СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предмет: Литературное чтение Тема урока: К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей. Герои произведения. Их характеристика.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке используется поблемный и частично поисковый метды обучения. В своей работе старалась применить различные формы организации учебной деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Предмет: Литературное чтение Тема урока: К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей. Герои произведения. Их характеристика.»»



Предмет: литературное чтение

Класс:3

УМК: Школа России

Тема: «К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей. Герои произведения, их характеристика".

Тип урока: Комбинированный. Закрепление и систематизация новых знаний

Данному уроку предшествовали темы:

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Знакомство с автором и произведением.

Формы организации учебной деятельности:

• групповая; в парах; индивидуальная;

• фронтальная

Методы: частично-поисковый.

Приемы: «Буксир», «Корзина идей», «Настоящие сыщики», «Точь в точь», «Точное слово», «Сыщики», «Точное время».

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке.


Оборудование и ресурсное обеспечение: презентация, видеозапись фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К.Г. Паустовского, учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., карточки с заданием для групповой, индивидуальной работе и работе в парах.

Цель: Формировать умение давать характеристику персонажам, анализировать и сравнивать героев произведения, делать выводы.

Задачи:

1.Обучающие: продолжить знакомство с произведением К. Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие их словам, обучать краткому пересказу;

2. Развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

3. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим".

Планируемые результаты:

Личностные– формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, принятие чужой точки зрения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД– организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД– умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о различии сказки и рассказа, анализировать, сравнивать характеристика героев и их поступка.

Коммуникативные УУД– умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения на события

Предметные– воспринимать прочитанный текст, уметь пересказывать сказку близко к тексту, осмысленно правильно читать, отвечать на вопросы, соотносить пословицу с темой урока, давать характеристику героям и их поступкам.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. (15сек)

Ребята, какое сегодня прекрасный морозный день! Я рада вас всех видеть! У меня сегодня отличное настроение. Я дарю его вам! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. 

Учитель:-Вы готовы хорошо поработать на уроке?!

-  Молодцы, верьте в себя, и у вас всё получится!  Это будет девизом урока! (1слайд)

II. Актуализация знаний. (3мин)

Учитель: Включаю отрывок из мультфильма «Растрепанный воробей». (19с)

Учитель: Ребята, вы узнали из какого произведения эти герои?

Ответы детей: Это герои из сказки «Растрепанный воробей».

Учитель: А кто автор этого произведения?

Ответы детей: Константин Георгиевич Паустовский.

Учитель: Что вы запомнили о писателе? (2 слайд)

Ответы детей: Родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. Паустовский много путешествовал. Он писал рассказы и сказки о людях и животных. Основными темами К. Г. Паустовского являются Родина, природа. Своими произведениями К. Паустовский внушает великое уважение к природе, к целесообразности ее законов, к ее возвышающей душу красоте. Книги переведены на многие иностранные языки.

Учитель:- Определим жанр произведения (рассказ или сказка)

(Прием «Корзина идей») Выберите и докажите, что относится к рассказу, сказке:



События могли происходить в реальной жизни.

Вороны воруют блестящие предметы и прячут в гнезде.

Воробей понимает людскую речь и способен им сочувствовать.

Жизнь воробьиного племени очень напоминает человеческую.

Ворона размышляет и видит сны.

Учитель: К какому жанру мы отнесли это произведение –сказке или рассказу?

Закрасьте нужную карточку.




Ответы детей: Это сказка.

Учитель: Почему?

Ответы детей: Потому что здесь вымышленная история. Воробей не может на самом деле найти и вернуть пропавшую вещь. (Другие высказывания детей, подтверждающие, что это сказка).

Учитель: А можно ли его отнести к рассказу?

Ответы детей: Можно.

Учитель: Почему вы так думаете?

Ответы детей: Здесь описываются реальные люди и события, которые могли произойти на самом деле.

ВЫВОД: Сказка, где главным героем является воробей, находится внутри рассказа, в котором главная героиня – Маша.


