Педагогическая олимпиада
Начальные классы
Уважаемые коллеги!
Вам предлагается выполнить задания предметной педагогической олимпиады для учителей начальных классов.
Система заданий представлена тремя блоками:
1 блок - «Предметный». В этом блоке вам необходимо выполнить задания по трем предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика».
2 блок - «Психолого-педагогический». В этом блоке вам необходимо ответить на 13 вопросов по педагогике и психологии
3 блок - «Педагогическое эссе». Вам необходимо написать эссе на предложенную тему.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Присылайте Ваши работы, даже если вам удалось выполнить не все из представленных заданий.
При выполнении олимпиадных заданий на листе необходимо обязательно указывать ФИО участника олимпиады, образовательное учреждение, район.
Желаем успеха!
ФИО Реутова Алёна
Александровна
ОУ МКОУ «Садовская средняя
общеобразовательная школа»
Район Кетовский
Предметный блок
Русский язык
1. Какое из заданий можно считать учебной задачей?
Сегодня мы узнаем новое орфографическое правило;
Сегодня мы потренируемся в правописании окончаний глаголов;
Сегодня мы узнаем, как писать окончания слов, которые отвечают на вопрос «что делать?»;
Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?
2. Поставьте существительные в Р. п. множественного числа:
чулки - чулок
носки - носков
макароны - макарон
помидоры - помидоров
туфли - туфель
рельсы - рельсов
кочерга - кочерги
простыня - простыни
оладья - оладьи
3. Запишите 4 слова с двумя приставками: безвылазный, воссоединить, неподвижный, невозможно.
4. Зачеркните в каждой строке лишнее слово:
д
еревня, лошадь, девочка, лисица
б
ыстрый, скорый, проворный, тихий
с
уществительное, наречие, сказуемое, предлог
т
ополь, дождь, дверь, олень.
т
омительный, утомительный, томный, пятитомный
я
, ты, друг, они.
т
юль, бандероль, рояль, бюллетень, шампунь
5. Напишите цепочку из 5 словарных слов так, чтобы 1-я буква каждого следующего слова была такой же, как последняя у предыдущего слова:
Аккуратно, овощи, интересно, одуванчик, килограмм.
6. Как называются жители указанных ниже городов? Образуйте формы именительного падежа мужского и женского рода единственного числа.
Архангельск - архангелогородец, архангелогородка.
Армавир –армавирец, армавирка.
Бийск – бийчанин, бийчанка.
Вологда – волокжанин, вологжанка.
Гусь-Хрустальный – гусевчанин, гусевчанка.
Липецк – липчанин, липчанка.
Смоленск – смолянин, смолянка.
Санкт- Петербург – питербуржец, питербурженка.
Томск – томич, томичка.
Тверь – тверяк, тверичанка.
Тобольск – тоболяк, тоболячка.
Энгельс – энгельсит.
Хабаровск – хабаровчанин, хабаровчанка..
7. Определите, какой частью слова является буквенное сочетание -ей в следующих словах:
Дождей- окончание, сыновей-окончание, друзей-окончание, сшей- корень, воробей-корень, саней-окончание, красивей-суффикс, змей-корень.
8. Определите род следующих имён существительных:
Ружьё- с.р., крупье – м.р, святоша – м.р, кюре-м.р., вуаль-ж.р, алиби-с.р, ООН-ж.р, тюль-м.р, задира-общий род, пустомеля-общего.
Литературное чтение
По какому признаку можно разделить известных личностей на группы? Обоснуйте свой ответ.
Андрей Вознесенский, Марк Шагал, , Саша Чёрный, Михаил Врубель, , Сергей Козлов, Константин Паустовский, Константин Бальмонт – известные люди, авторы замечательных произведений в разных жанрах искусства.
Мышильда , Илья Муромец, Садко – известные выдуманные герои произведений.
2. Раскройте смысл крылатых выражений. Запишите названия литературных произведений, которые дали им жизнь.
А король-то голый - Г.Х.Андерсен «Новое платье короля» (означает ложь, утверждение в качестве истины того, чего на самом деле нет)
Блоху подковать - Николай Лесков «Левша» (проявить мастерство, необыкновенную выдумку)
Мартышкин труд – И.А.Крылов басня «Обезьяна» (бессмысленная, ненужная работа)
Синяя птица - Морис Метерлинк «Синяя птица» (символ счастья)
3. В каких странах жили эти писатели?
