СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предлог как служебная часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Предлог как служебная часть речи»

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема: «Предлог как служебная часть речи».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Образовательная цель: сформировать представление о предлоге как служебной части речи.

Воспитательная цель:

воспитывать любовь к русскому языку.

Развивающая цель: формирование умения правильно употреблять предлоги; развивать творческие способности учащихся.

Задачи:

закрепить умение находить предлоги в тексте;

сформировать умение определять роль предлога в предложении;

развивать умение определять значение предлога;

познакомить учащихся с делением предлогов на простые и составные, производные и на производные.


Ход урока

  1. Организационный момент


- Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке речь пройдет об очень интересной части речи, которую один лингвист назвал «словечками отношений»(В.А. Богородицкий).

Слайд 2.

Посмотрите на экран, прочитайте предложения и скажите, о какой части речи пойдет разговор на этом уроке.


Текст на экране.

дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и …воде плавали коряги. Одна … них возвышалась …водой. …ней сидела птичка …длинным клювом.


(Предполагаемый ответ: т.к. пропущены предлоги, речь пойдет о них).

- Верно. Прочитайте текст, вставляя недостающие слова.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о предлоге как о служебной части речи, определим роль предлога в предложении, познакомимся с делением предлогов на группы, будем учиться определять значение предлога. Запишите в тетради число и тему урока.


  1. Проверка домашнего задания


- Давайте проверим домашнее задание.

Задание было на карточке. Слайд 3.


Карточка.

Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Слова, выделенные курсивом, распределите на две группы. По какому принципу вы распределили эти слова?


Весна сияла на небе но лес ещё был по-зимнему засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда трудно войти. Теперь через дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями: березка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка стала гнуться.


Вопросы:

- В каких предложениях пропущены знаки препинания? Объясните их постановку. (В первом предложении запятая перед союзом но, т. к. это сложное предложение).


- На какие группы вы распределили выделенные слова? (самостоятельные и служебные части речи). Слайд 4.


- Назовите слова, которые вошли в группу самостоятельных частей речи? (Весна, по-зимнему, вы, молодом, пробежать, падающий). Какие это части речи?


- Что вы отнесли к служебным частям речи? (на, но, ли, не, через, в, что, под, от). К каким частям речи они относятся?


- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (1. Имеют лексическое и грамматическое значение. 2. Являются членом предложения).


- Назовите отличительные признаки служебных частей речи. (1. Нет лексического и грамматического значения. 2. Не употребляются без самостоятельных частей речи. 3. Не изменяются. 4. Не являются членами предложения).



  1. Изучение нового учебного материала.


  1. Работа с текстом. ( текст на экране) Слайд 5

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные по смыслу предлоги. Заключите их в прямоугольники.

наступлением осенних холодов барсук забирается … свою глубокую нору и засыпает …весны.

Однажды я решил понаблюдать …барсуками и пришел … норам …заходом солнца. Выбрал густой куст …краю оврага и уселся …ним. Солнце уже почти село, но … нор никто не показался. Стало совсем темно. Вдруг …мной послышался шорох. …спине …меня пробежал холодок, и я захлопал …ладоши.


- Прочитайте получившийся рассказ. Слайд 6.


- А теперь давайте вместе выпишем словосочетания с предлогами.

(словосочетания: забирается с наступлением холодов, забирается в нору, засыпает до весны, понаблюдать за барсуками, пришел к норам, пришел с заходом солнца, куст на краю, уселся под ним, не показался из нор, послышался за мной, пробежал по спине, по спине у меня, захлопал в ладоши).

- С какой целью мы использовали предлоги в этом тексте, в этих словосочетаниях? (они выражают зависимость одних слов от других).


  1. Слово учителя.


- Все предлоги, ребята, делятся на группы в зависимости от количества слов в своем составе. Слайд 7.

Если предлог состоит из одного слова, то он простой (в, перед, с, из, без и т. д.). Если в состав предлога входит два слова или более, то он называется составным (ждал в течение дня, утеплили в связи с морозами и т. д.). Давайте запишем примеры простых и составных союзов.

- На какие части речи похожи записанные нами составные союзы? (В течение, в связи – сущ. с предлогом). Действительно, очень похожи, но в нашем примере это предлоги. Как их отличать, мы поговорим на другом уроке. А сегодня вы должны запомнить, что некоторые предлоги произошли из самостоятельных частей речи. Такие предлоги мы будем называть производные (они произведены из других частей речи). А те предлоги, которые «родились» сразу предлогами, называются непроизводными.

Слайд 8.


- По каким признакам вы будете отличать простые предлоги от составных? Производные от непроизводных?


  1. Работа с учебником .

(Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.;науч. ред. Н.М.Шанский. 2007г)

Чтение правила на стр.134

IV. Физкультминутка.

- А сейчас давайте немного отдохнем. На доске у меня для вас записаны слова разных частей речи (записи скрыты). Мы разделимся на две равные команды. По одному человеку из каждой команды должны подбежать к доске и среди записанных слов найти один предлог (заключить его в овал), потом быстро сесть на место. Такую же работу проделывает и следующий представитель команды. Побеждает та команда, которая быстрее соперника найдет все предлоги.


  1. Закрепление учебного материала


  1. Упражнение 285 (стр.135) выполняем вместе ( по цепочке, с комментированием).


Один ученик получает индивидуальное задание (карточку) и работает на доске.

Индивидуальное задание.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте причастные и деепричастные обороты. Предлоги заключите в прямоугольники.

Под корягой в мутн..м свете движется окунек уд..вленно выпучив глаза. Его внимание привлекли пузыри п..днимавшиеся из-за большого камня. Осторожно подплыв и спрятавшись в тени он стал н..блюдать. Через м..нуту все стихло. На душе у рыбки было тревожно.


  1. Устно выполняем упражнение 286.

  2. Упражнение 287. Под цифрой 1 выписываем словосочетания коллективно. Если работа не вызывает затруднений, то под цифрами 2 и 3 выписываем словосочетания по вариантам (например, первый ряд – под цифрой 2, второй – под цифрой 3).

  3. Проверка индивидуального задания на доске.

  4. Выставление оценок за урок.


  1. Подведение итогов урока.

Вопросы:

  1. Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

  2. Что вы нового узнали о предлоге?

  3. Попробуйте дать определение предлога.


  1. Задание на дом

- А теперь, ребята, запишите в дневник, что нужно будет сделать дома: выучить правило стр.134, сделать упр.288.

- Давайте прочитаем задание к упр. 288. Задание всем понятно? Для того чтобы успешно справиться с заданием, начните работу с теоретических сведений на стр. 134,135. (если кто-то не понял, то нужно объяснить).

- Спасибо за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!