III. Самоопределение к деятельности.(4мин) (3 слайд) (4 слайд)

Я весь день

ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…(воробей)

Учитель:Как вы думаете, о чем воробьи могут чирикать нам зимой?(Что им тяжело зимой: холодно, нет корма)

Учитель: Кто им может помочь? (Люди. Они делают кормушки, следят, чтобы в них всегда был корм. А если воробей сыт, то ему и не холодно)

Учитель:— Как вы думаете, нравится ли им, что о них кто-то заботиться?

Учитель:-Что вы знаете о воробьях?

. Окраской - сероватая, 
Повадкой – вороватая, 
Крикунья хрипловатая – 
Известная персона. 
Это….
(Ворона)

Учитель:Что вы знаете о воронах? (рассказы детей)

Учитель: Почему мы начали урок именно с загадок о воробье и вороне?

Учитель: Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей».

- Как понимаете название? (Растрепанный — то есть взлохмаченный, пришедший в беспорядок. Растрепанность воробья говорит о том, что он успел побывать ни в одной жестокой драке.)


IV.Подготовительный этап. (2мин)

Постановка проблемы

Учитель: Вспомните героев сказки «Растрепанный воробей».(5-6 слайд)

Допишите: Пашка-…….(воробей)

Петровна-….(нянюшка)

Маша-…..(девочка)

Разбойница-….(ворона)

Чичкин-….(старый воробей, дед Пашки)

Балерина -……(мама)

Постовой….( милиционер)

Ответы детей: Герои сказки – это девочка Маша, ворона, воробей Пашка, мама, Нянюшка Петровна, Чичкин (старый воробей, Пашкин дед), милиционер.

Учитель: Кто из них является главными героями?

Ответы детей: Главные герои – это Маша, воробей Пашка и ворона. (7 слайд)

Учитель: Как вы думаете, зачем мы перечислили героев сказки?

-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Кто попробует назвать тему и цель урока?

Ответы детей: Будем говорить об этих героях.

Давать им характеристику, рассказывать об их жизни.

Будем учиться давать характеристику персонажам.

Тема: «Характеристика главных героев». (8 слайд)

Цель: Научиться давать характеристику героям, уметь работать с учебником.

V. Проверка домашнего задания. (6мин)

1. Чтение «Буксир» Начинает читать учитель с начала сказки, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели «поймать» темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.

Учитель: Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы. Продолжаем.

Учитель: Кто из героев предстает перед нами первым?

Учитель: С кем жила Маша?

2. «Настоящие сыщики». Прочитай первый абзац на стр.12, затем рассмотрите иллюстрацию на стр.13. Какие несоответствия вы заметили? (лупа) Запишите_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. «Точное время». -Какое время показывали часы, нарисуй стрелочки. (Подсказка стр.12, второй абзац).


-Это было утро или вечер? Докажи словами из текста_________________________________________________________________________


  1. «Сыщики». Из текста пропали слова, запиши их правильно.(9-10 слайд)

Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок, прочитать его и вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложении. ( стр. 14)

В этот вечер (букет лежал) за спиной у Маши на столе и поблескивал. Было так тихо, что (казалось, всё спит) кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и всё сильнее белел от снега. Не спали только (Маша, отопление) и зима. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою тёплую песню, а зима всё сыпала и (сыпала с неба тихий) снег. Он летел (мимо фонарей) и ложился на землю. И было непонятно, как с такого (чёрного) неба может слетать такой белый снег. И ещё было непонятно, почему среди (зимы) и морозов распустились у мамы на столе в корзине (красные большие) цветы. Но непонятнее всего была (седая) ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела ( не моргая) на Машу.

Проверка написанного.

VI. Изучение нового материала. (15мин)

Работа с текстом.

Учитель: Ребята, с каким из героев сказки мы знакомимся вначале произведения?

Ответы детей: Первой мы узнаём Машу.

Учитель: Вспомним, что мы знаем о семье Маши.

- Кем был Машин отец? Прочитайте.с.13

. Заполните «паспорт». Что вы узнали об отце Маши? .


Отец Маши

Профессия:

Подвиг:

Неудачи:

Настоящее место работы:


Ответы детей: Машин отец был моряком, что потом «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раз тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется нескоро, только весной».

