План-конспект урока по русскому языку
Тема: Предложение и словосочетание.
Цели:
1. Закрепление умения различать и сравнивать предложение, словосочетание и группу слов, которая не составляет ни предложения, ни словосочетания; формирование умения составлять из данных слов (из данной группы слов) словосочетание и предложение.
2. Развитие мышления, речи, наблюдательности, орфографической зоркости, фонематического слуха.
3. Воспитание любви к родному языку, уважительного отношения к мнению других.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Создание проблемной ситуации.
(на доске)
пришла осень дождливый день светит яркое |
Что записано на доске? (Высказывания детей.)
Я сейчас ничего вам не скажу, кто-то из вас прав, кто-то ошибается. Мы решим эту проблему в течение урока, вы сами в конце урока или по ходу урока сделаете вывод.
Ребята, а что такое проблема, как вы думаете? (Высказывания детей.)
А что же об этом написано в «Толковом словаре»? Проблема - ….
4.Работа по теме.
Мы продолжим работать по учебнику, там есть очень хорошее упражнение по нашей теме. На следующей странице учебника упражнение 42. Читаем задание. (Чем предложение отличается от словосочетания? Прочитайте и объясните, какая группа слов является предложением, какая словосочетанием?)
Работа с предложениями:
Найдите в упражнении предложения. (Прошёл дождь. Туча унеслась.) Почему вы решили, что это предложения? (В них есть главные члены.) А что вы можете сказать об этих предложениях, какие они? (Нераспространённые, повествовательные, невосклицательные, невопросительные.)
Распространите первое предложение. Что значит – распространить предложение? (Добавить второстепенные члены.)
Что же у вас получилось? (Прошёл сильный дождь. Вчера прошёл дождь и т.д.)
Запишем предложение: Прошёл сильный дождь. Готовим линейку и карандаш. Для чего они нам нужны? (Подчёркивать главные члены предложения. В предложении говорится о дожде. Что? дождь – это подлежащее, выражено существительным, дождь что сделал? прошёл – это сказуемое, выражено глаголом.)
Покажите с помощью стрелочек связь слов в предложении. (Дождь какой? сильный – это второстепенный член, соединяем стрелкой.)
Распространите второе предложение. Я вам предлагаю слова – подсказки, выберите наиболее подходящие.
5.Самостоятельная работа: Запишите предложение, выполните точно такую же работу, как и с первым предложением. Прочитайте, что получилось.
Работа со словосочетаниями
Назовите словосочетания. (Отборное зерно)
Объясните свой выбор. (Между словами можно поставить вопрос: зерно (какое?) отборное.)
Запишите словосочетание: отборное зерно (какое?)
Готовим карандаш, будем разбирать словосочетание. (Главное слово: зерно, над словом ставим крестик, зерно какое?- отборное – это зависимое слово, ведём к нему стрелку, в скобках записываем вопрос (какое?).
Что значит «отборное зерно»? (Очень хорошее, плохое выбросили, а хорошее осталось.)
Работа с группой слов:
У нас в упражнении остались слова под номерами 2 и 4. Что вы о них скажите, почему мы их до сих пор не выписали? (Это группы слов, они между собой не связаны.)
Прочитайте 4 группу слов (в городе машины)
Составьте предложение. (В городе по дороге едут машины. В городе много машин и т.д.)
Запишите предложение. В городе по дороге едут машины. Какое оно? (Распространённое.) А могло ли оно получиться нераспространённым? (Нет, здесь уже есть второстепенный член предложения.)
Найдите в этом предложении словосочетания. (Едут в городе, едут по дороге.)
Объясните свой выбор. (От одного слова можно задать вопрос к другому: едут где? в городе; едут по чему? по дороге.)
А можно ли назвать словосочетанием – машины едут? (Нет.)
Почему? (Это предложение, грамматическая основа предложения.)
Работа с иллюстрацией.
– На страничке есть рисунок. Почему художник его нарисовал?
Физкультминутка на внимание.
Говорю слово «ребята» - выполняем задание, не говорю – не выполняем.
Словарная работа.
Потренировали внимание, проверим наблюдательность и сообразительность. Прочитайте слова на карточках:
НАЙ'АБЫР' МАРОС С'ЭВ'ИР
Кто расшифровал эти слова, что же здесь написано? (Ноябрь, мороз, север.)
А что это за запись, которую я вам предложила? (Это звуковая запись – транскрипция.)
Запись на доске.
Запишем эти слова на доске и в тетрадь. Возьмите простой карандаш, что будете делать? (Ставить ударение и подчёркивать орфограммы.)
Один ученик выполняет задание на доске.
Проверим правильность написания, а правильная запись у меня на карточке с другой стороны.
Работа по развитию речи.
Ребята, а можем ли мы эти слова как-нибудь объединить?
Это словарные слова.
В ноябре ветер дует с севера, а в конце месяца бывает мороз.
Молодцы, вы всё правильно сказали, а теперь послушайте.
Работа со словарём.
Я вам прочитаю значение слов и их происхождение.
Север – одна из четырёх сторон света, направление, противоположное югу; изначально слово северимело значение «холодный ветер», затем – «область холодных ветров».
Мороз – погода с низкой температурой воздуха. Произошло от древнего слова мерз – «холодный». От него же образовано и слово мёрзнуть.
Что же ещё объединяет эти слова? (Они образовались от слов «холод» и «холодный ветер»).
Ноябрь – одиннадцатый месяц календарного года. Произошло от латинского слова november «девятый»; ноябрь – «девятый месяц» (Новый год раньше начинался с марта).
А теперь подберите к записанным словам однокоренные прилагательные и запишите словосочетания. (Северный ветер, ноябрьский день, морозное утро.)
Докажите, что это словосочетание. (Высказывания детей)
С любым словосочетанием составьте устно предложение.
Закрепление умения различать предложение и словосочетание.
Я вам раздала карточки, прочитайте задание. Что вы будете делать? (Надо найти предложение, записать его и выделить основу.)
Из трёх групп слов найди предложение, запиши его, выдели основу. Из высокого, дым, небо, трубы, поднимается в. Однажды жарким летним днём. 3. Небо хмурилось. |
Обоснуйте свой выбор. (Объяснения детей.)
А можем ли мы две другие строчки «превратить» в предложение?
Что для этого надо сделать?
Из высокой трубы в небо поднимается дым. 2) Однажды жарким летним днём мы пошли гулять.)
Закрепление изученного. Работа с сигнальными карточками.
Я хочу проверить, научились ли вы различать предложение и словосочетание. Если я покажу на карточке предложение – поднимайте зелёный сигнал, если словосочетание – красный. Начинаем работу.
девочка гуляет | лает собака | бегают дети |
красивый наряд | сидит на диване | жёлтый цыплёнок |
мы отвечаем | глядит синяя | |
Итог урока.
Что нового узнали сегодня на уроке?
Так давайте вернёмся к записи, которую мы рассматривали в самом начале урока.
пришла осень дождливый день светит яркое |
Что вы теперь скажите об этой записи?
Домашнее задание.
Рефлексия.