1 | Мотивационныйэтапсамоопределение к деятельности. | Прозвенел звонок, встали на урок. - Садитесь .Сегодня на уроке работать не ленитесь! -Дети, а знаете, что произошло сегодня утром? Я шла в школу и собирала улыбки. Вы удивлены? - Я по улице шагала и улыбки собирала: Вот улыбка малыша, до чего же хороша! Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица, Вот весёлый смех ребят - для меня он просто клад. Всем в ответ я улыбалась – получается – менялась! (Включить отрывок из песни «От улыбки») - А у вас какое настроение? Почему? - Пусть плохое лучше станется, а хорошее останется. -Всем улыбнуться | Организовывают рабочее место, эмоционально настраиваются на урок. | Словесный (слово учителя) |
| Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Дети, а кто вспомнит какие гласные звуки русского языка мы изучили? (а, о,у,и, ы, э) - Какие звуки называют гласными? - Давайте гласные звуки пропоём ещё раз. - А как вы думаете, есть ли в русском языке ещё какие-то звуки, кроме гласных? Как они называются? (согласные) - А чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные поются, согласные не поются). | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы Артикуляционная гимнастика Ротики открыли закрыли 5-6 раз Улыбка трубочка5-6 раз Качели- ротики открыли язык за зубами вверх вниз 5-6 раз Горка – язык тонкий вверх уза верхними зубами держим нижнюю челюсть отводим вниз 10 секунд под счет Лошадка – присасываем кончик языка к верхнему небу и резко отпускаем вниз со щелчком5-6 раз Грибок – присосать язык к верхнему небу , нижнюю челюсть отвести вниз. 10 секунд под счет Моторчик – язык между губами, подаем воздушную струю для образования вибрации на кончике языка.3 полных выдоха Балтушка- облизываем верхнюю губу во внутрь со звуком [л] 5-6 раз - облизываем верхние зубы внутрь со звуком [л] 5-6 раз облизываем верхний бугорок за верхними зубами со звуком [а] 5-6 раз Чашка - поднимаем края языка вверх так, чтобы они оказались внутри верхних зубов. А середина языка опущена максимально вниз Дыхательная гимнастика Воздушный футбол – кусочек ватки положить на середину стола .При помощи рук сделать ворота .Воздушной струей подаваемой ртом ребенка необходимо задуть ватный шарик в ворота. Воздушные качели – на нитку повесить кусочек ватного шарика взять за ниточку и поднести так к ребенку чтобы шарик оказался чуть выше носового хода. Ребенок должен высунуть язык и приподнять кончик так чтобы при подаче воздушной струи ватный шарик отодвигался в перед. Как качели. Следите за положением головы ребенка , чтобы держал голову прямо а не запрокидывал ее назад . Язык дракона – полоска бумаги для принтера 1,5-11, крепится к кончику языка ребенок подает воздушную струю на кончик языка , так чтобы кончик полоски бумаги поднялся вверх. | Словесный (беседа) Поисковый создание проблемной ситуации Развитие артикуляционного аппарата и дыхательной системы |
| Постановка учебной задачи | Ребята помните, как вы ходили на прогулку на даче? - Вышли во двор, а навстречу идет кошка (достает игрушку, ставит на стол) и кричит: « мяу-мяу...» Как она кричит? (« мяу-мяу».) Идем мы дальше, а корова мычит: « му- му». Как она мычит? («му-му».) - Чем похожи слова, которые назвал Ваня? (начинаются на букву М).Молодцы! - Послушайте загадку, и угадайте, о какой букве идёт речь. Эта буква спит в берлоге, Моет руки, моет ноги, Надоедливо жужжит И по комнате кружит. (о букве м) - А как вы догадались? - Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока? - - Правильно тема нашего урока: «Буква М,м. Звуки [м], [м’]. [м - Какие цели поставим перед собой? Итак тема. тема нашего урока: «Буква М,м. Звуки | Называют картинки Учащиеся сравнивают слова, высказывают своё мнение Рассматривает предметные картинки, называет их. (мыло, мяч, мышка, малина, муравей, майка, молоко). | Словесный (беседа) Поисковый создание проблемной ситуации Наглядно-иллюстративный |
