Разработка модульного урока русского языка в 7 классе
«Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов»
Боброва Анна Павловна, учитель русского языка и литературы
Сакской общеобразовательной школы I-III ступеней №2
Цели и задачи урока: дать учащимся понятие о предлоге как служебной части речи, его роли в предложении как средства связи, ознакомить с производными и непроизводными предлогами, формировать умение разграничивать производные предлоги и омонимичные самостоятельные части речи;
развивать общеучебные умения и навыки (систематизация материала, выделение главного);
продолжить формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группе, воспитывать ответственность учащихся за общий результат групповой деятельности.
Оборудование: установка, опорный конспект по теме «Предлог», таблицы, технологическая карта темы, карточки, кроссворд, оценочные листы.
Технологическая карта урока-пары 3х30
1 мини-модуль.
Установка по теме «Служебные части речи». Комментированная запись. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний по теме.
2 мини-модуль.
Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов (изучение нового материала).
3 мини-модуль.
Первичное закрепление (работа в группах) и систематизация знаний по теме.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока
1 мини-модуль.
Установка. Введение в тему.
Организационный момент. Целеполагание.
Путешествуя по стране Морфология, мы встречались с различными частями речи. И каждый раз возникал вопрос: что можно нового узнать о уже знакомой части речи? Сегодня нам предстоит повторить известные сведения о частях речи и перейти к знакомству с частями речи, которые выполняют служебные функции.
Актуализация опорных знаний.
Беседа с учащимися:
- Сколько всего частей речи в русском языке?
- Какие части речи вами уже изучены?
- К какой группе они относятся?
- Какие еще есть группы частей речи?
- Назвать служебные части речи.
2. Установка по теме «Служебные части речи». Комментированная запись, знакомство с темой и формами работы во время ее изучения.
Модуль № 6 по теме «Служебные части речи»
№ пары | Дата | Коррекция даты | Тема пары | Домашнее задание | Примечание |
1. | | | Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. | | Повторить сведения о простом и сложном предложении |
2. | | | Союз как служебная часть речи. Общие сведения о сочинительных и подчинительных союзах. Правописание союзов. Самостоятельная работа. | | Повторить правописание НЕ с разными частями речи |
3. | | | Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению. Правописание модальных и формообразующих частиц. Правописание отрицательных частиц НЕ и НИ. | | Повторить сведения о тексте |
4. | | | Междометие, его особенности. Звукоподражательные слова, их назначение в речи. Знаки препинания при междометии. Р.р. Повторение изученного об общении и речи, тексте, его признаках. | | |
5. | | | Морфологический разбор служебных частей речи. Повторение изученного о служебных частях речи. | | Повторить тему. Повторить стили речи. |
6. | | | Контрольная работа по теме «Служебные части речи». Диктант с грамматическим заданием. Р.р. Понятие об официально-деловом стиле речи. Деловые бумаги. | | |
Примечание: в колонке «домашнее задание» записывается разноуровневое домашнее задание на каждую пару темы, включая как задание по учебнику, так и индивидуальные и творческие задания.
Слово учителя.
Оказывается, что незаметные на первый взгляд служебные части речи таят в себе много загадок и, к сожалению, много сложностей в правописании.
Сегодня на уроке мы все вместе раскроем тайны предлога: значение, разряды и правописание. А чтобы предлог стал нашим хорошим знакомым и протянул руку помощи при выполнении контрольных заданий, мы:
- представим его таким, каким он видится только нам;
- расскажем о нем все без утайки;
- докажем, что и маленькая служебная часть речи заслуживает нашего внимания.
(Далее с помощью учителя учащиеся делятся на три группы, которые должны быть равными по уровню знаний. Сами учащиеся выбирают ученика – координатора совместной деятельности группы. Учащиеся выставляют себе оценку в графу 2 оценочного листа – какую оценку хочу получить на уроке (на начало урока)). Приложение 1.
Ознакомление с новым материалом в виде опорного конспекта по теме «Предлог». Комментированное чтение опорного конспекта учащимися – консультантами в группе.
Опорный конспект по теме «Предлог»
ПРЕДЛОГ | Служебная часть речи Зависимость С., М., Ч. от других слов в СС и П Не изменяется Не является членом предложения | непроизводные | В, НА, ЗА, ОБ… ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД |
ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ (от других частей речи) |
СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО |
Вследствие, ввиду (= из-за) Навстречу Вроде (похоже) Наподобие (похоже) Насчет (= о) | В течение В продолжение В целях По причине В отличие |
НО! |
В следствии (в чем?) по делу … В роде (в чем?) части речи… | В течении реки… В продолжении рассказа… |
Воспроизведение сведений из опорного конспекта с приведением собственных примеров с записью в рабочую тетрадь.
2 мини-модуль.
Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов (изучение нового материала)
Организационный момент. Целеполагание.
На данном мини-модуле наша задача – научиться правильно писать предлоги, отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи. Одним словом, подружиться с предлогом.
Самостоятельная работа с учебником по группам, выделение главного, работа в тетрадях для правил.
1 группа – правило о предлоге, значения предлогов, правописание непроизводных предлогов из-за, из-под.
2 группа – предлоги производные и непроизводные, простые, сложные и составные.
3 группа – правописание производных предлогов.
Игра «Я учитель». Объяснение нового материала представителем каждой группы. Оценивание работы координаторами.
Работа в группах.
