1. Организационный этап Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке. | - Доброе утро, ребята! - Как вы меня слышите? - Сегодня у нас с вами необычный урок: к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. - Спасибо. Садитесь, пожалуйста. - Как ваше настроение? (Дети показывают смайлики и говорят) Замечательно. Давайте улыбнёмся друг другу. Я желаю всем успеха на уроке. Надеюсь, что урок пройдёт плодотворно и интересно. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. | - Доброе утро. - Я слышу хорошо. - У меня хорошее настроение (варианты) | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); Действие смыслообразования (Л). |
2. Определение темы урока. Цель: включение обучающихся в деятельность; постановка целей учебной деятельности | - Прочитаем вместе стихотворение и подумаем, о чем пойдет речь на уроке. (слайд№1) Если надо обратиться, Я могу вам пригодиться, Без сомнения, друзья, Помогу вам только я. Могу быть выражено словом— И не одним – двумя, тремя. И в предложении готово Занять любое место я. - Какое слово в этом стихотворении главное? -Как вы думаете, какое языковое явление рассказало нам о себе? –Главное слово отгадано (табл.) и теперь можно объявить тему урока: «Предложения с обращением» - Ребята, посмотрите на доску - Будем учиться говорить слова правильно Речевая зарядка (на доске) пре____ длаже____ния предложения предложения с обращением -О чем будем говорить? - Откроем тетради и запишем число и тему урока (слайд 2) - В помощь нашему уроку будет схема на доске. | Хоровое чтение стихотворения. -Я думаю, что главное слово в этом стихотворении «обратиться». - Обращение. -Предложения с обращением -Будем говорить о предложениях с обращением Записывают тему в тетрадь | Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р); Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П); Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К). |
3. Актуализация знаний. Цель: активизировать мыслительную деятельность; создать положительную мотивацию к повторению изученного материала. | Взгляните ещё раз на это стихотворение и подумайте, с какой целью мы используем обращение. -Итак, ребята, вспомним значение слова «обращение» Таблички: значение называет того, к кому обращаются с речью -Какую табличку мы откроем в схеме? - Открой, Артем. -Чтобы открыть следующую табличку выполним упражнение 214 -Откройте учебник на странице 99. -Прочитайте задание к упражнению 214. - Найдите обращения в этих предложениях. - С какой интонацией мы читаем предложения, где есть обращения? - Как называется интонация, с которой вы читаете обращения Таблички: Интонация Произносится с звательной интонацией - Правильно мы ответили? Открой табличку, Сергей. - Ребят, внимательно посмотрим на предложения и вместе подумаем: 1. Какое место занимает обращение в предложении? Таблички: Место в предложении. Может стоять в начале, в середине, в конце предложения. 2.Какими знаками препинания выделяется обращение? Таблички: Знаки препинания. Выделяется запятыми, восклицательным знаком. 3. Когда мы ставим восклицательный знак в предложениях с обращениями? Работа со схемами - Сейчас к каждому предложению подберем схемы (слайд 3 упр.214) Будем по очереди работать у доски. Наблюдение Работа в группах - Ребята, подумайте и скажите: 1 гр. Словами какой части речи выражается обращение? Таблички Часть речи Чаще выражается существительным 2 гр. Каким членом предложения является обращение? Таблички: Член предложения Не является членом предложения - С каким членом предложения можно спутать обращение? – А как их различить? - Давайте вспомним, что такое подлежащее? - Что такое обращение? - Паша, открой, пожалуйста, таблички. -Таблички все открыты, давайте повторим, что мы знаем о обращении. | - Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. - Я открыл учебник на стр.99 Дети по цепочке читают предложения и находят обращения. - Интонация сначала повышается на обращении, затем понижается. - Звательная интонация. Может стоять в начале, в середине, в конце предложения. Выделяется запятыми, восклицательным знаком. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Работа с учебником и со схемами у доски - Обращения выражаются именем существительным Обращения можно спутать с подлежащим. Обращение можно отпустить в предложении и смысл не меняется. - Обращение не являются членом предложения. Хоровое чтение по табличкам. | Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других ( К); Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П);Волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р); Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение ( П); Моделирование, преобразование объекта (предложение - в схему) (П). |
4. Физминутка Цель: предупреждение переутомления | - Устали, давайте отдохнем. Раз- поднялись, потянулись. (слайд 4) Два- согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, Головою- три кивка. На четыре -руки шире. Пять- руками помахать. Шесть- за парты тихо сесть. | Дети повторяют действия учителя. | Осознают необходимость заботы о здоровье (Л). |
