Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные

Категория: Русский язык

Урок: открытие нового знания

Предмет: русский язык

Тема: «Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные»

Цель: познакомить учащихся с особенностями предложений, разных по цели высказывания.

Оборудование: учебник

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация к познавательной деятельности.

Здравствуйте, дети, садитесь. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Юлия Андреевна.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка.

 

 

Приветствие учителя.

 

 

 

2. Актуализация и пробные учебные действия.

Ребята, открываем тетрадь, отступаем от последней работы две строчки вниз и записываем число, классная работа.

Проведем минутку чистописания.

  

Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении.

 - Послушайте высказывания о предложении и ,если вы с ним согласны, один раз хлопаем в ладоши, а если нет, топаем ногой.

1.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

2.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

3.Предложение – это одно или несколько слов,  связанных по смыслу и  выражающих законченную мысль.

4. В  конце предложения всегда ставится точка.

5.В конце предложения могут стоят точка, вопросительный знак, восклицательный знак или многоточие.

Молодцы! Вы справились с заданием. Значится, тогда можно продолжить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Локализация  индивидуальных затруднений.

Скажите еще раз, что мы называем предложением?

-Какие знаки препинания мы ставим в конце предложений?

-От чего зависит постановка знака в конце предложения? (от интонации и от цели).

- Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь  разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.

     -  Черепаха, унеси меня домой!

     -  А где ты живешь?

     -  Я живу в муравейнике.

- Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.

- Найдите предложение, в котором содержится просьба.

- Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.

 

Как видим, предложения различаются по цели высказывания.

-Как вы понимаете сочетание «цель высказывания»?

-Как это можно сказать по-другому? (зачем я сказал, с какой целью)

-Какие цели ставят перед собой люди общаясь?

Хочу что-то сообщить

Хочу что-то спросить

Хочу призвать кого-то совершить действие

 По цели высказывания традиционно выделяются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Построение выхода из затруднения.

 Как называются предложения, где цель общения - сообщить, информировать? Как называются предложения, где цель общения - спросить, узнать? Как называются предложения, где цель общения - приказать, побудить к действию. А вы уверены, что именно так называются эти предложения? Где мы можем найти точный ответ на этот вопрос?

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

5.Реализация построенного проекта.

Открываем учебники на странице 96 и находим, что же такое повествовательное предложение.  И сразу читаем пример, написанные сверху.

Верно! Какое предложение называется вопросительным? Прочитаем на стр.97 и пример у нему.

А какое предложение называется побудительным?  И пример к нему.

Итак, ребята, мы с вами познакомились с 3 видами предложений, назовем  их еще раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Обобщение во внешней речи.

Теперь на странице 96 выполним задание №128, что в нем нужно сделать?

Прочитайте самостоятельно это четверостишие, а потом вслух.

Какие же вопросительные предложения вы увидели?

Спишите их.

- Какое основное назначение вопросительных предложений?

Приведите примеры собственных вопросительных предложений.

Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?

Откроем страницу 98 и выполним №130. Что нужно сделать?

Вслух читаем выразительно каждое предложение. 

Как называются эти предложения? Почему?

Найдите в тексте побудительное предложение.

Обратите внимание, а есть ли в побудительном предложении обращение?

Как выделено обращение?

Какое основное значение побудительных предложений?

 

Приведите свои примеры побудительных предложений.   …..

- Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросительные предложения служат для выражения вопроса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь.

 

 

Точка или восклицательный знак.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталонам.

 Ребята, а теперь вы поработаете самостоятельно, выполнив упражнение №133.

 

 

 

 

 

 

 

8.Включение в систему знаний и повторений

Определение типа предложений по интонации и цели высказывания

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут быть эмоционально окрашены, т.е. выражать отношение говорящего к сообщению или передавать его переживания. Такие предложения называются восклицательными.

 

 - Приведите свои примеры восклицательных предложений.   …..

Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.

- Приведите свои примеры невосклицательных предложений.   …..

Подумайте и скажите, зачем нужны вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения.

 

 

Правильно, человек радуется и огорчается, о чем-то просит других, за что-то благодарит. Без этих предложений наша речь будет бедна и невыразительна.

 

Выполним упражнение №131. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, после чего мы все вместе  ответим на вопросы.  Каждый в этом стихотворении с чувством сказал о футболе. А чувства одинаковые? Прочитайте о них в правом столбике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Они передают наши чувства.

9.Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только  вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.

