СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Предметно - азвивающая среда в детском саду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметно-развивающая среда в ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового ФГОС к структуре основной образовательной программы.

Просмотр содержимого документа
«"Предметно - азвивающая среда в детском саду"»

Оптимизация предметно-развивающей среды с учётом образовательной программы «Детство» в соответствии с требованиями фгос. Выполнила: Кулова МаринаСергеевна.

Оптимизация предметно-развивающей среды с учётом образовательной программы «Детство» в соответствии с требованиями фгос.

Выполнила:

Кулова МаринаСергеевна.

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание   в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит  обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.                                                                                                                                      
  • Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание   в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит  обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.                                                                                                                                      
Цель: Повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих в сфере дошкольного образования,  Задачи:  - ознакомить с основными требованиями ФГОС ДО, предъявляемыми к развивающей предметно-пространственной среде;  - ознакомить с примером построения предметно-развивающей среды.   Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития.

Цель: Повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих в сфере дошкольного образования, Задачи: - ознакомить с основными требованиями ФГОС ДО, предъявляемыми к развивающей предметно-пространственной среде; - ознакомить с примером построения предметно-развивающей среды. Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности, является игра. Развивающая предметно-развивающая среда должна быть: содержательно-насыщенной,  2. трансформируемой,  3. полифункциональной,  4. вариативной,  5. доступной  6. безопасной.
  • Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности, является игра.
  • Развивающая предметно-развивающая среда должна быть:
  • содержательно-насыщенной, 2. трансформируемой, 3. полифункциональной, 4. вариативной, 5. доступной 6. безопасной.
Насыщенность среды: 1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию : Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:  - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);  - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Насыщенность среды:

  • 1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию :
  • Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
Трансформируемость и полифункциональность: 2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.   3. Полифункциональность материалов предполагает:  - возможность разнообразного использования различных  составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов,  мягких модулей, ширм и т.д.;

Трансформируемость и полифункциональность:

  • 2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3. Полифункциональность материалов предполагает: - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
Вариативность, доступность и безопасность: 4. Вариативность среды предполагает:  - наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;  - 5. Доступность среды предполагает:  - - свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;    6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Вариативность, доступность и безопасность:

  • 4. Вариативность среды предполагает: - наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; -
  • 5. Доступность среды предполагает: - - свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; 6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
 ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВАЖНЕЙШИМ УСЛОВИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ СВОИ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:    Для детей третьего года жизни отличительным является наличие свободного, большого пространства, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.   На четвёртом году жизни ребенку необходим развёрнутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.   В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВАЖНЕЙШИМ УСЛОВИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ СВОИ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:

  • Для детей третьего года жизни отличительным является наличие свободного, большого пространства, где они могут быть в активном движении – лазании, катании. На четвёртом году жизни ребенку необходим развёрнутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими. В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.
Роль среды в развитии детей основных функций:  - организующей,  - воспитательной,  - развивающей.     Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. .  При формировании предметно-развивающей среды необходимо:  - - создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб

Роль среды в развитии детей основных функций: - организующей, - воспитательной, - развивающей.

  • Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
  • . При формировании предметно-развивающей среды необходимо: - - создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых;
Воспитательные функции В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника.

Воспитательные функции

  • В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника.
Развивающая функция: Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать

Развивающая функция:

  • Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
  • Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Активный сектор Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя:  - центр игры  - центр двигательной деятельности  - центр конструирования  - центр музыкально театрализованной деятельности

Активный сектор

  • Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя: - центр игры - центр двигательной деятельности - центр конструирования - центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:   Спокойный сектор:  - центр книги  - центр отдыха  - центр природы

Спокойный сектор:

  • Спокойный сектор: - центр книги - центр отдыха - центр природы
Рабочий сектор Рабочий сектор (занимает 25% всей группы), и включает в себя:  - центр познавательной и исследовательской деятельности  - центр продуктивной и творческой деятельности  - центр правильной речи и моторики.

