Предложения с обращениями, вводными конструкциями, междометиями и частицами
Ещё Пушкин говорил о знаках препинания:
они существуют, чтобы выделить мысль,
привести слова в правильное соотношение и
дать фразе легкость и правильное звучание.
К.Г.Паустовский
Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания при обращении.
Лети к…рабль н…си меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых м…рей.
Прощай свободная стихия
В п…следний раз передо мной
Ты кат…шь волны г…лубые.
Прощай же море не забуду
Тв…ей торжественной красы…
Ск…льзя по утре(н,нн)ему снегу,
Друг милый пр…дадимся бегу
Неторопливого к…ня.
(2 человека у доски, остальные в теради)
- Закончите предложения, вам поможет материал учебника:
Обращение – это ...
Обращения выражаются ...
На письме обращения выделяются ...
Обращения нужны для того, чтобы ...
Какие 2 роли играют обращения в речи?
В каком предложении слово Россия не является членом предложения? Почему?
1. Хороша Россия в ледоход весной, только первый снег ее снится нам и в зной. (Крутецкий)
2. Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина – Россия.
3. Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. (Ф.Тютчев)
4. Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь. (М.Ножкин)
На доске проецируются примеры
Друзья мои, прекрасен наш союз.
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Опять я ваш, о юные друзья!
Спасибо, музыка, за то, что ты меня не оставляешь.
Чего тебе надобно, старче?
В каких предложениях обращение играет звательную роль, а в каких оценочную?
Задание исследовательского характера
Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?».
Что за форма старче? в обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе…Сравните более древний текст : Пойди, княже, с нами.( «Повесть временных лет»)
Князь-княже; старик-старче-во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Во многих языках отказались от звательного падежа, не только в русском. Тем не менее, знать о его существовании полезно. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском.
Быть может, вся природа –
Мозаика цветов?
Быть может, вся природа –
Различность голосов?
Быть может, вся природа –
Лишь числа и черты?
Быть может, вся природа –
Желанье красоты?
К.Бальмонт
Какие слова повторяются? (лексический повтор, анафора – единоначалие)
Сопоставительный анализ предложений.
Видишь ли ты ту березу, которая грустно опустила свои ветви под тяжестью снега?
Я, видишь ли, не совсем понимаю суть нашей беседы.
Определите лексическое значение глагола «видишь ли» в каждом из предложений.
В каком из них «видишь ли» является вводным словом? Определите его значение.
Значение вводных слов
1.Степень достоверности сообщения
2.Различные чувства
3.Источник сообщения
4.Обращение к собеседнику
5.Оформление мысли
Исследовательская работа ( раздаточный материал)
Опираясь на материал § , заполните таблицу.
Проверьте правильность выполнения задания путем сравнения с записью на Слайде
№ | Значение вводных конструкции | Примеры вводных конструкций | Примеры предложений с вводными конструкциями |
Найди третье лишнее!!! (устная работа) (Слайд № )
Слово учителя: Перед вами предложения. В скобках даны вводные конструкции, среди которых вы должны найти третью лишнюю.
Выполните задание, аргументируя свое решение.
Весь класс отправился в поход ( вероятно, будьте добры, стало быть)
Этот разговор ни к чему хорошему не приведет ( по моему мнению, спасибо, к счастью)
Мой друг заболел ( к общей радости, как на беду, одним словом)
(В процессе выполнения данного задания у учащихся формируются навыки правильного употребления вводных конструкции)
Деловая игра «Я учитель»
Найдите предложения, где неверно поставлены знаки препинания. Исправьте ошибки. Объясните, в чем ошибался ученик.
Легкий ветерок, бывало прикоснется к тонким стеблям цветов, чистый воздух наполнится ароматом трав.
К счастью, невозможно привыкнуть.
Синтаксические омонимы.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
1) 1,2; 2) 1,2,3,4; 3) 3,4; 4) 1,3
Задание 3. Используя вводные конструкции, восстановите текст:
…много я слышал разных споров о счастье. Счастье… это богатство, деньги. Но ведь… настоящего счастья, верной дружбы не купишь. Если… человек обидел кого-то, отнял счастье у других, они его клянут. И ему… немного не по себе. Совесть… точит. А от совести… никакими деньгами не откупишься. Счастье… – это не только иметь, брать, получать. Счастье… и в том, чтобы отдавать, помогать… и делиться радостью.
Слова для справок: говорили некоторые, конечно, например, скажем, разумеется, по-нашему, значит, по-моему, я думаю, несомненно, понимаешь. |
Какова роль вводных конструкций в данном тексте?
Запишите предложение, выражающее основную мысль.
Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь.
И все ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чем, смущаясь, говорим.
Мне скажут: "К счастью..."
И потом
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова "во-первых", "во-вторых".
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.
Закончи предложения.
Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, при помощи которых выражают …
Вводные конструкции членами предложения …
В устной речи выделяются …, в письменной - …
Вставные конструкции?
Что будет, если в русском языке исчезнут обращения, вводные конструкции, вставные конструкции, междометия?
- Я считаю, что прав был К.Г.Паустовский. отмечая:
- Ещё Пушкин говорил о знаках препинания: они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.
- А как вы считаете? Докажите примерами.
Оценки, ДЗ