| Открытие нового знания | - Откройте учебники на стр. 78. Что изображено на «волшебном рисунке? (молния) - Где можно в жизни встретить такой замок? - А кто знает, как по-другому называется этот замок? (молния) - А что ещё называем этим словом? (природное явление) - Поставьте ладошку ко рту и произнесите первый звук в слове молния, пронаблюдайте, как проходит воздух, и обратите внимание, как ведут себя губки при произношении этого звука. (Губки создают преграду воздуху, и воздух проходит через нос)) - Можно ли этот звук назвать гласным? (нет, он не поётся) - Сделайте вывод? (При произношении звука [м]?воздух встречает преграду, значит звук этот согласный) - Какой буквой обозначается звук [м]? Найдите подсказку на «волшебном» рисунке. - Найдите глазками на ленте букв букву М. - На что похожа буква М? Взявшись за руки мы встали И на М похожи стали. Давайте с вами встанем и тоже возьмёмся за руки. Посмотрите друг на друга: вы похожи на букву М. Вот качели - Буква М! Здесь качаться можно всем! Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем, Получилась буква М. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - А теперь немножко отдохнём. - Дети , как вы думаете почему я включила физкультминутку про матрёшки? - А сейчас поработаем в парах. Давайте с вами вспомним правила работы в парах? (уважай, выслушивай, предлагай, не мешай другим) - Пусть каждая пара возьмёт себе МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ. - Составьте в парах звуковые схемы слов: Маша и Миша. Расскажите друг другу о каждом звуке. Сравните схемы. Когда выполните задания просигнализируйте. Можете приступать. А у доски задание будут выполнять Арина и Вадим. - Дети, сверьте с доской свои схемы. - Итак, чем похожи эти схемы? (одинаковое количество букв , звуков и слогов, эти слова начинаются с согласного звука) - Чем отличаются эти схемы? (первыми и вторыми звуками) - Значит, буква М имеет два звука: твердый м и мягкий м. - Оцените свою работу в парах. А теперь поставьте ручки на стол и ладошками закройте ушки. Произнесите эти звуки ещё раз. - Вы хорошо услышали эти звуки. - Значит, какие это звуки звонкие или глухие? Сделаем вывод: (человечек) м согласный, при его произношении воздух встречает преграду, он произносится звонко, может быть твердый и мягкий. | Работа с учебником Характеризуют звук [м]. Формулируют вывод Демонстрируют букву М Работа в паре. Составляют схемы слов, сравнивают Выделяют звуки [м], [м’]. Характеризуют звук звука[м]. Работа с учебником стр.38 Характеризуют звук [м.мь] Карточка( количество заданий может может меняться) Инструкция №1. Работа с пазлом (изучение конура буквы) Карточка-интрукция Инструкция: Возьми пазл. Напомни, какая на нем буква представлена? Достань ее. Ощупай ее, изучи какая она, какого она цвета? Обведи пальчиком в пазле отверстие, которое занимала буква. Вставь букву в пазл, отложи в сторону. Инструкция №2 Выкладывание буквы по образцу. Учитель ;Посмотри, как я выложу из палочек букву. Сделай так же. Пальчиковая гимнастика. Инструкция №3 Инструкция: Сейчас мы будем учиться писать букву «М». Сначала ты должен раскрасить разными цветами большую и маленькую букву. Выполни это самостоятельно. Инструкция №4 В следующем задании надо написать букву по точкам. Посмотри, как я это сделаю. (Показ учителем). Сделай так же. Инструкция №5 И последнее задание: зачеркни неправильные буквы - Оценитвают свою работу в парах | Словесный (беседа), создание проблемной ситуации практический (работа с учебником, по карточкам) Формирование зрительного образа буквы.Знакомство с буквой. Учитель показывает плакат с буквой. Выделять звуки [м], [м]’ Оценивают свою работу в парах Регулятивные: - выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, - выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Выполнение действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, -выполнять свою часть работы Познавательные: - понимать информацию, представленную в знаково-символической форме; - осуществлять поиск необходимой информации; - наблюдать, сравнивать и делать обобщение о проделанной работе, - делать выводы. Осуществлять сравнение букв, находить общие элементы Ориентироваться на странице учебника, тетради, «ключ» к конструированию букв Осуществлять анализ буквы, выделенных элементов Зрительного образа буквы. Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности Снятие утомляемости на уроке(здоровый образ жизни) Снятие утомляемости на уроке (здоровый образ жизни) навыки сотрудничества Предметные: - характеризовать звуки; - выделять указанные звуки, обозначать их буквами; - проводить звуко-буквенный анализ слова; - Наблюдать, сравнивать и делать обобщение Выделять букву из рядя других Находить букву в слове Порядок начертания и копирование буквы Четко произносить букву |
