теплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы. Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет елки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Щи, похлебки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» - от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мед. Пиво. Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.

Учеба. Школа.

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница – футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага.

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счет, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.

Новый русский быт (со времен Петра I)

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритье бород.

Петровские ассамблеи. Наряда дам. Шелк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие прически дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века.

Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; легкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Прически с локонами. Одежда дворян – мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шелковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.

Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.

Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин).

Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги. Русские пословицы и поговорки об одежде.

Усадьба. Дворянские особняки.

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон.

Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инструстрацией.

Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.

Камины. Изразцовые печи. Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернеры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели – летом. Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры. Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений и искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства. Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря.

Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских – обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике. Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.

Русские народные праздники

Зимушка- зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси.

Праздники – время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарем. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей. Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки – веселое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые – древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Елка – символ «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.

Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

Весна – веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.

Масленица – весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года – зиму и весну. Традиция печь блины (млины). Масленица – особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времен; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (сжигание чучела); ряженье, игры.

Прощеное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост – время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба – символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево). Пасха – главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба – артоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка – закликание весны рано утром с вершины холма, горки.

Лето красное. Егорьев день.

Егорьев день – 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.

Троица. Духов день День Святой Троицы («Зеленые святки»): разделение зимы и лета. Духов день – именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками березы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи.

Хороводы, гулянья вокруг березки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание березки. Кумление девушек.

Иван Купала Иван Купала – главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнем и водой. Иван-да-Марья – праздничный цветок Купала. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.

Петров день. День Петра и Павла – 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют еще Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Петр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Петр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост.

Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придет Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния.

Ильин день. Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда – лето, после обеда – осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после – запасается».

У древних славян громом, молнией и дождем распоряжался бог Перун – громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун- Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья – пророк – громобой. Чтобы задобрить Илью – пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьет», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озерах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, меда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).

Успение Богородицы (Первые осенины – 28 августа). Спожинки – окончание жатвы.

Покров Богородицы (14 октября) – первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимнихпоседелок.

Русские народные игры

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.

Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.

Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)

Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас.

Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.

Народные танцы.

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», - говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви.

Пляски – наиболее распространенный жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа – душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица». Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе XIX века. Она сопровождается игрой гармонии, балалайке, баяне.

Календарно-тематическое планирование

№ темы

Тема

Количество часов

Дата проведения

Виды контроля

Примечание

План

Факт



Раздел 1. Старинный русский быт (9 ч.)


1-2

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.


2





3-4

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем


2





5-7

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.


3





8

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.


1





9

Учеба. Школа


1





Раздел 2. Новый русский быт (со времён Петра I) ( 6 ч.)


10

Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки


1





11

Усадьба. Дворянские особняки


1





12-13

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны


2





14-15

Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса


2





Раздел 3. Русские народные праздники (7 ч.)



16-18

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение


3





19-22

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха


4





Раздел 4. Русские народные забавы (13 ч.)


23

Роль игр в жизни детей

1





24 -25

Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.


2





26-28

Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)


3





29-31

Народные танцы


3





32-34

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров


3





35

Подведение итогов

1