5. Закрепление материала. Цель: обеспечение прочности и систематизации знаний изученного материала | - Далее нам нужно определить, к кому обращаются герои сказки? (слайд5) - Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч… - Здравствуй, зеркальце, скажи Да всю правду доложи… - Что, Соколко, что с тобою? - Из какой сказки взяты предложения с обращениями? - Кто автор сказки? Взаимопроверка -Проверим, как вы усвоили материал по теме. Предлагаю вам небольшую проверочную работу (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов, правильные ответы даются на слайде 6) Вариант 1. Обведите кружком номера предложений с обращением Вылезайте муравьи после зимней стужи. Муравьи санитары леса. Тропинка круто свернула вправо. Тропинка куда ты бежишь? | Вариант 2. Обведите кружком номера предложений с обращением Князь у синя моря ходит. Здравствуй князь ты мой прекрасный! Чего тебе надобно старче? Старик ловил неводом рыбу. Не губи меня девица! Три девицы под окном пряли поздно вечерком | | | | - Обращаются к ветру, к зеркальцу, к собаке. - Сказка называется «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - Автор сказки А.С.Пушкин Выполняют задание по вариантам Проверка – работа в парах -у Артема ошибка в предложении… - Марат все выполнил правильно | Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П); Умение оценивать действия одноклас-сников (К); Осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществляют функции самоконтроля (Р). |
6. Культура речи. Вежливое обращение. Цель: формирование умений использовать вежливые формы обращения в общении. | - Ребята, прочитайте предложения, написанные на экране: 1. Принеси мяч! 2. Поставьте в дневник оценку. 3. Ты решила этот пример? 4. Дайте мне интересную книгу. - Ребята, мне кажется в этих предложениях чего-то не хватает? Как вы думаете? - Можно обойтись без обращений? Формулируем проблему: «Как надо обращаться?» -Давайте попробуем включить в эти предложения обращения. -Теперь ребята сравните эти предложения. Какое из предложений звучит лучше? -Верно, предложения с обращениями звучат приятнее, благозвучнее. - Нужны ли обращения в предложениях? -Обращение связано с нашей культурой, воспитанием, образованием. Воспитанный человек умеет обращаться. Закрепление знаний. - А вы, ребята, умеете обращаться? Обратитесь друг другу, не забывайте об обращениях. - Я заметила, что одни из вас легко говорят «вежливые» слова, а другие слегка смущаются. Не надо стесняться быть хорошими. -Давайте вместе вспомним вежливые слова-просьбы (слайд7) (пожалуйста, будьте так любезны, будьте добры, не мог бы ты сейчас, вы не могли бы сказать, если вас не затруднит, простите, извините) -Запомните эти слова. -Чтобы вас понимали и принимали, включайте в свою речь вежливые слова. - Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас будут слушать Составление предложений по карточкам 1. Попросите вежливо товарища дать книгу. 2.Спросите у учителя разрешения выйти. 3.Посоветуйте другу не есть холодное мороженое. 4. Поблагодарите маму за помощь. 5. Спросите у незнакомого человек, который час. | - В предложениях не хватает обращений. - Можно не включать обращения, итак все ясно. - Обращение необходимо, чтобы было понятно, к кому мы обращаемся. - Предложения с обращениями звучат приятнее. -Да, нужны, неприлично не называть собеседника по имени. -Обращения помогают общению. - Составляют предложения с обращением и с вежливыми словами. | Понимают, в чем значение знаний для человека (Л); Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (П); Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки (Р); Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения (К). |
7. Итог урока. Рефлексия Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - О чем мы сегодня говорили? - Нужны ли обращения в речи? Можно ли без них обойтись? - Как нужно обращаться? -Оцените себя (слайд 8) 1.На уроке я работал активно/пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен 3.Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал/устал 5.Мое настроение стало лучше/ стало хуже 6.Материал урока мне был понятен/ не понятен | - О обращениях. - Можно обойтись без обращений, но мы можем обидеть собеседника. -Обращения помогают общению. - Обращаться ко всем нужно вежливо, не забывая при этом про вежливые слова. Оценивают себя | Умение структуи-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П); Умение выражать свои мысли (К); Волевая саморегуляция, оценка выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено (Р). |
8.Выставление оценок Цель: оценивание работы обучающихся | - Молодцы, ребята, сегодня все старались, хорошо работали. -Какую оценку мы поставим Марату? | - Марату поставим 5, он хорошо работал на уроке, выполнял задания правильно. - Артему 4, он немного ошибся в заданиях. | Оценивают свою работу (Р); строят небольшие монологические высказывания (К). |