Ш. Перро Франция
С. Маршак Россия
Д. Родари Италия
Г. -Х. Андерсен Дания
Л. Ф. Баум Америка
А. Волков Россия
4. Поясните значение слов
ланиты - щёки
десница – правая рука
чело – лоб; специальное отверстие в русской печи, полк; принимающий на себя основной удар противника
шелом – разновидность шлема
кичка – праздничный головной убор замужней женщины; возвышенное место на носу судна
перст - палец
Подчеркните псевдонимы:
А. К. Толстой, А. Погорельский, А. Болотов, А. Волков, А. Барто, С. Голицын, А. Гайдар, С. Михалков, С. Маршак, Л. Гераскина, Ю. Мориц, С. Аксаков.
Подберите русские эквиваленты к пословицам из разных языков:
Один волк не кусает другого волка (исп.). Ворон ворону глаз не выклюет.
Леопард не может изменить своих пятен (англ.) Из песни слов не выкинешь
Если хочешь масла, нужно его сбить (франц.) Любишь кататься, люби и саночки возить.
На какую гору пришёл, такую песню и пой (кит.) Со своим уставом в чцжой монастырь не ходят.
Общий, родовой признак детского фольклора:
8. Первый совершенный образец художественно-познавательной сказки для детей В. Одоевского:
«Городок в табакерке;
«Черная курица»;
«Червячок»;
«Монастырка».
Математика
1. В этой дидактической линии (в соответствии с материалами ФГОС НОО) курса математики изучаются элементы статистики и вероятностей:
Алгебра;
Геометрия;
Работа с данными;
Арифметика.
Укажите последовательность операций, которые должен выполнить ученик при сложении с переходом через десяток в пределах 20.
Определить, каким числом должна быть сумма - однозначным или двузначным;
Выбрать слагаемое, которое нужно дополнить до 10;
Заменить суммой двух чисел одно из слагаемых;
Дополнить одно из слагаемых до 10;
К 10 прибавить оставшуюся часть второго слагаемого.
3. Ученики 2 класса получили задание:
«Найти значение выражений.
17 + 6 9 +13 19 – 8 12 – 5
15 + 4 8 – 4 11 - 7 16 + 3
2 + 7 18 – 5 16 – 3 9 + 8
Распределить полученные равенства в два столбика так, чтобы в каждом столбике равенства были чем-то похожи».
Какой вариант распределения Вы оцениваете как наиболее функциональный?
По действиям (сложение, вычитание);
По ответам (однозначные, двузначные);
По действиям (с переходом, без перехода);
По составу компонентов (однозначные, двузначные числа).
4. Какой цифрой оканчивается произведение. ____________________________________
13 * 14 * 15 * 16 * 17 = 0
5. Из деревни в город, расстояние между которыми 27 км, на лошади выехал всадник. Скорость движения лошади была 9 км/ч. Вместе с лошадью бежала его собака, которая на протяжении всего пути бегала то вправо, то влево и затем догоняла лошадь. Сколько километров пробежала собака к моменту въезда всадника в город, если скорость, с которой она бежала, была 12 км/ч.
36 км
Окружающий мир
1. Соберите из букв как можно больше названий деревьев.
Т О Л К Е Р С Я И П Ё Н А Ь Д
Кедр, ясень, липа, ёлка, (ель), осина, персик, апельсин, клён, олеандр, тис
2. Объясните поговорку: «Река Ока – Волги правая рука». Что Вы назовёте левой рукой Волги?
Ока – это правый приток реки Волги, а левая ее рука - река Кама, которая длиннее Оки
3. О какой реке М.Ю. Лермонтов написал такие строки?
______, воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит…. Река Терек
4. Приоритетной задачей курса «Окружающий мир» является:
формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома собственного и общего для всего живого;
накопление естественно - научных и обществоведческих знаний;
экологическая направленность образования;
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в окружающем.
5. В каком из перечисленных регионов России почвы наиболее плодородные?
Пермский край;
Новгородская область;
Воронежская область;
Республика Карелия
6. Такие неблагоприятные климатические явления, как засухи, суховеи пыльные бури значительно затрудняют хозяйственное освоение территории. Для какой из перечисленных территорий они наиболее характерны?
