СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предкам славянам честь и хвала!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка воспитательного мероприятия направлена на ознакомление учащихся с историческими фактами жизни древних славян. Учащиеся в игровой, занимательной форме знакомятся с бытом, особенностями жизни, верованиями предков, учатся уважать и гордиться историческим прошлым своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Предкам славянам честь и хвала!»

Сценарий воспитательного мероприятия: «Предкам славянам честь и хвала!»

Цель: знакомство детей с древними предками – славянами, с первыми историческими фактами образования Руси, расширение кругозора, развитие и пополнение словарного запаса детей, воспитание любви к родному краю, гордости за свой народ, его исторический опыт, чувства патриотизма.

Задачи: познакомить с историческими сведениями о далеком прошлом нашего края, способствовать развитию интереса учащихся к изучению традиций и обычаев жителей Отечества.

Воспитывать уважение к жизни предков, чувство национальной гордости, интерес к прошлому своего народа.

Содействовать созданию общей радости, хорошего настроения.

Ход мероприятия

Учитель

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о том, как жили в далеком прошлом наши древние предки славяне. (Слайд№1)

-Откуда же пошла русская земля?

На прекрасной великой равнине, где реки, нивы, леса и долины волшебным ковром разлились, жили наши предки славяне. А земля, на которой жили славяне, стала называться Русью. Предки – это люди, которые жили перед нами, до нас.

Ученик

- Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами живём, находились равнины, реки, горы, непроходимые леса, полные зверей и птиц. Жить в таких условиях могли очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славян. Это слово напоминает слова: слава, славный. Да, славяне – это славный, хороший, добрый, красивый народ. (Слайд№2,3)

Чтец

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!(Слайд№4)

Чтец

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…( Слайд№5)

Учитель

Любят ребята слушать истории о храбрых героях, прекрасных девицах, о злых и добрых волшебниках, но все – таки нам нужно знать правду – быль о тех, кто когда – то жил на нашей родной земле.

Ученик

В старину в Отечестве нашем не было прекрасных городов, в которых можно было любоваться прекрасными строениями, фонтанами и парками, а видны были только дымные избушки, непроходимые леса да топкие болота. В них люди жили, лицом красивые и станом, гордые славными делами предков, смелые и непобедимые на войне. Их называли славянами. (Слайд №6)

Ученик

Славяне старались доказать, что недаром их так называют. Они действительно отличались всеми качествами, которые составляют славу любого народа. Они были честными мужественными, гостеприимными и смелыми.

Чтец

Русоволосые и темноволосые,

Сероглазые и кареглазые

Лицом светлые и смуглолицые,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все: Мы – славяне! (Слайд №7)



Учитель

- Откуда же они пришли и где селились наши предки?

Ученик ( Стихотворение И. Никитина «Русь»)

Под большим шатром

Голубых небес-

Вижу – даль степей

Зеленеется.

Ученик

И на гранях их

Выше темных туч,

Цепи гор стоят великанами.

По степям, в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Ученик

Широко ты,

Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

У тебя ли нет

Поля чистого

Где б разгул нашла

Воля смелая?

Ученик

У тебя ли нет

Про запас казны.

Для друзей стола,

Меча недругу?

Ученик

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя.

Назвать матерью. (Слайд №8)

Ученик

Стать за честь твою

Против недруга

За тебя в нужде

Сложить голову!

У тебя ли нет

Поля чистого,

Где б разгул нашла

Воля смелая?





Учитель

О славянах – защитниках слово нам ребята скажут. Ведь богатыри - герои почитались всегда народом.

Ученик

Наш народ не был воинственным и агрессивным, но когда заходила речь о защите родной стороны, не было славянам равных в силе и храбрости. Мужчины вооружались и становились воинами, когда приближался враг. Древний византийский писатель утверждал, что народ славянский отважен, храбр и силён.

Ученик

У славян имелись дружины, В основе организации войска лежало деление на роды и племена. Возглавлял воинов рода старейшина (староста), во главе племени стоял вождь или князь. Идя в бой, они давали клятву на щите и мече «Победа или смерть!» Плен считался позором для воина- славянина.

Учитель

Мы говорим о древних славянах в преддверии праздника – Дня защитника Отечества, а значит, можем поздравить всех ныне живущих защитников Отечества, будущих воинов и вспомнить богатырей прошлого. (Слайд №9)

Вы, конечно знаете героев русских былин. Славных русских богатырей?

( Встречайте)

Илья Муромец

Я из города Мурома, из села Карачарова. И зовут меня Илья Муромец. А кто помнит имена моих друзей, что бились со мной за Русь – матушку?

Дети

Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Илья Муромец

Правильно. А вот и они.

Алеша Попович

Я Алеша Попович по имени, из Ростова Великого города. А товарищ мой – Добрыня Никитич.



Учитель

А не спеть исполнить ли нам старинную песню, прославляющую защитников земли русской? (Слайд №10)

Добрыня Никитич.

С удовольствием!

( Исполняется строевая песня «Солдатушки, бравы ребятушки»)

Учитель

Н только смелыми и храбрыми были наши предки и, а мастерами были на все руки. Они изготавливали большое количество различных инструментов, которые облегчали и ускоряли их труд, а также улучшали их жизнь. Постепенно на Руси стали появляться первые ремесленники.

