СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предмет МПИ. Цели МПИ. Требования к учителю информатики в начальных классах.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал для студентов

Просмотр содержимого документа
«Предмет МПИ. Цели МПИ. Требования к учителю информатики в начальных классах.»

Лекция 1

Предмет МПИ. Цели МПИ.
Требования к учителю информатики в начальных классах.


Контрольные вопросы:

  1. Что является предметом изучения МПИ?

  2. Каковы основные цели пропедевтического курса информатики?

  3. Что необходимо для реализации основных целей пропедевтического курса информатики в начальных классах?

  4. Каковы основные цели МПИ как педагогической науки?

  5. Какие требования предъявляются к учителю информатики в начальных классах?


Курс «Методика преподавания информатики» появился в учебных планах педвузов в середине 80-ых гг. прошлого века практически одновременно с введением в школу предмета Основы информатики и вычислительной техники (ОИВТ) в 1985 г. Примерно с середины 90-ых годов начала развиваться методика преподавания информатики в начальных классах в связи с тем, что в некоторых продвинутых, элитных школах России стали преподавать информатику в 1-4 классах.

Методика преподавания информатики (МПИ) в начальной школе является составной частью методической системы информатики как школьной дисциплины и в настоящее время проходит стадию формирования. Это связано с тем, что информатика очень динамичная дисциплина, изменения происходят быстро, содержание пополняется новыми знаниями, вследствие чего изменяется и методическая система этой дисциплины. Так будет продолжаться до тех пор, пока информатика окончательно не сформируется как наука и как школьный предмет.

МПИ направлена на разработку таких методов и приёмов, которые позволят учителю за минимальный промежуток времени достичь максимального результата.

МПИ является частью педагогики, следовательно, учитель может опираться на уроке на уже известные ему педагогические приёмы. Но необходимо учитывать специфичность предмета информатики. Например, применительно к информатике вызывает сомнение классическая классно-урочная система Я. А. Каменского. А наличие или отсутствие компьютеров в школе порождает проблему двухвариантности обучения: машинное и безмашинное обучение. Поэтому представляется естественным, что МПИ немыслима без психолого-педагогических исследований, которые должны включать разработку теоретико-практических основ построения учебной деятельности с учётом машинного и безмашинного вариантов. Существует проблема «омоложения» информатики. Если раньше обучали информатике только в старшей школе, то сейчас информатику преподают в начальных классах.

Реальность жизни состоит в том, что у школы нет иного выбора, кроме как адаптация её к информационному веку. Основная цель адаптации состоит в том, что детей нужно учить обрабатывать информацию, решать задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе. Приобретение компьютерной грамотности (КГ) – это формирование качественно нового поколения. Учитывая, что подавляющую долю своих умений и навыков человек получает именно в детстве, что учащиеся дошкольного и младшего школьного возраста легче воспринимают новые стили и формы мышления, формирование КГ нужно начинать как можно раньше. Центральным аргументом в пользу введения курса КГ для учащихся младших классов является принцип равноправного доступа к образованию. Как учить малышей информатике?

(1)Методическая система обучения любому предмету состоит из пяти частей:

  • целей,

  • содержания,

  • методов,

  • средств,

  • организационных средств обучения.

Все эти вопросы мы и будем рассматривать как предмет МПИ в начальных классах. Предмет МПИ традиционно делится на две части:

    1. вопросы общей методики;

    2. изучение частных методических систем (конкретных методик).

Термин «методика» произошёл от греческого слова methodos – путь, исследование теории, учение, способ достижения цели.

Если в общем результатом преподавания информатики должны стать хорошие знания по предмету, то (2) основными целями пропедевтического курса информатики в младших классах являются: - формирование начал компьютерной грамотности;

- развитие логического мышления;

- развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач;

- формирование элементарных компьютерных навыков.

Что для этого нужно? (3)

    1. Наличие концепции преподавания информатики.

    2. Наличие учебной программы по предмету, разработанной в соответствии с концепцией.

    3. Хорошая профессиональная подготовка учителя – знание общей, практической информатики, а также знание математики, физиологии, психологии и педагогики.

    4. Наличие компьютерного класса.

    5. Наличие электронных обучающих программ по предметам начальной школы.

    6. Наличие методического материала.

Выделим (4) основные цели МПИ:

      1. разработка концепций преподавания информатики:

      2. разработка учебных программ по информатике, причём одни программы должны соответствовать реальному уровню компьютеризации в регионе, а другие могут включать пункты, учитывающие разработку и внедрение новых информационных технологий;

      3. вооружение учителя информатики знаниями, умениями, навыками (ЗУН), необходимыми для рационального и творческого преподавания;

      4. нацеливание учителя информатики на решение воспитательных, образовательных и развивающих задач.

(5) Требования к учителю информатики в младших классах.

        1. Знание общей, практической информатики; разделов математики: «Множества. Операции над множествами», «Элементы математической логики», МПИ.

        2. Знание физиологии, психологии, педагогики.

        3. Владение пользовательскими навыками работы на компьютере.

        4. Знание различных частных методик и программ по изучению информатики в начальных классах, как в машинном, так и в безмашинном вариантах.

        5. Использование при обучении информатике самых эффективных традиционных методов и приёмов и новых педагогических и информационных технологий.

        6. Постоянное повышение своих теоретических и практических ЗУН по информатике, используя специальную литературу, издания периодической печати по информатике, а также посещая семинары, конференции, курсы для учителей, Интернет.

        7. Вести целенаправленную работу по реализации образовательной, воспитательной и развивающей целей обучения на каждом уроке информатики и во внеклассной работе.

        8. Формировать интерес к информатике и вызывать стремление учащихся к овладению компьютером.

        9. Анализируя и совершенствуя своё преподавание информатике на основе какой-либо программы, стремиться разработать свою собственную концепцию и программу по преподаванию информатике в начальных классах.