Соединить пары «Кто быстрее?» (определить, какое значение выражают словосочетания с предлогами)
Заморозки по утрам | Пространственные |
Пропустил из-за болезни | Временные |
Работает на фабрике | Причинные |
Пришел по делу | Образа действия |
Писать без ошибок | Целевые |
Работа с таблицей «Предлоги и падежи». Составить предложения:
1 группа – с предлогом НА,
2 группа – с предлогом ПОД,
3 группа - с предлогом С
в разных падежах. Определить падеж.
Записать словосочетания, заменив непроизводные предлоги производными
Стоять у стола (около), прийти за другого (вместо), отсутствовать из-за болезни (вследствие), ходить у дома (возле), отказаться из-за отъезда (вследствие).
Орфографический хоккей.
Учитель диктует словосочетания, ученики записывают под диктовку. Координаторы групп при проверке комментируют «цепочкой», а остальные группы меняются тетрадями (взаимопроверка), проверяют, ставят оценку. Их цель: «забить шайбу», т.е. найти ошибки.
Несмотря на жару, узнал впоследствии, ввиду недостатка времени, вроде сахара, иметь в виду правило, говорить насчет похода, работал в течение года, рассказать о продолжении романа, действовать вопреки рассудку, посмотрел ему вслед, шли след в след за волком, доходы перевести на счет школы, в продолжении книги.
Самостоятельная работа с учебником (сочетание предлогов с дательным падежом).
Задания группам: поставить существительные в нужный падеж (письменно), исправить речевые ошибки (устно).
Итог мини-модуля.
3 мини-модуль.
Первичное закрепление и систематизация знаний по теме.
Вступительное слово учителя. Целеполагание.
Разминка «Посмотри на предлоги» (задание на карточках)
Найти «лишнее» слово или сочетание слов в предложенных рядах:
- без, к, ради, от, согласно, также, над;
- благодаря брату, благодаря брата;
- насчет работы, на счет банка;
- оглянулся вокруг, вокруг оси.
По ходу выполнения работы учитель задает вопросы. Например:
- В каком падеже употребляются существительные с предлогами благодаря, согласно, наперекор, вопреки?
- Какие предлоги пишутся в два слова?
- Какой непроизводный предлог – синоним можно подобрать к слову насчет?
- Назовите предлоги, которые пишутся через дефис?
3. Работа у доски и в тетрадях. Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки.
(В)течени… многих лет, (в)следстви… сильного шторма, узнал (в)последстви…,
говорить (на)счет похода, (не)смотря на бурю, наподоби… айсберга.
Работа в группах по карточкам. Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки. Взаимопроверка. Обмен тетрадями в группе. Оценивание.
1 группа.
Включить (в)следстви… по уголовному делу, имей (в)виду, (на)счет похода, (не)смотря на метель, (в)следстви… ливня, из(за) аварии, (в)следстви… по уголовному делу.
2 группа.
(В)продолжени… книги, (в)виду болезни, (в)течени… года, (не)смотря на погоду, отдохнуть в продолжени… недели, из(за) горизонта, из(под) крыши, убедиться (в)последстви…
3 группа.
Идти (в)течени… часа, препятствие (в)течени… ручья, ждать (в)продолжени… недели, иметь (в)виду, переехать (в)виду ремонта, выступить (в)печат…
( Во время выполнения задания 4 вызванный к доске учащийся записывает все известные ему предлоги)
После выполнения задания 4 учащиеся класса получают задание – классифицировать записанные на доске предлоги:
1 группа – производные и непроизводные;
2 группа – простые, сложные, составные;
3 группа – по значению.
Проверка выполненного задания.
Разгадывание кроссворда «Предлог» в группах, а потом на доске.
Кроссворд «Предлог»
| | 1 м | | | | | | | | | | | | |
| | о | | | | | | | | | | | | |
| | р | | | | | | | | | | | | |
| | ф | | 3и | з | - | 2 п | о | д | | | | | |
| | о | | | | 4 п | р | о | с | т | о | й | | |
| | л | | | 5 в | м | е | с | т | о | | | | |
6 п | р | о | и | з | в | о | д | н | ы | е | | | | |
| | г | | | 7 в | с | л | е | д | с | т | в | и | е |
| | и | | | 8 о | к | о | л | о | | | | | |
| | я | | | 9 с | о | г | л | а | с | н | о | | |
По вертикали:
Раздел лингвистики, в котором изучаются части речи.
Служебная часть речи, которая выражает зависимость имени существительного, местоимения, имени числительного от других слов в словосочетании и предложении.
По горизонтали:
Предлог, который пишется через дефис.
Какой по структуре предлог ЗА?
Предлог, который можно заменить синонимом ЗА.
Как называются предлоги, которые образованы путем перехода самостоятельных частей речи в служебные?
Производный предлог, синоним предлога ПО ПРИЧИНЕ.
Предлог, в котором три буквы О, синоним к предлогу РЯДОМ.
Предлог, который употребляется только с дательным падежом.
Прослушивание выполненного одним или двумя из учащихся опережающего задания: лингвистическое сочинение или сказка о предлоге.
Далее учащиеся самостоятельно выставляют оценку за работу на уроке в графу 3 оценочного листа (самооценка), а коллективно в группе выставляют оценку каждому ученику в группе в графу 4 (оценка группы). Оценочные листы сдают учителю для выведения итогового балла за работу на уроке.
Итог модуля.
Домашнее задание в установке.
Приложение 1.
Оценочный лист работы на уроке (группа __)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Фамилия учащегося | Какую оценку хочу получить? (на начало урока) | Самооценка (в конце урока) | Оценка группы (в конце урока) | Итоговый балл |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |