СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложения с вводными словами. Ч.Айтматов «Ответственное задание». Понятие о литературном герое.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Предложения с вводными словами. Ч.Айтматов «Ответственное задание». Понятие о литературном герое.»

Школа №60 Дата ______________ ______________

Предмет урока: Русский язык класс 9 ______________ ______________

Тема урока:

Предложения с вводными словами. Ч.Айтматов «Ответственное задание». Понятие о литературном герое.

Цель урока:

1. Образовательная цель: Раскрыть идейное - содержание рассказа «Ответственное задание»; развитие умений анализа композиции и сюжета художественного произведения; воспитание у учащихся патриотизма и ответственности.



2. Воспитательная цель: Воспитание любви к Президенту, к своей Родине. формирование логического мышления; Раскрыть идейное - содержание рассказа «Ответственное задание»; воспитание у учащихся патриотизма и ответственности.

Вид урока:

Изучение нового материала

Оборудование урока:

Наглядное пособие, альбом «Счастливая эпоха могучего государства», альбом «Наша Родина- Туркменистан», картины. Презентация, компьютер, интерактивная доска; тестирование.

Ход урока.

1.Организационный момент.

1) Приветствие; Дата; Проверка посещаемости и запись в журнале;

2) Проверка готовности учащихся к уроку и наличия учебных принадлежностей;

3) Беседа о правилах дорожного движения;

4) Беседа о поведении в школе и во внеучебное время, а также при чрезвычайных ситуациях (природных, искусственных, техногенных бедствиях), беседа о правилах личной гигиены;

5) Ообсуждение эпиграфа к уроку из книги Уважаемого Аркадага Туркменистана Гурбангулы Бердимухамедова «Источник мудрости».

6) Девиз года «Эпоха народа с Аркадагом».

7) Как правильно носить медицинскую маску?

2. Опрос и проверка выполнения домашнего задания.

4. Стр. 251. Расскажите о том, что вам известно о тружениках тыла в Туркменистане, которые помогали Родине и приближали победу.

3. Обобщение пройденной темы.

Обобщаю по ответам учеников.

1. В какой период жизни страны происходит действие повести? 2. Какое это было время года?

3. Расскажите о жизни киргизского аила в трудную военную пору. 4. Расскажите о том, что вам известно о тружениках тыла в Туркменистане, которые помогали Родине и приближали победу.

4. Обьяснение новой темы.

План урока:

1. Раскрыть идейное - содержание рассказа «Ответственное задание»;

2. Раскрытие проблемы ранней горькой взрослости, ответственности за общее дело и самоотверженности подростков в годы войны;

3. Развитие умений анализа композиции и сюжета художественного произведения;

4. Воспитание у учащихся патриотизма и ответственности.

1.Словарная работа.

тягло – рабочий скот, животные для тяги сбруя принадлежности для запряжки лошади

инвентарь вещи, предметы, входящие в состав имущества предприятия

№ 5. Стр. 252. Прочитайте I отрывок из повести Ч. Айтматова «Ранние журавли» (глава «Ответственное задание»).

I

Султанмурат выскочил на улицу, чтобы принести соломы и затопить печь. Пробегая через двор к сараю, он увидел, как сходил с коня председатель колхоза Тыналиев, раненый фронтовик. Оказывается, он с парашютом прыгал, десантником назывался. А до войны агрономом был, говорят.

Захватив большую охапку соломы, Султанмурат вернулся в класс. Ребята зашушукались, оживились.

– Тише, не отвлекайтесь! – потребовала Инкамал-апай, учительница строгая, всеми уважаемая.

И всё, что она рассказывает, объясняет, доказывает, проникает в ум и души учеников. И класс сидит заворожённый.

В дверях класса появляется председатель колхоза Тыналиев в сопровождении завуча.

– Что-нибудь случилось? – спросила Инкамал-апай. Голос у неё перехватило.

– Ничего плохого не случилось, – успокоил её Тыналиев. – Извините. Я пришёл по другому делу. Разговор у

меня к ребятам. Дело у меня такое. Все на фронте… Пока положение тяжёлое. В прошлом году мы не

справились, не успели засеять гектаров двести озимой пшеницы. Никто не виноват. Война…

Я пришёл к вам, ребята. Придётся кое-кому из вас оставить пока школу. Время не ждёт, надо готовить тягло к весновспашке, а тягло у нас – страшно смотреть, довели, на ногах едва держится. Надо готовить сбрую, надо ремонтировать плуги и сеялки, а инвентарь у нас под снегом. Решили мы подготовить ещё одну бригаду и обратиться к вам за помощью.