| Применение нового знания | практическая (работа с учебником, по карточкам) Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать, А за ним ежатки, малые ребятки. «Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл». – Какую букву нашёл ёжик? (М) Прибежал веселый А, прочитали дети – ма. Прибежал задорный О, прочитали дети – мо Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы. Прибежал игривый И, прочитали дети – ми. Прибежал упрямый У, прочитали дети – му. Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.- Составьте слова с данными слогами. -Посмотрите на экран. Что у меня написано. (слова). - Почему вы так решили? (написаны через запятую) - Прочитайте эти слова. (мимоза, мама, у) - А теперь из этих слов составим предложение. А что вы знаете про предложение? (Первое слово с большой буквы, в конце стоит точка, предложение выражает законченную мысль) - Давайте составим схему к этому предложению на маршрутных листочках. Работаем в паре. Когда будете готовы, просигнализируйте. - А у доски составит схему предложения Арина и Вадим. - Назовите в этом предложении слова в которых есть буква М. - Какой первый звук в слове мама. Произнесите. - Какой первый звук в слове мимоза. Произнесите. -Мы ещё раз с вами убедились, что буква М имеет два звука твёрдый [м], мягкий [м,]. - А теперь давайте поиграем в «Твёрдый - мягкий»? Мальчики – будут «ловить» твёрдый звук [м]. Поймали – встали. Девочки – будут «ловить» только мягкий звук [м,]. Поймали – встали. Одно условие: вставать нужно тихо. (мыло, мел, малина, мельница, муравей, медаль) | Чтение слогов. Составляют слова с данными слогами Составляют предложение Составляют схему предложенияВыделяют звуки [м], [м’]. Чтение слогов. Инструктивная карточка Давай вспомним некоторые буквы, которые мы знаем. (Учитель предлагает карточки с буквами). Составь слоги: МА, МЕ, МО. Запиши их Какой буквой дополним слог МЕ, чтоб получилось слово? Запиши его Выделяют звуки [м], [м’]. | Регулятивные: - слушать и слышать собеседника. - адекватно воспринимать оценку учителя, сверстника. Развитие внимания Выполнять действия в соответствии с поставленной задачей Словесный отчет Коммуникативные: - слушать и понимать речь других людей; - участвовать в коллективном обсуждении прочитанного. Строить понятные высказывания Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации. -осуществлять анализ буквы. Выделение элементов Ориентироваться на странице тетради Написание слогов и слова Закрепление изученного |
| VI Работа в группах. | Сегодня у буквы М – праздник. Давайте нарядим ее и сделаем ей подарки. - Будем работать в группах. Но прежде чем приступить к её выполнению, вспомним правила работы в группе. - Каждая группа имеет свою инструкцию, выберете себе командира, прочитайте инструкцию, распределите обязанности, возьмите всё нужное для вашей группы. А когда будете готовы просигнализируйте. - Можете приступать к работе. 1 группа. Пригласит гостей. 2 группа. Приготовит угощение. 3 группа. Сделает подарки. 4 группа. Нарядит букву. - Итак, приготовились к защите проектной задаче. Приглашаю 2 группу и т.д. - Оцените работу 2 группы. - Молодцы! | Работа в группах, выполняют проектную задачу Отчет групп. Работа в группах, выполняют проектную задачу Отчет групп. | Коммуникативные: умение сотрудничать в группе. Взаимодействовать в микрогруппе выполнять часть работы Регулятивные:Выполнять учебные действия Осуществлять познавательную рефлексию. Выполнение действия в соответствии с поставленной задачей Словестный отчет |