СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предмет и задачи синтаксиса. Задачи изучения синтаксиса в начальной школе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

лекционный материал для 4-х курсов отделения "коррекционная педагогика"

Просмотр содержимого документа
«Предмет и задачи синтаксиса. Задачи изучения синтаксиса в начальной школе.»

Лекция .

Предмет и задачи синтаксиса. Основные единицы синтаксиса. Задачи изучения синтаксиса в начальной школе.

Понятие о словосочетании. Классификация словосочетаний. Типы связи слов в составе словосочетания. Смысловые отношения между словами в словосочетании. Знакомство со словосочетанием в начальных классах.

Содержание лекции

Грамматика состоит из двух разде­лов: морфологии и синтаксиса. Первая её часть — морфология — опреде­ляет правила изменения слов, вторая часть — с и н т а к с и с — определяет правила соединения слов в предложении. Основными единицами языка, кото­рые изучаются в синтаксисе, являются:

1) с л о в о с о ч е т а н и е и 2) п р е д л о ж е н и е (простое и сложное).

В синтаксисе изучаются правила со­ставления словосочетаний и предложе­ний, устанавливаются их типы и самые общие, отвлечённые значения этих ти­пов. Например, словосочетания добежа­ли до рощи, дошёл до станции, дотянул­ся до мяча различны по своим лексиче­ским значениям, но все построены по одному образцу (состоят из глагола с приставкой до- и существительного при нём в родительном падеже с предлогом до), все имеют одно и то же общее, от­влечённое значение (обозначают «дейст­вие и его пространственный предел»). Предложения Человек идёт; Птицы по­ют; Время летело; Солнце садилось име­ют разное содержание, состоят из слов с разными лексическими значениями, но все они построены по общему правилу: это предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого; и общее, от­влечённое значение у них одно и то же:

они обозначают «предмет и его дейст­вие». Таким же образом в синтаксисе изучаются и другие типы предложений.


Словосочетание – это элементарная (самая простая) синтаксическая единица, которая образуется соединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи.

Необходимы 2 требования, чтобы сочетание слов называть словосочетанием:

а) объединяемые слова должны принадлежать к знаменательным частям речи. Служебные части речи могут входить в словосочетание, но они не образуют компонента словосочетания. Например, на столе – не является словосочетанием;

б) эти слова, образующие словосочетание, должны находиться в отношениях подчинения одного слова другому. Одно слово – главное, независимое, а другое – зависимое, подчинённое. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Если какое-то из этих двух условий не выполняется, то перед нами не словосочетание, а обычное сочетание слов:

у дома (одно слово служебное)

дети и взрослые (связь сочинительная)

ученица читала (сочетание подлежащего и сказуемого, т.е. предложение).

Примеры словосочетаний.

Думать о родителях, читать книгу, читать громко, очень тихо, интересная книга.

2. Типы связи слов в словосочетаниях.

Самостоятельные части речи соединяются в составе словосочетания с помощью трёх видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.

1) Если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей? то этот вид связи – согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

Например: ранняя осень, своя игра, пятый элемент, думающий ученик.

2) Управление – это такой вид подчинительной связи, где зависимое слово выражено косвенным падежом с предлогом или без предлога (главное слово управляет косвенным падежом).

Например: учиться в школе, встретил друга.

3) Примыкание – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово не изменяется.

В качестве зависимого слова при примыкании используется наречие, деепричастие, инфинитив и некоторые заимствованные из других языков слова, неизменяемые другим языком.

Например: повернуться направо, идти подпрыгивая, возможность приехать, цвета хаки.

3. Простые и сложные словосочетания.

Песочный берег, свет звёзд, большой полумесяц – простые словосочетания (одно главное слово и одно зависимое).

Кричал матери и сестре, длиннорукий худой парень – сложные словосочетания (одно главное слово и несколько зависимых).

4. Смысловые отношения между словами, входящими в словосочетание, бывают различными.

а) Высокий дом, просторная аудитория, шестой этаж – определительные отношения.

Определительные отношения возникают тогда, когда зависимое слово обозначает признак и определяет главное слово.

б) Раздать тетради, писать карандашом, помириться с товарищем – объектные отношения.

Объектные отношения возникают тогда, когда зависимое слово обозначает объект.

в) Опоздать из-за дождя, повернуться направо, сделать назло – обстоятельственные отношения.

Обстоятельственные отношения возникают тогда, когда зависимые слова выражают разные обстоятельственные значения (времени, места, причины, цели, условия и т.д.)

г) Некоторые словосочетания имеют двойственный характер.

Например: лодка с парусом – отношение объектное

лодка с парусом – отношение определительное

следовательно, в данном словосочетании имеются объектно-обстоятельственные отношения.

Например: лодка с мотором, глаза ребёнка, ручка двери, девушка в красном платье.

д) Положить в коробочку – объектные отношения

Положить в коробочку – обстоятельственные отношения т.е. отношения объектно-обстоятельственные.

Задачи изучения синтаксиса в начальной школе.

Основная задача изучения синтаксиса в начальной национальной школе заключается в том, чтобы обучить учащихся практически пользоваться различными синтаксическими конструкциями, строить предложения по законам русской грамматики, пользоваться ими в своей речи.

В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений:

1. Формирование грамматического понятия «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицы).

2. Овладение учащимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, над осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, над прямым и обратным порядком слов, над предложениями распространенными и нераспространенными).