Ребята стали тянуть руки, спорить. Тыналиев сразу пояснил: «Возьму только тех, кто хорошо учится. Хорошему ученику потом легче будет догонять упущенное время».

Выбрал он пятерых ребят и велел, чтобы завтра с утра все были на конном дворе.

12. Стр. 254. Прочитайте II отрывок из рассказа «Ответственное задание» (повести «Ранние журавли»).

II

…Дело, задуманное председателем Тыналиевым, оказалось гораздо труднее. Прежде всего, нужно было подготовить лошадей к пахоте.

– Вот что, ребята, – продолжал председатель. – Война идёт, и придётся нам жить по-военному. Учтите, я отвечаю за вас головой. Много дней и ночей будете одни в степи, как десант парашютистов с особым заданием. Каждый из ребят выбрал себе по четыре лошади, за которыми предстояло ухаживать.

С этого и началось то, ради чего их отозвали из школы в зиму 1943 года.

Работы оказалось много. На конном дворе поспевай, да ещё каждый день бегали в кузницу помогать старому Барпы и его хромоногому молотобойцу ремонтировать плуги, с которыми

предстояло выходить в поле. Не каждый лемех удавалось отковать, но, если удавалось, Барпы торжествовал. В таких случаях молотобоец звал ребят:

– Эй вы, плугари! Бегите сюда, устаке вас зовёт к себе! Тогда старый Барпы показывал всем ещё горячий, тяжёлый лемех.

– Вы ещё, ребята, много раз вспомните нас на поле. Ведь, что главное в плуге – лемех!

То, что прежде было выброшено на лом, теперь приходилось раскручивать, развинчивать, очищать от ржавчины и грязи. Даже старые, затупившиеся лемеха, уже отслужившие своё, и те заново пошли в дело. Приходилось часто наведываться и в шорную мастерскую, чтобы подогнать сбрую для своих коней. Потому каждый заботился, помогал шорникам, как умел подогнать сбрую для своих коней. Но самое главное, основное дело заключалось в уходе за лошадьми. Целый день с утра и до вечера в конюшне.

Времени оставалось в обрез. Шёл уже конец января. Стало быть, на выхаживание коней оставалось тридцать, от силы тридцать пять дней. Успеют ли, рабочие лошади восстановить и обновить силы к началу пахоты – зависело теперь только от самих плугарей.

По расчётам Тыналиева, в конце февраля, сразу, как только земля освободится от снега, плуги должны выйти в Аксай. Аксай – место плодородное, но далёкое и безлюдное. От дождей зависит урожай на Аксае.

На это и надеялся Тыналиев. Возможно, будет дождь на счастье и будет хлеб аксайский… .

2. Языковое понятие.

Вводные слова выделяются в произношении интонацией, а на письме – запятыми: Завтра, по-моему, будет солнечно. К вечеру, однако, ветер утих. Он, к великому огорчению, не знал, что делать дальше.

К концу урока учащиеся будут знать:

- В какой период жизни страны происходит действие повести;

- Какое это было время года;

- Кто главные герои повести.

К концу урока учащиеся будут уметь:

- раскрыть идейное - содержание рассказа «Ответственное задание»;

- развитие умений анализа композиции и сюжета художественного произведения;

- показать душевные качества героев;

- сопереживать, сочувствовать героям повести.

5. Закрепление новой темы.

Ответить на вопросы. 1. Кто главные герои повести? 2. Кто обратился к ребятам с просьбой? Что вы узнали об этом человеке? 3. Какое задание получили семиклассники? 4. Почему председатель Тыналиев заговорил об учёбе ребят? 5. Что вы узнали об учительнице Инкамал-апай? Каково отношение ребят к ней?

7. Стр. 253. Составьте предложения со словами будьте добры, пожалуйста, спасибо, извините.

8. Стр. 253. Составьте и запишите предложения со словами: кажется, видно, возможно, Например: Лето, наверно, будет жарким.

6. Задание на дом. № 10. Стр. 254.Выпишите из I части рассказа «Ответственное задание» предложения с вводными словами.

7. Обобщение урока и оценивание знаний учащихся. 1) Обобщение;

2) Оценить знаний учеников.

Подготовила учительница русского языка:

Примечание: _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Завуч средней школы №60