Урок 1
Предмет химии. Вещества.
Девиз урока:
«Широко простирает химия руки свои в дела человеческие»
М.В.Ломоносов
www.pmedia.ru
Цель урока:
Познакомить с:
- -предметом химия;
- -простыми и сложными веществами;
- -свойствами веществ;
- -формами существования химического элемента.
Вводный инструктаж по технике безопасности
Науки о природе
1. Какие науки, известные вам, изучают природу?
2. Что изучает
- биология,
- география,
- физика?
3. Знаете ли вы, к каком разделу знаний относятся эти науки?
4. С чем у вас ассоциируется наука химия?
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ -
изучают природные явления
биология
физика
химия
география
Тело
Вещество
Молекулы
Атомы
Химия изучает
Вещества
Свойства
веществ
Превращения
веществ
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях
Вещества - это то, из чего состоят физические тела
Стеклянная посуда – это физическое тело
Стекло - это вещество
Химический элемент – это определенный вид атомов
Задание
Выберите из предложенных понятий вещества и физические тела .
ложка
- Формы существования химического элемента
атомы
вещество
ПРОСТЫЕ
СЛОЖНЫЕ
- Задание 2. Укажите какие формы химического элемента представлены на изображении
Физическое тело может состоять из одного вещества или из нескольких
Карандаш состоит из древесины и графита
Кольцо состоит из золота
Рассмотрите модели молекул. В чём между ними сходство и различие? Какое из веществ простое, а какое - сложное? Почему?
Вещества Вещество
Вода
Кислород
Водород
Вещества, которые образованы атомами одного химического элемента, называют простыми
Вещества, которые образованы атомами разных химических элементов, называют сложными
Упражнение №1
Определите, какое из предложенных веществ простое, а какое – сложное.
Физические свойства веществ - это признаки, по которым вещества отличаются друг от друга
СТЕКЛО
Хрупкое
Твердое
Прозрачное
Нельзя вытянуть в нить
Не проводит тепло и ток
АЛЮМИНИЙ
Прочный
Мягкий
Непрозрачный
Можно вытянуть в нить
Тепло - и электропроводный
! Вывод: вещества различаются по физическим, а также химическим свойствам.
Задание
Выберите признаки для следующих веществ:
МЕДЬ, ЖЕЛЕЗО, ГЛИНА.
Мягкое, твердое, пластичное, ковкое, бесформенное, проводит ток, не проводит ток, растворимо в воде, поддается обработке руками.
План описания физических свойств вещества:
1. В каком агрегатном состоянии – газообразном, жидком или твёрдом – находится вещество при данных условиях?
2. Какого цвета вещество? Имеет ли оно блеск?
3. Имеет ли вещество запах?
4. Проявляет ли вещество пластичность, хрупкость, эластичность?
5. Растворяется ли вещество в воде?
6. Какова температура плавления и температура кипения вещества? (См. справочники.)
7. Какова плотность вещества? (См. справочники.)
8. Обладает ли вещество тепло- и электропроводностью? (см. справочники.)
Задание
Опишите физические свойства следующих веществ по плану:
вода
уксусная кислота
Свойства
Состав
Химия
Применение
- Свойства веществ – это признаки, по которым вещества отличаются друг от друга либо сходны между собой
- Предмет химии – изучение веществ, их превращений, создание веществ с заданными свойствами
Задачи химии
- Изучение веществ, их физических и химических свойств
- наблюдение,
- с помощью измерительных приборов
2. Изучение превращений веществ и процессов, сопровождающих эти превращения
Контроль усвоения :
1. Любой предмет, нас окружающий – это: а) физическое тело; б) вещество
- 2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это: а) тела; б) вещества.
- 3. Вещество – это: а) то, из чего состоит физическое тело; б) любой предмет нас окружающий.
- 4. В каком из предложений, приведенном ниже, речь идет о стекле как о физическом теле? а) он разбил оконное стекло; б) ваза сделана из стекла.
5 . Свойства вещества – это: а) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга; б) цвет вещества.
6. Выпишите какие качественные прилагательные – хрупкий, короткий, зеркальный, зловонное, рассыпчатое, симметричный, пористый, изогнутый, серебристый, тающий – могут быть отнесены: а) к веществам; б) к телам; в) и к телам и к веществам.
7. Выберите простое вещество: а) кислород б) вода в) серная кислота г) оксид алюминия
8. Выберите смесь веществ: а) воздух б) оксид магния в) алюминий г) сульфид железа.
Рефлексия и подведение итогов :
В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему дню. Сегодня я узнал____________________________________________ Я удивился_________________________________________________ Я хотел бы______________________________________________
Домашнее задание
1. § 1читать, учить определения
2. Вопросы на странице 7-8: 1 , 2, 6, 8, 9
3. Доклады, презентации по истории развития химии
Таблица
Дата
Достижения науки