Рабочий сектор

  • Рабочий сектор (занимает 25% всей группы), и включает в себя: - центр познавательной и исследовательской деятельности - центр продуктивной и творческой деятельности - центр правильной речи и моторики.
В группах выделены зоны для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская». «Супермаркет». А также зоны познавательного развития: «Безопасность дорожного движения», «Экология», «Центр музыки». . Зона музыкальной деятельности . Сюда внесены разнообразные музыкальные инструменты, дидактические игры, предметы для самостоятельной деятельности, портреты композиторов.
  • В группах выделены зоны для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская». «Супермаркет». А также зоны познавательного развития: «Безопасность дорожного движения», «Экология», «Центр музыки». . Зона музыкальной деятельности . Сюда внесены разнообразные музыкальные инструменты, дидактические игры, предметы для самостоятельной деятельности, портреты композиторов.
Центр безопасности дорожного движения интересен, в первую очередь, мальчикам, да и девочки здесь с удовольствием играют. Центр включает в себя машины различных размеров и назначения, светофор, полицейский жезл и фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению правил дорожного движения через сюжетно-ролевую игру.
  • Центр безопасности дорожного движения интересен, в первую очередь, мальчикам, да и девочки здесь с удовольствием играют. Центр включает в себя машины различных размеров и назначения, светофор, полицейский жезл и фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению правил дорожного движения через сюжетно-ролевую игру.
центр патриотического воспитания. куклы в национальных костюмах. Правильно подобранный материал позволяет изучать обычаи и традиции народов. Знакомство детей с родным городом, Челябинской областью. В центре находятся предметы русского обихода, народные игрушки, расписные шкатулки, флаг с гербом, информация о Великой Отечественной войне.
  • центр патриотического воспитания. куклы в национальных костюмах. Правильно подобранный материал позволяет изучать обычаи и традиции народов. Знакомство детей с родным городом, Челябинской областью. В центре находятся предметы русского обихода, народные игрушки, расписные шкатулки, флаг с гербом, информация о Великой Отечественной войне.
Театрализованный центр: центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо.

Театрализованный центр:

  • центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо.
ЦЕНТР ПРИРОДЫ И НАУКИ: Центр природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, . В нем находятся: комнатные растения, набор природных материалов, весы, лупа, гербарий, принадлежности для экспериментирования и уходом за комнатными растениями, альбом «Календарь природы», загадки о птицах, животных и растениях.

ЦЕНТР ПРИРОДЫ И НАУКИ:

  • Центр природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии,

. В нем находятся: комнатные растения, набор природных материалов, весы, лупа, гербарий, принадлежности для экспериментирования и уходом за комнатными растениями, альбом «Календарь природы», загадки о птицах, животных и растениях.

сюжетно-ролевые игры Игровая зона оснащена для сюжетно-ролевых игр « Парикмахерская», она интересна девочкам. В него входит модуль-основа, костюм для парикмахера, набор украшений, набор инструментов для стрижек «Супермаркет» . В него входит костюм для продавца, весы, столик для кассира, корзины для овощей и фруктов, атрибуты: «деньги» из бумаги, кошельки, кассовый аппарат, вывеска с наименованием супермаркет, муляжи овощей и фруктов. «Больница». В него входит модуль-основа, соразмерная росту ребенка, халат для врача, шапочка для врача, телефон, набор докторской.

сюжетно-ролевые игры

  • Игровая зона оснащена для сюжетно-ролевых игр « Парикмахерская», она интересна девочкам. В него входит модуль-основа, костюм для парикмахера, набор украшений, набор инструментов для стрижек
  • «Супермаркет» . В него входит костюм для продавца, весы, столик для кассира, корзины для овощей и фруктов, атрибуты: «деньги» из бумаги, кошельки, кассовый аппарат, вывеска с наименованием супермаркет, муляжи овощей и фруктов.
  • «Больница». В него входит модуль-основа, соразмерная росту ребенка, халат для врача, шапочка для врача, телефон, набор докторской.
В игровой комнате обязательно должен быть уголок тишины и спокойствия - «Семья», который располагает к мечтам и тихим беседам, Здесь есть коврик на полу, коляски, куклы, кухонные принадлежности. Здесь девочки проводят большую часть времени.
  • В игровой комнате обязательно должен быть уголок тишины и спокойствия - «Семья», который располагает к мечтам и тихим беседам, Здесь есть коврик на полу, коляски, куклы, кухонные принадлежности. Здесь девочки проводят большую часть времени.
Центр продуктивной и творческой деятельности или центр художественного творчества.  Он выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре должны присутствовать альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников.
  • Центр продуктивной и творческой деятельности или центр художественного творчества. Он выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре должны присутствовать альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников.
Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал).
  • Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал).
Центр двигательной активности: Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Центр двигательной активности:

  • Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия , как центр книги и отдыха,. Ребёнок чувствует себя комфортно, спокойно  и уютно. В Этом центре с удовольствием приобщаются  к словесному Исскуству. У детей развивается художественное восприятие И эстетический вкус. Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.  .

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия , как центр книги и отдыха,.

Ребёнок чувствует себя комфортно, спокойно

и уютно. В

Этом центре с удовольствием приобщаются

к словесному

Исскуству.

У детей развивается художественное восприятие

И эстетический вкус.

  • Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. .
Спасибо за внимание!!!! Спасибо за внимание!!!! Спасибо за внимание!!!! Спасибо за внимание!!!! Спасибо за внимание!!!!
  • Спасибо за внимание!!!!
  • Спасибо за внимание!!!!
  • Спасибо за внимание!!!!
  • Спасибо за внимание!!!!
  • Спасибо за внимание!!!!