7. Расположите следующие фамилии исторических личностей в хронологической последовательности их деятельности: С.Л. Перовская, В.И. Ленин, Н.М. Муравьев, А.Н. Радищев.
А. Н. Радищев
Н. М. Муравьев
С. Л. Перовская
В. И. Ленин
8. Установите соответствие между народом России и языковой семьей, к которой этот народ относится.
НАРОД | ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ |
буряты | алтайская |
| индоевропейская |
коми | уральско-юкагирская |
ингуши | северокавказская |
Психолого-педагогический блок
Учебная деятельность состоит из …
учебной задачи и учебных действий;
мотивационного, операционного и регулирующего компонентов;
работы познавательных процессов;
действий внутреннего контроля и оценки.
2. Выберите и вставьте правильный ответ:
………….. - это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Социализация;
Обучение;
Воспитание;
Гуманизация
3. Движущей силой учебного процесса является:
дидактические способности учителя;
противоречие между учебным и наличным уровнем знаний учащихся;
последовательная смена ведущих видов учебной деятельности учащихся;
4. Мгновенное осознание решения некоторых проблем – это:
мышление;
интеллект;
инсайт;
эвристика.
5. Расхождение в уровнях трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого, называется:
уровнем актуального развития;
зоной ближайшего развития;
зоной саморазвития;
зоной неопределенности.
6. Документ, определяющий перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество часов – это …
рабочая программа;
учебная программа;
типовая программа;
учебный план
7. Сущность проблемного обучения состоит в …
- изучении познавательных возможностей учащихся;
- управлении познавательной деятельностью учащихся;
- постановке перед учащимися учебной проблемы;
- постановке проблемы и усвоении готовых выводов;
- организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
8. Исследовательская деятельность обучаемых - это
деятельность, направленная на изучение явления или объекта для подтверждения гипотезы, выдвинутой педагогом;
деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением;
деятельность, связанная с решением нескольких задач повышенной сложности и сравнением результатов решения
9. Какие универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности?
Познавательные;
Коммуникативные;
Регулятивные;
Личностные.
10. Урок с элементами «мозгового штурма» подразумевает
выдвижение педагогом идеи, которая становится основной и вокруг этой идеи строится обсуждение и принятие окончательного решения;
выдвижение одним из учащихся идеи, которую последовательно развивают другие учащиеся, в конце рассмотрения принимается окончательный вариант, предложенный последним учащимся;
выдвижение учащимися большого количества идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства или опровержения
11. «Обучение в сотрудничестве» трактуется как
совместная деятельность педагогов и родителей обучающихся;
групповая образовательная деятельность обучаемых;
совместная развивающая деятельность взрослых и детей.
12. Педагогический прием «составление кластера» предполагает
сочинение нескольких коротких изречений на заданную тему;
составление таблицы, в которой количество строк равно количеству столбцов;
систематизацию материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста
13. Кто автор высказывания «Педагог живет до тех пор, пока учится»
Я.Коменкский;
К.Д.Ушинский;
А.С.Макаренко;
Эссе на тему: «Дом, в котором я живу….»
Каждый из нас выбирает место, где ему жить сам. Независимо от причин, обстоятельств, других необъяснимых отговорок, именно САМ, ведь как сказал герой комедии «Горе от ума»: « Хорошо там, где нас нет».
Что для человека дом? Дом это не обязательно четыре стены и потолок. Дом – это место где ты родился, это место где ты живешь, это место где ты работаешь. Это то место, в котором тебе комфортно, удобно, хочется возвращаться туда, это там где нас ждут…
Для меня дом это моя крепость, где свободно чувствуют себя мои дети и я. Где можно отвлечься от ненужных проблем, от ненужных забот.
Дом – это место моего рождения, где я провела счастливые, беззаботные года детства. Это дом излучает любовь, тепло, спокойствие, туда необыкновенно тянет.
Дом – это моя работа. Я считаю себя счастливым человеком, потому что люблю свою работу, да не просто люблю, а обожаю. Школа – это мой дом.
И ещё есть много замечательных мест, которые я могла бы назвать домом. Все вместе они наполняют мою жизнь смыслом, делают ее прекрасной, счастливой.
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Даже и стулья за столом –
Это не дом.
Дом – это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Радостным, добрым, нежным, злым,
Еле живым…
Дом – это там, где нас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.