1.«Юный географ». В тексте говорится. «А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка»..»

А что такое Камчатка на самом деле? Это______________________________________

(Подсказка. Обратитесь к физической карте России в атласе).


-Что можем сказать про ее маму? Прочитайте.с.12-13

2.Кем работала мама девочки? Найдите ответ в облаке слов и раскрасьте желтым карандашом.



Ответы детей: Машина мама– балерина: «… она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу», «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».

Учитель: В сказках свершаются чудеса, и у нас тоже свершится чудо. Представим, что вместе с ними мы тоже отправимся в театр, на балет «Золушка». Музыку написал Сергей Сергеевич Прокофьев.

1.«Точь в точь». Какой театр соответствует описанию на стр.12, выбери эту фотографию. Отметь v. (читаю я)


Центральный Академический Театр Российской Армии



Государственный Академический Большой театр


Малый театр Москвы



Учитель:-Людей каких профессий можно встретить в театре? (Дирижер. Капельдинер).

2.«Точное слово». Поработай с Толковым словарём. Выбери правильный ответ, закрась эту карточку.



Капельдинер -это

Театральный служитель, указывающий зрителям места.

Служащий, проверяющий билеты при входе в кинотеатр, театр, следящий за порядком в зале

Дирижёр -это

Лицо, управляющий оркестром, хором, оперным или балетным спектаклем.

Лицо, руководящее за сценическими действиями


Учитель: – Что является главным чудом в рассказе?

– Главным чудом в рассказе является любовь, которая связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни.


Учитель:-Что вы знаете о нянюшке?

Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, что она уже пожилой человек. Что она добрая и немного строгая.

Учитель: Где мы видим первое появление вороны? (Зачитайте ответ)с.14

- При каких обстоятельствах знакомимся с воробьем Пашкой? с.16

Физкультминутка

Учитель: Хорошо поработали, пришло время и отдохнуть.

Вот на ветках посмотри(руки вверх, показывают веточки)

В серых майках воробьи(руками хлопают по бокам, показывают грудки)

Распустили перышки(руки слегка в стороны)

Греются на солнышке (шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят(повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят.(бегут на месте, взмахивая руками)

Кыш! Кыш! Улетели.(машут руками)

А мы на место тихо сели.(садятся на места)


Работа в группах.

Учитель: Мы вспомнили содержание сказки, теперь давайте объединимся и поработаем в группах. Вам нужно на листочках написать, как можно больше качеств, которыми обладает данный персонаж по вашему мнению. О каком герое вы будете писать, узнаете, когда выберите себе листок. Воспользуйтесь планом, который у вас на партах или смотрите на слайде. Вы помните, что мы даем краткую характеристику и не всегда пользуемся всеми пунктами плана. Пользуйтесь учебниками и указывайте странички в подтверждение своих слов.

Дети выбирают лист с именем героя.

План характеристики литературного героя (11слайд)

    1. Внешний вид.

    2. Характер.

3. Поведение, поступки героя.

4. Чувства, переживания, мысли.

5. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу.

6. Отношение к герою других действующих лиц.

Проверка задания.

1.Проверка образа Маши. Представитель от группы зачитывают качества персонажей, другие представители дополняют, но не повторяются. Вопросы:

Маша –добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила» Стр.18. Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша» (стр.19).

Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. (стр.14)

Любопытная. «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом. (стр.19)

Впечатлительная. Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены».

Учитель: Посмотрите, сошлись ли ваши словесные описания с тем, как вы изобразили героев. Посмотрите, пожалуйста, на свои рисунки. (Рисунки детей вывешены в классе).

2. Рассмотрим образ вороны, который записан на листочках, вторая подгруппа дополняет, но не повторяется.

Седая(стр. 14) Но непонятнее всего была седая ворона. Наглая(стр.15) Как только Петровна и Маша уходили, ворона протискивалась в комнату, хватало первое, что попадалось на глаза, и удирала. Разбойница(стр.15) –Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла. Скупая, сварливая (стр.15) Ворона была скупая и сварливая.