3. Формирование у учащихся умения пользоваться в своей речи предложениями, разными по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.

4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).

Все пять указанных направлений работы между собой взаимодействуют, и каждое из них учитель может рассматривать самостоятельно лишь в целях уточнения отдельных сторон изучения предложения.

Тема «Предложение» является сквозной. Она изучается в течение всех четырех лет. Постоянно углубляются знания о признаках предложения. От элементарных представлений о предложении как единице речи, выражающей мысль, учащиеся переходят к изучению главных и второстепенных членов, связи слов в предложении, к изучению предложений с однородными членами.

Первоначальный этап работы над предложением совпадает с периодом обучения грамоте. Именно в этот период учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения: предложение выражает мысль, для него характерна интонационная завершенность. Если этих качеств нет, то слова не составляют предложения, это только группа слов.

Осознать учащимся предложение как целостную единицу речи невозможно, если они не в состоянии выделить главные члены. Именно подлежащее и сказуемое составляют структурную и смысловую основу предложения. Вот почему уже в букварный период, как показывают специальные исследования, целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов).

По мере изучения предложения уточняется представление о его составных частях, и в частности о словосочетании. Одновременно углубляется знание учащихся о каждом члене предложения. Что представляют собой подлежащее и сказуемое? В каком отношении они находятся? Какова роль второстепенных членов?

В начальных классах учебный материал о предложении изучается таким образом, что в течение всего года работа над предложением пронизывает все другие темы, хотя в целом объем синтаксического материала, изучаемого в I—IV классах, мал.

В I классе, согласно программе, учащиеся учатся различать в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится в предложении и что о них говорится. Второй класс —это овладение учащихся существенными признаками предложения, вводится определение главных членов, входят в практику термины подлежащее и сказуемое. Большое внимание во II классе уделяется связи слов в предложении. В предложении второклассники выделяют основу предложения (подлежащее и сказуемое) и слова (два слова), из которых одно — зависимое, а другое — главное, т. е. словосочетания. Узнают второклассники и о том, чем выражается грамматическая связь слов: окончанием и предлогом.

В III- IV классах дальнейшим развитием знаний о членах предложения является понятие об однородных членах.

Итак, ведущим при усвоении предложения является развитие у учащихся правильного представления о членах предложения. Во-первых, младшие школьники усваивают, что все члены предложения делятся на две большие группы: главные и второстепенные. В начальных классах второстепенные члены предложения не дифференцируются. Для усвоения предложения раскрывается сама сущность главных и второстепенных членов: главные члены составляют структурную основу предложения, они нередко берут на себя и основную смысловую нагрузку, а второстепенные члены выполняют функцию уточняющую (хотя и не менее важную для выражения мысли). Особенно наглядно специфика второстепенных членов выступает в процессе распространения предложения. Например, учащимися записано предложение: Ласточки улетают. Для того чтобы мысль была выражена более полно, им предлагается включить в предложение слова, отвечающие на вопросы куда? и когда? Отвечая на эти вопросы, учащиеся наглядно убеждаются в том, какой член предложения распространяется, становится более точным.

Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтаксических и речевых умений. Словосочетание выделяется как компонент предложения и воспринимается уже в начальных классах на основе его существенных признаков. Сам термин «словосочетание» в учебник не включен, не дается и определения. Но практически младшие школьники подводятся к осознанию следующих существенных признаков словосочетания:

1. Словосочетание — это два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически.

2. В словосочетании одно слово главное, а второе — зависимое. Главное — это слово, от которого ставим вопрос, а зависимое — то, которое отвечает на вопрос. Например: (Какой?).

Пионерский лагерь раскинулся (г д е?) на берегу. Подлежащее и сказуемое не составляют словосочетания, так как они по отношению друг к другу равноправны и взаимозависимы.

Умение выделять словосочетание в составе предложения формируется постепенно и требует длительной тренировки. Используется система упражнений, которая направлена на то, чтобы учащиеся поняли сущность зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания. Особенно эффективными являются следующие виды упражнений:

а) Распространение предложения.

Можно заранее указать, какой член предложения требуется распространить. Например, для анализа дано предложение Цветет черемуха. Выделяется подлежащее и сказуемое (основа предложения), ставятся вопросы: какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда цветет черемуха? Каким членом предложения будет это слово? (Второстепенным.) От какого члена предложения оно будет зависеть? (От сказуемого. Цветет когда? в мае.) Включите в предложение еще одно слово, которое будет пояснять подлежащее. Какое предложение получилось? (В мае цветет душистая черемуха.)

б) Восстановление деформированного предложения.

Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов «находятся» словосочетания. Например грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких.

— О ком говорится в предложении? (О грачах. Кто? грачи.) Что о них говорится? (Вьют. Грачи вьют — главные члены.)

— С помощью вопросов найдите словосочетания. (Вьют что? гнезда. Вьют г д е?

на чем? на деревьях. На деревьях каких? высоких.) После того как «восстановлены» словосочетания, выясняется наиболее удачный порядок слов в предложений в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий (или пишущий); отрабатывается интонация.

в) Деление сплошного текста на предложения.

Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.

г) Анализ предложения и составление его схемы.

При анализе предложения выделяются основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий подлежащее, второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения. Так постепенно устанавливаются словосочетания.

д) Составление предложений по данной учителем схеме или по вопросам, например: Где? Что делают? Кто?


Дом. Задание: выучить лекцию.