- Каким ремеслом занимались наши предки славяне?

Ученик

Славяне выплавляли железо и делали из него топоры, серпы, ножи, стрелы, наконечники для них. Мастерски изготавливали глиняную посуду, делали украшения. Но главное занятием - земледелие. Ученые нашли земледельческие орудия труда. (Слайд №11)

Физминутка

Учитель

Встаньте. Попробуйте отгадать по моим действиям, чем занимались славяне и повторяйте за мной: «доят корову, кормят птиц, варят еду, воспитывают детей, шьют одежду, стреляют из лука, рубят деревья»

Ученик

Занимались наши предки и торговлей. Торговали с народами Востока, Прибалтики, с другими славянскими племенами. Об этом говорят арабские монеты, предметы конской упряжи, украшения, костяные гребни из бронзы, стекла, янтаря, сердолика и горного хрусталя. (Слайд №12)

Учитель

Славяне разделялись на разные племена: поляне ( жили в поле), дреговичи ( жили вблизи болот, «дрегва» – топкая земля), кривичи ( жили вблизи неровной местности с лесами и болотами), радимичи (жили в союзе с восьмью племенами, которые роднились между собой). (Слайд №13)



Учитель

- Наши предки-славяне были дружелюбными, но на них часто нападали враги, опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен, а жители оборонялись. Когда нужно было защитить свои земли и родных, славяне становились отважными воинами и не жалели жизни. Многие из славян отличались необыкновенной физической силой.

Так, у новгородских славян не было государя, Они считали своим начальником того, кто отличился на поле битвы. И именно там, в бою, проявлялся истинный характер славян. (Слайд №14)

Вспомним пословицы, которые отражают характер русичей – славян.

(Пословицы говорят зрители) (Слайд №15)

Дети

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!

- Родина – мать, умей за нее постоять!

- Где смелость, там и победа.

- Храбрость города берет.

- Все за одного, один за всех.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

-Землю солнце красит, а человека – труд.

Учитель

А сейчас поговорим о вере христианской и о грамоте славянской, ведь без этого не быть славянам славными.

Ученик

Многое умели славяне, не был веры истинной на Руси. Князья русские в столице Древне Руси граде Киеве задумались над жизнью народа и поразмыслив крепко, сравнив все верования, пришли к вере христианской, православной. Из греческой земли пришла святая вере и освятила Русь. (Слайд №16)

Киевского князя Владимира за то, что он крестил Русь, назвали славяне «Красным Солнышком», и в реке Днепр крестились славяне.

Ученик

Осветилась Русь верой истинной и пришли тогда два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуне. Дома они говорили на славянском языке, а обучение в школах было на греческом. И придумали Кирилл и Мефодий буквы, а из них составили азбуку. Называться она стала Кириллицей в честь одного из создателей азбуки.

Ученик

По широкой Руси – матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются. (Слайд №17)

Ученик

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Ученик

Буква к букве будет слово,

Слово к слову- речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Все: Наш славянский алфавит! (Слайд №18)

Ученик

Все народы, что пишут кириллицей.

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей. (Слайд №19)

Учитель

Говорят, что песня – душа народа. У славян был обычай играть, петь песни и водить хороводы. Они веровали, что это увеличивают плодородие земли. По –особому, относились славяне к земле и к берёзке. Мы покажем старинный славянский хоровод. (Слайд №20)

Девушки на лужайках выбирали самую красивую берёзку и украшали её разноцветными ленточкам, взрослые приносили на лужайку всякие угощения, русичи всегда были гостеприимными и хлебосольными.

(Дети заводят хоровод под русскую народную песню «Во поле берёзонька стояла»)

Учитель

А сейчас ребята покажем богатырям наши знания. (Слайд №21)

( Зал делится на две дружины по обычаю славян: «Витязи» и «Русичи»)

Ведущий задает вопросы членам команд, присутствующие учителя оценивают ответы на вопросы викторины «Колесо истории»

Примерные вопросы

1.Какой город был столицей Древней Руси?

2. Как назывались славянское племя, жившее в поле?

3.Какого князя люди прозвали Красное Солнышко?

4. От какого народа пришло христианство на Русь?

5.Как звали трех русских богатырей?

6. Кто создал славянскую азбуку?

7. В какой реке совершался первый обряд крещения Руси?

8. Закончите пословицу: « Плох тот солдат, который не мечтает стать…(генералом)

9. Кто такие кривичи?

10. Закончите пословицу: «Родина – мать, умей за нее ….(постоять)

Учитель

Хорошо плясали, хорошо отвечали, многое узнали. Вот и подошел к концу наш с вами разговор о славянах. Славяне жили в непростых природных условиях, окруженные врагами, но они проявляли силу, упорство, трудолюбие, они любили и защищали свою родную землю. Такими предками можно гордиться и уважать память о них. (Слайд №22)





































Литература

1. Детская энциклопедия – 2011г. «История России» составитель Е. В. Волкова.

2. http://masterveda.ru/vsie_zapisi/domashnie-oberegi-slavyan.html

3. http://slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/slavjanskie-kukly-oberegi.html

4. http://slavs.org.ua/voinskoe-iskusstvo-nashikh-predkov

5. http://ancient.astrostar.ru/slavjane/24697






11