Жестокая(стр.17) Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула…

Учитель:Посмотрите на свои рисунки. Сравниваем ваши слова с рисунками.

3) Учитель:У нас остался самый главный герой –это воробей.

Учитель:А что вы записали о воробье? Зачитайте свои ответы.

Беспризорный(стр.17) –Эх ты, беспризорник!-сказал милиционер. (Как вы думаете, кто такой беспризорник? –ответы детей).

Несчастный(стр. 17) Невесёлой жизни ты воробей!

Голодный(стр.17) Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Благодарный(стр. 18) С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклёвывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить.

Сообразительный.(стр.20) Потом, когда мама пошла на репетицию в театр, Пашка увязался за ней.

Юркий(стр.17) Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларёк…

Растрепанный(стр.22) в то самое время в зрительный зал ворвался маленький, растрепанный воробей.

Учитель:Посмотрим на ваши рисунки, вывешенные на доске. Так ли вы описали его на бумаге.

Учитель:Что задумал Пашка? Смог ли он в одиночку одолеть ворону? с.20

Учитель:Кто пришел к нему на помощь? Вспомним пословицы о дружбе. (Один в поле не воин. Один за всех и все за одного).

Вывод: рассказ Паустовского не только об удивительных животных, похожих на людей, он еще сказочный, разноцветный, волшебный, а также в этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах: о любви, верности и печали, о счастье и боли.

- Задумайтесь над идеей рассказа. Перечитайте итоговые слова мамы («От маленькой радости смеются, а от большой плачут»). Как вы понимаете эти слова?

(Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.)

-Чему хотел научить нас автор?( быть благодарными другому человеку за проявление заботы, сочувствия и доброты)

Учитель: Прочитайте пословицу «НА ДОБРЫЙ ПРИВЕТ – БЛАГОДАРНЫЙ ОТВЕТ». К какому из героев он подходит? (12 слайд)

Ответы детей: К воробью.

Учитель:Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Дети дают ответы).

(В произведении рассказывается о девочке Маше, которая согласилась забрать домой воробья, причесала его и накормила. Пашка же, так звали птицу, решил ей отблагодарить. Таков был его ответ на добрый поступок девочки. Конечно же, у воробья не сразу получилось отблагодарить Машу. Он не знал, что люди не едят гусениц. Но когда угостить не удалось, Пашка придумал другое. Во дворе жила ворона, которая воровала у людей всякие мелкие вещи. Воробей начал приносить Маше добычу черной птицы.)

VI. Рефлексия (1мин)

Учитель:Наш урок подходит к концу. Вы все хорошо потрудились, и пришло время подвести итоги.

Оцените свою работу (Дети по желанию читают начало фразы и дают свои ответы 1-2 слова) (13 слайд)

сегодня я узнал…

было интересно…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

меня удивило…

мне захотелось…

VII. Подведение итогов.

Учитель:Я предлагаю вам обобщить сказанное про главных героев произведения в форме синквейна.(резерв)

Маша Воробей

Добрая, впечатлительная. Великодушный, смелый.

Забрала, накормила, заботилась. Прилетел, подрался, помог.

Ухаживала за воробьем Пашкой. Отблагодарил девочку за заботу.

Любовь Молодец


Ворона

Загадочная, непонятная.

Залетела, увидела, спрятала.

Украла подарок отца.

Воровка


VIII.Выставление отметок (15сек)

Все сегодня работали хорошо. Но хочу отметить тех, кто работал сегодня на уроке более активно. По работе с тестами так же все получат отметки.


IX. Домашнее задание (30сек)

Давайте поспешим, друзья

Записать задания

Приложить прошу

Максимум внимания

1)Пересказ наиболее понравившегося эпизода из сказки «Растрепанный воробей».

2) Придумать пантамиму любого героя из сказки.

3)Проследить за поведением птиц в их жизни и сочинить свою сказку.

Подошел к концу урок.

Прозвенит сейчас звонок.

Всем мальчишкам и девчонкам,

Всем, всем, всем,

СПАСИБО ЗА УРОК!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!