СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложный падеж имён существительных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении); познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.

Просмотр содержимого документа
«Предложный падеж имён существительных.»

Предложный падеж имён существительных.

Цели урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении); познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.

Формируемые УУД:

Предметные результаты:

1.Узнать особенности предложного падежа

2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже

5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.

6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

7.Развивать умение работать в парах.

8.Воспитывать навык самостоятельности.

9.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия

- оценивать качество и уровень усвоения материала

Познавательные результаты:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- смысловое чтение

- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

- построение логической цепи рассуждений

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные результаты:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном диалоге.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка темы урока.

Мы продолжаем наше путешествие, начатое на уроках русского языка. У нас остался не открытой одна из планет, которую мы сегодня посетим. Кто из вас уже догадался, как называется эта планета? Предложный падеж.

Что нам предстоит узнать? Мы должны узнать, на какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже.

- С какими предлогами употребляются существительные в предложном падеже.

- Каким членом предложения они являются, и какое имеют значение.

Молодцы! Но для того, чтобы подняться на борт космического корабля и продолжить плавание, необходимо правильно записать число в тетрадях.

Дети записывают в тетрадях число и «Классная работа».

3. Повторение изученного материала.

И вот мы на борту космического корабля. Теперь – вперёд, покорять трудности, которые нам будут встречаться на пути. Полный вперёд!

Просклоняйте слово ракета. Что такое склонение существительных? Изменение существительных по падежам.

Сколько падежей в русском языке? Шесть.

Назовите все падежи и вопросы к ним.

4. Чистописание.

Первое испытание. Определите, какие буквы мы пропишем на минутке чистописания. Первая является окончанием в существительном ракета, употреблённом в дательном падеже. Какая это буква? Буква – е.

Вторая буква – окончания в существительном ракета, употреблённом в родительном падеже. Какая это буква?  Буква – ы.

И третья буква – окончания существительного в предложном падеже. Буква – е.

Что вы можете сказать об этих буквах? Они гласные, обозначают мягкость согласного звука на письме; обозначают два звука в начале слова, после гласной и после разделительных знаков.

На доске:

е ы е е ы е

Напишите данный ряд букв в указанной последовательности.

- С первым испытанием вы справились. Молодцы!

5. Словарная работа.

Полный вперёд! Поехали!

К…стюм, во…зал, кр…вать, д…ректор, м…л…ко, м…тель, м…рко…ь, д…кабрь, т…тра…ь, с…рень, к…рабль, б…рёза.

- И с этим заданием вы справились. Вы настоящие путешественники: находчивые и сообразительные.

6. Знакомство с новым материалом.

- Сформируйте задания в соответствии с темой урока.

Из данных слов надо составить словосочетания, состоящие из глагола и существительного в предложном падеже с предлогом.

На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже?

О ком? О чем? Предлоги могут меняться.

посидеть на набережной нарисовать на парусе

рассказал о морях встречать в ноябре

разглядеть в лодке потерять на корабле

Назовите предлоги, которые употребляются с существительными в предложном падеже. О, об, в, во, на, при.

Приведите примеры, в которых имена существительные в предложном падеже употребляются без предлогов. Затрудняетесь?

Предложный падеж в нашем языке встречается очень часто. Он занимает второе место после именительного. А предложным он называется за выработанную веками привычку не употребляться иначе, чем с предлогами.

7. Физминутка.

Но перед тем, как мы продолжим наше путешествие, я предлагаю выполнить следующее задание. Для его выполнения вам необходимо встать.

Я буду называть падежи и вопросы к ним. Если падеж и вопросы соответствуют друг другу – хлопайте, если не соответствуют – топайте.

И.п. кого? Чего? Т.п. Кем? Чем?

Д.п. Кому? Чему? Р.п. Кого? Что?

В.п. Кто? Что? П.п. О ком? О чем?

Дети выполняют задание.

-Молодцы! Далеко улетели мы от родной Земли. Давайте оглянемся назад и сделаем глубокие вдохи.

Полный вперед! Мы приближаемся к новой планете. На ней – задания. Выполните первое задание. Что необходимо сделать?

Списать предложения, подчеркнуть главные члены, найти существительные в предложном падеже.

В воде играют солнечные зайчики.

В июне горячие лучи солнца прогрели воду.

Учитель рассказал ученикам о капитане корабля.

Прочитайте первое предложение. Назовите главные члены предложения. Зайчики играют.

Поставьте вопрос к существительному в предложном падеже. В чем?

С каким предлогом употреблено? С предлогом в.

Каким членом предложения он является? Второстепенным.

А теперь еще раз обратите внимание на существительные, употребленные в предложном падеже, и скажите, какое значение имеет предложный падеж.

Существительные в предложном падеже обозначают место действия, время и указывают на лицо, на предмет, о котором идет речь.

Вот мы и прибыли на планету до сих пор нам незнакомую предложного падежа. Что же мы узнали о нем за время нашего путешествия? Обобщите наши рассуждения.

8. Закрепление нового материала.

1. Определение падежей имен существительных

Упр.228, с. 121.

2. Развитие орфографической зоркости

Упр.230, с. 122.

9. Итог урока.

Подходит к концу урок, но путешествие наше не заканчивается. Завтра мы вновь отправимся в путь и вспомним все падежи, с которыми познакомились.

Давайте подведем итог нашей работы. Что вы узнали сегодня о предложном падеже?

Рефлексия: начертите шкалу и отметьте уровень своих знаний по теме урока. Оценки.

10. Домашнее задание. Упр.231, с. 123.