 По цели высказывания предложения бывают …

     - По интонации предложения бывают …

     - В конце повествовательного предложения ставим …

     - В конце вопросительного предложения ставим …

               - В конце побудительного предложения ставим  …

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные»

Дата: 25.04.2019

Урок: открытие нового знания

Предмет: русский язык

Тема: «Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные»

Цель: познакомить учащихся с особенностями предложений, разных по цели высказывания.

Оборудование: учебник



Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация к познавательной деятельности.

Здравствуйте, дети, садитесь. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Юлия Андреевна.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка.



Приветствие учителя.




2. Актуализация и пробные учебные действия.

Ребята, открываем тетрадь, отступаем от последней работы две строчки вниз и записываем число, классная работа.

Проведем минутку чистописания.

  

Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении.

 - Послушайте высказывания о предложении и ,если вы с ним согласны, один раз хлопаем в ладоши, а если нет, топаем ногой.

1.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

2.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

3.Предложение – это одно или несколько слов,  связанных по смыслу и  выражающих законченную мысль.

4. В  конце предложения всегда ставится точка.

5.В конце предложения могут стоят точка, вопросительный знак, восклицательный знак или многоточие.

Молодцы! Вы справились с заданием. Значится, тогда можно продолжить.













Предложение










3. Локализация индивидуальных затруднений.

Скажите еще раз, что мы называем предложением?

-Какие знаки препинания мы ставим в конце предложений?

-От чего зависит постановка знака в конце предложения? (от интонации и от цели).

- Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь  разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.

     -  Черепаха, унеси меня домой!

     -  А где ты живешь?

     -  Я живу в муравейнике.

- Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.

- Найдите предложение, в котором содержится просьба.

- Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.

 

Как видим, предложения различаются по цели высказывания.

-Как вы понимаете сочетание «цель высказывания»?

-Как это можно сказать по-другому? (зачем я сказал, с какой целью)

-Какие цели ставят перед собой люди общаясь?

Хочу что-то сообщить

Хочу что-то спросить

Хочу призвать кого-то совершить действие

 По цели высказывания традиционно выделяются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.










4. Построение выхода из затруднения.

Как называются предложения, где цель общения - сообщить, информировать? Как называются предложения, где цель общения - спросить, узнать? Как называются предложения, где цель общения - приказать, побудить к действию. А вы уверены, что именно так называются эти предложения? Где мы можем найти точный ответ на этот вопрос?












5.Реализация построенного проекта.

Открываем учебники на странице 96 и находим, что же такое повествовательное предложение. И сразу читаем пример, написанные сверху.

Верно! Какое предложение называется вопросительным? Прочитаем на стр.97 и пример у нему.

А какое предложение называется побудительным? И пример к нему.

Итак, ребята, мы с вами познакомились с 3 видами предложений, назовем их еще раз.
















6.Обобщение во внешней речи.

Теперь на странице 96 выполним задание №128, что в нем нужно сделать?

Прочитайте самостоятельно это четверостишие, а потом вслух.

Какие же вопросительные предложения вы увидели?

Спишите их.

- Какое основное назначение вопросительных предложений?

Приведите примеры собственных вопросительных предложений.

Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?

Откроем страницу 98 и выполним №130. Что нужно сделать?

Вслух читаем выразительно каждое предложение.

Как называются эти предложения? Почему?

Найдите в тексте побудительное предложение.

Обратите внимание, а есть ли в побудительном предложении обращение?

Как выделено обращение?

Какое основное значение побудительных предложений?


Приведите свои примеры побудительных предложений.   …..

- Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?



Физкультминутка











Вопросительные предложения служат для выражения вопроса. 























Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь.



Точка или восклицательный знак.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталонам.

Ребята, а теперь вы поработаете самостоятельно, выполнив упражнение №133.








8.Включение в систему знаний и повторений

Определение типа предложений по интонации и цели высказывания

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут быть эмоционально окрашены, т.е. выражать отношение говорящего к сообщению или передавать его переживания. Такие предложения называются восклицательными.


- Приведите свои примеры восклицательных предложений.   …..

Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.

- Приведите свои примеры невосклицательных предложений.   …..

Подумайте и скажите, зачем нужны вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения.



Правильно, человек радуется и огорчается, о чем-то просит других, за что-то благодарит. Без этих предложений наша речь будет бедна и невыразительна.


Выполним упражнение №131. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, после чего мы все вместе ответим на вопросы. Каждый в этом стихотворении с чувством сказал о футболе. А чувства одинаковые? Прочитайте о них в правом столбике.














Они передают наши чувства.

9.Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только  вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.

По цели высказывания предложения бывают …

     - По интонации предложения бывают …

     - В конце повествовательного предложения ставим …

     - В конце вопросительного предложения ставим …

               - В конце побудительного предложения ставим  …













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей